Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

11.01.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно... 27-31 декабря — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Кармапа  → Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн (1416–1453)

Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн (1416–1453)

Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн  (1416–1453)

Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн (1416–1453)

Шестой Кармапа Тхонгва Дёндэн родился в 1416 году в Нгоме, неподалеку от монастыря Карма Гён, что в Кхаме. Тем самым он сдержал обещание, которое дал жителям этой восточной области в своем предыдущем воплощении.

Родители будущего Кармапы были преданы Учению Будды. Пока его мать была беременна, и она, и ее муж видели необычные сны. Теперь, глядя на новорожденного сына, оба признали, что он особенный.

Когда Тхонгве Дёндэну было всего несколько месяцев, родители отвезли его к Ламе Нгомпе Джадралу, ученику Пятого Кармапы. Маленький мальчик был очень взволнован этой встречей и неожиданно начал произносить алфавит. Нгомпа Джадрал спросил ребенка:

– Кто ты на самом деле?

В ответ Тхонгва Дёндэн сказал:

– Я нерожденный, я вне места и времени, я величие всего живого. Я многих приведу к освобождению.

Вскоре Третий Шамар Ринпоче Чёпел Йеше официально признал в мальчике Шестого Кармапу и возвел его на трон. Еще в младенчестве Тхонгва Дёндэн посетил многие монастыри Кагью, и его не по годам развитые исключительные качества на всех производили сильное впечатление. В монастыре Цурманг он встретил Первого Трунгпу Кюнга Гьялцена и сразу изумил его вопросом:

– Где та защитная ленточка, что я подарил тебе в прошлой жизни?

Лама Трунгпа, преисполненный чувств, нашел ленточку и простерся перед своим Мастером.

Уже в детстве Тхонгва Дёндэн обнаружил свои высокие духовные достижения, переживая много видений, в которых ему являлись различные Йидамы и Будды. В 1424 году, в восьмилетнем возрасте, Кармапа принял посвящение в сан послушника и обеты Бодхисаттвы у наставника по имени Сёнам Зангпо. Затем он начал учиться у великого святого по имени Ратнабхадра. Этот лама, слывший перерождением Речунгпы – ученика знаменитого поэта и йогина Миларепы, – передал юному Тхонгве Дёндэну много текстов Дхармы, а также даровал посвящения и устные наставления по тантрам Ваджрайогини, Хеваджры и практике Махамудры. В дополнение к этому Кармапа получил передачу поучений Тилопы от Шамара Ринпоче.

Духовное образование Тхонгвы Дёндэна не ограничивалось рамками традиции Камцанг. Он глубоко изучил пять тантр и Шесть учений Нигумы[1] из линии преемственности Шангпа Кагью, а также доктрину Дуг Нгал Шидже[2] индийского наставника Падампы Сангье.

В свои подростковые годы Шестой Кармапа сосредоточился на разработке последовательной литургической системы для традиции Камцанг. В Карма Кагью основной упор обычно делался на медитацию как таковую, за что эту школу именовали также «линией практики» (тиб.: sgrub brgyud), и потому ритуалам и литургии здесь уделялось не слишком много внимания. Большинство ритуалов, практиковавшихся тогда в Карма Кагью, было заимствовано из других школ. Тхонгва Дёндэн стремился создать прочную основу для собственной ритуальной традиции школы Камцанг и с этой целью написал большое количество садхан – подробных практических руководств по ритуалам.

Его перу принадлежат инструкции по медитациям на Ваджрайогиню и Чакрасамвару – главных Йидамов Кагью – и длинная версия Основополагающих упражнений (тиб.: sngon ‘gro). Тхонгва Дёндэн ввел новый стиль произнесения мантр и составил пространный текст, посвященный танцам Махакалы и связанным с ними ритуалам. Эта работа Кармапы имела такой большой успех не только за счет силы его устремлений, но и благодаря интуитивному проникающему видению, которое придало его деятельности особую силу и глубину.

Завершив этот вдохновенный период сочинительства, Кармапа принял полное посвящение в монахи и отправился в паломничество по монастырям Центрального Тибета. В этом путешествии ему было много видений. В одном из них Махакала с тантрической подругой дали Кармапе особые наставления по Шести йогам Наропы и Махамудре Тилопы. В другой раз ему приснились Тилопа, Миларепа и Вималамитра, соединяя тем самым потоки передачи Махамудры и Махаати. Еще через некоторое время перед ним появился Будда Ваджрадхара в обществе Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы, что символизировало могущество традиции Кагью. В другом видении Тхонгва Дёндэн встретился с индийским тантрическим йогином Домби Херукой[3], который вместе со своей возлюбленной приехал верхом на тигре. Домби Херука поведал Кармапе, что тот обладает совершенством чистоты и полностью свободен от любых омрачений.

