Лама Оле Нидал
Начиная с 1972 года Оле Нидал, первый европейский лама и мастер медитации, основал более 650 центров медитации по всему миру
 
 

Главные события

22.11.2017 - 22.11.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Визуальная Дхарма

Визуальная Дхарма

Анатолий Алексеев 

Истоки и первые этапы формирования буддийской художественной традиции неразрывно связаны с высокими достижениями гуманистической культуры Древней Индии — с астрономией и антропологией, логикой и математикой, геометрией и философией.

Изучая закономерности человеческого телосложения, ученые Древней Индии избрали определенные показатели размеров тела в длину, ширину и по окружности. Приняв во внимание все индивидуальные отклонения и несовпадения, они дали классификации физических типов человека в числовом и графическом выражении.

Со временем практические извлечения из общеиндийской иконометрии наряду с иконографическими разделами буддийских сутр и тантр были включены в состав буддийского канона[1].

Вместе с Учением Будды морскими и караванными путями произведения буддийских мастеров распространялись из Индии в соседние страны, становясь основой национальных буддийских школ искусства.

Тибетское искусство

Начиная с середины первого тысячелетия буддийские художественные традиции проникали в Тибет с трех направлений: из Индии, Средней Азии и Китая. Помимо переводов тантр и традиций живописи, от индийцев и непальцев тибетцы получили технологию литья колокольного металла, у них же научились лепке из глины, смешанной с лекарственными травами, а также искусству отливки скульптур из меди и бронзы. Из Китая в Тибет пришли теоретические работы по искусству, тексты восемнадцати наук[2], искусство свитковой живописи, пейзажной графики и техника изготовления гобеленов и вышивки.

Надо отметить, что тибетцы знакомились с буддийским литературным и художественным наследием не по хронологии их возникновения. Более ранние памятники буддийской культуры входили в оборот позднее тех, что возникли после,  и систематизированы они были только к XIV−XVI вв.

В общих чертах тибетскую ветвь развития буддийской иконографической теории и практики можно представить в следующих этапах: а) знакомство с образцами живописи и перевод трактатов на тибетский язык; б) составление комментариев к основным источникам и копирование образцов; в) попытка обобщения разнообразных традиций и составление компилятивных руководств по технике изготовления произведений; г) анализ и систематизация источников, составление оригинальных тибетских трактатов, формирование основных направлений живописи.

Согласно традиции, художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом, они дарят вдохновение и пробуждают Просветленный настрой.

Типология искусств

При рассмотрении буддийского художественного канона в целом традиция говорит о физических, вербальных и ментальных формах искусства. В буддизме они именуются опорами или символами тела (живописные изображения), речи (каллиграфия, тексты) и ума (ступы и мандалы) Будд.

Иконография в системе восемнадцати наук Востока относится к высшему разряду искусства тела. Традиционные сочинения, посвященные буддийскому искусству, сообщают о назначении живописи, характеристиках, определяющих качество изображений, а также о качествах художника и заказчика.

Первые буддийские изображения

Истории создания первых иконографических изображений хорошо иллюстрируют их назначение и силу воздействия на зрителя. Одна из легендарных историй повествует о том, как король Бимбасара получил драгоценный подарок от короля Утраяны. Печалясь, что не может достойно отблагодарить союзника, Бимбасара по совету мудрого министра Ярцула решил послать в ответ изображение Будды. Приглашенный художник, пораженный сиянием, исходившим от Учителя, не мог создать соразмерного образа. Тогда Победоносный, глядя на тщетность стараний мастера, предложил отправиться к чистому озеру. Там, глядя на отражение Будды в воде, живописец запечатлел его. По совету Учителя фигура была окружена изображением двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения и шлоками о том, к чему следует стремиться и что следует оставить. Когда Утраяна, получив драгоценный дар, увидел картину, он сразу же обрел интуитивное понимание действительности. Дальнейшее созерцание этого изображения привело его к состоянию трансцендентального видения.

Другая история повествует о цейлонской принцессе, получившей изображение Татхагаты в ответ на щедрое подношение. Этот образ был создан лучами света, отразившимися на холсте, — художники обвели его и раскрасили. Увидев картину, девушка сразу встала на путь пробуждения и вскоре достигла Освобождения. Эти легендарные истории имеют множество уровней прочтения, предлагая, в частности, простое объяснение некоторых расхождений в трактовке иконометрических пропорций в сутрах и тантрах.

Назначение буддийских изображений

Итак, согласно традиции, художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом, они дарят вдохновение и пробуждают Просветленный настрой. Не имеющим возможности читать тексты изображения позволяют узнать о содержании текстов, а начинающим практику медитации помогают запомнить детали образов, которые следует мысленно представлять. Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда-энергии, защищающие ее владельца.

В странах традиционного распространения буддизма принято заказывать и изготавливать изображения при рождении ребенка, в случае болезни, смерти родственников и в другие важные моменты жизни, поскольку, помимо защиты, создание священных образов позволяет накопить добродетели и заказчикам, и художнику.

Однако правильным и, следовательно, красивым, а потому и священным считалось только такое произведение искусства, которое отвечало всем правилам единства и соответствия формы, эмоции, идеи и цели изображения.

Буддийский художественный канон

Иконографические правила в буддийском художественном каноне опираются на ряд критериев.

I. Соразмерность форм тела

Для определения физической красоты и соразмерности тибетцы используют принцип ньягродха, имея в виду равновеликость высоты тела и его ширины на уровне плеч с вытянутыми в сторону руками, а также симметричность правой и левой стороны тела, высоты верхней, до лобка, и нижней частей. Следует отметить, что тип телосложения, форма лица, глаз, характерная поза — все это определяет функциональную и сущностную характеристику персонажа. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются высокими и стройными, а Защитники и опекуны Дхармы — грузными и коренастыми (при этом чем больше размер головы по отношению к росту, тем могущественнее изображенные аспекты). Подробнейшим образом эта область рассматривается в трактатах по иконометрии, где каждому классу пантеона соответствует набор отличительных признаков.

В странах традиционного распространения буддизма принято заказывать и изготавливать изображения при рождении ребенка, в случае болезни, смерти родственников и в другие важные моменты жизни, поскольку, помимо защиты, создание священных образов позволяет накопить добродетели и заказчикам, и художнику.

II. Красота и гармоничность

«Искусство, — писал Чогьям Трунгпа, — призвано выражать безоговорочную красоту, которая, наполняя все ясностью и смыслом, дарит нам способность осознать совершенство феноменального мира… <Эту красоту> также можно определить как мир и прохладу, поскольку она снижает высокую температуру агрессии и невроза». Категория красоты в Тибете включала в себя самые разнообразные признаки — от структурных до описательных. Зафиксированные в каноне определения, излагающие 32 отличительных признака Будды, 18 особенностей женской красоты и многие другие, до настоящего времени поддерживаются живой буддийской традицией.

III. Эмоциональная выразительность

Сознательно и целеустремленно разрабатывая задачу единства формы и содержания, художники уделяют большое внимание психологическому и эмоциональному воздействию изображения. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются юными и прекрасными со сдержанно-миролюбивой улыбкой; большинство Дакинь имеет эротическую привлекательность; гневные тантрические аватары — красивые, умиротворенные, но с гневной гримасой; Защитники имеют разъяренно-устрашающий вид. Различие эмоциональных состояний выражается также формой лица и глаз. У мирных Будд и Бодхисаттв лицо имеет форму яйца или кунжутного зерна, характерная форма лица гневных — квадратная или круглая. Состояние созерцательной отрешенности выражается удлиненной лунообразной формой глаз, прикрытых веками: у Тар глаза имеют форму живота рыбы, у разъяренных Даков и Дакинь — квадратную и круглую.

IV. Различие или характерная определенность формы

В пояснении к этому правилу традиционно перечисляются особенности мужского и женского телосложения: стройные боги — высокий лоб, широкий торс, высокая стопа; богини — узкий торс, широкие бедра, высокая грудь; гневные боги — грузное тело с толстыми конечностями, низкорослые, большой живот.

V. Атрибутивная характеристика

Среди перечисленных иконографических признаков атрибутивная характеристика наиболее информативна. При анализе таких элементов иконографии, как головные уборы, ритуальные предметы, одежда, украшения, мудры, ваханы, постаменты, нимбы и т.п., можно достаточно точно определить десятки тысяч образов индо-тибето-монгольской художественной традиции. Следует отметить, что в Ваджраяне один и тот же предмет может рассматриваться и интерпретироваться на четырех уровнях: внешнем, внутреннем, тайном и абсолютном.

VI. Цвет

Подобно атрибутивной характеристике цвет имеет важное смысловое значение. Каждый из основных цветов обычно связан со стихией, стороной света, Татхагатой (одним из пяти Дхьяни-Будд, или Будд Медитации) и его активностью, органом чувств, аспектом мудрости и т.д. Символическое значение цвета может изменяться в зависимости от того, какая садхана (текст для ритуальной медитации), мандала, тантра берется за основу изображения. В тибетской хрестоматии цветовое значение красоты связывается с технологическим процессом.

