Будда Шакьямуни (V-VI до н.э.) учил, каким все является на самом деле
 
 

Главные события

22.10.2017 - 22.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Современность в тханкописи

Современность в тханкописи

Алла Фадеева, Залина Тогузаева

Алла Фадеева, Калуга. Встретилась с учением в 1993г. По профессии художник. С 1994г. обучается тханкописи у голландской художници Марианн ван дер Хорст-Лем. Нарисовала около 50 тханок

Алла Фадеева, Калуга. Встретилась с учением в 1993г. По профессии художник. С 1994г. обучается тханкописи у голландской художници Марианн ван дер Хорст-Лем. Нарисовала около 50 тхано

Говоря о тханкописи, в первую очередь необходимо отметить, что тханка – это не просто некий вид этнической живописи, относящийся к определенному времени и соответствующей культуре, но сложное символическое изображение различных просветленных энергий, содержащее огромный объем информации. Цель этого изображения – передать тому, кто на него смотрит, энергию Будд, и эстетический аспект тханки подчинен именно этой цели. Тханка рисуется согласно садхане – текстовому описанию визуализации Йидама, Бодхисаттвы или Будды, – и должна максимально соответствовать ей. Таким образом, тханкопись – это не способ самовыражения художника, но в большей степени практика Дхармы. И здесь важнее всего внутренние процессы и изменение сознания тех, кто потом будет созерцать тханку, а также самого художника в процессе ее создания. Творческая оригинальность здесь даже может быть излишней. Все написанное далее следует рассматривать в этом свете. 

В тханкописи очень важна прямая передача от учителя к ученику. Нам повезло встретиться со стилем живописи Карма Гадри, получившим развитие во времена и при активном участии Восьмого Кармапы Микьё Дордже. Он сам был превосходным мастером тханкописи. Впрочем, все Кармапы, как существа, достигшие высокой степени постижения, были одарены во многих видах искусств. Например, Десятый Кармапа занимался резьбой и вышиванием шелком. Сохранение стиля, безусловно, является важной задачей, так как тханка – это искусство, опирающееся на традицию. И здесь важно понимать, что именно является традицией и должно быть сохранено, а что представляет собой поле для творчества. Итак, сначала – традиция, и только потом, когда художник уже точно знает, как все должно выглядеть, может появиться возможность для свободной интерпретации. Но необходимо точно знать, что можно изменять, а что нельзя.

Современные веяния в искусстве тханки неизбежны в трех его составляющих. Первая –это материалы. Современный западный художник тханок старается использовать хорошие краски и кисти, изготовленные европейскими производителями. Когда же это невозможно, берет то, что есть под рукой. Главное, чтобы краски были минеральными, – они долговечны и хорошо держат цвет. Один художник после работы в Монголии рассказывал, что он и его монгольские коллеги при раскопках находили тханки, которые, пролежав в земле много лет, не требовали реставрации. С них просто стряхивали пыль и сразу отправляли в музей. Это возможно благодаря высокому качеству минеральных красок, поэтому мы их и используем.

Лама Оле Нидал часто говорит: «Царь — здравый смысл», и в нашем случае это вполне применимо. Нам нет необходимости пользоваться теми же самыми материалами, которые применяются в Тибете. Для изготовления холста мы используем традиционный тибетский метод с применением мела и клея. Но при полировке холста вместо специального полировочного камня мы используем ноу-хау одного из наших российских тханкописцев – обычный граненый стакан. Перевернутый стакан обеспечивает отличное качество выравнивания холста, найти же стакан гораздо проще, чем полированный агат нужного размера.

Вторая составляющая – это лица Йидамов. С приходом буддизма на Запад лица на тханках стали приобретать европейские черты, и в этом нет ничего неправильного, даже наоборот. В описании отличительных признаков Будды говорится, что его везде воспринимают очень красивым, в какую бы местность он ни приходил, и мы тоже стараемся нарисовать его настолько красивым, насколько хватает способностей. И образ голубоглазого блондина – а Лама Оле неоднократно говорил, что исторический Будда Шакьямуни выглядел именно так, – кажется нам очень привлекательным.


Кроме того, если Йидам (большую часть изображений можно отнести именно к этой категории) – это состояние ума, то почему у нашего ума должно быть непременно тибетское лицо? Шамар Ринпоче по этому поводу говорит, что если западные люди хотят перенять традицию рисования тханок, им не нужно делать Буддам азиатские лица. С другой стороны, если двадцать человек нарисуют образ Будды, то у каждого он получится по-своему, и если тибетскому художнику показать тханку, выполненную в традиционном стиле, но сделанную на Западе, то он сразу заметит разницу в манере изображения. Однако следует отметить, что не всем европейцам нравятся изображения Будд с европейскими лицами – многие предпочитают традиционные изображения. Поэтому некоторые западные художники придерживаются традиционного подхода.

И третье, в чем нам не избежать современных тенденций, – это пейзаж. Учителя разрешают изображать его так, как нравится художнику. Если есть желание, вы можете взять за основу западный ландшафт, а также дополнить его любыми подношениями (не обязательно традиционными). Можно привести в пример забавный случай, когда на тханке Зеленой Тары, нарисованной для одной из наших буддисток, внизу холста среди пейзажа был изображен джип, на котором буддисты объехали всю Калужскую область в поисках подходящего места для ретритного центра. Когда Лама Оле увидел эту тханку, то пошутил, что джип — это нечто новое в тханкописи, но тем не менее попросил оставить это изображение в центре. Чтобы понять это, обратим внимание на наших непосредственных учителей школы Карма Кагью. И здесь можно назвать веянием времени уже то обстоятельство, что многие из них – европейцы.

буддизм в России

Залина Тогузаева, Москва. По образованию клинический психолог. Приняла буддийское прибежище у Ламы Оле в 1998г. В 2005г. познакомилась с учителем тханкописи Марианн Ван Дер Хорст-Лем и стала художником тханка в стиле Карма Гадри. В настоящее время работает в области дизайна и декорации.

То, что делает Лама Оле Нидал, по форме очень отличается от традиционных тибетских методов, но является той же Дхармой, той же передачей, только изложенной для западного ума, для определенного типа людей. То же мы можем сказать и о нашем учителе тханкописи – Мариан ван дер Хорст. Ее методы обучения, как и методы Ламы Оле, дают больше свободы, больше опираются на самостоятельность учеников, на их стремление к развитию. Несмотря на все современные веяния, существуют канонические правила, в соответствии с которыми очертания учителей, Будд, Бодхисаттв и Защитников всегда остаются неизменными. Возможно, изображения Махакалы, Ямантаки, Ямы, Херуки для западного глаза выглядят немного странно. Но какие-либо изменения в их облике вряд ли приемлемы, поскольку их формы выражают определенные виды энергии. Эти фигуры утвердились, использовались на протяжении столетий, и они доказали, что несут в себе большую силу.

Дхарма – вне времени и пространства. Практика Дхармы осуществляется здесь и сейчас. И мы пользуемся тем, что есть у нас под руками – современными материалами, современными средствами, современным видением, – чтобы передать частицу вневременной мудрости. Мы стараемся сделать это как можно лучше, чтобы с помощью искусства тханки люди могли прикоснуться к вневременному свету. И есть надежда, что все получается еще и красивым – в нашем современном понимании.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Учение Будды содержит простые методы медитации, успокаивающие ум, благодаря которым ум становится ясным и сияющим»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже, 1924–1981

Новости центров