Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

15.12.2017 - 15.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Шар Минуб означает Взойти и не снижаться

Шар Минуб означает Взойти и не снижаться

Мажена Поплавска при участии Мальвины Краевской

Утром во вторник, 31 июля, начались последние церемонии, подготавливающие всех нас к кремации одного из величайших буддийских мастеров нашего времени. Четырнадцатый Шамар Ринпоче Мипам Чёкьи Лодрё пожелал, чтобы кремация состоялась в Непале, в монастыре Шар Минуб, строительство которого было для Ринпоче одним из важнейших проектов.

Это крупный медитационный центр, где буддисты проводят 10-летнее отшельничество, углубляя знания о сутрах и тантрах. Он расположен на окраине Катманду, у подножия вечнозеленых холмов Нагарджуны.

Мне удалось побывать здесь еще в 2005 году. Шамар Ринпоче приехал тогда на несколько дней, чтобы присутствовать на кремации Чобгье Три Ринпоче, мастера школы Сакья. Мы воспользовались этой возможностью и пошли навестить Шамарпу. Он принял нас в гостиной, расспросил о практике, а затем отправил на медитацию в необычную гомпу, объяснив, что там расположена особая статуя Будды. И гомпа, и сам монастырь оформлены в довольно непривычном стиле. Полностью коричневого цвета, здание своим минимализмом напоминает скорее монастырь дзен-буддизма, чем классический тибетский храм.

Во второй раз я посетила Шар Минуб 26 июля 2014 года. Вдоль дороги вместо вездесущих рисовых полей выросли слащавые виллы, а сам монастырь заслонили впечатляющие современные кварталы. Строительство еще не завершено, но для церемонии здание превратили в красочный, изящно оформленный дворец. В пустых помещениях создали всю инфраструктуру, необходимую для приема сотен гостей, а грубые стены и плиточные полы прикрыли цветным шелками и коврами. Убранство залов и масштабы подготовки поражали воображение.

Сердце всего события располагалось на верхнем этаже. В середине огромной гомпы был установлен алтарь, представляющий Чистую страну Будды Амитабхи; в нем планировалось поместить кудунг*. И хотя он все еще отсутствовал, вокруг с утра до вечера проводились пуджи: так Шамару Ринпоче желали скорейшего перерождения.

В разные дни и часы в пуджах принимали участие Шераб Гьялцен Ринпоче, Беру Кхьенце Ринпоче, Санг Санг Ринпоче, Лодрё Ринпоче, Лингчен Ринпоче, Джамгён Конгтрул Ринпоче, Чангма Ринпоче и многие другие высокие ламы традиции Карма Кагью. В качестве гостей появлялись также мастера других школ.

Мы приехали в монастырь утром, почти напрямую из аэропорта. Войдя в гомпу, мы попали на пуджу, которую проводили учителя из школы Ньингма: молодой Ургьен Тулку Ринпоче и Чёкьи Ньима Ринпоче. Мы незаметно сели сзади и пытались подпевать, не выпадая из ритма. Однако после двух часов борьбы начала давать о себе знать бессонная ночь в дороге. Я решила подышать свежим воздухом и поднялась на крышу. Мне хотелось посмотреть, как идут работы по В гомпе весь день звучали экзотические пения монахиньподготовке ступы. Ее разместили непосредственно над алтарем, находящимся этажом ниже. Я обошла вокруг нее. Трое бутанских художников сосредоточенно украшали строение росписями. Я спросила, нужна ли им помощь. Мне дали золотую краску, кисти, и через минуту я уже подправляла золотые орнаменты. Усталость как будто рукой сняло. Я даже не заметила, как начался вечер. Неожиданно возле ступы появился Шераб Гьялцен Ринпоче, который курировал все и везде. Я поклонилась в знак приветствия, и он спросил, не столкнулась ли я на пути сюда с какими-либо помехами. Без колебаний я ответила отрицательно. Он остался доволен, подарил свои знаменитые благословленные пилюли и пошел дальше, а художники попросили меня приехать на следующий день. Мы рисовали с самого утра. В гомпе весь день звучали экзотические пения монахинь Ньингма, исполняющих практику чод. Несколько раз начинался и заканчивался дождь, а к команде, работающей возле ступы, присоединялось все больше западных друзей. В тот день мы завершили роспись, а затем появились монахи и начали роскошно украшать ступу.

Еще не пришло подтверждение, что тело Ринпоче будут кремировать именно в Непале, еще продолжались беседы и переговоры с правительством Непала — и все же люди старательно и с возраставшим усердием выполняли свою работу. Наверное, никогда прежде у разных последователей Карма Кагью не было случая и повода так масштабно сотрудничать друг с другом. Попрощаться с Шамаром Ринпоче приехало около 1100 иностранных учеников. Тут были гости со всего мира, половина приехала из Азии, остальные из Европы и обеих Америк. Присутствовали представители Алмазного пути, Дагпо Кагью, «Пути Бодхи», Института Кармапы и многих других организаций. Мы были как одна семья, и в конце Кармапа нас за это тепло поблагодарил.

После многих дней ожидания и неопределенной информации тело Ринпоче наконец появилось в Катманду. Слухам о времени прибытия не было конца. Некоторые люди поехали в аэропорт, другие с утра ждали возле Сваямбунатха, чтобы сделать вместе с кудунгом последнюю кору* вокруг ступы.

Остальные в большом количестве направились в монастырь. В конце концов после многих часов ожидания, когда наступила темнота и пошел проливной дождь, под аккомпанемент десятков труб и барабанов тело Шамарпы вместе с процессией достигло монастыря. Все вздохнули с облегчением. Гроб установили в главной гомпе перед алтарем. Ринпоче, ламы и монахи подходили и прощались с Шамарпой. Все, что происходило в гомпе, можно было наблюдать на большом экране, установленном в комнате для иностранных гостей. Заглянув туда, я заметила всматривающегося в экран Джигме Ринпоче. Мы смогли войти в гомпу и почтить Ринпоче сразу после монахов.

Следующий день тоже был исключительным — он наверняка будет вписан в историю Это был мощный и разнородный взрыв красок, звуков и запаховпереломных моментов. Гьялва Кармапа в первый раз в своем семнадцатом воплощении приземлился в Катманду, чтобы попрощаться со своим коренным учителем. Задолго до появления Кармапы возле монастыря и внутри него собрались тысячи людей: у многих из них раньше не было возможности встретиться с Тринле Тхае Дордже. Так же, как и днем ранее, была расстелена красная ковровая дорожка и приготовлены красивые цветы. У ворот в монастырь ожидали десятки монахов с трубами, флагами и барабанами, чтобы торжественно встретить вхождение Кармапы в монастырь. Как обычно на Востоке, время прибытия Его Святейшества никто точно не знал — поэтому все ждали целый день в готовности, с развернутыми хадаками, флажками и цветочными лепестками в ладонях. Кармапа приехал в Шар Минуб под вечер. Он шел как король, невозмутимо, исполненный покоя, а его охранники старательно сдерживали возбужденных людей. Толпа осталась во дворе, а Кармапа и сопровождавшие его Ринпоче, избранные монахини и монахи удалились в верхнюю гомпу на пуджу. Джигме Ринпоче чуть ли не танцевал от радости. В этот день сияющую улыбку можно было увидеть на многих лицах.

Наконец наступил момент, которого все ждали. В Шар Минуб началась торжественная церемония, отмечавшая 49-й день после смерти Ринпоче. Ее возглавил Семнадцатый Гьялва Кармапа Тхае Дордже. Принимали участие также представители всех основных школ тибетского буддизма. Церемония началась с шести пудж одновременно: пуджу Гьялва Гьямцо (санскр. Джинасагара) провел Кармапа Тхае Дордже; пуджу Микьопы (санскр. Акшобхья) — Легсо Лопён из бутанской школы Другпа Кагью; пуджу Кье Дордже (санскр. Хеваджра) — Лудинг Кхенпо Ринпоче из монастыря Нгор школы Сакья; пуджу Дордже Семпа (санскр. Ваджрасаттва) — ламы школы Ньингма Чоглинг Линг Ринпоче и Чёкьи Ньима Ринпоче; пуджу Дордже Пхамо (санскр. Ваджраварахи) — Беру Кхьенце, и пуджу Демчога (санскр. Чакрасамвара) — Гьятрул Ринпоче.

Это был мощный и разнородный взрыв красок, звуков и запахов. Пуджи длились около двух часов. Затем Кармапа подошел с огнем к ступе. Все встали и долгое время молча смотрели на вырывающиеся из ступы клубы дыма. В атмосфере, казалось, смешались счастье от того, что кремация в Катманду все-таки состоялась, и глубокие раздумья, навеянные прощанием с великим мастером. Перед завершением церемонии Кармапа, судя по всему, достал из огня сердце и язык Ринпоче. Потом мы обошли вокруг ступы, поднесли хадаки и сделали пожелания. Наконец ламы замуровали ступу и прикрыли дымоход от дождя. Хотя июль в Катманду известен своими обильными муссонными ливнями, день кремации был ясным и солнечным, а мелкий дождик, выпавший во время огненной пуджи, все восприняли как удачное знамение — которых, впрочем, было целое множество. Ливень пошел только тогда, когда закончили закрывать ступу.


В течение следующих трех дней в гомпе внизу проводились пуджи. Мы все время сидели на крыше, медитировали, дышали воздухом и глядели на все еще дымившуюся ступу. От нее трудно было отойти.

Через несколько дней после нашего отъезда из Катманду, когда ступа полностью угасла, ее снова

открыли и достали реликвии.

Многие вспоминают, что период между 11 июня и 31 июля был очень значительным, полным очищения, принес много новых впечатлений и неожиданных поворотов событий. Во время короткого выступления в самом конце Кармапа поблагодарил нас за то, что мы были вместе, как никогда, и сказал чтобы мы не боялись за будущее. Он пообещал: «Я буду поддерживать вас в практике, как только смогу».

 

Перевод с польского Сергея МАРТЫНОВА

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Моменты одиночества очень ценны. Не рассматривайте одиночество как страдание. Вместо этого черпайте из него силу, чтобы еще лучше осознать богатство способностей, которые каждый из нас может развить»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров