Будда Шакьямуни (V-VI до н.э.) учил, каким все является на самом деле
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → «Я всегда окружен Буддами». Интервью с Давой Лхадипой

«Я всегда окружен Буддами». Интервью с Давой Лхадипой

Дава Лхадипа

Дава Лхадипа

Дава Лхадипа – известный буддийский художник, расписывающий монастыри, и мастер искусства написания тханок. Ему принадлежит роспись стен буддийского центра Карма Ген в Испании, недалеко от Малаги.

Вы стали расписывать стены буддийского центра Карма Ген в Испании. Расскажите, с чего все началось?

Педро Гомес пригласил меня выполнить проект: расписать в Карма Гене гомпу Тхайе Дордже. Впервые мы встретились в Румтеке, я получил от него заказ на тханки Махакалы. Через четыре года мы увиделись в Катманду, там и решили начать этот проект росписи гомпы.

Это была ваша первая работа в Европе?

Да, это был мой первый заказ здесь. До этого я работал в США, Азии, Сингапуре, Малайзии, Индии и Непале.

Из каких этапов состоит подобный проект и кто решает, что будет изображено на стенах?

Обычно – спонсор, в нашем случае – Педро Гомес, высказывает свои пожелания, что он хочет видеть на стенах. Но последнее слово остается за Ламой – Семнадцатым Кармапой Тхайе Дордже. Когда мы согласовали, что хотели сделать, я поехал в  Калимпонг сообщить об этом Кармапе. Он посоветовал добавить к выбранным мотивам еще несколько специфических, к примеру, «Шесть украшений» (Шесть украшений – шесть великих индийских ученых) и «пять Махакал». Только в монастырях или центрах, где нет ламы, спонсора, никого другого с ясным представлением, какой должна быть роспись, мое слово остается решающим.

В Карма Гене на стенах в общих чертах изображена жизнь исторического Будды Шакьямуни, шестнадцать Архатов, восемь форм проявления Гуру Ринпоче, линия Карма Кагью и история шестнадцати Кармап. Кроме гомпы, изображения в комнате Махакалы и некоторые Будда-аспекты.

Когда вы поняли, что будете рисовать, и это станет вашей профессией? Думаете ли вы, что были художником в предыдущих жизнях?

Может быть, и был. (Дава смеется.) Когда я был маленьким, лет в пять, я начал вспоминать, как рисую Будд. Родители сначала не понимали этого, и мне пришлось подождать с учебой. Только в 13 лет я получил от них разрешение и начал серьезно заниматься живописью.

Были ли в вашей семье художники?

Да, мой дедушка был великим художником и выдающимся ламой. Я никогда не виделся с ним, но восхищался красотой и совершенством его работ. Наши стили похожи, потому что мы принадлежим к одной и той же школе живописи – Карма Гадри. В провинции Йолмо в Непале, где я родился, много монастырей. Когда-то давно их посещали Тринадцатый Кармапа и Десятый Шамарпа, что сильно повлияло на моего деда, тогда попечителя одного из этих монастырей. Поэтому он выбрал традицию Карма Гадри. Во время своего визита Тринадцатый Кармапа и Десятый Шамарпа подарили монастырю две статуи и несколько тханок. К тому же, это был монастырь Восьмого Шамарпы, а я происхожу из той же семьи, что и Восьмой Шамарпа.

Когда и как долго вы изучали искусство живописи?

Искусство буддийской живописи я изучал частным образом, потому что не существует официальных школ его преподавания. Моим первым наставником был Гега Лама, с ним я провел полтора года. Потом учился у других учителей, например, у Таши Цеванга. От каждого получал подробные наставления о мандалах, ступах, мантрах, размерах, цветах и т.д. Ранее полное образование длилось тринадцать лет, но если это оказывалось невозможным – минимум девять. В наше время вряд ли кто-нибудь станет тратить на учебу так много времени – все хотят учиться быстро. Сейчас  учатся от двух до пяти лет, а потом начинают работать. Я начал учиться в 13 лет. Мне было трудно закончить учебу, потому что не было возможности заниматься непрерывно. Иногда я просто не мог пойти к учителю из-за того, что он жил слишком далеко. Иногда мне не удавалось найти учителя. Случалось и так, что приходилось одновременно учиться и работать.

Как закончилось ваше обучение? Был ли какой-нибудь выпускной экзамен?

Нет, у меня не было жесткой программы. Но всегда была и остается потребность в дальнейшей учебе, в совершенствовании техники. Очень трудно определить, когда заканчивается образование художника. Наверное, в тот день, когда лама скажет: «Нужно расписать монастырь». (Дава смеется.) У нас нет тестов, выпускных экзаменов и школьной системы оценок. Мы вместе учимся и работаем, но это не означает, что нас не оценивают. Наc постоянно проверяют по мере выполнения работы, и, разумеется, мы должны показать учителю конечный вариант, только так он сможет оценить рост. Можно сказать, свою «выпускную работу» я выполнил у Тенга Ринпоче. Когда я закончил у него учиться, у меня все еще оставалось ощущение, что нужно продолжать учебу. И я пошел к Гега Ламе просить дальнейших наставлений.  Посмотрев  мою работу, он сказал, что больше ничего не сможет добавить, и что я буду рисовать даже лучше, чем он сам. Его напутствием было: «Ты – отличный художник. Теперь развивай свои способности и продолжай работать для Дхармы и на благо всех существ. Спасибо, что пришел». Тогда я начал рисовать без чуткого руководства со стороны учителя и продолжил самообразование. С тех пор я работал в 27 монастырях, написал много тханок и настенных изображений.

Какие знания нужны для того, чтобы изображать Будд?

С художественной точки зрения нужно делать много набросков и читать книги о канонах иконометрии, символике, пропорциях и масштабах форм и фигур. Помимо изучения техники необходимо несколько лет посвятить изучению Дхармы. В моем случае кроме учителей, которые учили меня технике рисования, мне пришлось искать дхарма-учителей. Основную часть поучений по Дхарме я получил в монастыре Ка-Ньинг – там практикуются традиции Ньингма и Кагью. Большинство моих учителей из этого монастыря, хотя вся моя семья принадлежит школе Карма Кагью. Я несколько лет учился в Йолмо Гангра, Катманду, Румтеке.

Есть ли мастера с такими же способностями, как у вас, или можно сказать, что сейчас вы являетесь держателем этой традиции?

Нет, о себе я не могу такого сказать. Хотя правда и то, что некоторые много знают, но не развивают свои художественные способности, или наоборот, одарены художественно, но им не хватает знаний. Есть люди с хорошими художественными задатками, но настолько увлеченные сансарой, что их духовный настрой и преданность делу требовали бы определенного развития. У меня много учеников в Индии и Непале. В 2000 году я  расписывал центр Карма Кагью в Сингапуре. В то время многие обращались ко мне с просьбой о курсе тханка-живописи, и я провел курс для начинающих, в котором участвовало 35 человек. Боюсь, они многое забыли, потому что с тех пор я там не был.

Какие методы и средства вы используете в работе? 

В основном я работаю по памяти, иногда мне нужно заглянуть в книгу, чтобы уточнить детали. Тибетское искусство не требует собственного творчества, мы изображаем Будд и их Учение. Мои инструменты очень просты: карандаши, резинки, кисти и самое важное –  мои руки – без них ничего не получится. (Дава смеется.)

Похож ли процесс рисования на медитацию? Участники курса переводчиков с тибетского в Карма Гене получали посвящение на Манджушри. Существуют ли похожие посвящения или специальные мантры для художников?

Этот вопрос затрагивает нечто очень важное для художника. Всегда очень хорошо медитировать – независимо от того, чем ты занимаешься. Тем более если  рисуешь Будд. Но многие художники не знают, как медитировать. Я слышал, что хорошие художники и ламы не нуждаются в медитации, потому что они постоянно возвращаются в своем воображении к  аспектам ламы, Йидамов и Защитников. У меня нет специальной мантры для художников, но, разумеется, мантра Манджушри очень  подходит. Чтобы понимать, что я рисую,  мне нужно знать все мантры и детали.

Есть ли какие-то правила, условия или запреты на определенные виды деятельности, сопровождающие вашу работу? Например, можно ли есть мясо, чеснок, лук или пить алкоголь, заниматься сексом?

Одно из самых важных условий – запас времени. (Дава смеется.) Вполне нормально, если мы не делаем что-либо из перечисленного, но для художников не существует особенных правил.

Как могут изображения помочь практикующим медитировать?

Это важный момент. Художественные изображения и тханки на стенах гомпы очень полезны. Они сделаны специально для того, чтобы практикующий мог яснее представить аспекты медитации. Это зависит от уровня проработки деталей и техники исполнителя. Существует очень тесная взаимосвязь между подробностью деталей в работе, подготовкой к ней и точностью самого мастера.

А цвета?

Цвета напрямую связаны с моим стилем. Они –  часть художественной формы, которой я придерживаюсь в соответствии с традицией Карма Гадри.

Как вам удается после многочасовой работы, иногда по 12 часов в день, оставаться бодрым, внимательным, полным идей?

Я не думаю, что это совсем так. Но иногда меня это тоже удивляет. От многих ринпоче и лам я получил сильное, приносящее счастье благословение, я чувствую его очень сильно.

Есть ли у вас какие-нибудь особенные воспоминания о тех местах, где вы работали?

Да, во всех монастырях, в которых мне доводилось работать, я переживал что-нибудь необычное. Я всегда окружен Буддами, и со мной происходят удивительные вещи. За годы накопилось большое количество забавных историй, но сейчас не время их рассказывать. Когда-нибудь обязательно расскажу.

Какие вы заметили различия между азиатами и европейцами?

В каждом монастыре и дхарма-центре есть замечательные люди. В этом отношении нет различий между странами и культурами. Я очень хорошо помню людей в разных местах, где мне доводилось работать. Хотя большую часть времени провожу на лесах – наверху, среди Будд. (Дава смеется.)

Если ли у вас планы организовать художественную школу на Западе?

Да, именно этого я хочу. Даже снились сны о том, как организовать школу для сохранения нашей художественной традиции. Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхайе Дордже, а также Педро Гомес очень заинтересованы в организации художественной школы традиции Карма Гадри. Но пока  нужно делать больше хороших пожеланий. (Дава смеется.)

Когда возник стиль Карма Гадри?

Это очень старый стиль. Он существует примерно со времени Седьмого Кармапы, с 1471 года. Некоторые говорят, что этот стиль основан Третьим Кармапой в 1325 году, потому что Рангджунг Дордже был известен как выдающийся астролог и художник. Место происхождения стиля  – монастырь Карма Ген в Восточном Тибете. Сейчас стиль Карма Гадри пришел в Испанию, во второй  Карма Ген. (Дава смеется.)

Хотели бы вы написать книгу об этом искусстве?

Об этом меня уже многие просили. Это хорошая идея, но сначала нам нужна школа. Есть много книг, но недостаточно просто прочитать их, чтобы овладеть мастерством. Лучше сначала открыть школу, а потом, когда сойдутся все условия, появится и книга.

Есть ли у вас какое-то особенное желание? Что бы вы хотели сделать в будущем?

Да, у меня есть особое желание: я хочу достичь Просветления, хотя, наверное, не смогу в этой жизни. (Дава смеется.) А если серьезно, мое желание – организовать школу, о которой мы говорили. Это важно для Дхармы и линии Карма Кагью. Так можно сохранить и передать традицию. Это значительная часть нашей работы для Просветления, а значит, и на благо всех живых существ.

Мы надеемся, что скоро сойдутся все условия, и мы встретимся с вами как с отличным учителем живописи стиля Карма Гадри!

Желаю, чтобы ваши надежды оправдались! Желаю также, чтобы школа принесла вам столько же радости, сколько мне преподавание в ней!

10 апреля 2006

 

Дорогие друзья в Дхарме повсюду!

Все те, кто имел радость наслаждаться великолепными Будда-формами на стенах большого медитационного зала в Карма Гене в Испании, могли оценить тонкое искусство Давы Лхадипы. Мы с Ханной знаем этого художника со времен Румтека и Сиккима и хорошо помним пожелание великого Шестнадцатого Кармапы: сохранить благородный стиль Карма Гадри для будущих поколений.

Поэтому мы полностью поддерживаем идеалистическую работу Давы Лхадипы по организации художественных школ в нескольких странах. Они приближают к нам Будд. Это чудесный подарок нашей передаче от прекрасного и опытного художника.

Пусть ему сопутствует успех!

Ваши

Ханна и Лама Оле Нидал

 

 

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Пространство есть радость»

Лама Оле Нидал

Новости центров