Лопён Цечу Ринпоче (1917–2003) был учителем королевской семьи Бутана. В 1968 году он стал первым учителем Оле и Ханны Нидал
 
 

Главные события

03.01.2019 - 31.12.2019

25-28 января — Краснодар 8-10 февраля — Новосибирск 15-17 февраля — Хабаровск 23-25 февраля — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Предсказание Гуру Ринпоче

Предсказание Гуру Ринпоче

Отрывок из книги Сильвии Вонг «Пророчества Кармапы», 2007 год, часть 1, глава 4

В 1981 году ушел из жизни легендарный Шестнадцатый Кармапа, глава традиции Карма Кагью тибетского буддизма, что запустило процесс нахождения его преемника. В начале 1990-х годов поиски Семнадцатого Кармапы были запятнаны разногласиями, приведшими к расколу в традиции Карма Кагью. Две конкурирующие группы признали разных кандидатов.

Сильвия Вонг, автор книги «Пророчества Кармапы» [The Karmapa Prophesies. Motilal Banarsidass Publishers Private Limited. Delhi, 2010], уже много лет практикует тибетский буддизм и редактирует буддийские поучения, которые публикуются в журналах и на интернет-сайтах. Она считает, что непредвзятые голоса из прошлого — пророческие слова предыдущих Кармап и Гуру Ринпоче — помогут разобраться в притязаниях конкурирующих сторон. Для выявления истинного смысла содержащихся в книге предсказаний каждое из них сопровождается глубоким анализом, выполненным геше Давой Гьялценом — ученым, принадлежащим школе Гелугпа.

В марте 2008 года библиотека Кармапы в Калимпонге 1 приобрела два древних текста, содержащих предсказание Гуру Ринпоче, также известного как Гуру Падмасамбхава. Тексты оказались в Лхасе, попали в руки ламы традиции Карма Кагью и были переданы в библиотеку. Эти книги, вероятно, хранились в монастыре Катог в Восточном Тибете. Во время культурной революции в Китае сожжение книг было обычным делом. Некоторые тексты, в том числе эти два, были тайно вывезены из монастырей и библиотек и спрятаны. Имена людей, участвовавших в их вывозе из Тибета, не разглашаются во избежание репрессий, в том числе со стороны властей 2.

Как уже сказано, оба текста содержат предсказания Гуру Ринпоче. Одно написано в виде коротких фраз, а другое — обычный тибетский текст. Он озаглавлен «Двадцать пять способов остановить злые войны: тайные предсказания, запечатанные знаками солнца и луны». В нем Гуру Ринпоче предсказывает широкомасштабные разрушения и страдания в Тибете. Стоит особо отметить, что он назвал имена 3. Множества мастеров — тех, кто сохранит Дхарму и обеспечит мир в тибетских сообществах, предотвратив большие конфликты. Наше обсуждение здесь сосредоточено на одном из примеров: воплощение Кармапы по имени «Дордже». Наряду с именами в тексте содержатся описания определенных религиозных ритуалов. Их проведение должно стать условием предотвращения этих ужасных конфликтов. В предсказаниях Гуру Ринпоче также раскрываются имена людей, которые будут стремиться уничтожить Дхарму, повергая тибетцев в смятение.

Данный текст сегодня важен, поскольку часть его содержания, вероятно, имеет отношение к современному кризису в традиции Карма Кагью. Он привлек внимание геше Давы Гьялцена, который толковал пророчества Пятого и Шестнадцатого Кармап. Ему было интересно выяснить, подтвердятся ли его толкования предсказаниями Гуру Ринпоче. Он хотел узнать, будут ли указаны в этом тексте два лица — нынешний Ситу Ринпоче и нынешний Шамарпа — соответственно как злоумышленник и как тот, кто может противодействовать злу. Геше проанализировал копию текста, полученную в библиотеке Кармапы. Далее он написал короткий комментарий к предсказанию, включавший интерпретацию избранных отрывков.

Что касается истории упоминаемого текста, то в VIII веке именно Гуру Ринпоче был первым, кто передал Трисонгу Децену, Дхарма-правителю Тибета, устные предсказания о будущем страны. В присутствии своих учеников и царя он рассказал о будущих войнах и противостоянии в надежде, что эта информация принесет пользу тибетцам. Она появилась в письменном виде благодаря работе переписчика Ньягбена Лоцавы. В присутствии пяти человек он тайно закопал этот текст, что сделало его терма (так в Тибете называют скрытые сокровища Дхармы). Было предопределено, что в надлежащее время ее откроет тертон, то есть искатель терма, обладающий особыми духовными достижениями. Как выяснилось, в 1600 году рукопись обнаружил известный тертон Гарджи Вангчуг Цал.

Текст откопали, перевели на тибетский и создали много рукописных копий. Эта тибетская традиция применяется почти ко всем терма. Кроме того, есть обычай, согласно которому человек, создающий копию, по своему усмотрению выделяет красным цветом определенные слова: записывает их при помощи красного порошка, сделанного из натуральных минералов. Они подчеркнуты в приведенном переводе.

Было отсканировано три страницы текста с предсказанием, и эти изображения включены в Приложение D-2. Сначала идет титульный лист. Затем — обратная сторона страницы 5, с которой был взят отрывок, представленный в этой главе. Третья страница — последняя в тексте, она состоит из шести строк, последняя из которых неполная.

