Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

11.03.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно...   23-26 марта — ...

26.07.2017 - 21.08.2017

Летом 2017 года Eго Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже посетит три европейских страны, ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Учитель и ученик. Лама Оле Нидал

Учитель и ученик. Лама Оле Нидал

декабрь 1991 года

Лама Оле НидалМного сильных, зрелых людей думают: «К чему мне учитель? Вся истина лежит во мне самом». К счастью, совершенствование возможно и без наставника. Вопрос только в том, как быстро мы хотим продвигаться.

Будда учил нескольким путям. На одном из них развитие происходит в течение многих жизней методом проб и ошибок. Человек испытывает возможности существования и постепенно обнаруживает, что именно приносит счастье, а что — страдание. Для таких опытов, основанных на привычках и воспоминаниях, учитель не нужен. Мы осознаем, что определенные действия, слова и мысли «поощряются» извне и изнутри хорошим чувством, в то время как другие ведут к трудностям и плохим вибрациям.

Это происходит как в экспериментах, где червячок, которого заставляют ползти через Y-образную трубку, однажды понимает, что в левом ответвлении он все время получает электрические разряды, а в правом — что-нибудь поесть. На этом уровне мы просто стараемся избежать неприятностей, и нам будет достаточно нескольких простых поучений, которые Будда дал во время первого поворота колеса Дхармы.

Однако развитие будет происходить быстрее, если убедительный учитель скажет: «Эти действия ведут к таким-то результатам». Тогда его взгляды будут понятнее и опыт — полнее. На многих лекциях, например, профессор говорит меньше, чем написано в его книге, которую можно легко прочитать самому. Однако благодаря его комментариям информация становится более насыщенной, в ней больше силы.

На этом уровне не требуется много поучений, и того, кто их дает, не особо выделяют. Это можно увидеть в странах Тхеравады, таких как Таиланд, Бирма, Шри-Ланка. Хотя учителя и являются примерами, но окрыляющую и дарящую силу работу, которая так важна в Алмазном пути, там вряд ли найдешь.

Если разумный образ жизни уменьшил наши трудности, люди автоматически развивают внутренний мир. Это проявляется, с одной стороны, как сочувствие — способность сопережить стремление других к счастью, а с другой стороны — как мудрость, позволяющая видеть вещи неличностно. Возникает рациональный уровень. Человек видит  то, что есть на самом деле, а не собственные ожидания и антипатии. На этой ступени можно продвинуться и при помощи книг, так как там речь идет о здравом смысле. С уровня представлений впечатления постепенно просачиваются в oсознавание, и человек меняется. Если мы отчетливо наблюдаем за тем, что происходит повсюду, сочувствие и мудрость возникают сами по себе. Однако это случится быстрее, если кто-нибудь поделится с нами своим опытом. На Великом пути учитель важен, но не незаменим. Он прежде всего наш хороший и вдохновляющий друг на пути.

Если бы все поучения Будды внезапно исчезли и старые книги обнаружили и прочитали спустя 500 лет, то сразу бы появились уровни Хинаяны и Махаяны. Они не были бы потеряны. 

Но с третьей — высшей — ступенью поучений дело обстоит иначе. Здесь речь идет о воображении и трансформации чувств, о том, чтобы перенять все аспекты опыта. Если мы хотим раскрыть все богатства, силы и способности, лежащие в нас, учитель совершенно необходим. Кто хочет, скажем, через 15 или 20 лет удалить все, что заставляет нас переживать старость, болезнь и смерть как огромные трудности, должен иметь этот непосредственный доступ.

Кто желает оставить личностные ограничения так далеко позади, чтобы беспрепятственно работать для других, тот мимо этого не пройдет. Человеку просто нужен кто-то, знающий ум, чтобы самому пережить такой же опыт. Наш с Ханной первый учитель, Лопён Цечу Ринпоче, однажды сказал: «Даже у Будды были учителя». Мне потребовалось некоторое время, пока я не понял: Просветление — результат развития в течение жизней. Если опыт, благодаря силе учителя, будет перенесен на неличностный уровень проникновения в суть, он станет самоосвобождающимся, и все будет показывать безграничные возможности пространства. Этот путь называется Махамудрой.

Если мы хотим раскрыть все богатства, силы и способности, лежащие в нас, учитель совершенно необходим. Кто хочет, скажем, через 15 или 20 лет удалить все, что заставляет нас переживать старость, болезнь и смерть как огромные трудности, должен иметь этот непосредственный доступ.

Учитель нужен и на пути средств. Он дает нам силу, чтобы мы могли пережить себя как формы энергии и света в Чистой стране. Основа этого — трехкратная передача Алмазного пути. Она состоит из посвящения (ванг), где передаются силовые поля Будды.

Затем следует разрешение (лунг), где опыт текста благодаря слушанию переносится в осознавание. И в конце получаешь поучения. Они открывают содержащиеся в текстах возможности так, что мы можем их широко использовать. Чем быстрее путь ведет к цели, тем важнее учитель. В текстах Алмазного пути очень подробно описаны качества, которыми он должен обладать.

Учителю необходимы сочувствие и готовность вмешаться в поток жизни людей и помочь им — как на короткий срок, так и в долгосрочной перспективе. Поэтому ему нужно быть мудрым и знать, с чем он работает, а также зрелым — благодаря опыту.

Самое главное качество учителя — уметь видеть вещи неличностно. Он должен действительно понять пустоту и не имеет права переживать что-либо узко и с точки зрения эго.

Итак, учителю необходимо обладать постоянным переживанием природы ума и несокрушимыми телом, речью и умом. Ум должен оставаться сильным, речь — убеждающей, а тело — излучающим смелость и радость.

Вначале многие видят учителя очень личностно. Это позволяет возникнуть огромной открытости и создает сильную связь. Но для долгосрочного развития это не лучшая основа. Вскоре мешающие эмоции окрасят также и чистоту этого восприятия, и вместо «вспышки» встречи пробьются наружу ожидания и привычные мысли.

Традиционные тибетцы говорят, немного перегибая палку: «Сохранишь все связи, если будешь вместе с ламой изредка, и нарушишь их, если останешься с ним надолго». Это выражение, однако, противоречит моему опыту взаимоотношений с учениками. Мы, Кагью, поступаем проще. Мы учимся видеть любого ламу как выражение Кармапы. Поэтому не так важно — худой он, толстый, обаятельный или обычный.

Важно, что все ламы выражают различные аспекты Кармапы. Если мы видим его как целую радугу, то другие учителя — разные цвета в ней. Благодаря одному мы получаем опыт мудрости Кармапы, второму — его бесстрашия, сочувствия или других совершенных качеств. Так можно учиться у каждого. С тем, кто нас сильнее всего трогает, мы создаем особенную связь, выбираем его нашим коренным Ламой. Он — наш самый важный учитель. Он должен научить нас доверять своей Будда-природе, пространству-ясности-безграничности нашего ума.

Если учитель удерживает свою передачу, если он, в свою очередь, верен своему учителю, его работа будет очень глубокой. То, что он передает, будет чистым, как вода из лучшего источника, и всем принесет пользу.

Он может очень быстро стать популярным: для этого требуется говорить только то, что люди хотят слышать. Но тем, кто хочет не только очистить эго, но и вообще его удалить, учитель должен подарить поток настоящего благословения. Если он представляет просветленную линию передачи, все будет расцветать, к чему бы он ни прикоснулся. Он будет глубоким, как океан, и большим, как самая высокая гора. Широкий и с мощными корнями, он будет передавать суть того, что дал Будда 2500 лет назад и что было еще усилено Кармапой.

Что касается самого Кармапы, нам нужно знать, что он — Будда. Мы можем полностью доверять ему в том, что он ведет нас по пути от запутанности к окончательному Просветлению.

Что касается самого Кармапы, нам нужно знать, что он — Будда. Мы можем полностью доверять ему в том, что он ведет нас по пути от запутанности к окончательному Просветлению. Общаясь с другими учителями, мы должны концентрироваться больше на их способностях, чем на слабостях. Поначалу наше видение ограниченно, притяжение и отталкивание окрашивают переживания. Так или иначе, у всех существ есть Будда-природа, и сансара есть нирвана. Но если человек владеет и хорошим, и плохим, что мы хотим с ним разделить?

Как действует передача на учеников? Благодаря своей открытости, они перенимают различные качества учителя. Затем, спустя некоторое время, другие начинают чувствовать в этих людях ту же силу и уверенность, полагаются на них и тоже вступают в силовое поле линии.

Вместе с доверием требуется и разумная честность. Не следует терять стиль из-за любой малости. Если долгое время мы переживаем больше очищений, чем благословений, стоит поговорить об этом с учителем. Ученики, которые все держат в себе, — трудны. Мы не хотим никакой веры или мир-дружба-жвачка-буддизма. Сомнения должны быть прояснены, чтобы позднее не возникли препятствия на пути.

Это важно — видеть учителя на высшем, чистейшем уровне. Не как личность, но как неотделимого от его линии и передачи. Это все — ради учеников, а не для пользы учителя. От этого ему лишь прибавляется работы. Думая, что Будда — обычный человек, получаешь благословение обычного человека. Думая, что простой учитель — Будда, обретаешь благословение Будды. Учитель является зеркалом нашего ума и приносит связь с нашей собственной Будда-природой. Видя его мудрым, мы будем получать от него пользу. В противном случае мы просто теряем время.

Учитель полезен настолько, насколько он обращает внимание людей на их собственную красоту. Если он может их пробудить и при этом они не станут зависимыми от него, значит, он очень хорош. Естественно, он не имеет права говорить: «Я источник твоего счастья, а теперь купи мне, пожалуйста, несколько роллс-ройсов». Вместо этого он должен сказать: «Все богатство, которое ты сейчас ощущаешь, — твое собственное. Если бы его в тебе не было, как бы ты смог его пережить? А теперь неси его в мир и покажи, чему научился». Если затем ученики возвращаются, проверяешь, как все прошло, и показываешь им, куда идти дальше. Так человек получает глубочайшую связь из всех, а именно — совместный рост. При каждой встрече мы понемногу растем, чему-то учимся. Трудолюбие учителя можно увидеть в самостоятельности учеников. Его мощь проявляется в их способности быть сильными.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Мы ведем себя как Будда, пока не станем Буддой»

Лама Оле Нидал

Новости центров