Лама Оле Нидал
Начиная с 1972 года Оле Нидал, первый европейский лама и мастер медитации, основал более 650 центров медитации по всему миру
 
 

Главные события

21.10.2017 - 21.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Тайная передача

Тайная передача

Глава из диссертации Елены Леонтьевой «История линии Кагью»

После ухода Будды его Учение более 300 лет передавалось исключительно в устной форме. Только в I веке до н.э. были составлены первые рукописи. В них вошли, в основном, поучения Первого поворота колеса учения, но не все. Некоторые продолжали передаваться только устно. Как правило, со временем их также записывали и включали в канон. Большинство поучений Махаяны передавались тогда не просто устно, но и тайно – пока не созревали необходимые условия для того, чтобы они могли быть объявлены многим. Так, тексты сутр «Праджняпарамиты» (Совершенства мудрости), составляющие наряду с другими великими сутрами основу Махаяны, оставались скрытыми около 500 лет, до появления Нагарджуны (I–II вв.), который открыл эти сокровища людям, разъяснив их смысл и значение.

В середине I тысячелетия буддийский мир стал открывать для себя также тексты тантр. Считается, что тантры были даны самим Буддой Шакьямуни ближайшим ученикам – среди них чаще всего называют Бодхисаттв Ваджрапани, Ваджрагарбху, царей Сучандру и Индрабодхи. Давались эти поучения в очень необычной обстановке. Оставшись с избранным наедине, Будда принимал форму Йидама, «главного персонажа» той тантры, которую таким образом передавал. В теле Йидама и в окружении его мандалы он показывал ученику природу ума.

Считается, что тантры были даны самим Буддой Шакьямуни ближайшим ученикам – среди них чаще всего называют Бодхисаттв Ваджрапани, Ваджрагарбху, царей Сучандру и Индрабодхи. Давались эти поучения в очень необычной обстановке.

Очевидно до IV–V вв. н.э. тантры передавались устно и тайно. Тантру нельзя изучать и практиковать без специального посвящения, полученного лично от искусного учителя – человека, который сам в свое время получил эту передачу, практиковал ее и достиг совершенства. Посвящение дается только зрелому, подготовленному ученику – он должен быть «достойным сосудом». Кроме того, ученик дает обет не разглашать подробностей посвящения и практики тем, кто такой передачи не получал. Ничего удивительного, что в Индии так долго оставались в секрете и сами тантры, и даже факт их существования. Лишь примерно в V веке о тантрах стали говорить, и со временем они появились также в форме текстов. Вначале распространились так называемые «внешние тантры», затем – «внутренние», т.е. тантры ануттара-йоги. Постепенно тексты и значение тантр стали известны очень широкому кругу людей. Во второй половине I тысячелетия, в эпоху Палов – последних императоров, которые щедро помогали буддизму, – тантра превратилась в одну из доминирующих сил духовной жизни Индии.

Что вообще представляет собой тантра? В буддизме этим словом обозначают класс поучений Алмазного Пути, передаваемых и в устной, и в письменной форме. Текст тантры часто начинается традиционными словами: «Так я слышал однажды». Далее следует описание некой истории: например, ученик просит Будду передать ему смысл высших поучений о природе ума. В ответ Будда дает объяснения – обычно в поэтической, зашифрованной форме, с использованием весьма неожиданных образов и примеров, и наставляет ученика в том, как медитировать, чтобы сказанное «проникло в сердце». Он учит использовать в практике символы и ритуальные предметы, объясняет значение каналов и центров энергий в теле человека. Порой перед нами разворачивается целая красочная картина удивительного действа с участием множества персонажей, Йидамов и Дакинь, образующих сложную мандалу.

Такие тексты называют «коренными». Почти каждое слово в них нуждается в истолковании, и потому в буддийской литературе есть обширный свод комментариев к текстам тантр. Но и комментариев, даже самых глубоких и подробных, мало для понимания смысла тантры. Очень важно уяснить, чтó в Алмазном Пути означает «полностью понять» какое-либо поучение. Это не значит запомнить, объяснить себе и уметь пересказать другим при помощи концепций. Такое знание однажды забудется, как сказал Тилопа, обращаясь к своему ученику Наропе: «теория – что заплатка, она обветшает и отпадет».

Для понимания нужно не истолковать себе смысл, а внутренне «обрести» его – стать от него неотделимым. Есть три ступени понимания: знание, опыт и полное постижение. Здесь знание есть понимание слов и символов, точное представление, уяснение. Опыт возникает только в результате медитации – это впитывание воспринимаемой реальности и внутренний отклик на нее в сознании ученика. Наконец, постижение – это непосредственное и уверенное осознавание подлинной природы.

Тибетское слово «Кагью» часто переводят как «устная преемственность». Такое название не означает, что здесь никто не умеет читать и писать: текстовое наследие Кагью не уступает ни в объеме, ни в значении собраниям трудов учителей любых других традиций. Но это слово показывает приоритеты и передает тот дух, на котором здесь строится преемственность Учения.

Такое название появилось не сразу. До Гампопы все учителя этой традиции обычно называли ее «линией практики» или «линией передачи шепотом» (букв.: «линия уха»).

Первое из этих названий указывает на то, что здесь явное предпочтение отдается практике медитации. Действительно, хотя в школе Кагью всегда было много ученых, все же настоящую славу ей приносили йогины, которые медитировали и обретали два вида совершенств. Обычными совершенствами называют власть над первоэлементами (вода, земля, огонь, воздух и пространство) – это дар ясновидения, умение летать, проходить сквозь стены и прочее. Такие достижения не являются целью практики – напротив, это своего рода ее побочный продукт. Если уделять им особое внимание, ожидать их и т.п., то они становятся даже помехой в развитии. Высшие же совершенства – цель практики – это состояние Махамудры (Великой Печати), т.е. способность ума естественно и без усилий покоиться в том, что есть, переживая все как единство блаженства и пустоты. Здесь это синоним Просветления.

Хотя в школе Кагью всегда было много ученых, все же настоящую славу ей приносили йогины, которые медитировали и обретали два вида совершенств.

Второе название – «линия передачи шепотом» – отражает особую доверительную близость ученика и учителя, а также сокровенность передаваемого знания.

Понятие «тайный» в Алмазном Пути имеет, по меньшей мере, два значения. Во-первых, поучения намеренно «хранятся в тайне», то есть передаются в строгой секретности, и ученик обещает не разглашать никаких подробностей, скрывая даже имя своего Йидама и многое другое. Более того, часть поучений всегда передается только устно, она просто не должна записываться. «Никто не смеет полностью записывать то, что преподано изустно, поэтому я записываю только то, что преподает и разрешает записывать мой Учитель», – говорил в XVII веке Кьемед Дечен, комментатор песен Сарахи. При таком подходе оказывается, что некоторые очень важные сведения невозможно получить из письменных источников.

Тантрический буддизм учит доверять в первую очередь не книге, но живому носителю опыта. Для обычного ума этот подход кажется противоречащим здравому смыслу, но тибетцы утверждают, что именно в нем и заключается самый, что ни на есть, здравый смысл. В результате практики «Учение опускается с уровня головы на уровень сердца», то есть с уровня интеллектуального понимания переходит на уровень привычных, автоматических реакций, становится самим существом человека. Концептуальные вещи можно забыть, что-то случайно перепутать или намеренно исказить – но целостная практика приводит к тому, что буддист просто постепенно становится Буддой. Тогда весь его опыт – это опыт Будды, и это наиболее ценно.

Во-вторых, наивысшие поучения являются «тайными сами по себе»: неподготовленному человеку «со стороны» тантра не откроет свой смысл, даже если он наизусть выучит ее текст. Для постижения смысла необходимо посвящение, устные наставления и сосредоточенная медитация под руководством учителя. Применять эти средства без такой подготовки – все равно, что бежать кросс со сломанной ногой: упражнение, обычно весьма полезное, будет только во вред. Таким образом, вся эта секретность и «зашифрованность» обусловлена исключительно заботой о правильном развитии человека. Ведь высшие средства учат использовать на Пути все без исключения свойства и стороны ума, просвечивая их светом истины и преобразуя в мудрость.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Очень, очень трудно помочь другим, если не можешь помочь себе!»

Миларепа, 1052–1135

Новости центров