Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета
 
 

Главные события

03.01.2019 - 31.12.2019

25-28 января — Краснодар 8-10 февраля — Новосибирск 15-17 февраля — Хабаровск 23-25 февраля — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → О нас  → СМИ о нас  → Интервью с Учителями  → Интервью с Семнадцатым Кармапой  → Сочувствие и мудрость — будущее человечества. 2009 год

Сочувствие и мудрость — будущее человечества. 2009 год

Буддизм — древнейшая из мировых религий — возник в Индии около 2560 лет назад и распространился во многих странах Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, в т.ч. и в Тибете. Тибетский буддизм подразделяется на четыре основные школы — Ньингма, Сакья, Гелуг, и Кагью, у каждой — свой духовный лидер. Цель всех традиций — достижение Просветления или полное развитие потенциала ума на благо всех живых существ, а методы  реализации разные, подходящие для разных типов людей.

Главой традиции Кагью был и по сей день остается Кармапа (титул «Кармапа» означает «человек просветленного действия») — первый в истории сознательно перерождающийся буддийский Лама, известный как «Царь йогинов Тибета». Первым Кармапой был Дюсум Кхьенпа (1110—1193), а сегодня во главе традиции Карма Кагью стоит Кармапа XVII — Тринле Тхае Дордже. Его Святейшество Кармапа XVII родился в 1983 году в Лхасе и был найден по описанию, оставленному его предшественником. Сейчас Кармапа живет в своей резиденции в Калимпонге, на севере Индии. Там для своих многочисленных учеников он читает лекции о буддизме и проводит медитационные курсы.

В Москве в Международном Нефтегазовом Клубе с Кармапой XVII состоялась встреча, следствием которой и явилось интервью, данное профессору, кандидату исторических наук, директору Института Международного Сотрудничества Александру Воробьеву-Родосскому.

Ваше Святейшество, Вы посетили Россию в 2009 году. Каковы Ваши впе­чатления?

Я раньше встречал много буддистов из России и слышал столько рассказов о вашем народе, что наконец решил по­бывать и посмотреть, как развивают­ся россияне, идущие путем Дхармы. Мне было радостно узнать, что буд­дизм существует в России издавна и яв­ляется традиционной для россиян рели­гией. Я думаю, это хорошо. Я знал это еще до приезда в вашу страну и смог наконец увидеть это своими глазами.

Вас называют сознательно перерождаю­щимся ламой Тибета. Что это означает?

Исторически именно Кармапы поло­жили традицию перерождения лам (в буддизме вообще и тибетском буддиз­ме в частности). И поэтому они из­вестны как «первые тулку». Эти Ламы — сознательные перерожде­ния великого Бодхисаттвы по имени Кар­мапа, который в будущем станет про­светленным и повернет колесо Учения подобно Будде. «Сознательно перерожда­ющийся» — означает «обладающий сво­бодой выбирать, где родиться», и это ме­тод, который каждый человек сможет использовать спустя какое-то время. Та­кова правда с буддийской точки зрения.

Буддизм — религия или философия?

Учение Будды обладает определенными характеристиками и религии, и фило­софии, но сам духовный путь, кото­рым является буддизм, лежит за рам­ками этих двух категорий, и поэтому его трудно определить с их помощью. Буддизм — это путь, который ис­следует происхождение и природу каж­дого переживания или явления, чтобы выяснить, содержат ли они какую-либо постоянную сущность.

Каковы критерии подлинности буд­дийского ламы?

Лама — значит учитель. Это и все, собственно. Буддийский учитель дол­жен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхар­мы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием — он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передает другим. Есть и другие качества учителя, но сочувствие и мудрость важнее всего. На них следует обращать внимание при проверке ламы, это самый верный способ убедиться в его подлинности. И только время покажет, кто он такой.

Как можно определить, обладает ли учитель сочувствием?

Настоящее сочувствие выражается и физически, и умственно. Если это каче­ство есть в человеке, оно проявится в словах и жестах, — в любой момент, при любых обстоятельствах. В целом, при­чина, по которой настоящего учителя найти так трудно, заключается в том, что мы можем опираться только на очень простые и основополагающие дока­зательства. Например, мы не умеем чи­тать в умах других людей. Поэтому нам приходится судить по их жестам и сло­вам, по их поведению. Внешнее спокойст­вие, хладнокровие и собранность человека обычно указывают на соответствую­щие внутренние качества. Но, увидев это, необходимо понять, долго ли он уме­ет сохранять эти качества. Это основ­ные признаки искусного учителя.

Можно ли сегодня найти подлинного ламу не на Востоке?

Если учитель, будь то мужчина или женщина, обладает этими базовыми качествами, неважно, где он живет — на Востоке или на Западе.

Существуют ли какие-либо правила поведения для буддиста, какие-либо запреты?

На абсолютном уровне нет вообще никаких запретов, поскольку каждое переживание явлений — не что иное, как игра. Но пока мы не обрели полный контроль и стабильность этого опы­та, наш долг — осознавать действия своего тела, речи и ума. В противном случае, мы наносим вред себе и другим, а в этом нет необ­ходимости. Поэтому важный совет — оставаться осознающим, совершать десять позитивных действий и избе­гать десяти негативных *.

Есть мнение, что развиваться духовно можно, только если отказаться от мирской жизни и удалиться в пещеру или монастырь. Верно ли это?

Это, собственно говоря, зависит от вре­мени и эпохи. Например, во времена Миларепы практиковать в пещерах всю жизнь означало приносить другим и себе большую пользу, но сегодня такая прак­тика не вписывается в рамки общества.

Широко известна буддийская идея о том, что у людей есть прошлые и буду­щие жизни, в которых они могут пере­рождаться животными, насекомыми и т.д. В чем причина этого?

Все существа перерождаются в соот­ветствии с сознательными или бессоз­нательными действиями ума и, кроме того, хорошей или плохой кармой. Пе­рерождения, которые на самом деле яв­ляются опытом ума, могут осуществ­ляться в самых разнообразных формах и длиться сколь угодно долго. Поэтому и переживания сегодняшнего воплоще­ния, и наши прошлые и будущие жизни во многом зависят от действий ума. Если ум продолжает сохранять очень похожий ритм кармы, накапливается похожий опыт. Но если ум прыгает вверх-вниз и от этого наши действия непоследовательны, сумасбродны — мы будем переживать различные перерож­дения, с разными впечатлениями. Если сейчас, в человеческом теле, мы накап­ливаем такую карму, которая ведет к рождению в теле насекомого, то имен­но в нем мы и родимся. Если же, будучи насекомым, мы создаем карму для рож­дения в человеческом теле, мы родимся человеком. Приведем пример: скажем, сегодня я актер, играющий в мыльной опере. Если мне хочется продолжать работать в этой области, сняться еще и в следующей мыльной опере, то я так и останусь актером мыльных опер. Но я могу решить, что лучше стать акте­ром кино или начать играть в театре. И все изменится. Никто не рождается актером мыльной оперы.

Иногда нам кажется, что наша под­линная сущность — это человеческая жизнь, человеческое качество, и из-за этого появляются всевозможные кон­цепции. Но важно понимать, что наша истинная сущность — это не человече­ская природа, а природа Будды. В приве­денном примере говорилось, что мы не рождаемся актерами именно мыльной оперы. Наша природа — это общая спо­собность играть, быть в целом актером.

Можно ли узнать, кем мы станем?

Это зависит от наших действий — Кармы. Карма — это термин, кото­рый сегодня часто используется и ин­терпретируется неверно. Карма про­сто означает действие, то есть пока у нас имеются «трое ворот» (тело, речь и ум) для действия, есть и возможность накапливать их карму.

Карма — прежде всего действие ума. Если ум ни за что не цепляется, то о кар­ме и речи нет. Как только ум за что-нибудь зацепился, вот уже и действие. Оно открывает путь привычкам, которые столь взаимосвязаны, что чаще всего мы не способны отличить одно от другого.

Видите ли Вы прошлое и будущее людей?

Основываясь на логике, да.

Как Вы относитесь к смерти?

Часто человек думает о смерти со страхом или надеждой. Буддийский под­ход — относиться к ней без этих чувств.

Буддисты не боятся смерти?

Живые существа не рождаются будди­стами, и поэтому на ваш вопрос отве­тить трудно. Буддийская терминоло­гия сложилась на основе тибетского языка, культуры, определенных заимст­вований из других языков и так далее. Лучше говорить об отношении к смер­ти не буддиста, а «практикующего Дхарму». Но на сегодняшний день тер­мины «буддизм» и «буддист» настолько популярны, что изменить это будет трудно. В любом случае, буддийское ви­дение смерти состоит в том, что она не отличается от жизни, она пугает не больше, чем жизнь. Конечно, на индиви­дуальном уровне у нас много надежд и страхов. Но сам взгляд буддиста — и в отношении смерти, и в отношении жиз­ни — очень мягкий, очень равностный.

Думая о смерти, люди обычно боятся ее и надеются на то, что она не насту­пит. Иногда, в трудные периоды, чело­век может даже желать смерти, а буду­чи на ее пороге — жаждет жить. Так что индивидуальное отношение к смерти ха­отично, а буддийское — сбалансирован­ное, ровное. Настоящий практикующий не должен бояться ни смерти, ни жизни.

Для достижения такого отношения существуют бесчисленные методы, ко­торые можно применять в зависимости от типа ума. Если мы слишком расслаб­лены, из-за чего постоянно теряем вре­мя и энергию, нам полезно будет сосре­доточиться на непостоянстве жизни — то есть на смерти. Но если мы охваче­ны разными страхами, то полезнее бу­дет более расслабленный подход.

В любом случае, медитация на непо­стоянство явлений или жизни — это противоядие и для ленивого ума, и для ума, целиком захваченного мыслями. По­скольку все непостоянно, нам не на что надеяться и нечего опасаться. Иначе, буддисты мы или нет, эти страхи бу­дут вызываться той неизвестностью, неопределенностью, которая ожидает нас во время смерти и после нее.

Буддийская медитация — это один из способов сосредоточиться на непосто­янстве. В конце концов благодаря меди­тации можно увидеть красоту непо­стоянства. До того как приступить к медитации, мы учимся и размышляем.

Правда ли, что буддизм советует при­нимать все, что бы ни происходило вокруг, и ничего не предпринимать, просто относиться философски?

Если мы все совершенно просветлены, то, вероятно, можем просто воспри­нимать все философски, поэтически и так далее. Но пока мы не достигли этого состояния — хотя все является сном, у нас есть привычка принимать этот весьма замысловатый сон за реальность, и нам следует проснуться от него очень гармоничным способом. И если у нас в этой жизни есть ответ­ственность, нам нужно уважительно к ней относиться ради блага других.

Может ли буддист заниматься поли­тикой?

Как и в случае с Дхармой, подразумева­ется, что главная идея, стоящая за поли­тикой,  — это благо всех, благо общества, счастье людей. Но если действовать не­правильно, то и политика, и Дхарма при­несут больше вреда, чем пользы.

Поэтому трудно сказать однознач­но: наши индивидуальные и коллектив­ные кармы различаются, и в соответ­ствии с этим нам приходится как-то по-своему включаться в жизнь общест­ва. Но, с моей личной точки зрения, од­ним только хорошим пониманием Дхар­мы и применением методов мы проли­ваем свет на то, как нужно относиться к своим обязанностям в жизни, таким как развитие общества, счастье других людей, ответственность гражданина, участие в выборах и так далее.

Какую пользу, по вашему мнению, мо­гут принести обществу буддисты и буддизм?

Думаю, что они принесут ясность и мудрость.

Будучи Высоким буддийским Ламой, какими Вы видите главные проблемы или помехи в духовном развитии со­временного человека?

Недостаток сочувствия. У людей, ро­дившихся в этом мире, есть все сред­ства, навыки и даже мудрость. Если нам удастся добавить к этому больше сочувствия, то, я думаю, мы сможем воплотить в жизнь все мечты. Буду­щее человечества зависит от того, что мы делаем сейчас. Его определяют наши поступки и намерения. Поэтому ключ — это сочувствие и мудрость.

* Десять негативных действий — то, чего рекомендуется избегать: 1) убийство; 2) воровство; 3) сексуальный вред; 4) ложь; 5) оговор; 6) грубая речь; 7) бессмысленная болтовня; 8) жадность и зависть; 9) злые пожелания; 10) невежественные взгляды. Десять позитивных — это противоположность негативным, то есть: 1) защита и спасение жизни; 2) щедрость; 3) использование тела на благо другим; 4) пояснение истины; 5) благоприятная речь; 6) мягкая речь; 7) осмысленная речь; 8) радость сопричастности; 9) благие пожелания; 10) верные взгляды.

Журнал «MONOLITH Digest», №21, 2010

Оригинал статьи:

MONOLITH Digest, №21, 2010, стр. 1

MONOLITH Digest, №21, 2010, стр. 2

MONOLITH Digest, №21, 2010, стр. 3

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Мысли – это не проблема, проблема – это удерживание и отталкивание, надежды и опасения»

Лама Оле Нидал

Новости центров