Лопён Цечу Ринпоче (1917–2003) был учителем королевской семьи Бутана. В 1968 году он стал первым учителем Оле и Ханны Нидал
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

15.12.2017 - 15.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Взгляд Махамудры: самое дорогое, что у нас есть. Лама Оле Нидал

Взгляд Махамудры: самое дорогое, что у нас есть. Лама Оле Нидал

Июль 1994 года

Немногие могут осмысленно медитировать длительное время, и нахождение в заключении у обусловленного мира тоже не приводит к окончательному счастью. Самое лучшее — соединить учение Будды с жизнью. У нас, Кагью, есть для этого очень хорошие возможности. Благодаря нашей близкой связи с Ламой и обширным поучениям Махамудры мы можем развиваться в любой момент и в любой жизненной ситуации. При этом речь идет не столько о многочасовых ежедневных практиках, но больше о нашем королевском пути. Здесь ведешь себя как Будда, пока не станешь таким, как он.

Привнести этот взгляд в повседневную жизнь нетрудно, и, будучи буддистом, не использовать его было бы просто глупо. Дополнительно к ежедневным медитациям на Кармапу иногда можно удерживать Ламу в сердце, иногда излучать свет на всех существ и одновременно наблюдать за умом с уровня Махамудры. Если дополнительно к этому, например, раз в неделю прочитывать часть поучений Махамудры Тилопы, третьего Кармапы Рангджунга Дордже или девятого Кармапы Вангчуга Дордже — это будет первоклассной основой для более осознанной жизни, которая все больше и больше самоосвобождается.

Наши группы растут благодаря совместному опыту, подобно сообществам Махамудры. Они выделяются благодаря этому умственному настрою, и он — самое дорогое, что у нас есть, так как наше суждение о мире определяет, богаты мы или бедны. Без настроя Махамудры мы часто лишь стареем — вместо того, чтобы еще и умнеть. 

Поэтому никогда не падайте вниз на уровень обычного «нормального» потребителя и не позволяйте поймать себя поверхностным и преходящим «заморочкам». Оставайтесь с вашим взглядом, с тем знанием и тем благословением, которые несет каждый из вас. Кто еще не слышал, что ум пуст, ясен и безграничен? Проживайте это и покойтесь в опыте того, что наша сущность несокрушима, богата и драгоценна. Этот взгляд Махамудры одарит вас вневременными смыслом и радостью.

Не теряйте отваги, если некоторое время у вас не появляется никаких опытов — на подсознательном уровне всегда что-нибудь происходит. Это не значит, что вы не можете медитировать; и не ищите замены в суевериях и непонятных практиках. В этом мало смысла. Составлять гороскопы или лечить пирамидами в каких-нибудь экзотических кругах — это ведет лишь к дальнейшей запутанности. Хотя многие из вас здесь, в Шварценберге, работают благодаря профессии и получают прекрасные впечатления от органов чувств, только осознавание, которое это все переживает, остается. Естественно, это важно — делать жизнь красивее и лучше и обращать внимание людей на возможности их сознания. Но превращение неприятных результатов в приятные не может быть нашей основной целью. Только узнавание самого переживающего нас освободит. Поэтому медитация так важна.

Мне самому выпадает не так много возможностей для погружения в сидячую медитацию. Но я удерживаю ум на одном месте, в то время как ногам позволяется бегать. Вы тоже так можете! Используйте ваше время наилучшим образом, так, чтобы всегда действовать со свободным от усилий взглядом Махамудры и с Ламой в сердце. Позволяйте вашим трудностям соскальзывать по внутренней масляной пленке из мантр и посылайте свет всем существам. Например, при вождении автомобиля осознавайте свет, силу и движение повсюду.

Поэтому никогда не падайте вниз на уровень обычного «нормального» потребителя и не позволяйте поймать себя поверхностным и преходящим «заморочкам». Оставайтесь с вашим взглядом, с тем знанием и тем благословением, которые несет каждый из вас. Кто еще не слышал, что ум пуст, ясен и безграничен? Проживайте это и покойтесь в опыте того, что наша сущность несокрушима, богата и драгоценна. Этот взгляд Махамудры одарит вас вневременными смыслом и радостью.

Естественно, это важно — медитировать сидя так часто, как возможно. Но если слишком много всего происходит, делайте лучшее из возможного: иногда сливайтесь с Ламой, иногда просто сохраняйте осознавание, а иногда удерживайте внутри вибрации мантр. По возвращении к обычной работе не должно теряться чувство полной смысла Чистой страны. Вы учитесь удерживать ее в течение дня благодаря частым и коротким фазам медитации, пока это состояние не сольется прочно с вашей жизнью и вы не станете Прибежищем для всех существ.

Как упоминалось, очень легко можно стать инертным. Человек охотно разрешает другим делать за него разные вещи. Поэтому нам нужно часто себя трясти и будить и напоминать себе, что никто за нас не сможет стать просветленным; что мы не хотим такого буддизма, при котором монахи и монахини  практикуют за нас, чтобы мы могли и дальше с чистой совестью спать. К счастью, у нас каждую пару лет случается скандал, который разгоняет скучающих и пробуждает сильных. Но и без фальшивых «Кармап» и ринпоче с подмоченной репутацией мы должны постоянно доверять нашим способностям.

К тому же это лишь вопрос времени — благодаря медитации переживать радости, сравнимые разве что с радостью от любовного союза. Никакое средство извне не может способствовать возникновению счастья, если его нет у нас внутри. Прекрасные состояния, возникающие благодаря владению какой-то собственностью или благодаря органам чувств, напоминают попытку передвинуть тяжелый предмет длинным гибким шестом. Это не очень эффективно, и часто получаешь нежданные результаты. Непосредственно воздействовать на ум через медитацию — напротив, подобно переключателю передач в спортивной машине. Это гораздо действенней, чем сначала выстраивать внешние события, отклик на которые, в свою очередь, должен вызвать счастье в нас. 

Внешний мир похож на заговор, созданный с целью удерживать нас подальше от настоящих жизненных ценностей. Повсюду мы слышим: «Купи это, и ты будешь счастлив! Пользуйся этой зубной пастой! Поезжай туда — и тебе будет хорошо…». Посмотрите-ка, сколько людей хотят навязать вам телевизор и диван и сколько — подушки для медитации и четки? Но единственное, что, в конечном счете, может стать счастливым, — ум. Он один все переживает.

Это знание о природе ума, о том, что каждое переживание подобно сну и что по-настоящему существует лишь переживающий, — наш подарок миру. Это придает нам, буддистам, значимость. Мы — единственные, кто радеет за вечные и несокрушимые ценности по ту сторону эго. Поэтому так важно, чтобы мы не ржавели, не становились поверхностными, но вместо этого могли предлагать движущемуся миру нечто неизменно свежее.

И хотя некоторые удивляются нашей беззаботной манере, благодаря расслабленному взгляду Махамудры не становишься менее успешным в мире. Внутренняя невозмутимость и широкий обзор — преимущество также и на уровне денег и работы. Часто люди переносят что-нибудь из А в Б и затем обратно снова в А. Эти повторения отпадают при растущей открытости, и, чем осознаннее человек работает, тем больше успеха приносит один и тот же вклад. Поэтому приучайте себя находить больше времени для медитации. Так растет благословение, и ваш пример будет глубоко вдохновлять других.

Аянг Тулку говорил в семидесятых, что предсказано время, когда лама должен будет просить учеников медитировать. Это будет знаком упадка. У нас на Западе эта фаза еще не наступила: все свежее и живое, и мы должны лишь изредка напоминать себе, что источник любого счастья — это сам ум…

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Упражняйся в том, чтобы считать других важнее себя»

Падмасамбхава, VIII век

Новости центров