Лопён Цечу Ринпоче (1917–2003) был учителем королевской семьи Бутана. В 1968 году он стал первым учителем Оле и Ханны Нидал
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Сопровождение умирающих: опыт Швейцарии и Германии

Сопровождение умирающих: опыт Швейцарии и Германии

Вольф МАНГЛЕР 56 лет, психиатр, живет в Швейцарии. Принял Прибежище у Ламы Оле в 1985 году.

Вольф МАНГЛЕР 56 лет, психиатр, живет в Швейцарии. Принял Прибежище у Ламы Оле в 1985 году.

С чего началась ваша работа с умирающими?

Вольф: Несколько лет назад, когда я работал медбратом, мне впервые довелось увидеть, как человек умирал. В следующий раз я столкнулся со смертью, когда умирали мои родители. Я понял тогда, что это происходит со всеми, в том числе с нами, практикующими Дхарму, с нашими близкими друзьями и родными, и мы не можем предугадать, когда именно это случится. Например, сегодня я узнал, что старший брат одной нашей подруги, буддистки, болен агрессивной формой рака. Так снова и снова мы осознаем ограниченность и хрупкость человеческого тела.

Мои рабочие наблюдения, жизненный опыт и особенно понимание драгоценных методов Алмазного пути, в частности пховы, помогли мне увидеть большое значение такой деятельности, и вместе с друзьями из швейцарской Сангхи мы создали независимую ассоциацию, которая называется «Буддийское сопровождение умирающих». Это было в 2000 году. Мы знали, что в Германии уже есть люди, занимающиеся подобным делом, и это послужило вдохновляющим примером для нашей ассоциации. В процессе создания группы и по мере работы в ней мы часто обращались за советом к и Ламе Оле Нидалу и его жене Ханне. Ханна хотела, чтобы в сопровождении умирающих мы использовали традиции нашей школы. И потому с самого начала основой нашей работы стало использование ясных методов, полученных от наших лам. Мы поняли, что движемся в правильном направлении, когда во время пасхального курса в 2008 году, Лама Оле похвалил результаты наших усилий.

Никола ПФЕФФЕР 44 года, Прибежище с 1981 г. 15 лет работала медсестрой в отделениях, где находились больные раком и умирающие. Сейчас учит этой работе медсестер, докторов и студентов.

Никола ПФЕФФЕР 44 года, Прибежище с 1981 г. 15 лет работала медсестрой в отделениях, где находились больные раком и умирающие. Сейчас учит этой работе медсестер, докторов и студентов.

Никола: Обычно мы редко думаем или говорим о собственной смерти. Я имею в виду не сам момент смерти, а весь наш путь к ней. Конечно, мы знаем, что умрем, и у нас есть Четыре основные мысли, но, как правило, мы не думаем о смерти намеренно. А потом мы сталкиваемся со смертью наших родителей, друзей, родных или близких… Благодаря тому, что у нас есть буддийское учение, в целом мы знаем, как вести себя в подобных ситуациях, но даже те, кто довольно часто имеет дело со смертью, чувствуют свою беспомощность, когда теряют близких людей. Поэтому в Германии буддисты, по роду своей профессиональной деятельности связанные с умиранием, создали группу «Сопровождение умирающих», в рамках которой можно поделиться своим опытом и узнать, как на практике помогать людям во время смерти.

В чем заключается деятельность организации «Сопровождение умирающих» и какое место в вашей жизни она занимает?

Вольф: У нас есть прочный фундамент — документы, которые могут помочь даже небуддистам понять, что происходит при умирании. Эта информация предназначена для родственников и друзей умирающих, для сиделок и врачей, работающих там, где смерть — частое явление. Кроме того, у нас подобрана литература для тех, кто хочет больше узнать о смерти и о том, что происходит после нее. В нашем главном документе — «Сопровождение умирающих в соответствии с учением буддизма Алмазного пути» — объясняется роль человека, который сопровождает умирающего, говорится о приготовлениях, которые можно сделать перед смертью, о том, как общаться с умирающим и что говорить родственникам, а также о том, что следует обсудить с докторами, работающими в больнице, где умирает человек. И, конечно, одними из главных пунктов этого документа являются инструкции о том, как помогать уже умершим людям (практика пховы). Здесь мы используем поучения Ламы Оле, которые мы структурировали и для удобства перевели в печатный вид. Например, мы описываем, что можно сделать до смерти (в период комы), в сам момент умирания, во время промежуточного состояния. Мы рассказываем также о том, как делаем пхову в наших центрах и какие у нас есть еще возможности, кроме этой практики. В документах указан электронный адрес, по которому можно сообщить Ламе Оле о смерти кого-то из близких. Когда Оле и Кати увидели собранные нами материалы, они сказали, что это действительно практическая вещь, а не просто набор теорий. Мы весьма удовлетворены такой оценкой и гордимся тем, что смогли проделать такую работу для блага других.

Сейчас мы стараемся реализовать эти основополагающие знания на практике. Мы думаем о том, как распространить информацию о помощи умирающим среди швейцарских центров, как сделать так, чтобы в каждом центре были люди, у которых есть опыт и понимание в этих вещах. Это должны быть такие держатели знаний о смерти, которые смогут ответить на любой вопрос буддиста или человека, интересующегося буддийскими поучениями на этот счет. Также они должны быть хорошо знакомы с практикой пховы и всегда готовы должным образом помочь, когда кто-то из их друзей или родственников встретится со смертью.

В нашем центре в Базеле мы регулярно проводим лекции о смерти и перерождении. На них мы рассказываем о существовании организации «Сопровождение умирающих», о ее целях и задачах, о том, кому и чем она может помочь. Примерно 3–4 раза в год члены организации собираются вместе, каждый раз в разных буддийских центрах. На эти встречи мы также приглашаем наших друзей, которые интересуются этой работой. Постепенно люди больше узнают о нас и при желании включаются в нашу деятельность. Уже возникла идея перевести имеющиеся у нас документы на английский и французский языки. Таким образом у нас появится возможность делиться своими наработками с другими странами. А так как в каждой культуре есть свои традиции, связанные со смертью, мы действительно будем учиться друг у друга. Это только укрепит существующие взаимосвязи между странами. Та основа, которая у нас есть, всегда находится в развитии, и мы стараемся сделать ее еще лучше. Используя новый опыт, новое понимание, мы сможем создать оптимальное предложение для наших центров, семей, а в перспективе и для общества в целом.

Мы описываем, что можно сделать до смерти (в период комы), в сам момент умирания, во время промежуточного состояния. Мы рассказываем также о том, как делаем пхову в наших центрах и какие у нас есть еще возможности, кроме этой практики.

Никола: У нас есть семь тем, сформулированных в соответствии с пожеланиями нашей Сангхи. Одна из тем — уход за телом умирающего и наше поведение у его постели. Другая тема посвящена тому, как ухаживать за людьми, которые потеряли память или утратили какие-то ментальные качества. Следующая тема описывает порядок оформления завещания и других документов, содержащих посмертные пожелания умирающего. Мы также говорим о том, как работать с болью, и об использовании обезболивающих средств. Другая тема посвящена смерти детей, а также тому, что говорить ребенку, когда умирают его родители, бабушки или дедушки. Еще одна тема раскрывает, как в целом помогать умирающему, независимо от того, буддист он или нет. И последняя тема посвящена тому, что происходит с нами, когда на пороге смерти оказываются наши родные и близкие. Многие из них — христиане, и нам нужно уметь разговаривать с ними, чтобы провести оставшееся время вместе.

