Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета
 
 

Главные события

03.01.2019 - 31.12.2019

25-28 января — Краснодар 8-10 февраля — Новосибирск 15-17 февраля — Хабаровск 23-25 февраля — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в России  → Самара. Сердечный центр Поволжья

Самара. Сердечный центр Поволжья

Наталья Перла, Анастасия Усачёва

Год назад поезд Зимнего тура — 2015 мчался вперед, а внутри него взрывы заразительного смеха расширяли пределы тесного купе, куда чудесным образом вместились многочисленные друзья из всевозможных стран и регионов. Внезапно на пороге возник Лама Оле и произнес: «Все исчезнет, а это останется навсегда!». Радость от близкой дружбы надежных людей, проверенной годами совместных путешествий и успешной работы, — вневременна. Перед ней бессильны любые условности и границы.

Маршрут: Зимний тур — Поволжье — космос

В последние годы все почувствовали, будто Волга вышла из берегов, а все благодаря одному из главных событий региона: общей работе над проектом нового большого буддийского центра в самом сердце Поволжья — Самаре.

25 лет назад, Создание крупного буддийского центра для города — великая вещь весной 1991 года, на Волгу впервые приехал Лама Оле Нидал, а уже осенью небольшой группой вдохновившихся энтузиастов был зарегистрирован Самарский буддийский центр. В этом году мы вместе отмечаем его юбилей: четверть века. С тех пор Карма Кагью в Самаре развивается в режиме энергичного нон-стоп — приезды Ламы Оле, международные ретриты и публичные лекции учителей Алмазного пути, пхова 1997 года, курсы нюнгне и тханкописи, выставки буддийского искусства… Уже в новом тысячелетии Лама Оле сказал самарцам, что пора переехать в историческую часть города, — и это стало новой увлекательной задачей для всех.

Вот что говорят сами самарцы:

Хубита Дорджиевич Ламажапов: «Создание крупного буддийского центра для города — великая вещь. Оно полным ходом идет на внешнем уровне, в то же время возникают условия для внутреннего роста каждого. И мы видим Сангху без границ: к нам стали прибывать из Сибири, Дальнего Востока, Центрального региона и даже из других стран… Уже трудно посчитать, сколько раз и откуда к нам приезжали. Мы каждый день убеждаемся, что пределов нет. Это видно по тому, как возникают и поддерживаются наши живые контакты и связи во всем мире, как происходит обмен опытом, как мы прекрасно дополняем друг друга, что крайне важно. Мы ждем всех в Самаре — гостить, практиковать, работать, дружить и развиваться вместе».

Лариса: «После того как Лама со всем Зимним туром за короткий срок стоянки поезда побывал в новом Самарском центре, все приобрело более значительный масштаб. А еще Педро и Доррит Гомес назвали наш центр местом силы, показав, где на территории может быть ступа. Благословение Ламы — в каждом мгновении».

Лера: «У меня есть пожелание, чтобы все буддийские проекты завершались быстро, качественно и сообща. И чтобы мы научились преобразовывать все, что мешает, становясь мудрее благодаря силе наших связей и дружбе. В такой совместной работе по-настоящему начинаешь понимать, какая мощь стоит за всем этим. А любое недопонимание, если не вкладывать в него энергии, растворяется. Доказано».

Алиса: «Этот проект — во многом начало моего буддийского пути. Мне давно хотелось познакомиться с буддизмом и медитировать; я нашла на сайте телефон центра, позвонила, пришла по указанному адресу и увидела… стройку. И осталась, сразу осознав, что самая большая ценность и на стройке, и в центре — люди. В подобной ситуации каждый из нас развивает понимание, и даже проблемы получают новые очертания: преобразуются, приобретают конструктивную форму. Осмысленная конкретика задает динамику. Мы концентрируемся на хорошем, на потенциале, мы видим здесь и терпение, и труд. И мы видим прекрасных женщин, которые не только облегчают тяжелую работу мужчинам, но и многое делают сами. Это невероятный ресурс».

Примечательно, что в самарский буддийский центр, расположенный среди исторических зданий редкой красоты и оригинальной архитектуры, где все дышит атмосферой старины и стиля, мы попадаем, «сойдя на землю» с ультрасовременного вокзала, напоминающего космический корабль. Кстати, космическая промышленность в городе существует и развивается уже много лет. Так что связь времен — во всем.

История вплетается в современность

Наслаждаясь всей полнотой жизни и свежими впечатлениями происходящего, дружно закладывая основы для будущего развития Дхармы на Средней Волге, мы в то же время с изумлением открываем и изучаем ее историю здесь. Самая большая ценность и на стройке, и в центре — люди В один из своих приездов Лама Оле всех удивил, сказав, что в Самаре появится собственная выставка, и действительно — вскоре началось сотрудничество нашего центра с Самарским государственным университетом. За десять лет существования совместного проекта была создана постоянная экспозиция в Музее этнографии, археологии и истории СамГУ была создана постоянная экспозиция о Карма Кагью, оказавшейся единственной традицией буддизма, центры которой существуют сейчас на Средней Волге, имея официальную регистрацию на протяжении вот уже двадцати пяти лет, с историческими корнями в Поволжье.

С Карма Кагью начали свое знакомство с буддизмом предки калмыков — ойраты, получив передачу учения Будды от Второго Кармапы Карма Пакши в XIII веке. В XVII веке в Поволжье сформировалось Калмыцкое ханство — первое буддийское государство на европейской территории; границы его кочевий простирались от Астрахани до реки Самара. Еще раньше, в средние века, школа Карма Кагью существовала среди тангутов, которые после монгольского завоевания пополнили собой население Золотой Орды, включавшей территории Поволжья. Роскошное уникальное буддийское наследие тангутов с изображениями Второго Кармапы, Наропы, Миларепы и других знаменитых йогинов и лам очень полно представлено в двух залах Государственного Эрмитажа.

Если событийная часть истории Среднего Поволжья относительно известна, то вопрос о буддийском мировоззрении здесь раньше практически не ставился. Постепенно нам удалось найти многочисленные объективные свидетельства существования практик буддизма в Южном Средневолжье (Самарская область) в калмыцкий период: это прежде всего археологические находки предметов буддийского культа XVII–XIX веков. Скупые сведения о них приводятся в «Отчетах Александровской публичной библиотеки и «Зала Императора Александра II»» за 1887–1895 годы среди перечня поступивших пожертвований для формирующегося Публичного музея г. Самары. Бронзовые статуи Будд передавали в музей православные священники, офицеры, чиновники и учителя. Их обнаруживали крестьяне во время распашки земли. Сейчас уцелели лишь несколько таких находок. Одна из них — статуя двенадцатирукого Чакрасамвары (санскр.; тиб. Демчог) — Будды Высшей Радости, главного Йидама традиции Карма Кагью и важного Йидама во многих других традициях тибетского буддизма. Это изображение относится к ануттара-йога-тантре — высшему классу тантры.

     

 

Буддийские культовые предметы попадали в фонды музеев не только в XIX, но и в конце XX века — большинство из них было случайно найдено при строительных работах. В фондах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (СОИКМ) хранится металлическая крышка тантрической чаши (санск. капала, XVIII–XIX век), обнаруженная в Самаре на пересечении ул. Ставропольской и проспекта им. Кирова на глубине 1,5 м при ремонте трубопровода в октябре 1987 года. Другой экспонат — фрагмент статуэтки Бодхисаттвы — был случайно обнаружен в Самаре школьниками, участниками археологического кружка, в строительном котловане в между проспектом Ленина, улицами Радонежского, Осипенко и Челюскинцев, в 1996 году. Предприимчивые дети выменяли ее у строителей и безвозмездно передали в музей. В разное время в Тольятти и Самаре были найдены две статуи Будды Вайрочаны; одна хранится в Тольяттинском краеведческом музее, а вторая — в Самаре, в СОИКМ. Все это говорит о богатом наследии буддизма Алмазного пути (санскр. Ваджраяна) в Самарской области, где буддийские методы практиковали и триста лет назад. Очень символично, что теперь там, где когда-то проходила северная граница единственного буддийского государства на европейской территории — Калмыцкого ханства, — рядом с красивейшим местом слияния двух рек, Самары и Волги, появится наш новый буддийский центр.

Журнал Буддизм.ru №28 (2016)

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Лени нужно избегать. Жизнь слишком коротка, чтобы позволить ей просто пройти мимо. Хорошее противоядие от лени – непостоянство»

Лама Оле Нидал

Новости центров