Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета
 
 

Главные события

20.11.2017 - 20.11.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Практический буддизм  → Щедрость — буддийская перспектива

Щедрость — буддийская перспектива

Интервью с Топгой Юлгьялом Ринпоче
Топга Ринпоче

Топга Ринпоче

Жили-были два брата. У одного было девяносто девять лошадей, а у другого только одна. И бедный всегда думал: «Почему брат не даст мне хотя бы одну лошадь, чтобы моей было немного веселее?» А другой, богатый, брат думал:«Если бы он только дал мне свою лошадь, у меня была бы целая сотня! Почему он не отдает мне эту лошадь?!».

Ринпоче, не могли бы вы дать рабочее определение щедрости в контексте буддийского учения о парамитах? Это просто открытость ума ко всему или нечто большее?

Щедрость многолика.  Та щедрость, что имеет отношение к буддистам и буддизму,  немного отличается по смыслу от общепринятого значения этого слова. Бодхисаттвы,  исполненные готовности помогать всем живым существам,  придают  щедрости более глубокое значение и неограниченную перспективу.

Как бы то ни было, когда мы говорим об этом с позиции Бодхисаттвы,  то понимаем, что прежде всего нужно быть бескорыстным. В чем бы ни нуждалось любое существо, мы, обладая умом Бодхисаттвы, должны быть готовы помочь. Кроме того, культивируя ум Бодхисаттвы, мы уже знаем, как быть щедрыми,  знаем, кто в чем нуждается, что кому требуется, и все остальное Я думаю, все происходит как бы автоматически, и достигается эта настоящая щедрость на первом из десяти бхуми. Существует много способов оказать  материальную помощь, однако более щедрым поступком будет дать Дхарму – «повернуть Колесо Учения».

Будет ли это отличаться от таких проявлений щедрости, как предоставление денег, работы или чего-то еще? Имеет это одинаковую ценность или все-таки нет?

Во-первых, нужно ориентироваться в нашем разговоре на уровень Бодхисаттвы, – думаю, это действительно необходимо. Теперь, что касается Бодхисаттвы. Да, поддерживать людей материально  – хорошо. Но наиболее  важным актом щедрости все-таки будет давать поучения.

Вы можете спросить почему. Потому что поучения уменьшают негативность. Желания, амбиции и страдания проявляются не с такой силой,  если вы знаете, , почему вам хочется то или это. Бодхисаттвы концентрируются на поучениях: это важнее всего остального. С другой стороны, они не станут просто смотреть, как кто-то испытывает физическое страдание, терпит нужду, почти умирает от голода и так далее. Они отдадут свою жизнь, как это много раз делал в своих прошлых воплощениях Будда. Он отдавал свое тело, потому что это было необходимо. Но обычно Бодхисаттвы дают поучения – главное средство проявления щедрости.

Каким должен быть правильный настрой, правильная мотивация, когда что-то отдаешь? Как проверить ум, чтобы убедиться в отсутствии цепляния?

В некоторых поучениях говорится, что, перед тем как отдать даже незначительную вещь, сначала нужно проверить состояние ума. Способен ли кто-нибудь из нас действительно что-то дать? Например, желая дать кому-либо еду, точно удостоверьтесь, что вы не чувствуете никакого сожаления. Потому что всегда можно отдать от чистого сердца – здесь важно намерение. Практикующим Учение особенно нужно учитывать нюансы в проявлениях щедрости. И таким же образом следует проверить свою мотивацию, почему вы даете. Не даете ли вы оттого, что получаете или ожидаете чего-либо взамен? Или, может быть, вы даете потому, что это важный и  влиятельный человек? Так, одну за другой, вы должны четко рассмотреть свои мысли и проверить их.

У меня есть несколько очень богатых друзей. Они тратят всю жизнь на зарабатывание денег, но им очень трудно отдать даже немного, из-за сильной привязанности к богатству.  С чего лучше начинать тренировать ум людям с такой привязанностью?

Это большая проблема. В Тибете часто рассказывают такую историю. Жили-были два брата. У одного было девяносто девять лошадей, а у другого только одна. И бедный всегда думал: «Почему брат не даст мне хотя бы одну лошадь, чтобы моей было немного веселее?» А другой, богатый, брат думал: «Если бы он только дал мне свою лошадь, у меня была бы целая сотня! Почему он не отдает мне эту лошадь?!»

Такова наша человеческая природа. Но я считаю, что давать материальные вещи на какое-то хорошее дело – чудесно.

Однако вернемся к вашему вопросу. Можно начать с дарения маленькой вещи. Почему нет? Да, это очень важно, даже если у вас много денег. Нет необходимости давать 100 000 долларов, начните просто с доллара. И прекрасно: по крайней мере, вы начали с добрым настроем! И если вы привязаны к деньгам, то не почувствуете себя плохо, дав всего один доллар.

Существуют поучения, согласно которым, если не можешь от чистого сердца дать кусок хлеба, то следует дать половину. Но у многих людей настолько глубокая привязанность, что они не способны даже на это. Не лучше ли им оставлять весь кусок себе до тех пор, пока они не смогут давать без привязанности?

Если не можете дать с добрым настроем, лучше не давайте. Иначе потом вы будете об этом сожалеть. Кроме того, это не принесет никаких хороших результатов согласно закону кармы. Но я думаю, что на Западе и в Индии люди очень щедры, даже когда они не религиозны.

Можете ли вы объяснить разницу между мирским и немирским дарением?

Если речь идет о последователях Дхармы, культивирующих ум Бодхисаттвы, то для них существует небольшая особенность, касающаяся того, как следует думать о дарении. Но вместе с тем меня восхищает щедрость людей из больших корпораций, дающих миллионы долларов на социальные программы без какого бы то ни было эгоистического интереса. Я знаю это из собственного опыта работы с тибетскими беженцами в начале шестидесятых годов. Мы получали очень много пожертвований из-за границы, и подавляющее большинство людей, которые их давали, даже не просили прислать им ответ! Может быть, они и не Бодхисаттвы, но у них доброе сердце.

Тогда получается, что немирская щедрость это давать без эго, а мирская щедрость давать с привязанностью?

Верно. Но даже если вы даете с привязанностью, вы уже начали что-то делать. Кто из нас действительно бескорыстен? Это большой вопрос. В книгах говорится так много прекрасных вещей, но никто на самом деле не следует книгам, не так ли? А я и не думаю, что это нужно делать буквально. Но вы должны с чего-то начинать. Именно первый шаг самый важный.

Есть ли разница в дарении людям, обществу или Сангхе?

Может быть, это звучит чересчур дипломатично, но как практикующий Учение я должен сказать, что главное здесь – давать все, что нужно, любому, кто нуждается.

То есть давать первому, кого видишь? 

Конечно… Почему бы и нет?!

У западных учеников часто возникает желание сделать какой-нибудь подарок  буддийскому  монаху или монахине. Но из-за того, что в нашей культуре это не было принято, а  примерно раз в неделю делалось одно пожертвование  церкви или храму (например, в воскресенье), мы чувствуем себя неуютно, давая что-то человеку лично.  Как поступить правильно в такой ситуации?

Хорошо думать о монахе или монахине,  кому вы хотите сделать подношение, как о представителях вашей традиции. Чтобы Дхарма расцветала на Западе, очень нужна ваша поддержка. Нет оснований стесняться, делая добро.

Сейчас на Западе отмечается большое движение: в дополнение к формальной медитации вносить свой вклад в общественную жизнь – работать на бесплатных кухнях, в хосписах или в образовательных центрах для взрослых. Люди думают, что просто говорить: «Я посвящаю всю заслугу от этой практики на благо всех живых существ во всех временах и местах» будет слишком абстрактно, и нужно делать что-то ощутимое.

Традиционно монастырь был центром притяжения для буддийской общины. И сегодня азиатские буддийские учителя продолжают следовать этой идее: они вышли из другой культуры, другой традиции… Но теперь, когда центры Дхармы на Западе уже созрели до того, что могут вносить  свой вклад в жизнь общества, они, конечно, должны это делать.

Например, Шамар Ринпоче часто  советует делать что-нибудь  для людей не только путем молитв и поучений, но и физически – на благотворительной работе и т.д. Так что времена меняются. 

Что-нибудь в завершение?

Главная идея в щедрости или любой другой парамите состоит в том, что не должно быть привязанности к эго или желаний. Тогда все, что вы делаете, будет намного лучше и чище.

Интервью взял Джозеф М.Линч в январе 1995 года в KIBI. 

 

19 сентября 1997 года, около 4:50 утра Топга Ринпоче скончался в Нью-Дели (Индия) от рака печени. Это многих потрясло и опечалило.

Топга Ринпоче  был одним из выдающихся знатоков тибетского буддизма и  снискал широкую известность своим замечательным талантом в литературе, поэзии и философии. Большую часть времени и энергии он посвятил созданию  многочисленных литературных трудов, которые составляют богатое собрание опубликованных произведений в тибетских архивах. Особенно он прославился трудами по ритуалам Ваджраяны, астрологии, литературе и истории. Топга Ринпоче был не только талантливым писателем, философом и поэтом, но и выдающимся учителем. Когда в 1990 году в Нью-Дели открылся Международный Буддийский Институт имени Кармапы, он все свои силы  направил на обучение студентов.  Последователи Кармапы  из Европы, Америки и с Дальнего Востока учились у Топги Ринпоче философии и эпистемологии. Все восхищались его глубокими познаниями, аналитическим и практическим изложением буддийского Учения и его философии. Как учитель, Топга Ринпоче посещал центры Карма Кагью, распространившиеся по всему миру.

После безвременной смерти его тело оставалось в больнице в позе медитации на протяжении 12 часов. Затем его доставили в KIBI, где монахи Кармапы совершили ритуальные молитвы. На церемонии присутствовал Его Святейшество Семнадцатый Кармапа. 22 сентября 1997 года тело Топги Ринпоче доставили самолетом в Тхимпху, столицу Бутана, где перед кремацией в течение 49 дней совершались пуджи.

Ринпоче обладал поистине очень глубоким и просветленным знанием Дхармы, и нам всем его будет очень не хватать.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если мы хотим достичь Освобождения, то нужно признать, что наш истинный враг – это мешающие чувства»

Шамарпа ХIV, р. в 1952

Новости центров