 

Образец буддийского художника

Обращаясь к художникам, канонические тексты настоятельно требуют точно соблюдать иконометрические предписания. В них говорится, что наличие ошибок в пропорциях, изображении жестов и атрибутов чревато для художника несчастьями и болезнями. Говорится о том, что мудрость не сопутствует созерцанию несовершенных изображений. Более того, где бы такие изображения ни находились, процветание этого места иссякнет и будут возникать разного рода проблемы и несчастья. Конечно, если художник искусен в рисовании, сведущ в пропорциях, наследует традицию от учителя, посвящен в предмет духовной практики, связанной с иконописью, если он понимает буддийскую символику и семантику элементов композиции, а также если он скромен, добр к другим и терпелив — в этом случае он обретет для себя и принесет другим большую пользу от создания изображений, получит прекрасное окружение и богатство на мирском уровне и действительное Просветление на абсолютном.

Тем не менее создать совершенное изображение довольно трудно. В Тибете, когда хотели подчеркнуть трудности иконописного мастерства, говорили: «Хочешь родиться в аду — становись иконописцем». Согласно традиции, высокое общественное предназначение требует от художника ответственности не только за уровень профессионального мастерства, но и за весь стиль жизненного поведения.

Художнику необходимо поддерживать свое тело и рабочее место в безукоризненной чистоте, осознавая энергии, проводником которых он является. Он должен получить соответствующие полномочия и поддерживать принятые обязательства, стараясь правильно выполнять ежедневную медитацию. «Прежде чем приступить к работе над изображением, — писал известный живописец Гега Лама, — художник осуществляет ритуал, устраняющий потенциальные препятствия, медитативно представляя себя в образе соответствующего Защитника Учения. Представляя себя в форме Будд пяти семейств, мастер освящает краски и кисти, и до тех пор, пока работа не завершена, он отдает ей всю энергию. При завершении работы ему надо суметь объяснить ее качества, для того чтобы порадовать заказчика и устроить праздник».

Все эти требования осуществимы, если есть передача не только художественной, но и духовной преемственности от квалифицированного учителя. В противном случае живописцу вряд ли стоит браться за изготовление священного образа.

Качества покровителя искусств

Искусство иконографии предъявляет высокие требования не только к исполнителю, но и к покровителю. Согласно традиции, хороший покровитель искусств должен понимать ценность и важность работы, которую он намеревается поддержать, быть вежливым и терпеливым к собственной нужде, восхищаться творчеством художника и почитать тех, кто составляет ему компанию. Промедление не может разочаровать идеального покровителя и не изменяет его намерений. Будучи щедрым, он выполняет все свои обещания и испытывает радость от своей спонсорской деятельности, поскольку создание художественных произведений служит высоким целям, воспитывает благие достоинства и мудрость людей. 

Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда-энергии, защищающие ее владельца.

Школы и мастера

Руководствуясь этическими и эстетическими нормами древних буддийских традиций и опираясь на медитативный опыт великих практиков, тибетские художники к XVI веку создали самобытные школы живописи. Среди них основатели художественных направлений: Мэнри — Таши Гьяцо и Мэнла Дёндруп; Кхенри — Кхьенце Чинмо; Гадри — Микьё Дордже (Кармапа VIII) и Намка Таши; Мэнсар — Чёйинг Гьяцо и многие другие мастера, чьи стили впоследствии оказали влияние на всю художественную культуру Центральной Азии и Дальнего Востока.

Среди буддийских народов России распространение получили изображения школ Мэнри и Мэнсар. Они, как правило, экспортировались из Китая и Монголии, там же проходили обучение многие бурятские и калмыцкие художники. Однако следует отметить, что хорошие изображения не только в России, но и во всем мире — большая редкость. Тем не менее изучение, а порой и возрождение различных художественных искусств и ремесел поддерживается сегодня интересом западных энтузиастов, расценивающих тибетскую художественную культуру как эталон чистоты буддийских традиций.



[1] В собрании Данджур содержится около восемнадцати трактатов по искусству.

[2] 1) техника, или знание мира; 2) медицина; 3) грамматика; 4) диалектика; 5) наука о Вселенной; 6) наука об одушевленных существах; 7) этика; 8) наука о перерождениях; 9) наука о времени; 10) наука о смерти; 11) наука о духовном совершенствовании и трех степенях интеллекта; 12) наука о сознании; 13) наука о возникновении (18 дхату); 14) наука о восприятии; 15) наука о дхарани; 16) наука о лекарствах и эликсирах; 17) наука о вероучении; 18) наука о бодхи, или знание мгновенного ухода из сансары.

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«То, на что вы направляете свой ум, неизбежно становится все больше и больше»

Лама Оле Нидал

Новости центров