Раз в три месяца в различных буддийских центрах Германии мы проводим курс выходного дня, обсуждая какую-нибудь из этих тем. Вот как проходят наши встречи. Вечером в пятницу один из местных путешествующих учителей читает для всей Сангхи лекцию с близкой нам тематикой. В субботу мы вместе завтракаем, медитируем, а потом даем теоретические поучения на выбранную тему. Чаще всего я делаю это сама. Если нам нужны какие-то профессиональные знания, мы приглашаем специалиста — врача или адвоката — из буддийской среды. Мы также выделяем время на то, чтобы поделиться друг с другом личным опытом. Потому что каждый раз к нам приходят новые люди, которые впервые участвуют в работе нашей группы. Потом мы вместе обедаем, и вторая половина дня у нас обычно посвящена практике, связанной с заявленной тематикой. После ужина иногда мы проводим вечеринку, просто разговариваем или смотрим фильм, связанный с темой встречи. Завершается день общей медитацией. В воскресенье мы снова начинаем с совместной медитации. А потом делаем что-нибудь для развития нашей организации: пишем статью для журнала «Buddhism today» или для местной газеты, готовим презентацию нашей группы по работе с умирающими для больших буддийских курсов или работаем над своим веб-сайтом. Курс заканчивается в воскресенье после обеда.

Жизнь такая волнующая и захватывающая, что о смерти не хочется думать вообще. Поэтому иногда приходится напоминать себе, что в наших руках находится драгоценный освобождающий подарок для многих людей.

Обычно в подобных встречах принимает участие 30–40 человек, в том числе представители местного буддийского центра и центров, расположенных поблизости.

Подобным образом группа функционирует около пяти лет, а всего она существует уже десять лет. При этом костяк группы состоит из пяти человек. Как и в любой другой организации, у нас есть своя структура: есть президент, лидер, секретарь, казначей, но в целом она находится под руководством ассоциации Алмазного пути в Германии. Мы просто осуществляем одно из направлений ее деятельности. Лама Оле очень доволен работой нашей группы, потому что теперь в каждом центре Германии есть человек, который может ответить на множество связанных со смертью вопросов, вплоть до того, как найти хорошего доктора или где провести поминки, если умерший был христианином. Если умирает буддист и его родственники хотят что-то сделать для него, но не знают, что конкретно, то этот человек также в силах им помочь.

Какой опыт дает такая работа? Какое место она занимает в практике Дхармы?

Вольф: Я очень счастлив, что глубокие знания, проверенные тысячелетиями, доступны для нас, и мы можем помочь людям, находящимся при смерти. Это главная мотивация для того, чтобы принимать участие в работе организации «Сопровождение умирающих». Жизнь такая волнующая и захватывающая, что о смерти не хочется думать вообще. Поэтому иногда приходится напоминать себе, что в наших руках находится драгоценный освобождающий подарок для многих людей. Кроме того, важно чувствовать себя уверенно в практике пховы и осознавать возможность помощи людям другими методами.

Но для меня работа в этой организации не является доминирующей, мы просто стараемся в любой момент быть готовыми помочь. Главная практика для меня — регулярная медитация и поддержание постоянной внутренней связи с Ламой. Благодаря этому чувствуешь себя открытым, каждую секунду готовым к действию и достаточно сильным во всех ситуациях — даже когда кто-то умирает.

Наши знания и методы наверняка будут и в дальнейшем полезны людям, и это также является одним из мотивирующих факторов. Я совершенно уверен, что новая, готовящаяся к изданию книга Ламы Оле о смерти и перерождении внесет свежую струю в наши центры, даст больше осмысленности в этой области жизни. После ее публикации общество больше узнает о методах, которые есть в буддизме Алмазного пути, и будет задавать нам больше вопросов.

Никола: За время функционирования своей группы мы увидели, что все больше буддистов хотят знать о смерти, о том, как обсуждать эту тему со своими родственниками, и поняли, что нам надо продолжать организовывать практическую работу, связанную с умиранием. Также мы поняли, что разговоры о смерти усиливают мотивацию к практике. И вообще хорошо приобрести опыт общения с умирающими людьми до собственного ухода из жизни. В Германии большая часть людей умирает в больницах или домах престарелых, поэтому мы не так часто напрямую сталкиваемся со смертью и склонны постоянно откладывать размышления о ней на потом. Но после организованных нами встреч у людей появляются новые представления о смерти. Некоторые из них начинают работать в качестве волонтеров в хосписах, чтобы приобрести опыт контакта со смертью.

Что является самым важным, когда человек оказывается у постели умирающего? В чем заключается наилучшая помощь умирающему, независимо от того, буддист он или нет?

Вольф: Самое главное — это поведение, адекватное сложившейся ситуации, а также сочувственное и искреннее желание помочь умирающему. Тогда наша поддержка будет максимально действенной. И чем ближе нам человек, находящийся при смерти, чем больше у него доверия, тем более эффективной будет наша помощь. Мы делаем все, чтобы успокоить умирающего и окружающих его людей. Мы уважительно относимся к пожеланиям умирающего, если он в состоянии еще что-то выразить, а также к просьбам его близких. То есть мы остаемся максимально открытыми и стараемся избегать экзотики. Вполне возможно, что благодаря нам и нашим действиям у родственников и друзей умирающего сформируются первые впечатления о буддизме. И если нам удастся уверенно и внешне расслабленно поддержать умирающего человека, это будет наиболее показательным. Таким образом, мы дадим людям понять, что для буддиста смерть — не проблема, что даже в такой ситуации мы несокрушимы, потому что у нас есть внутренняя сила — наш ум, и не важно, какие процессы происходят вовне.

Если умирающий человек ранее интересовался взглядами буддизма и готов использовать наши методы, то надо рассказать ему о процессе умирания с буддийской точки зрения, читать вместе с ним мантру Будды Безграничного Света. Проинструктировать умирающего, даже если он не буддист, можно следующим образом: «Постарайся представить все самое замечательное, к чему ты стремишься, над своей головой и изо всех сил старайся туда попасть». После смерти человека у нас есть 20–30 минут, чтобы сделать для него пхову. Если в комнате, где человек умер, слишком эмоциональная и взбудораженная атмосфера, лучше уйти в другое помещение и сделать практику пховы там. Мы можем послать информацию об умершем человеке Ламе Оле или самостоятельно сделать пхову в течение ближайших 49 дней, в тот день недели, когда человек умер. Можно поставить изображение Будды Безграничного Света в те места, где умерший человек часто проводил время при жизни. И есть еще много разных возможностей помочь в этой непростой ситуации…

Если умирающий человек ранее интересовался взглядами буддизма и готов использовать наши методы, то надо рассказать ему о процессе умирания с буддийской точки зрения, читать вместе с ним мантру Будды Безграничного Света.

Никола: На мой взгляд, главная вещь при работе с умирающими людьми — это создать атмосферу расслабленности. Ведь при приближении смерти человек становится чувствительным, поэтому если вы боитесь, то и он начинает бояться, если же вы расслаблены, то и у него появляется шанс расслабиться. Но это возможно только в том случае, если мы научимся говорить открыто. Нужно избегать любых игр, быть честными и не скрывать своих чувств, даже если это чувство печали. Это нормально — прощаться друг с другом и плакать вместе.

В последние дни или часы у нас нет времени для игр, нам нужно многое прояснить — как тем, кто уходит из жизни, так и тем, кто остается жить. Мы должны использовать оставшееся время, чтобы помочь друг другу стать более открытыми. Как раз для того, чтобы каждый из нас смог почувствовать себя достаточно сильным для этого, и была создана ассоциация «Сопровождение умирающих». Смерть — это неотъемлемая часть жизни, и если вы разделяете с человеком его последние дни, то получаете очень много мотивации и вдохновения, в том числе и для практики.

Интервью взяла Наталья БУДИЛОВА


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если у нас есть намерение достичь окончательного Просветленного состояния Будды, нам всегда нужно признавать, что другие важнее, чем мы; важность нас самих следует заменить на важность других»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров