Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Путевые заметки  → То, что невозможно потерять

То, что невозможно потерять

Дневник паломников в Непал после землетрясения в мае 2015 года

«Внимание всего мира сегодня приковано к небольшому государству в Гималаях — Непалу. Там около полудня по местному времени произошло землетрясение. Вслед за первым мощным толчком последовали другие, чуть меньшей силы. Эпицентр подземной бури находился всего в нескольких десятках километров от столицы страны, Катманду. Город сильно разрушен, особенно пострадал его исторический центр. Колебания почвы вызвали сход лавин в горах. Со многими районами нет связи…»

«Страна самых высоких в мире гор содрогается до сих пор. Незначительные и частые толчки разрушают то, что устояло утром. Госпиталь Катманду еще цел, но там по-прежнему царит хаос. Раненых привозят на машинах, микроавтобусах, несут на носилках, хотя мест нет уже с утра…»

«Власти сообщают, что в предстоящие месяцы Непал столкнется с многочисленными проблемами, в том числе в области восстановления системы канализации и общественных уборных, уничтоженных землетрясением, а также связанных с уборкой трупов погибших животных. ООН также предупреждает о том, какие трудности ожидают крестьян, составляющих две трети населения Непала. По данным ООН, в стране погибли запасы семенного риса, который высаживается в мае, а также запасы зерна на складах. Если крестьяне не смогут посадить рис и другие культуры в этом сезоне, урожая можно будет ждать только к концу 2016 года…»

Так писали в официальных источниках о крупнейшем за последние 80 лет землетрясении в Непале. Лишь набравшись смелости и приехав на место катастрофы, можно было увидеть реальную картину происшедшего, а также нечто, о чем не расскажут ни в одном СМИ. Здесь, на обломках своих домов, пострадавшие непальцы демонстрируют всю глубину понимания природы ума и вневременные ценности, которые невозможно потерять…

Непал. Несмотря на его малые размеры и низкий уровень экономического развития, название этого горного государства пребывает на устах путешественников всех мастей: альпинистов — поскольку именно на территории Непала находится самая высокая вершина мира Эверест, — а также рафтеров, парапланеристов, треккеров, шопперов…

Около тысячелетия назад, когда поучения Будды, практиковавшиеся уже пятнадцать столетий на территории Индии, стали переноситься в Тибет, их путь пролегал через Непал, что возродило множество буддийских традиций в этой стране и сделало ее всемирным центром паломничества. На территории современного Непала располагалось королевство, в котором 2500 лет назад родился принц, впоследствии ставший Буддой. На севере, где проходит граница с Тибетом, преобладает горный ландшафт, включающий одни из высочайших и красивейших хребтов Гималаев. Из-за их суровости, красоты и труднодоступности эти места были выбраны многими буддийскими мастерами для достижения высших результатов в медитации. Так появилось немало мест, полных благословения, огромное количество монастырей, мест для уединенной медитации и буддийских ступ.

Северной границей соприкасаясь с Китаем, а южной с Индией, Непал сумел оказаться точно на разломе двух тектонических плит, благодаря столкновению которых и образуются Гималаи. Несмотря на то, что подземные толчки здесь переживаются регулярно, мир услышал об этом совсем недавно, в мае 2015 года, когда произошло мощное землетрясение магнитудой в 8 баллов, в прямом смысле за минуту разрушившее половину страны.

Будучи практикующими буддистами, многие ученики Ламы Оле регулярно посещают Непал, чтобы соприкоснуться с источниками благословения линии передачи. Во время таких путешествий возникают личные дружеские связи с местным населением, да и сами места становятся настолько близкими сердцам паломников, что для многих остаться равнодушными к трагедии оказалось просто невозможно. Мы с друзьями прилетели в Катманду сразу после землетрясения, чтобы напрямую помочь семьям пострадавших и любыми способами содействовать фондам помощи населению Непала.

