Лопён Цечу Ринпоче (1917–2003) был учителем королевской семьи Бутана. В 1968 году он стал первым учителем Оле и Ханны Нидал
 
 

Главные события

03.01.2019 - 22.09.2019

25-28 января — Краснодар 8-10 февраля — Новосибирск 15-17 февраля — Хабаровск 23-25 февраля — ...

14.01.2019 - 29.01.2019

В Краснодаре с 25 по 28 января пройдет курс лекций «Великая Печать» ...

14.01.2019 - 11.02.2019

В Новосибирске с 8 по 10 февраля пройдет курс лекций «Великая Печать» ...

14.01.2019 - 17.02.2019

В Хабаровске с 15 по 17 февраля пройдет курс лекций «Великая Печать» ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Цели путей Будды и четыре вида действий Будд. Лама Оле Нидал

Цели путей Будды и четыре вида действий Будд. Лама Оле Нидал

Данный текст представляет собой два отрывка из нового английского перевода книги Ламы Оле Нидала «Каким все является».

Цель Тхеравады – Освобождение

Путь к Освобождению состоит из двух этапов. Сначала нужно признать, что в теле нет ничего постоянного, только стремительное кругообразное движение бесчисленных частиц. То же самое нужно уяснить относительно мыслей и чувств. Хотя внешние и внутренние переживания могут ощущаться как реальные, на самом деле это лишь непрерывно меняющиеся потоки впечатлений. Такое глубокое видение будет все больше определять наши взгляды на жизнь, пока не станет непреходящим опытом. Если «я» не существует, то кому можно причинить вред? Постигнув отсутствие реального «я», мы навсегда перестаем быть мишенью. Больше никто не сможет напасть на нас. Когда в жизни случаются боль или другие неприятности, мысль «я страдаю» автоматически превращается в общее наблюдение: «есть страдание».

Здесь мы подходим к пониманию термина «нирвана», который переводят как «сдувание» или «угасание». Применение методов Будды ведет к постижению того, что можно стереть любые объекты сознания и саму идею отдельного «я», но никак не само осознавание.

Существует два вида нирваны. Так называемая «малая нирвана» есть мирная противоположность сансары. Здесь речь идет о лишенном картинок зеркале ума, узнаваемом лишь теми, кто медитирует. Этот уровень лежит вне запутанности и цепляния за все непостоянное, переживаемое неосвобожденными существами как реальный внешний и внутренний мир. С переходом к непрерывному осознаванию самого «переживающего» исчезает иллюзия отдельного «я» – источника всех наших трудностей.

Южные школы буддизма удовлетворяются интуитивным знанием, что эго не существует. Это знание ведет к желанному состоянию Освобождения — концу личных страданий человека — и искоренению всех мешающих эмоций. Однако с точки зрения различных направлений буддизма Махаяны, распространенного на севере, так устраняется только первая завеса — завеса мешающих чувств. Поэтому данная цель служит лишь передышкой. Далее начинается путь Бодхисаттвы — долгий поход к Просветлению для блага всех существ.

Просветление — цель Великого и Алмазного пути

Стремясь приносить пользу другим, мы не должны останавливаться на Освобождении. Теперь нас привлекает блаженство Просветления, и мы вступаем на Великий путь. Заметив, что все существа, ведомые мешающими эмоциями и ложными идеями, постоянно стремятся к счастью, но причиняют себе страдания, мы просто обязаны помогать им! Понимание того, что мы являемся не телом, подверженным распаду, и не переменчивыми эмоциями, а самим неразрушимым вневременным умом, мгновенно искореняет любые страхи Будучи уверены в неуязвимости ума, мы можем полностью раскрыть его способности. Тогда проявляются бесстрашное всеведение, самовозникающая радость и деятельная, дальновидная любовь. Они заложены во вневременной сути ума и автоматически выходят на поверхность по мере удаления второй завесы — завесы двойственных идей. Достигнутое таким образом состояние называется окончательным Просветлением, Великой нирваной. На этом уровне все происходящее воспринимается как богатство и наслаждение. Если ничего не происходит, ум видит в этом свой потенциал. Любые события — трудные или приятные — это его свободная игра. А тот факт, что возможно и то и другое — и воспринимающий, и объекты восприятия, — выражает безграничность ума. Все, что происходит или не происходит, напрямую показывает природу ума.

Пройдут годы неустанных усилий, прежде чем опыт сияющего пространства ума станет постоянным, в том числе в повседневной жизни. Трудно обнаружить того, кто смотрит нашими глазами и слушает нашими ушами, но нет более стоящего пути. Он ведет к самому полному, нескончаемому счастью. Здесь все внешнее и внутреннее возникает, играет в пространстве ума, узнается его осознаванием и снова растворяется в его безграничности.

Буддийские учителя целенаправленно спрашивали своих учеников, тождественны ли уму внутренние переживания и внешние миры или отличны от него. Ответ: и то и другое. Впечатления возникают и развертываются в уме, осознаются им и в нем же исчезают, хотя проявляются и переживаются нами как нечто обособленное. Они подобны волнам в океане. Являются ли волны океаном или чем-нибудь другим?

Тот, кто это понимает, не ограничивает свои ощущения концепциями, но просто пребывает в том, что есть. Тогда возникающие мысли и чувства нас больше не тревожат, а их отсутствие не ввергает в сонливость или запутанность. Осознавание момента «здесь и сейчас» очищает зеркало ума, пробуждает его сияние и богатство возможностей.

Удаление завес ума неизбежно ведет к храбрости, радости и деятельной любви. Понимание того, что мы являемся не телом, подверженным распаду, и не переменчивыми эмоциями, а самим неразрушимым вневременным умом, мгновенно искореняет любые страхи. Ум подобен открытому и всеобъемлющему пространству. Что может повредить пространству? Что может заставить его страдать?

С обретением бесстрашия все становится для нас выражением бесконечного богатства пространства. Что бы ни проявлялось в уме — смерть или рождение — все показывает его изобилие и силу. Наконец, опыт безграничности ума развивает в нас искусство любить. С появлением зрелой интуитивной мудрости мы действуем для вневременного блага других, невзирая на общепринятые лицемерные решения.

На этом уровне главная идея ясна: не ограничивайте себя множеством оценочных суждений. Доверия заслуживают лишь те учителя, которые готовы рисковать своей популярностью. Только они по-настоящему свободны и способны преодолеть запутанность людей, и только их работа в итоге принесет плоды Сущность ума нельзя ни улучшить, ни повредить, и какие бы мысли и чувства ни появлялись, они просто доказывают многогранную силу его выражения. Важно то, где возникают эти впечатления, кто их воспринимает и куда они уходят. Значение имеет океан под волнами, зеркало с появляющимися в нем картинками, то сознание, которое остается чистым, что бы в нем ни возникало. Материалистические мысли не означают, что мы плохо медитировали. В них можно видеть практичность. Нигилистические мысли – не признак того, что в вас воплотился Ницше. Можно просто отметить, что они возможны. Экзистенциальные переживания ничего не доказывают, а идеалистическими состояниями можно наслаждаться без привязанности. Все, что возникает в уме, только подтверждает его богатство, потенциал и силу. Высшая мудрость всегда несет в себе высшую радость и действенность, так что пусть ее появление будет для вас приятной неожиданностью. Просветленное осознавание может рождаться только за пределами надежды и страха, и оно приходит само собой.

Четыре вида действий Будд

Будды постоянно и непринужденно используют все способности своего тела, речи и ума для того, чтобы помогать существам. Когда не ощущается разделения между тем, кто действует, самим действием и его объектом, словно играючи осуществляешь потенциал каждого мгновения. Это приносит наибольшую пользу максимальному числу существ в самой продолжительной перспективе. Каждый миг пронизан переживанием «Ага!» и «Как богата жизнь!».

Действенная мудрость Будды, направленная против всех восьмидесяти четырех тысяч возможных завес и мешающих эмоций, проявляясь, дарит людям все самое лучшее. Существует четыре разных способа направлять события в позитивную сторону. Эти действия, известные как умиротворяющие, обогащающие, очаровывающие и мощно защищающие, преобразовывают все аспекты жизни и превращают любое переживание в шаг на пути. Зачастую стоит лишь взглянуть на события сверху, с внеличностной точки зрения, и искусный взгляд Будды обогатит нашу жизнь. Это также применимо к разным видам просветленных действий и к тем, кто их выполняет. Каждый человек способен определенным образом влиять на других людей. При сознательном подходе это помогает дарить существам счастье и задавать направление в их жизни.

Тот, кто совершает умиротворяющие действия, подобен веселому хозяину дома: он не успокоится, пока все не будут удовлетворены. Он радушен, и телосложением походит на грушу, поэтому, с одной стороны, ему стоит постоянно следить за тем, чтобы его не использовали, а с другой — не вредить самому себе, проводя слишком много времени за столом. Удерживаясь от этих ошибок, он сможет дарить многим людям ощущение близости и тепла — то, чего некоторым недостает с самого детства. Такому человеку нужно вывести обнаруженную эмоциональную открытость на постоянный осмысленный уровень.

Человек обогащающего типа, как правило, выглядит иначе. У него тонкие кости, он быстро движется и постоянно осведомлен о происходящем вокруг. Он поможет быть «в теме» и даст самые свежие советы. У него есть способность устанавливать контакт и общаться со многими людьми. Ему стоит научиться не только быть ответственным в повседневных делах, но и развивать внеличностный взгляд, который превратит его в настоящего друга для всех. В этом намного больше смысла и свершений, чем в постоянной беготне за материалистическими ценностями.

Очаровывающие действия особенно легко даются привлекательным людям. Имеет смысл задействовать свое обаяние, быстро получающее признание со стороны окружающих. Это качество представляет собой результат сочувственных действий, совершенных в прошлых жизнях, и потому притягивает многих. Но если такой дар используется поверхностно, и человек интересуется только последними веяниями моды, то все будут терять самое драгоценное, что у нас есть, — время.

Человек, относящийся к мощно защищающему типу, — это настоящий друг всех существ. Он непоколебим, что проявляется в его теле и речи. Проницательным взором он следит за происходящим, а его манера держаться говорит о готовности к любым изменениям в пространстве. Когда первые три типа уже сделали все, что могли, этот все еще готов помогать. Такой человек не слишком озабочен своим внешним видом и его утомляют досужие разговоры — но он является опорой для всех.

Обретшие постижение учителя соединяют потенциал этих четырех видов действий, без усилий и ошибок работая на благо существ. При этом можно заметить, что в зависимости от качеств учеников они предпочитают одни виды действий другим, поэтому в разных группах атмосфера отличается. Поле силы учителя всегда действенно, и со временем ученики могут развить в себе такие же способности и радостно применять их.

Что это значит для учителя на практическом уровне? Как он может использовать эти знания о видах действий?

Умиротворение

Если ученики слишком чувствительные или сложные, рекомендуется давать им больше пространства. Это имеет смысл в отношении тех, чья уязвимость очевидна. Расслабляющее поведение зачастую является верным методом, особенно в здоровых случаях, когда есть уверенность, что мы не избегаем необходимых обсуждений. Такие люди создают трудности, чтобы отвлечься от своего внутреннего напряжения. Отсутствие сопротивления вскрывает их неврозы. И тогда учитель может поработать с высвободившимся сырьем и привести в порядок те качества, которые стоит сохранить.

Обогащение

Обезопасив ситуацию и подготовив ученика к новому опыту, учитель знакомит его с богатством и потенциалом жизни. Обычно это происходит шаг за шагом — ведь если человек спешно пытается сделать все сразу, а затем разбивает себе нос, иллюзорное эго находит оправдание для укрепления своих позиций. Учителю тибетского буддизма две вышеописанные сферы деятельности даются легко. Ему нужно только наблюдать за тем, становятся ли ученики независимыми, формируют ли здоровое отношение к сексу и жизни, есть ли у них избыток энергии для других. Учитель, практикующий очаровывающий и мощно защищающий подход, должен быть особенно сознательным и, кроме того, постоянно проверять собственный настрой.

Очарование

Если у нас есть сила влиять на других, становится возможным быстрый духовный рост. Однако этот дар способен принести и большой вред. Религиозные скандалы, гремящие по всему миру, трудно остановить. И одной из религий особенно хорошо удается каждый день шокировать осведомленных людей во всем мире. Но затруднительные ситуации случались и с отдельными вполне достойными монахами и учителями, выступавшими от доброго имени Будды. Хотя его наставления всегда были направлены на полное развитие нашего ума, а не на подчинение заповедям упрямого бога, некоторым людям бывает трудно нести в мир пример Будды. Конечно, следует избегать любых действий, которые разрушают доверительные отношение между учеником и учителем. Подобные конфузы разочаровывают все большее число даровитых умов, повернувшихся сегодня к буддизму.

Мощная защита

Мощная защита — это четвертый вид действий Будд, и он также требует постоянного самонаблюдения. Если для очаровывающего учителя важнее всего избегать гордости, то тому, кто применяет защищающие — а если нужно, то и разрушительные — действия, главное — остерегаться гнева. Только те, кто видят потенциал Будды во всех существах, могут поступать с ними «жестко», но безошибочно. Учителя, обещающие посвятить свое тело, речь и ум защите других, должны убедиться в том, что их поступки не направлены в первую очередь на собственное благо. Нужно быть похожим на хорошего врача, который оперирует пациента не ради личной славы, а чтобы избавить его от большего страдания в будущем. Только когда учитель почти полностью оставил позади свои страхи, он в состоянии разумно применять этот точный инструмент. Хотя большинство людей предпочитает атмосферу покоя, он не должен забывать о своей ответственности и закрывать глаза на происходящее в мире, боясь конфронтации.

Поскольку многие по привычке не проявляют критичности в отношении духовных предложений, в их уязвимом внутреннем мире царит запутанность. И увидев нечто странное или тревожащее в сфере религии, люди редко осмеливаются защищать других с помощью здорового смеха. Как говорят тибетцы, среди лам тоже чаще встречается железо, чем золото. Большие деньги и власть зачастую лишают их духовности. Учителя не слишком распространяются об этом из-за внутренних связей, а ученики не знают, чего должны ожидать от хорошего учителя. Доверия заслуживают лишь те учителя, которые готовы рисковать своей популярностью. Только они по-настоящему свободны и способны преодолеть запутанность людей, и только их работа в итоге принесет плоды.

Перевод с английского: Ольга Кривовяз

Журнал Буддизм.ru №28 (2016)

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Будь среди тех, чье присутствие помогает тебе развивать совершенные качества. Оставь тех, из-за кого усиливаются твои недостатки»

Падмасамбхава, VIII век

Новости центров