Шераб Гьялцен близкий ученик Шестнадцатого Гьялвы Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная → Проекты → Строительные проекты → Ступа в Морках → Ступа в Элисте глазами очевидца.
17.06.2012

Ступа в Элисте глазами очевидца.

Cможете ли Вы сразу назвать народ, проживающий в Европе и традиционно исповедующий буддизм? Если не догадались сразу, подсказываем: это одна из народностей, населяющих Россию и проживающих к северу от Кавказских гор между Черным и Каспийским морями — калмыки.

Калмыки, западные монголы, пришли в эти места в 17-м веке и прочно осели в прикаспийских и донских степях. До революции они успешно сохраняли свои традиции, культуру и религию, тибетский буддизм. Причем в среде калмыков практиковались все четыре школы. В том числе передачи Кагью они получили от Второго Кармапы, Карма Пакши. Так продолжалось несколько веков, пока в своей борьбе за светлое будущее коммунисты не разрушили все храмы и монастыри, уничтожив или сослав в лагеря практически всех лам и монахов. В 1943 году весь калмыцкий народ был выслан в Сибирь. Это явилось частью национальной политики тогдашнего СССР. Оттуда они вернулись только после смерти Сталина в 1956-м. Таким образом, ко времени перестройки в Калмыкии практически не было ни лам, ни живой передачи.

Поэтому Дхарма, принесенная в последние годы различными буддийскими учителями в Калмыкию, легла на благодатную почву. В 1993-м году эту небольшую республику посещал Его Святейшество Далай-лама. В том же году в Элисту впервые приехал Лама Оле Нидал, этот год можно считать началом возрождения Кагью в Калмыкии. Но, как это часто бывает в традиционно буддийских странах, люди воспринимают Учение в первую очередь как веру, а не как практику: они больше готовы молиться Будде и поклоняться ламам, чем медитировать.

С другой стороны, такая слепая открытость и преданность позволяют происходить многим вещам, невозможным ни в остальной России, ни в Европе. Так, когда в 1995 году, во время визита Шамара Ринпоче в Россию, было решено возвести в столице Калмыкии Ступу Просветления, правительство Республики с готовностью безвозмездно выделило под проект участок земли в городской черте.

Впоследствии, во время самого строительства, мы не раз встречались с тем, что и руководители предприятий, и простые калмыки, узнавая, что строится буддийское сооружение, выполняли работу бесплатно, отдавая свое время, силы, средства. Калмыки прекрасно знают, что такое «заслуга» и готовы накапливать ее столько, сколько могут. Как-то одна калмычка привела на стройку своего брата, сказав, что он «много грешил», а теперь ему нужно уезжать, так пусть поработает, «очистится». И парень целый день трудился вместе с нами, хоть среди нас тоже не было безгрешных….

Впервые после возрождения в Калмыкии школы Кагью её последователи собрались строить такую высокую и значительную ступу. Правда, с высотой определиться было сложнее, чем со значительностью, заданной уже тем, что строить Ступу решил сам Шамар Ринпоче, высочайший мастер школы Кагью. Всем хотелось, чтобы Ступа была как можно выше, желательно выше соседних зданий; планировалось метров шестнадцать, но исполнению этих пожеланий мешали вполне материальные вещи. Как известно, чем выше ступа, тем больше требуется строительного материала, тем дороже её строить. А материальные проблемы могут помешать воплощению самых благих пожеланий.

Только осенью 1998-го сошлись все условия, чтобы можно было приступить непосредственно к строительству. За прошедшее со дня приезда Шамарпы время многое изменилось и в окружающей нас реальности, и в планах строительства. Первоначально благословлённое под строительство место оказалось занято, и нашлось другое, между прочим, во многом лучшее, а высота Ступы уменьшилась более чем в два раза.

Но для того, чтобы и поднять Ступу повыше, и уложиться в выделенные деньги, Лама Оле Нидал нашёл прекрасное решение, предложив построить её на комнате, так, что высота комнаты 3,5 метра прибавлялась бы к 7 метрам ступы, в результате чего общая высота приблизилась к одиннадцати метрам. Такие ступы не очень типичны, в основном они строились в Ладакхе, в Северной Индии.

В комнате под Ступой было решено поместить алтарь и молитвенный барабан, чтобы каждый входящий мог получить благословение как от самой ступы, так и от вращения барабана, заполненного 50-ю миллионами мантр ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ.

Ответственным за строительство стал президент центра Карма Кагью в Элисте Санал Батырев, наш хороший друг, один из первых учеников Ламы Оле Нидала в Калмыкии. Благодаря ему, в первую очередь, весь проект не остался благими пожеланиями, а воплотился в конкретное дело. Больше трех лет, с 1995-го, когда было принято первое решение строить и до 1998-го, когда само строительство началось, Санал настойчиво работал, подготавливая почву.

Проект Ступы был сделан Войтеком Коссовски, известным буддийским архитектором, разработавшим уже не одну ступу. Техническая документация делалась в Элисте местными архитекторами, причем, тоже в качестве благотворительности.

Главным спонсором строительства стал сам Кюнзиг Шамар Ринпоче. Вторым главным спонсором явился Лама Оле Нидал, регулярно посещающий Калмыкию во время своих ежегодных туров по России. Так получилось, что автор этой статьи принял активное участие в организации строительства. Основная проблема, стоящая перед нами, была достаточно банальна: как на относительно небольшую сумму денег построить одиннадцатиметровую Ступу?

Анатолий Соколов

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Рай и ад совершаются между собственными ушами, ребрами или где-нибудь еще, в зависимости от того, где мы представляем себе сознание»

Лама Оле Нидал

Новости проекта

12.09.2012

Что же такое ступа? На этот вопрос можно ответить по-разному. Это и ...

17.06.2012

Cможете ли Вы сразу назвать народ, проживающий в Европе и традиционно исповедующий ...