15–20 мая. Районы-призраки
По приезду в Непал мы сразу отправились в горные районы, больше других пострадавшие от землетрясения, чтобы увидеть все своими глазами и понять, чем мы можем помочь этим людям. К сожалению, им мало чем можно помочь. Здесь разрушено 90% зданий — то есть практически все дома. Такие районы подлежали «принудительной эвакуации», осуществить которую у правительства не было никаких ресурсов. В некоторых местах оползнями были блокированы горные реки, которые, в свою очередь, затапливали целые долины вместе с десятками деревень.

Одни за другими мы проезжали полностью опустошенные поселения, кое-где из-под развалин ощущался достаточно резкий запах разложения — у жителей не было ни времени, ни сил, чтобы разобрать завалы до конца. Те, кому некуда идти, остались жить на развалинах. В крупных районных центрах мы увидели временные жилища, которые строили некоторые фонды помощи населению: лист профнастила, закрепленный на деревянных прутьях или кирпичной кладке высотой около метра. Внутри, как правило, стоял один только алтарь, для которого использовалась лучшая мебель из оставшейся. В подавляющем большинстве случаев можно было наблюдать, как люди по вечерам расстилают одежду и устраиваются спать на обломках собственного дома. После начала сезона дождей они, скорее всего, окажутся отрезанными от остального мира. Эти районы назвали временно необитаемыми, или, в менее официальных источниках, «районами-призраками», что полностью соответствует действительности.

20–23 мая. Йолмо — долина необусловленного счастья
Одним из таких районов оказался драгоценный Йолмо, расположенный на границе с Тибетом и отделенный от него красивейшей горной грядой Лангтанг. Именно это место Восьмой Шамар Ринпоче выбрал для своего первого рождения вне территории Тибета. В долине Хеламбу (с непальского — «место чеснока и картошки») расположилась одна из «официально зарегистрированных» пещер Миларепы, за которой ухаживают местные монахи. Совсем недалеко, на противоположной стороне долины, находится пещера великого йогина Падмасамбхавы — Гуру Ринпоче, в которой он медитировал вместе со своей индийской женой принцессой Мандаравой. Йолмо неспроста указан во многих священных текстах как место буддийского паломничества — по всей долине можно обнаружить отпечатки ступней великих йогинов, ретритные пещеры, в которых и сейчас кто-то медитирует, древние монастыри и ступы. Именно здесь находился старый монастырь Лопёна Цечу Ринпоче. К сожалению, он был полностью разрушен при землетрясении.

Местное население — тибетцы с непальскими паспортами, практикующие буддисты линий Ньингма и Кагью. Среди их обычаев — выполнение нёндро еще в раннем возрасте, ежедневные медитации и строительство ступ. Когда мы вернулись сюда после катастрофы, Йолмо оказался районом-призраком, и первое, за что взялись местные жители, оказавшиеся без крыши над головой, — реставрация ступ. Мы видели, как люди по очереди дежурят возле них, вытаскивая реликвии из-под завалов, разбирая и складывая все по кирпичику. Самое главное место в их жилищах занимал алтарь, на который они собирали наиболее важные и драгоценные вещи, в первую очередь извлеченные из-под разрушенных домов — малы, изображения Будд, ритуальные предметы. Надо сказать, буддийские районы не получили практически никакой помощи от правительства Непала, так что у этих людей не было абсолютно ничего — кроме их открытых сердец и преданности Ламе.

Стараясь помочь им, мы устроили собрание деревни, где объясняли, как важно для них сейчас покинуть долину, переждать где-то сезон дождей, потому что оставаться здесь очень опасно. Один пожилой мужчина позже объяснил мне, почему люди не уйдут. «Ты ведь знаешь о карме, — сказал он. — Мы все равно умрем, рано или поздно. И если уж умирать, то лучше здесь — здесь наши горы, наши ступы, наши любимые коровы. Это не страшно, — говорил он мне, — правда-правда!» И улыбка на его лице лучше всего показывала, что здесь в действительности происходит: люди, потерявшие, казалось бы, все, счастливы просто так, без внешних причин. Они живут практически под открытым небом, носят одну рубашку несколько лет, едят только то, что выращивают, — и потому ничего не боятся. Красота этих мест непередаваема, и счастье здешних жителей по-настоящему глубоко. Кажется, что этого даже стихия не сможет отнять.


24 мая. Лучшая помощь — это спокойствие
Под впечатлением от регионов страны мы вернулись в столицу, где, по сравнению с районами-призраками, не случилось никаких разрушений. И правда — апокалиптических картинок, созданных в наших умах новостями, в Катманду мы не увидели. Приготовившись к худшему во время полета в Непал, мы вскоре обнаружили себя на крыше любимого кафе с хорошим кофе и интернетом. В городе не было ни эпидемий, ни дефицита воды или еды, ни трупов на улицах.

Первое, что отличало его от прежнего Катманду, — отсутствие туристов, что для местных жителей означает экономическую катастрофу. Второе, что бросилось в глаза, — обилие палаток во всех, даже самых невероятных уголках города — от огромных палаточных лагерей в центре, организованных китайским правительством, до обычных полиэтиленовых навесов во дворах, на обочинах дорог, площадях перед супермаркетами. Там поселились не только те, кто потерял жилье во время землетрясения, но и те, кто теперь просто боялся возвращаться домой. Подобные катаклизмы нарушают наши самые устойчивые представления о мире — о твердости земли, например, и вообще о безопасности. Местный парнишка, который все это пережил, рассказывал, как 1000 человек ночевали несколько дней под дождем, собравшись у ступы Боуда, потому что ступа для этих людей является символом самой непоколебимой и надежной опоры — ума.

Также он рассказал, как они вытаскивали соседей из-под завалов, как не было связи несколько дней, и они думали, что весь город разрушен, потом ходили в горы к родителям с рюкзаками еды, попадая под камнепады, ливни и ощущая новые толчки… В конце он сказал: «Знаешь, лучшее, что мы можем дать людям в такое время, — это наш собственный спокойный ум».

24–25 мая. Великая ступа Сваямбху — наши корни
Наиболее разрушенным местом в Катманду оказался холм Сваямбху, одно из самых драгоценных для нас мест: именно здесь началась история того, что сейчас происходит во всем мире. Когда-то, преодолев легендарный подъем по главной лестнице и добравшись до вершины холма, Оле и Ханна Нидал впервые в этой жизни увидели Шестнадцатого Кармапу, который в тот момент проводил церемонию Черной Короны. Трон Кармапы располагался на ступенях монастыря Карма Раджа Махавихар, принадлежавшего Шамару Ринпоче. Это место всегда было нашим сокровищем, самым первым местом паломничества, центром благословения всех наших поездок. Как сказал Лама Оле о Сваямбху: «Это наше самое важное место, потому что здесь наши корни».

К сожалению, разрушения, вызванные последним землетрясением, оказались слишком серьезными, и монастырь теперь подлежит сносу — как, впрочем, и все здания, окружающие великую Сваямбху. Лишь сама ступа стоит непоколебимо в окружении гор обломков, напоминая о нерушимости Просветления. Эта средневековая красавица — только навершие другой, самовозникшей ступы, скрытой внутри холма. По легенде, много веков назад Бодхисаттва Манджушри, пролетая над долиной Катманду, которая тогда была еще огромным озером, увидел ее и разрубил своим мечом мудрости гряду Гималайских гор, чтобы вода покинула долину. Так образовался город. Эту историю возникновения Катманду знает в Непале каждый ребенок, в ней никто не сомневается и все понимают, что именно холм Сваямбху является историческим центром города и его началом.

С 2012 года в рамках проекта «Сваямбху», организованного учениками Ламы Оле, в монастыре Карма Раджа Махавихар проделано много работы: очищена территория вокруг монастыря, отремонтирована крыша (в 2013 и в 2015 годах), полностью заменены водопровод и канализация (2013). С февраля 2015 года вплоть до недавних событий шел ремонт квартиры Шестнадцатого Кармапы, но так и не завершился. Во время землетрясения здание монастыря было сильно повреждено, а к июлю его полностью снесли. Решение о строительстве нового здания пока не принято.

25–28 мая 2015. Лама Оле в Непале
Самым большим сюрпризом был неожиданный визит Ламы Оле. За несколько дней очень интенсивной программы наш учитель, как всегда, успел максимум из возможного — посетить места вокруг холма Сваямбху, почтить вторую великую ступу Боднатх, встретиться с несколькими старыми друзьями и учителями.

Лама также побывал в новом монастыре Шераба Гьялцена Ринпоче — Дагпо Шедруб Линг, который все называют просто Нала Гомпа, потому что он расположен на Нала Роуд, в пригороде Бхактапура — города, с востока прилегающего к Катманду. Здесь в мае должна была состояться большая инаугурация, но из-за землетрясения все мероприятия пришлось отменить. От красоты пейзажа, окружающего монастырь, захватывает дух: здание расположено на горе, а вид с двух сторон уходит за горизонт. Постройка состоит из трех ярусов. Стены нижней, самой большой гомпы расписаны фресками с подробной историей линии передачи Карма Кагью; здесь можно найти Речунгпу и Миларепу, всех Кармап и Шамарп, Ламу Жанга — и увидеть иллюстрации к их жизнеописаниям, а также Йидамов, на которых они медитировали. Средняя гомпа, что на этаж выше, посвящена 21 аспекту Тары, а самая уютная верхняя гомпа предназначена для ретритов. Она — единственное, что подлежит серьезной реконструкции после землетрясения. Необходимо будет также обновить роспись большой гомпы в тех местах, где появились трещины в штукатурке.

Все здесь указывает на то, что Нала Гомпа станет ключевым местом во всей нашей последующей работе в Азии, а также, уже с осени этого года, постоянной резиденцией Шераба Гьялцена Ринпоче.
Проект и идея Ринпоче заключаются в том, чтобы брать детей из бедных семей Непала и давать им европейское образование: дети будут изучать английский язык и современные науки для того, чтобы впоследствии самые талантливые из них могли стать проводниками Дхармы на Запад.

27 мая 2015. Шар Минуб — вневременное видение Шамара Ринпоче
Немаловажным был и визит Ламы Оле в Шар Минуб. Это неоконченный проект Шамара Ринпоче, в который было вложено много энергии и который он попросил обязательно завершить. Почти за год до землетрясения здесь состоялась кремация Шамарпы, а реликвии до сих пор хранятся на алтаре. Шар Минуб расположен в живописнейшем месте на окраине Катманду, в 20 минутах ходьбы от Сваямбху, у подножия холма Нагарджуны. Холм был так назван после того, как Нагарджуна-тантрик выбрал это место для своих медитаций. Здесь также любил медитировать Лопён Цечу Ринпоче. Окружающая территория считается заповедником и известна множеством обитающих здесь леопардов. Живущие в Шар Минубе монахи рассказывают, что иногда по ночам леопарды спускаются вниз…

Сам проект и видение Шамара Ринпоче достаточно масштабны: здесь планируется разместить здание буддийского института, где все практикующие Карма Кагью смогут получать образование. Сейчас в Шар Минубе уже функционирует ретритный центр. Район Ранибан, где расположены эти строения, несильно пострадал от землетрясения, однако некоторые дома все же подлежат ремонту или реконструкции.

Священные места долины Катманду можно описывать часами — и не достичь при этом никакого результата, ведь для того, чтобы почувствовать и понять Непал, нужно однажды просто купить билет. И если с вами это случится, вы никогда не вернетесь домой прежними. Пусть у каждого все начнется с билета и закончится самым большим благословением в жизни!

 

Материал подготовила Алена Нарчева

Материал из журнала Буддизм.ру № 27

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Высшее видение – это одна из сложнейших задач, особенно для практикующих путь Варджраяны, который сам по себе сложнее других. Главное требование здесь – быть очень внимательным, ясно осознавать свои негативные эмоции. И в данном случае я бы сказал, что самым большим препятствием является наша гордость»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров