Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

11.03.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно...   23-26 марта — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Буддизм на Западе

Буддизм на Западе

В западном мире интерес к буддизму постепенно растет. Отдельные сведения о нем начали появляться в Европе еще со времен Александра Македонского. Наиболее же близкое и всестороннее знакомство западной культуры с буддизмом началось в первые десятилетия XIX века, одновременно с рождением востоковедения и буддологии. Первая встреча стала шоком: буддийскую пустоту Запад принял за «абсолютное ничто».

Позднее те, кто изучил буддизм глубже и не только по книгам, написанным христианскими миссионерами, смогли увидеть, что под пустотой буддисты понимают всеобщую взаимозависимость и относительность всех явлений, отсутствие и в человеке, и в мире чего-либо абсолютного, не связанного миллионами связей с другими феноменами. Глазам европейцев предстала религия, отрицающая концепцию единого бога и нетленной души, утверждающая, что так называемая реальность неотделима от человеческого ума, что боги и дьяволы –лишь проявления ума. Всю ответственность за жизнь и счастье человека она возложила на него самого, рассказав о законе кармы, или причинно-следственной связи: события нашей жизни объяснялись как следствия наших собственных прежних поступков. Эта странная религия не учила ни служить, ни верить – она предлагала работать над собой и медитировать, успокаивая свой ум и узнавая его природу.

В XIX веке буддизм стал открытием – вначале для Европы и вскоре для Америки. Массового перехода людей в другую религию, конечно, не случилось, но буддизм пришел в академии, университеты и школы. Интересно, что почти сразу он вышел за рамки только интеллектуального направления. Нередко западные ученые-буддологи, которые переводили буддийские трактаты на европейские языки и писали собственные исследования, сами были практикующими буддистами. Появлялись буддийские клубы и общества. В начале ХХ века сформировались крупные буддийские организации в Англии, Германии, Франции.

В первой половине ХХ века в среде западной интеллигенции популярным стал буддизм Дзэн. Это произошло благодаря личной активности известного ученого и популяризатора Дзэн Дайсэцу Судзуки. Читая лекции о буддизме в университетах США, он сумел вдохновить этим учением множество образованных людей, в том числе знаменитых философов Э. Фромма и К. Юнга. Влияние Дзэн отчетливо прослеживается в произведениях Г. Гессе, Дж. Сэлинджера, Дж. Керуака, А. Уотса, Р. Желязны, в поэзии Г. Снайдера, А. Гинзберга и многих авторов, в живописи В. Ван Гога и А. Матисса, в музыке Г. Малера и Дж. Кейджа, в философии А. Швейцера. В 1960-х годах «дзэнский бум» охватил многие американские университеты и придал определенную окраску движению «битников».

Новая волна интереса к буддизму на Западе поднялась в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Она была связана с движением хиппи в Европе и Америке. Послевоенное поколение молодых идеалистов демонстративно отрицало буржуазные ценности материального мира, видя их полную несостоятельность и ненадежность. Юные бунтари искали смысл в возможностях ума. Они отправлялись на Восток – часто за наркотиками, которые тогда еще были легальными, – но в итоге знакомились там с буддизмом и, окрыленные, привозили это Учение в свои страны.
В то же время после захвата Китаем Тибета в 1959 году начался исход тибетских лам в Индию и на Запад, отчего тибетский буддизм, веками остававшийся тайной за семью печатями, стал открыт и доступен для иностранцев. Все условия совпали для того, чтобы люди, выросшие в странах Европы и Америки, а также в небуддийских регионах России, встретились с Учением Будды.

В начале 1970-х годов на Запад начали активно приезжать с лекциями и посвящениями тибетские ламы: Далай-лама XIV, Кармапа XVI, Сакья Тризин, Джамгён Конгтрул III, Калу Ринпоче и другие. Вскоре появились первые признанные учителя-европейцы. Самый известный из них – датский Лама Оле Нидал, посвятил свою жизнь распространению буддизма и адаптации его к современным условиям. В 1968 году Оле и его жена Ханна, проводя медовый месяц в Непале, познакомились с Его Святейшеством Шестнадцатым Кармапой, главой традиции Карма Кагью. Потратив несколько лет на обучение у Кармапы XVI, в 1972 году по его поручению Оле и Ханна начали основывать буддийские центры в Европе и позже – в Америке. На сегодняшний день под руководством Ламы Оле Нидала действуют около 650 центров медитации в 60 странах, включая Россию.
На Западе буддизм вдохновил множество людей. Буддисты, рожденные в небуддийской среде, практикуют с большим рвением и усердием. Буддизм – это их осознанный выбор и взвешенное решение.

У большинства западных людей есть семьи, работа; они вполне социальные люди и в большинстве своем не хотят уходить в монастыри. Кому-то нравится буддийская философия, других вдохновляет психология, третьих интересует буддийское искусство – статуи, разные стили живописи, японские сады. Буддизм можно изучать с разных сторон. Возможность постижения буддийской мудрости зависит от того, насколько глубоко человек вникает в ее суть и сколько времени уделяет изучению и практике. Западные буддисты считают важным медитировать каждый день и изучать буддийские тексты. Они посещают медитационные курсы, лекции и посвящения. С другой стороны, они не уделяют много внимания внешним вещам и ограничениям. Самое главное для них – мотивация и умственный настрой.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если осознанно покоиться в том, что есть, ум становится ясным, и у нас прибавляется силы»

Лама Оле Нидал

Учение

Статьи