В Лхасе Шестой Кармапа познакомился с Кюнченом Ронгтёнпой, настоятелем одного из монастырей традиции Сакья. Этот лама даровал ему великое множество поучений. Восхищенный блестящим умом Тхонгвы Дёндэна, Ронгтёнпа объявил:

– Мой ученик – Будда.

Примерно в это же время Кармапа спас от разрушения и восстановил монастыри Сангпху и Нгагпху. После этого он отправился в Цурпху и оттуда в Кхам. Благодаря своему незапятнанному восприятию Тхонгва Дёндэн переживал все, что его окружало, как Чистую страну. В одной из местностей он увидел Ваджайогиню. В Сурманге, главном монастыре особой линии преемственности Чакрасамвары, пришедшей от Тилопы, ему явился сам Чакрасамвара. В Долма Лхаканг Кармапе явилась Тара, вдохновляя его написать благопожелательные песни в ее честь. В другой долине ему привиделся один из «пяти великих лам» традиции Сакья – Сачен Кюнга Ньингпо, и после этого между местными князьями, долго враждовавшими между собой, наконец воцарился мир.

Тхонгва Дёндэн заказал переиздание Кагьюра и Тенгьюра, заплатив за работу дарами, полученными от благодарных учеников.

Всю жизнь в своих видениях Кармапа продолжал получать наставления от великого философа Нагарджуны, от йогинов Миларепы и Падмасамбхавы.

В 1452 году Тхонгва Дёндэн почувствовал приближение смерти. Лама Сангье Сэнге предложил устроить ритуалы, посвященные долгой жизни Кармапы, но тот ответил:

– В этом году со мной ничего не случится. А в первые девять месяцев следующего года я сам приму решение насчет продления своей жизни.

Когда пришло время, Кармапа удалился в отшельничество. Он поселился в местности Конгпо, что на юге Тибета, чтобы подготовиться к кончине. Принадлежавшие ему книги и ритуальные предметы он вверил попечению Гьялцаба Гушри Палджора, оставив тому, кроме прочего, письмо с предсказанием обстоятельств рождения следующего Кармапы. Затем Тхонгва Дёндэн обратился к Гьялцабу с такой просьбой:

– Пожалуйста, заботься о линии преемственности Кагью вплоть до моего возвращения. Сейчас между Шамбалой[4] и Меккой идет война. Я ухожу, чтобы помочь Шамбале.

Свои последние месяцы Кармапа посвятил сочинению песен. В начале 1453 года, в возрасте тридцати семи лет, он объявил своим ученикам и помощникам:

– Я отправляюсь на встречу с ламами Кагью и прошу вас выучить такое призывание: «Обращаюсь к Тхонгве Дёндэну, великому проявлению сострадания. Воплощение всех Будд, пожалуйста, взгляни на меня с любовью».

Погрузившись в медитацию, он ушел из жизни. После кремации праха Кармапы среди золы обнаружилось множество реликвий.

Его важнейшими учениками были Гьялцаб Гушри Палджор, Ситу Таши Намгьял и Бенгар Джампал Зангпо. Именно им он доверил руководство своей линией преемственности.

1: Пять тантр – это «Чакра-самвара», «Махамайя», «Ваджра-бхайрава», «Гухьясамаджа» и «Хеваджра». Шесть йог, или доктрин, Нигумы соотносятся с Шестью йогами Наропы, чьей подругой принято считать Нигуму. Это йога внутреннего тепла, сновидения, ясного света, выброса сознания, иллюзорного тела и бардо.

2: Доктрина «Дуг Нгал Шидже» (Успокоение страданий) была разработана Падампой Сангье. В качестве отдельной линии преемственности сегодня не существует.

3: Домби Херука – выдающийся индийский тантрический йогин, держатель линии преемственности «Пути и плода», которую получил от своего гуру Вирупы. Многие свои поучения он передавал в форме песен.

4: Шамбала – мистическое королевство, в котором пребывают хранители учения Калачакры. Принято считать, что она расположена на севере Тибета. Доктрину Калачакры от Будды Шакьямуни получил король Шамбалы Сучандра.

Материал из книги Карма Тринле «История Кармап Тибета».

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если вы будете чувствовать и вести себя так, как будто влюблены во весь мир, то все вокруг будет влюбленным в вас»

Лама Оле Нидал

Новости центров