Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

22.11.2017 - 22.11.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Путешествующие учителя – вдохновляющие друзья, которым я доверяю

Путешествующие учителя – вдохновляющие друзья, которым я доверяю

 

В 2010 ГОДУ ЛАМА ОЛЕ СДЕЛАЛ ДВА ЗАМЕЧАНИЯ, КОМБИНАЦИЯ КОТОРЫХ ЗАСТАВЛЯЕТ ЗАДУМАТЬСЯ.

Перефразируя, сначала он сказал: «Если я внезапно умру, у вас останутся только Кати и путешествующие учителя». И некоторое время спустя: «Две трети моих путешествующих учителей не справились». Это дало повод редакторской команде журнала Buddhism Today задать Ламе Оле несколько вопросов.

 

Лама Оле Нидал

Лама Оле Нидал

Так называемые путешествующие учителя – это твои ученики, которых ты наделил полномочиями учить. Их более двухсот по всему миру. Кто становится путешествующим учителем и по каким критериям ты их выбираешь?

Лама Оле: Я выбираю тех, кто обладает жизненным опытом, дружит, способен учиться и говорить, кто храбр и может путешествовать. Если они к тому же справились с основополагающими упражнениями, медитируют на Кармап, умеют передавать людям понимание поучений и книг, важных для нас, обладают общей эрудицией и могут говорить о политических вопросах в осмысленном и смелом ключе — я вижу будущих коллег.

Если говорить вкратце: они — воодушевляющие друзья, которым я доверяю. Они умеют использовать возникающие условия и направлять их в полезное русло.

У путешествующих учителей нет формального буддийского образования, они не проходили официальных курсов по дхарме и медитации. Что на этот счет говорят тибетские учителя?

Лама Оле: Тибетские учителя, стремящиеся к результату, рады тому, что наше западное образование, задействующее абстрактное мышление и подкрепленное достаточным жизненным опытом, может плавно вести к взгляду Великой печати. Им нравится и то, что Алмазный путь дает такому большому количеству людей с хорошей кармой доступ к сущности ума.

Марпа. Тханка. Основатель линии Кагью

Марпа. Тханка. Основатель линии Кагью

Есть ли у путешествующих учителей иерархия? Некоторые из них учат уже более 20 лет, другие – совсем новые. Кто-то многому учился и много медитировал, у других такого опыта меньше.

Лама Оле: Ясно, что те, кто может больше делать, будут представлять нас более разнообразно. Но ни у кого нет нашивок на рукавах или звезд на плечах. Путешествующие учителя должны видеть себя как команду, а также знать, кто из них лучше понимает вопрос из какой-либо области, и получать от этого человека необходимое знание, а в особых случаях просить его прочитать лекцию.

Вы говорили, что путешествующие учителя должны «давать информацию, но не благословение». Имеет ли эта функция отношение к постижению?

Хорошо, если оно у них есть, но это не решающий момент. Важно, чтобы у путешествующего учителя было достаточно опыта, чтобы ясно передать знание и методы.

Александр Койбагаров

Александр Койбагаров

Похоже, что ты уверен в путешествующих учителях. Но ты, к примеру, не позволяешь им давать прибежище и лунги* или писать книги о Будда аспектах. В чем причина?

Лама Оле: У нас с Ханной была и остается одна задача — даже в условиях огромного роста держать все полностью в потоке благословения Шестнадцатого и теперь Семнадцатого Кармапы. Ради этой цели все, что мы передаем, должно быть высшего качества. Нельзя позволить передаче Алмазного пути стать размытой или слишком интеллектуальной. Поэтому ее сохранение подразумевает четкие условия — прежде всего это устная передача от опытного учителя. Здесь мы работаем с потоком силы, которая повлияет на наших друзей в этой и будущих жизнях. До сих пор меня не просили наделять кого-либо еще правом давать Прибежище. По-моему, лучше всего, если максимальное количество людей получает его из одного источника.

Пятнадцать лет назад один джентльмен с острова Сицилия начал независимо давать Прибежище, но теперь он не имеет к нам никакого отношения.

* Лунг — передача посредством чтения текста.

Играют ли путешествующие учителя какую-то особую роль в организации Алмазного пути, кроме обучения – роль, которая отличала бы их от «обычных друзей» в сангхе?

Лама Оле: У путешествующих учителей такая же задача, как у всех. Помимо этого они учат и посылают мне отчеты о своих путешествиях, держат меня в курсе происходящего, создают связи вблизи и вдали.

Лена Леонтьева

Лена Леонтьева

У некоторых путешествующих учителей есть ощущение, что им выдали обувь на размер больше. Ты намеренно им доверяешь наперед и позже смотришь, как все развивается?

Лама Оле: Что ж, прыгать с парашютом учишься, прыгая с парашютом, а обучать — обучая. Обладая жизненным опытом, я доверяю своей способности знать, сколько раундов человек может продержаться на ринге, и те, кто сохранил свои связи, держатся до сего дня. Защита нашей линии передачи невероятно сильна и рано или поздно трансформирует любой опыт в постижение.

Есть ли контроль качества? Регулярно ли ты проверяешь учителей?

Лама Оле: Я очень хорошо знаю своих близких учеников и слежу за их развитием. Сталкиваясь со всевозможными ситуациями и путешествуя вместе, мы бываем настолько близки, что мне очень ясно видно, кто в каком состоянии находится. Если человек знает недостаточно, он очень быстро обнаруживает это в самом процессе чтения лекций — или позже друзья или коллеги дают ему это понять.

Как функционирует «кадровый состав путешествующих учителей»? Они встречаются с тобой регулярно?

Лама Оле: Мы уже стали живым полем силы. Те, кто смотрят мои трансляции в Интернете, знают, с чем мы имеем дело. Сейчас ничто так не помогает нам в работе, как электронная почта, «Buddhism Today, все возможности Интернета и, самое главное, — ежегодные встречи центров и собрания путешествующих учителей. Так организована наша работа на всех уровнях.

Илья Сандомирский в лектории

Илья Сандомирский

Чего ты от них ждешь? Что должен делать путешествующий учитель, чтобы быть «хорошим»?

Лама Оле: Наслаждаться людьми, знать, что произошло и происходит, знать и представлять наши вневременные поучения, сохранять связи, задавать вопросы, когда необходимо, и проявлять максимум энергии. На всех уровнях и в длительной перспективе уделять внимание тому, как сказывается наше поведение на других существах — освобождает или сковывает.

Ты всегда подчеркиваешь, что дружба и ощущение семьи – это необходимая основа центров. В последнее время мы все чаще слышим, что путешествующие учителя должны демонстрировать «солидарность». Что это значит?

Лама Оле: Солидарность — значит держаться друг друга и помогать, когда что-то непонятно или сложно. Не следует думать, что вы должны делать все в одиночку. Это также означает не возвышать себя над коллегами и не предлагать чего-то особенного, тем более такого, что вы выбрали сами. У нас нет соревнования, мы не стремимся обрести какой-либо статус. Если некоторые многообещающие учителя формируют «собственные» группы, мы желаем им удачи, но больше с ними не работаем.

Наверняка путешествующие учителя иногда ошибаются. Где тот предел, за которым ты мог бы, допустим, «выгнать» кого-нибудь и как часто такое случалось?

Лама Оле: Как я только что сказал, «до свидания» звучит только в том случае, если подорвана солидарность или если человек предлагает одной из наших групп «особые» практики, которые мы в Алмазном пути не используем, — предположительно, для того чтобы привязать людей к себе. Самым большим врагом в работе всегда была чрезмерная гордость.

Кармапа XVII, Кати Хартунг, лама Оле

Кармапа XVII, Кати Хартунг, лама Оле

Что было не так в таких случаях? Тебя обманывали с самого начала или проявилось что-то новое, не то, чего ты ожидал?

Лама Оле: Друзья отнеслись к своей задаче слишком личностно. Они воспринимали похвалу и удовлетворенное одобрение как собственное достижение, вместо того чтобы видеть в этом благословение и проявление энергополя нашей линии передачи. Некоторые из старых буддистов ушли из-за того, что их «добродетельные» умы не смогли согласиться с моим мнением об исламе, а у кого-то укрепились связи с другими учителями.

В подобных случаях я всегда благодарен тем друзьям, которые экспериментируют с предложениями других школ или учителей в частном порядке, не рассказывая о них в центрах. От этого меньше ненужной запутанности и болтовни, и если один из моих учеников уходит — у него есть мое полное благословение.

Давай вернемся к твоему утверждению, что две трети учителей не справились. Такое критическое замечание о путешествующих учителях публично прозвучало впервые. Что случилось?

Лама Оле: Немецкое слово «versagen» (провалился, не сработал) было для меня новым, и я понял, насколько оно сильное, лишь когда увидел лица в комнате. Я хотел сказать: общайтесь ближе, делайте больше, приезжайте на наши встречи чаще, путешествуйте со мной, проводите время в Европа-центре и так далее. Хотя выражение получилось чересчур резким, оно послужило хорошим стимулом.

Кадр из фильма "Будда по природе"

Кадр из фильма «Будда по природе»

Говорил ли ты с ними один на один? Получали ли они персональный отзыв?

Лама Оле: Некоторые спрашивали — как обычно, те, кто и так уже дает все, что может. А другие, застигнутые врасплох, определенно чему-то научились. С тех пор пейзаж выглядит живее.

Вы с женой построили крупнейшую буддийскую организация в мире, у тебя тысячи учеников. Тем не менее, до сих пор не появилось никого, кто мог бы хоть как-то сравниться с тобой по калибру, верно? есть ли спящие, которые проявятся только в нужный момент?

Лама Оле: Когда Шестнадцатый Кармапа покинул нас в 1981 году, мы с Ханной обрели огромную силу. Когда моя тень упадет с солнца, произойдет нечто похожее. Когда умирают носители благословения, сила передается мощным ученикам, которые хорошо спаяны вместе, — и наши вневременные и практические проникновения в суть будут передаваться дальше вместе с благословлением Кармапы. Многие ученики, которые вместе со мной направляют нас сегодня, ни в коем случае не достигли еще предела своего развития; с их дружбой и идеализмом они будут способны передавать дальше все наше богатство.

Лама Оле Нидал впервые посетил Камчатку

Лама Оле на Камчатке

В последние годы в нашей организации много разговоров о передаче. Дают ли путешествующие учителя передачу?

Лама Оле: «Передача» для нас означает нести и передавать что-то целостное, не ограниченное личностными рамками и порождающее моменты Освобождения. Она основана на подлинном проникновении в суть ума и показывает методы нашей традиции, демонстрирующие эти открытия. Принадлежать к линии преемственности означает распространять эту силу и глубину по всему миру настолько далеко, насколько позволяют времена и культуры. Передача также подразумевает сотрудничество наших друзей на местах. Каждый хороший пример, каждое преодоление ограничений показывает богатство нашей передачи. Индийское буддийское постижение вынуждено было стать тибетским в Тибете, а тибетское становится европейским для нас. Это, конечно, тот же самый вневременный алмаз абсолютных поучений, но сияет он цветом земли и культуры, в которой находится.

Естественно, что твои ученики надеются, что ты еще долго проживешь, и ты сам всегда уверяешь, что так и будет. Но уже много лет – особенно после твоего неудачного прыжка с парашютом в 2009 году, чуть не ставшего смертельным, — тебя спрашивают как будет разворачиваться ситуация после твоего ухода. Проясни, пожалуйста, свою позицию по этому вопросу.

Лама Оле: Благословение Кармап и нашей линии преемственности — это безбрежный океан, принадлежащий пространству вне времени и места. Его уже несут бессчетные независимые буддисты Кагью с жизненным опытом, и оно безо всяких догм сумеет приспособиться к меняющимся событиям. И потом, когда я вернусь веснушчатым заводилой толпы, многие опять будут качать головами, но кто-то снова прыгнет далеко вперед. Если мы опираемся на широкие плечи наших Гуру-йог, это можно гарантировать.

Миша Григорьев в арт-холле

Миша Григорьев

Ты говоришь, что организацией в дальнейшем будут заниматься путешествующие учителя и Кати Хартунг, которая раньше была твоей спутницей, а теперь является помощницей. Какой будет роль Кармапы, Шамарпы и других тибетских ринпоче?

Лама Оле: Наша работа во всем мире ведется в согласии с видением наших тибетских держателей линии и с их благословением. Они понимают, что независимые люди Алмазного пути продолжат работу в современном, свободном стиле и только в этом случае окажут настоящую и важную поддержку хранителям традиции. По своему настрою они йогины, а в жизни ведут себя как способные миряне. Каждый, кто с нами, хочет реализовать поучения, живя полной жизнью. Нас слишком много, чтобы нас можно было столкнуть с того пути, на котором мы привыкли работать, — это было бы совсем не мудро. Наша деятельность соответствует пожеланиям великого Шестнадцатого Кармапы, а также пожеланиям Ханны и моим; ее поддерживает и благословляет нынешний Кармапа Тхае Дордже.

В чем особенность организации Алмазного пути, которую нам следует сохранить в неизменном виде и после твоего ухода? Что нужно делать путешествующим учителям, чтобы это осуществить?

Лама Оле: Открытый и свободный стиль «плоской» иерархии торжествует тогда, когда каждый привносит в группу самое лучшее, а к решению практических вопросов привлекаются специалисты также из других центров. Будничные сплетни, напротив, крадут время и радость у медитации и совместной работы. Отличительным признаком Алмазного пути являются прежде всего медитации Гуру-йоги, которые при каждой встрече с Шестнадцатым Кармапой передаются нам и нашим центрам.

Вместе с основополагающими упражнениями и взглядом Великой печати, придающим всему размах, они обеспечивают фундамент. Уравновешенные и зрелые люди будут развиваться только тогда, когда для развития постоянно применяется медитация, в жизни присутствует Сангха (совместная работа и практика), Дхарма (слушание и чтение поучений, правильный взгляд), Лама (путешествия с ним и проведенное вместе время — даже непродолжительное), а также нормальные, здоровые взаимоотношения в семье и на работе.

Если человек посвящает себя только одной-двум из этих областей, обычно он хочет от чего-то убежать и, как показывает опыт, с самого начала ведет себя немного странно, а со временем это только усугубляется. В современном мире такая однобокость не очень полезна, не очень привлекательна. Для не монахов «святой» сегодня значит способный, компетентный, полезный во всем.

Учителя Алмазного пути Наталья Тарханова, Карел Каха, Людмила Инкина и Настя Головачёва

Учителя Алмазного пути Наталья Тарханова, Карел Каха, Людмила Инкина и Настя Головачёва

Ты всегда предостерегаешь от смешений разных стилей поучений в организации Алмазного пути. Почему это актуально и какую роль здесь играют путешествующие учителя?

Лама Оле: Уже в 1970 году Калу Ринпоче говорил об этом часто и убежденно: один путь может быть, как пиво, другой, как молоко, третий, как вода, сок или вино. Любой напиток может утолить жажду, но попробуйте их смешать — и никто не станет их пить. Это никоим образом не значит, что каждый буддист или каждый последователь Кагью должен использовать одни и те же методы — разные религии цивилизуют разные типы людей. Но наша общая ответственность — с самого начала говорить людям, в чем особенности Алмазного пути, чтобы эта драгоценная нетронутая открытость и время не были потрачены зря. Я выбираю таких учителей, которые представляют нас так, чтобы люди немедленно почувствовали себя в своей тарелке. Результаты приходят, если копать глубоко в одном и том же месте.

Ты всегда рассылаешь письма, в которых указываешь нам на возможные ошибки (или нежелательные действия) немного корректируя движение. Твои ученики естественным образом тебе доверяют, но как ты думаешь, можно ли ожидать, что после твоего ухода круг ближайших учеников будет пользоваться таким же доверием?

Лама Оле: Наверняка! Уже сейчас Кати и целый ряд способных людей успешно решают множество ежедневных задач. Я не вижу причин, по которым это могло бы прекратиться. Наша структура крепко стоит на ногах как на внешнем, так и на внутреннем уровне; она переживет социальные кризисы. В потоке благословения нашей линии передачи — через Марпу, Миларепу, Речунгпу, Гампопу, через Кармап и Шамарп — практикующие друзья обнаруживают, что становятся не только старше, но и мудрее, счастливее, развивают бесстрашие и убедительность.

Любой, кто придет после меня, и наши нынешние ответственные друзья определенно становятся все более близкими соратниками. Они будут развиваться с помощью практик Гуру-йоги и разделять основную массу наших взглядов. Кстати, я в отличном здравии!

Кармапа XVII на Мёнламе

Кармапа XVII на Мёнламе

Несколько лет назад в академическом исследовании, посвященном организации Алмазного пути, появилось такое высказывание: «Сложно предвидеть как избежать столкновениями между лидерами организации, сегодня стоящими у власти, и еще не назначенными духовными преемниками». Есть ли такая разобщенность между главами организации и духовными лидерами?

Лама Оле: Профессор Бурхарт Шерер, который это написал, за последнее время узнал нас лучше. Для разных талантов у нас есть разные задания, но превыше всего — крепкая дружба. Никогда не было противостояния между духовными руководителями и лидерами в практической работе. И для нас по-настоящему важно, чтобы у всех, кто задействован в бескорыстной работе, был широкий общий обзор.

Куда бы я ни посмотрел, я вижу, что мы доверяем друг другу и работаем вместе, как друзья. Мы радуемся, зная, что каждый делает то, что умеет лучше всего. Я постоянно ощущаю, что в нашем поле силы все находятся на своем месте.

 

Каковы позиции Алмазного пути сейчас, в 2011 году? Наша ассоциация стала огромной, хорошо организованной, здоровой в финансовом отношении; ее уважают в обществе и так далее. Есть ли что-то, чему стоит уделить внимание прямо сейчас, какая-нибудь опасность?

Лама Оле: Мы не смеем строить классовое общество или создавать иерархии в центрах — они основаны только на меритократии. Люди, которые больше делают и обладают опытом, имеют больше влияния. По существу, то, что мы можем предложить миру, вневременно, и нам не нужно ничего менять. С расслабленностью, постоянным присутствием духа и радостью, Алмазный путь будет расти бесконечно.

 

Вопросы задавали Клаудия КНОЛЛ и Детлев ГОБЕЛ

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«То, на что вы направляете свой ум, неизбежно становится все больше и больше»

Лама Оле Нидал

Новости центров