Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

03.01.2019 - 31.12.2019

25-28 января — Краснодар 8-10 февраля — Новосибирск 15-17 февраля — Хабаровск 23-25 февраля — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → О нас  → СМИ о нас  → Приезд Кармапы в Россию  → Иркутск  → Иркутск посетил Его Святейшество Кармапа XVII. 2009 год

Иркутск посетил Его Святейшество Кармапа XVII. 2009 год

Его приезд для нас — как визит папы римского для католиков. Так пояснил мне суть происходящего руководитель Иркутского буддийского центра Алмазного пути линии Карма Кагью Александр Вычугжанин.

Его Святейшество Кармапа XVII приехал в Иркутск в прошлый четверг. Природа на сей факт истории отреагировала своеобразно — обложной дождь фронтом накрыл область, местами превращаясь в настоящий снег. Природный катаклизм гостю понравился: «За два дня я увидел и лето, и зиму», — сказал он журналистам. И философски добавил: «Находясь на вашей земле, я почувствовал, как будто уже был здесь однажды». Его слова следует воспринимать буквально — ведь он является настоящим перерожденцем высокого Ламы, представителем Будды и живет на Земле в семнадцатый раз. И в то же время им можно вовсе не придавать значения. То, что происходит вокруг, согласно буддийскому уче­нию — всего лишь иллюзия.

Долгожданный визит

К визиту Учителя иркутские ученики приготовились основательно. За несколько недель до сего знаменательного дня в здании Центра вовсю шли строительные работы. Александр Вычугжанин в строительной робе проводил корреспонденту «Областной» краткий экскурс в исто­рию иркутского буддизма. Как потом рассказали хозяева, организацион­ная суета продолжалась даже ночью, накануне приезда, слишком большая честь выпала иркутянам — принимать Кармапу.

Вот вы представьте себе сами: до этого Кармапа в России был в… XIII ве­ке. Вернулся спустя более, чем семь столетий! — продолжает Вычугжанин. И я понимаю, пропустить такой важный во вселенском плане визит я не могу.

До Иркутска глава буддийской школы Карма Кагью (Тринле Тхае Дордже — таково его имя в миру) побывал в Санкт-Петербурге, Москве и Элисте. Собственно благодаря приглашению президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова и состоялся этот вояж по регионам, традиционно поддерживающим буддизм.

Как пояснили на встрече презентации сибирских центров Карма Кагью иркутяне, на нашу землю первые ростки буддийских течений попали бо­лее четырех столетий назад благода­ря племенам кочевников из западной Монголии. В XVII веке тибетский буд­дизм распространился и в Бурятии. В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан официально. Сегодня в нашей стране около 900 тыс. россиян называют себя последователями Будды.

Среди современных центров Си­бири наш может похвастаться при­личных размеров зданием площадью в 800 квадратных метров. Кстати, благодаря помощи европейского Ла­мы Оле Нидала, его учеников всегда ждет уютный деревянный дом на Байкале, на станции «Подкаменная».

История Кармапы

Конечно, у тех, кто плохо знаком с историей буддизма, закономерно возникает вопрос — кто такой Карма­па и чем он известен? Если быть кратким, можно сказать, что Карма­па — представитель Будды на земле, его воплощение. Поскольку главный принцип тибетского буддизма школы Карма Кагью заключен в непрерыв­ной передаче учения от учителя уче­нику, что называется «из уст в уста», миссия, возложенная на Кармапу, огромна. Так, в теле скромного с ви­ду юноши Тринле Тхае Дордже Кар­мапа возродился в семнадцатый раз. В переводе с тибетского его титул значит «осуществляющий активность всех Будд» или «человек просветлен­ного действия».

Перед смертью каждый Кармапа предсказывает свое очередное рож­дение, оставляя четкие инструкции, где это произойдет и как искать пе­рерожденца. Как правило, ново­явленный Кармапа с младенческих лет сообщает своим родителям о том, кто он, читает мантры, садится в позу медитации и проделывает прочие чудеса, не свойственные его воз­расту. Ламы, поддерживающие ли­нию, проверяют ребенка, показывая ему вещи и книги предыдущего Кар­мапы, которые он должен узнать.

26-летний Тринле Тхае Дордже родился в Тибете. Весной 1994 года мальчик вместе с семьей бежал из ки­тайской оккупации в Непал, а потом в Индию, где и был возведен на трон.

Сегодня Его Святейшество усер­дно учится буддийской науке, дважды в день медитирует, путешествует по всему свету, встречаясь с учениками. При этом ему не чужды обычные светские вещи: он «на ты» с компью­тером, любит играть в крикет и даже когда-то мечтал стать летчиком.

Старые добрые друзья

В буддийских центрах принято сни­мать обувь. В день встречи учеников с Кармапой в фойе здания дружными рядами выстроилось несколько сотен сандалий, туфель и ботинок. Вместе с Его Святейшеством прибыли почти 400 паломников из разных стран, по­священные ламы и главный популяри­затор буддизма — европейский Лама Оле Нидал. С отчетом о своих дости­жениях их ждали представители цен­тров линии из Красноярска, Томска, Новосибирска и других городов Сиби­ри. Кроме возможности лично пооб­щаться с Кармапой, они могли принять участие в ритуале посвящения.

В момент, когда Кармапа и его спутники вошли в зал, мы дружно встали. Он сел, и сели мы. Причем многие прямо на мягкий ковер на по­лу. Он выпил чаю, и нам было предло­жено поддержать гостя, для чего на входе всем желающим заранее раз­дали маленькие пакеты с соком. Од­нако дальнейшее общение учеников с Учителем не выглядело как чинопочи­тание и поклонение. Отчитываясь о проделанной работе, руководители центров много шутили, вызывая смех в зале. Моя соседка по лавочке тихо медитировала. В воздухе царило ка­кое-то физическое ожидание чуда. Ат­мосфера располагала к доброжела­тельному общению, как будто здесь встретились старые добрые друзья.

Иркутская художница Вера Бочанцева подарила Его Святейшеству на­писанную ею тханку с изображением Марпы Лоцзавы — основателя линии Карма Кагью в Тибете. А вот Лама Оле Нидал из рук Александра Вычугжанина получил пальма — двухметро­вое древнее якутское орудие для охо­ты на медведей. «Это вам для устра­нения препятствий, возникающих на вашем пути», — пояснил символиче­ский смысл дара Александр. Сейчас узнаем, был ли ты в прошлой жизни медведем, — пошутил Оле, водружая копье рядом с одним из учеников.

В России как дома

Произошло ли чудо? Наверное, ответ на этот вопрос искал каждый, кто сумел пообщаться с Кармапой. Кто-то увидел в нем скромного и да­же застенчивого юношу, который на вопросы журналистов отвечал слиш­ком общими, по их мнению, словами. Вспомнили все. В том числе туман­ную историю с параллельным суще­ствованием еще одного Кармапы, ко­торого признала часть лам во главе с Далайламой. Впрочем, другая часть лам мудро рассудила, что наличие двух Кармап принесет буддизму пользы больше, чем раздувание кон­фликта, и признала титул обоих юно­шей. Нашли даже предсказания этой ситуации в древних манускриптах XIV века.

Наш гость никакой трагедии в этой ситуации не видит. Он терпели­во отвечал на вопросы иркутских журналистов. Так, королем йогов Кармапу прозвали за привержен­ность линии к практике медитации. Но понятие «йога» слишком обширно и включает в себя представление о многих практиках. В случае с Карма­пой это тренировка ума.

Его Святейшество признался, что в России себя чувствует как дома — в Тибете. И это его очень поразило. Кол­лективная карма нашей страны, по мнению Кармапы, «очень энергичная». Подтверждение этого — «великие при­меры», которые продемонстрировали россияне в мировой истории. И хотя закон кармы действует безупречно, все мы в силах моделировать ее до­брыми поступками. Наличие зла в мире должно еще больше побуждать людей делать что-то хорошее. По мнению Кармапы, новая «мировая вой­на может начаться в любой момент». И по этой же причине «мы должны сде­лать так, чтобы этого не произошло».

На вопрос о конце света Кармапа пояснил, что мы очень далеки от это­го события. Согласно буддийскому учению, Земля готова принять тыся­чу Будд, сегодня же идет период че­твертого Будды.

Тихо и мягко он предложил каждо­му из нас «взять на себя ответствен­ность» за карму планеты и свою соб­ственную. Согласившись в душе со всеми доводами Его Святейшества, я не удержалась, чтобы подойти к Будде на Земле и попросить его о личном благословении. Прикоснувшись к моим вискам, он что-то сказал по-тибетски. И с этого момента наши усилия по пои­ску гармонии в мире объединились. Ведь согласно буддийскому учению, природа Будды есть в каждом из нас.

Оригинал статьи: «Областная», 26 июня 2009 г., №70 (495)

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Не пережив полноты сочувствия, бессмысленно утверждать, что вы поняли пустотность»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже, 1924–1981

Новости центров