Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета
 
 

Главные события

11.01.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно... 27-31 декабря — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Взгляд Махамудры: самое дорогое, что у нас есть. Лама Оле Нидал

Взгляд Махамудры: самое дорогое, что у нас есть. Лама Оле Нидал

Июль 1994 года

Немногие могут осмысленно медитировать длительное время, и нахождение в заключении у обусловленного мира тоже не приводит к окончательному счастью. Самое лучшее — соединить учение Будды с жизнью. У нас, Кагью, есть для этого очень хорошие возможности. Благодаря нашей близкой связи с Ламой и обширным поучениям Махамудры мы можем развиваться в любой момент и в любой жизненной ситуации. При этом речь идет не столько о многочасовых ежедневных практиках, но больше о нашем королевском пути. Здесь ведешь себя как Будда, пока не станешь таким, как он.

Привнести этот взгляд в повседневную жизнь нетрудно, и, будучи буддистом, не использовать его было бы просто глупо. Дополнительно к ежедневным медитациям на Кармапу иногда можно удерживать Ламу в сердце, иногда излучать свет на всех существ и одновременно наблюдать за умом с уровня Махамудры. Если дополнительно к этому, например, раз в неделю прочитывать часть поучений Махамудры Тилопы, третьего Кармапы Рангджунга Дордже или девятого Кармапы Вангчуга Дордже — это будет первоклассной основой для более осознанной жизни, которая все больше и больше самоосвобождается.

Наши группы растут благодаря совместному опыту, подобно сообществам Махамудры. Они выделяются благодаря этому умственному настрою, и он — самое дорогое, что у нас есть, так как наше суждение о мире определяет, богаты мы или бедны. Без настроя Махамудры мы часто лишь стареем — вместо того, чтобы еще и умнеть. 

Поэтому никогда не падайте вниз на уровень обычного «нормального» потребителя и не позволяйте поймать себя поверхностным и преходящим «заморочкам». Оставайтесь с вашим взглядом, с тем знанием и тем благословением, которые несет каждый из вас. Кто еще не слышал, что ум пуст, ясен и безграничен? Проживайте это и покойтесь в опыте того, что наша сущность несокрушима, богата и драгоценна. Этот взгляд Махамудры одарит вас вневременными смыслом и радостью.

Не теряйте отваги, если некоторое время у вас не появляется никаких опытов — на подсознательном уровне всегда что-нибудь происходит. Это не значит, что вы не можете медитировать; и не ищите замены в суевериях и непонятных практиках. В этом мало смысла. Составлять гороскопы или лечить пирамидами в каких-нибудь экзотических кругах — это ведет лишь к дальнейшей запутанности. Хотя многие из вас здесь, в Шварценберге, работают благодаря профессии и получают прекрасные впечатления от органов чувств, только осознавание, которое это все переживает, остается. Естественно, это важно — делать жизнь красивее и лучше и обращать внимание людей на возможности их сознания. Но превращение неприятных результатов в приятные не может быть нашей основной целью. Только узнавание самого переживающего нас освободит. Поэтому медитация так важна.

Мне самому выпадает не так много возможностей для погружения в сидячую медитацию. Но я удерживаю ум на одном месте, в то время как ногам позволяется бегать. Вы тоже так можете! Используйте ваше время наилучшим образом, так, чтобы всегда действовать со свободным от усилий взглядом Махамудры и с Ламой в сердце. Позволяйте вашим трудностям соскальзывать по внутренней масляной пленке из мантр и посылайте свет всем существам. Например, при вождении автомобиля осознавайте свет, силу и движение повсюду.

Поэтому никогда не падайте вниз на уровень обычного «нормального» потребителя и не позволяйте поймать себя поверхностным и преходящим «заморочкам». Оставайтесь с вашим взглядом, с тем знанием и тем благословением, которые несет каждый из вас. Кто еще не слышал, что ум пуст, ясен и безграничен? Проживайте это и покойтесь в опыте того, что наша сущность несокрушима, богата и драгоценна. Этот взгляд Махамудры одарит вас вневременными смыслом и радостью.

