Будда Шакьямуни (V-VI до н.э.) учил, каким все является на самом деле
 
 

Главные события

20.11.2017 - 20.11.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Работа с мешающими эмоциями

Работа с мешающими эмоциями

 

Лама Оле Нидал 

Свободная игра безграничного пространства проявляется во внешнем мире как галактики, планеты, существа и ситуации, как объекты восприятия наших органов чувств и предмет научных исследований; а на внутреннем плане это – мысли и ­чувства. Они появляются, играют, побуждают к действиям и снова возвращаются в потенциал ума.

Все культуры, следующие философии двойственности мира, отделяют ум от его творений, и это приводит к радикальным точкам зрения, ограничивающим жизнь. Два наиболее распространенных «крайних» взгляда – материализм и нигилизм. Спустя несколько столетий после Будды, в эпоху античной цивилизации, многих беспокоили философские школы, провозглашавшие нигилизм высшей истиной. Мысль о том, что вещи можно делить до тех пор, пока ничего не останется, казалась опасной. Взамен люди выдвинули концепцию о существовании неделимой сущности, которую назвали «атомос». Этот постулат не представлялось возможным доказать, однако он защищал своих авторов от угрозы несуществования и «черных дыр». Идея предела, за которым расщеплять частицы невозможно, делала материальный мир реальным и существующим.  

 Однако эти воззрения быстро себя исчерпали. Абстрактно мыслящие люди появлялись снова и снова, и концепции нигилизма продолжали жить. Очень легко увидеть, как эти процессы влияли на неустанно экспериментирующее западное искусство на протяжении последних 2300 лет. Периоды материализма отмечены в живописи большими фигурами женщин в окружении множества детей и фруктов и преобладанием охровых и прочих «земляных» тонов. В языке господствовали короткие глаголы, указывающие на активные действия. Культура того времени была экспансивной: люди вели войны, захватывали новые территории, пересекали океаны и расчищали земли.

Однако вскоре даже самые позитивно мыслящие существа обнаруживали привидение, угрожавшее их райской идиллии, – факт непостоянства. Чем больше у нас есть, тем больше приходится оставлять, когда мы умираем. Кроме того, если вещи реальны, то реальны и старость, болезни и смерть. Таким образом, материализм делает проблемы настоящими, что крайне прискорбно.

Внешним признаком разочарования в концепции материализма является минималистский период в искусстве. Люди стараются как можно меньше вовлекаться в прелести жизни. Глаголы и предложения делаются длинными и сложными, фигуры на картинах обретают индивидуальные черты, становятся худыми и несчастными, а цветовая гамма колеблется между оттенками  зеленого и синего. Однако вскоре здравый смысл свел эту попытку обрести убежище в аскезе на нет. Даже если сделать все серым и превратить в ничто, боль не исчезает. Так что проблемы остаются, а радость и возможность влиять на происходящее теряются.

Со временем обрели форму и другие наблюдения о мире. Появились такие философские системы, как экзистенциализм, имманентность и трансцендентализм.

Не меньшее разнообразие царило и в области опыта. Учение Будды лишь недавно стало известно образованному миру. Оно показывает ум как пространственный по сути, лучезарно осознающий по природе и неограниченный в проявлениях. А до этих пор люди увлекались в основном обусловленными аспектами ума. Не имея ключа к бесстрашию, спонтанной радости и активному сочувствию, которые становятся постоянными, когда ум узнает сам себя, они предавались многочисленным экскурсам в область изменчивых и беспорядочных чувств.

Эти психические состояния могут колебаться от героических до сентиментальных или напоминать детский сад, и нередко доминируют в жизни людей, не опирающихся на буддийское видение и медитацию. Эмоции производят бессчетное множество слов и действий, ограничивающих счастье и выбор существ, сейчас и в будущем. Следовательно, в них нужно разобраться.

Итак, какова движущая сила обусловленных радостей и страданий мира? Ответ – неведение и то, что его порождает. Если человек привык к эмоциональным «ваннам» вины и прощения, в которые погружается с помощью религий веры и богов-личностей, которым почему-то не вполне удались их творения, такое утверждение может показаться немного «жидким». Однако это – логично, с любой точки зрения, а неизрасходованная энергия ума может получить прекрасное применение в других, более конструктивных, областях.

Когда понимаешь, что все явления возникают независимо от каких-либо внешних факторов, что это ум играет со своим безграничным потенциалом в виде пространства, внешних и внутренних миров, то осознаешь необходимость ближе познакомиться с источником. Это трудная задача. Непросветленность как раз и означает, что ум не  видит сам себя. Быть осведомленным о том, что происходит снаружи, необходимо для выживания, и все существа способны на это посредством органов чувств. Что касается самопознания, здесь ум можно сравнить с глазом – сам по себе он не осознает, чем является.

Как же работает непросветленный ум?

Извечная неспособность существ воспринимать субъект, объект и действие как части одного целого порождает первичные мешающие чувства – привязанность и отвращение. Их «несравненные» производные  – это, с одной стороны, жадность и алчность, а с другой – ревность и зависть. Неведение пробуждает, в свою очередь, обедняющий вид гордости, который заставляет полагать, что мы лучше других. Думая так, мы всегда находимся в плохой компании, и подобная гордость успешно крадет у нас радость жизни.

Как молекулы могут достигать лишь определенной степени сложности, по всей видимости, и чувства распадаются, когда становятся слишком запутанными. Будда утверждает, что эмоции могут проявляться в 84 000 различных комбинациях. Они – все, что препятствует высшему блаженству и спонтанно «совозникающему» озарению, полному свечению «здесь и сейчас». Если уметь видеть, чем они являются на самом деле (а именно – всего лишь беспорядочным шоу на внутреннем телеэкране или зоопарком, покидающим ум), то мы можем решить либо не обращать на них внимания, либо от души посмеяться при виде забавных зверюшек. Наслаждение подобной свободой доступно, главным образом, медитаторам, которые наполнили осознаванием пространство, окружающее явления ума. Другие же считают эти беспорядочные чувства реальными, хотя они постоянно изменяются. Под влиянием эмоций существа совершают неловкие действия и говорят вредные слова, которые, в свою очередь, закладывают трудные впечатления во внешний мир и в наше сознание-хранилище. Когда эти неясные причины производят внешние или внутренние неприятности, люди, как правило, забывают, что сами устроили «сиденье из кактусов». Думая, что боль им причинили другие, они делают или говорят что-то в отместку и так сеют свежие семена будущих нежелательных состояний и событий.

Однако можно действовать иначе. Тот факт, что настоящее обусловлено прошлым, как раз означает возможность взять в свои руки будущее. Можно избегать мешающих чувств, ослаблять и трансформировать их или даже использовать для познания ума. Эмоции –  не «грех» и не порок. Они просто показывают нашу карму, а способ работы с ними отражает уровень зрелости человека.

Предмет эмоций популярен в обществе, где люди располагают свободным временем и стремятся направлять внимание внутрь. Кроме того, его часто касаются в теоретических комментариях к традиционным текстам.  Эффективная и практическая работа с мешающими чувствами подобна разумному ведению боевых действий. Она подразумевает готовность к несентиментальной и честной оценке противника и собственных сил. Кроме того, нужно определить тактику и стратегию и постараться максимально обратить противоборствующую сторону себе на пользу. Поскольку познание ума означает вневременное счастье, а запутанность не имеет конца, в этом сражении необходимо победить!

Оценка противника означает исследование его природы. Взрываются ли быстрые и неуправляемые эмоции подобно жарким вспышкам, производя вредные действия и слова, или наш ум предпочитает медленное горение? Цепляется ли он за негативный настрой, постепенно нагнетая ситуацию, пока не случается настоящая неприятность? В первом случае резкий звук «пэй», произнесенный про себя или вслух, может рассеять поверхностную мешающую энергию. Если у вас есть лама, которому вы доверяете, можно мгновенно представить его над своей головой, а затем как бы втянуть внутрь и просто быть ламой.

Если эмоции постепенно и медленно набирают силу, очень полезно создавать «масляную пленку» из мантр, чтобы чувства «оседали» на ней. Это не позволяет им вмешиваться в работу тела и речи и предотвращает образование разрушительных привычек. Поскольку они носят обусловленный характер, спустя некоторое время непременно потеряют силу и исчезнут. Ум это заметит и в следующий раз не так легко попадется в ловушку.

Оценка своих сил тоже требует самоанализа и опыта. Как у меня дела сегодня? Какие трещины сумел проделать недавно внешний мир в моих доспехах? На какой опыт я могу положиться для противодействия нынешнему оппоненту?

Вот несколько методов работы с эмоциями:

1. Уход от проблемы. Лучше пойти погулять, когда надвигается ситуация, в которой мы, как правило, «садимся в лужу». Тем самым мы избежим драм и сэкономим драгоценное время. Тогда сможет развиться освобождающая способность обозревать события в целом. Хотя безопасный ретроспективный взгляд на события, с которыми мы не смогли справиться, не лучшее из всех свершений. Однако еэто лучше, чем действовать по-дурацки.

2. Следующий шаг – трансформировать помехи, которые не являются столь реальными, как кажутся. Для начала нужно научиться понимать, что эмоции, которые мы переживаем, не существовали ранее и, следовательно, они преходящи и временны и меняются прямо сейчас. Такое возрастающее осознавание нереальности и призрачности трудных психологических состояний открывает широкий спектр возможностей для их трансформации, и здесь нам помогают методы сочувствия и сравнения. Если собственные проблемы кажутся серьезными, достаточно почитать в газете (неполиткорректной), что делают люди друг с другом в Африке, и наше мировосприятие станет более радостным. А если кто-то чувствует себя стесненной, живя в бездушном обществе, где доминируют мужчины, знакомство с бедственным положением мусульманских женщин поможет проявиться сочувствию и приступить к поиску реальных решений.

В неожиданно возникающих ситуациях помогут мысли такого рода: «Хотел ли я быть на его месте?» или «Несколько минут общения с ней – ужас, а она должна проводить с собой круглые сутки». Это может лишить ссоры жала и способствовать появлению хотя бы каких-то хороших чувств по отношению к несчастливым людям. Буддисты знают, что существа бывают трудными скорее от неведения, чем от зла, и наносят большой урон самим себе. Со временем такое сочувствие возникает само.

3. Высшим среди методов переработки мешающих чувств является использование силы буддийского взгляда. Поскольку мы стремимся к осознаванию зеркала за картинками, ум, производящий и воспринимающий явления, начинает понимать, что все существа обладают природой Будды, а все явления – свободная игра ума. Тогда мы можем вести себя как Будда в обществе потенциальных коллег и видеть мир как Чистую страну. Воспринимая все мысли как мудрость, независимо от того, что это за мысли, а все звуки – как полезные мантры, можно впускать вора в пустой дом, и он не найдет там ни энергии, ни внимания. Мешающие чувства становятся слабее, и, по мере того, как мы учимся наблюдать за ними со стороны, возникают радость и восторг. То, что казалось большим препятствием, превращается в помощника.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Обладающие доверием лучше всего узнают свой ум в зеркале, которое держит перед ними Учитель»

Лама Оле Нидал

Новости центров