Естественно, это важно — медитировать сидя так часто, как возможно. Но если слишком много всего происходит, делайте лучшее из возможного: иногда сливайтесь с Ламой, иногда просто сохраняйте осознавание, а иногда удерживайте внутри вибрации мантр. По возвращении к обычной работе не должно теряться чувство полной смысла Чистой страны. Вы учитесь удерживать ее в течение дня благодаря частым и коротким фазам медитации, пока это состояние не сольется прочно с вашей жизнью и вы не станете Прибежищем для всех существ.

Как упоминалось, очень легко можно стать инертным. Человек охотно разрешает другим делать за него разные вещи. Поэтому нам нужно часто себя трясти и будить и напоминать себе, что никто за нас не сможет стать просветленным; что мы не хотим такого буддизма, при котором монахи и монахини  практикуют за нас, чтобы мы могли и дальше с чистой совестью спать. К счастью, у нас каждую пару лет случается скандал, который разгоняет скучающих и пробуждает сильных. Но и без фальшивых «Кармап» и ринпоче с подмоченной репутацией мы должны постоянно доверять нашим способностям.

К тому же это лишь вопрос времени — благодаря медитации переживать радости, сравнимые разве что с радостью от любовного союза. Никакое средство извне не может способствовать возникновению счастья, если его нет у нас внутри. Прекрасные состояния, возникающие благодаря владению какой-то собственностью или благодаря органам чувств, напоминают попытку передвинуть тяжелый предмет длинным гибким шестом. Это не очень эффективно, и часто получаешь нежданные результаты. Непосредственно воздействовать на ум через медитацию — напротив, подобно переключателю передач в спортивной машине. Это гораздо действенней, чем сначала выстраивать внешние события, отклик на которые, в свою очередь, должен вызвать счастье в нас. 

Внешний мир похож на заговор, созданный с целью удерживать нас подальше от настоящих жизненных ценностей. Повсюду мы слышим: «Купи это, и ты будешь счастлив! Пользуйся этой зубной пастой! Поезжай туда — и тебе будет хорошо…». Посмотрите-ка, сколько людей хотят навязать вам телевизор и диван и сколько — подушки для медитации и четки? Но единственное, что, в конечном счете, может стать счастливым, — ум. Он один все переживает.

Это знание о природе ума, о том, что каждое переживание подобно сну и что по-настоящему существует лишь переживающий, — наш подарок миру. Это придает нам, буддистам, значимость. Мы — единственные, кто радеет за вечные и несокрушимые ценности по ту сторону эго. Поэтому так важно, чтобы мы не ржавели, не становились поверхностными, но вместо этого могли предлагать движущемуся миру нечто неизменно свежее.

И хотя некоторые удивляются нашей беззаботной манере, благодаря расслабленному взгляду Махамудры не становишься менее успешным в мире. Внутренняя невозмутимость и широкий обзор — преимущество также и на уровне денег и работы. Часто люди переносят что-нибудь из А в Б и затем обратно снова в А. Эти повторения отпадают при растущей открытости, и, чем осознаннее человек работает, тем больше успеха приносит один и тот же вклад. Поэтому приучайте себя находить больше времени для медитации. Так растет благословение, и ваш пример будет глубоко вдохновлять других.

Аянг Тулку говорил в семидесятых, что предсказано время, когда лама должен будет просить учеников медитировать. Это будет знаком упадка. У нас на Западе эта фаза еще не наступила: все свежее и живое, и мы должны лишь изредка напоминать себе, что источник любого счастья — это сам ум…

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Каждая ситуация становится частью практики для тех, кто полностью доверяет поучениям. Они могут жить практикой, вместо того чтобы просто выполнять ее»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже ,1924–1981

Новости центров