На последней странице можно найти пожелания благополучия тибетцам. Там, начиная с пятой строки, написано: «Я, Ньягбен Лоцава, записал это и закопал в пещере Чунг Цанг Драг при помощи пяти учеников Гуру Ринпоче». Там также указано, что вместе они сделали пожелание, чтобы текст обнаружил сын речи Гуру Ринпоче 4. Поэтому с большой долей уверенности мы можем сказать, что Ньягбен Лоцава был переписчиком, записавшим слова Гуру Ринпоче.

Это случится — воплощение Кармапы, чье имя Дордже, приведет всех и каждого, кто с ним связан, в Девачен [Чистую страну Будды Амитабхи].

Далее в предсказании следует последнее заявление (начиная с конца пятой строки и до завершения текста в шестой строке), сделанное тертоном, который нашел и предал его огласке: «Я, Гарджи Вангчуг Цал, перевел написанное на позолоченной бумаге на обычный язык 5».

Нижеприведенный отрывок целиком взят с оборота пятой страницы. В частности, мы начнем перевод с середины третьей строки, где слова помечены красным цветом: «Воплощение Кармапы, чье имя Дордже…» — и продолжим до середины шестой строки. Далее последует комментарий геше Давы Гьялцена.

Переведенные отрывки из предсказания Гуру Ринпоче

«Это случится — воплощение Кармапы, чье имя Дордже, приведет всех и каждого, кто с ним связан, в Девачен [Чистую страну Будды Амитабхи].
Если он станет исполнять эти ритуалы [устранения препятствий], то это будет действенно.
В то же время явится Мара, или зло, и имя его будет состоять из «Тай» и «Си». Он будет казаться белым снаружи и утверждать, что является излучением Будды.
Этот человек будет занят только нападками, борьбой и черной магией и станет причиной раскола в Тибете. Так будет.
Из-за хитрой лжи этого человека возникнет междоусобица и совершатся позорные действия, которые разрушат линию преемственности [того воплощения Кармапы, чье имя Дордже]. Так будет.
Используй ритуал «погребения зла под землей» [чтобы] устранить [этого Мару, или зло].
И если ритуал «огненного прокалывания земли» будет выполнен, то жизнь Бодхисаттвы [вышеупомянутого воплощения Кармапы, чье имя Дордже] продлится, а его великая активность распространится далеко и широко.
Появится ученик [воплощения Кармапы, чье имя Дордже] по имени Драгпа, он будет излучением Ваджрапани.
Он [называемый Драгпа] тоже может остановить злую войну.
Даже если все произойдет именно так, но ум [Драгпы] не последует за моим предсказанием, то линия Дхармы ослабнет в результате этого препятствия [или зла]. Это случится.
Другой результат злого препятствия проявится в том, что Кармапа [воплощение по имени Дордже] скоро переродится в нижней части Конгпо [в Южном Тибете]. Это случится».

Комментарий геше Давы Гьялцена к отрывкам из предсказания Гуру Ринпоче 6

Книга Гуру Ринпоче «Двадцать пять способов остановить злые войны: тайные предсказания, запечатанные знаками солнца и луны» недавно появилась в Калимпонге, в библиотеке Кармапы. Я считаю, что она содержит довольно точное и убедительное пророчество, в котором безошибочно названы три Ринпоче: Шамар, Ситу и Гьялцаб. Все они вовлечены в текущее противостояние в линии Карма Кагью. Три описанных персонажа очень узнаваемы, и я по очереди рассмотрю каждого из них. Но сначала мне хотелось бы прокомментировать два пункта, чтобы дать общее представление о данном тексте и поместить его в надлежащую рамку.

Данная рукопись содержит многочисленные предсказания Гуру Ринпоче, посвященные войнам и конфликтам на территории Тибета. Автор описывает меры, способные это предотвратить, и указывает имена людей, которые обязаны их применить. Поскольку упреждающие действия — это в основном религиозные ритуалы, которые необходимо провести, то я предполагаю, что перечислены имена духовных мастеров. Мне незнакомы эти ритуалы, и на данный момент я не знаю, были ли выполнены какие-либо из них. По этой причине я не могу толковать их или их последствия, а вместо этого положусь на людей, авторитетных в традиции Кагью и в других традициях, — пусть они дают комментарии или осуществляют действия.

Поскольку предсказания в тексте касаются войн и серьезных конфликтов, которые произойдут в Тибете, будет уместно кратко объяснить мое понимание того, что это значит. Я считаю, что под Тибетом подразумевается не современный Тибет и не его политические границы. Тибетом Гуру Ринпоче, скорее всего, называет территории, населенные тибетцами, или места, где процветает тибетский язык и культура. Например, речь может идти о таких районах Гималаев, как Непал, штаты Сикким и Ладакх в северной Индии и т.д. Таким образом, мой анализ предсказания Гуру Ринпоче надлежит рассматривать опираясь на это понимание.

Мои комментарии к предсказанию Гуру Ринпоче ограничены несколькими строками, написанными на обратной стороне пятой страницы текста, где упомянуты три имени. Как я уже отметил в начале, по моему мнению, речь здесь идет о трех ринпоче традиции Карма Кагью. В начале пророчества говорится о воплощении Кармапы по имени Дордже. Из этого следует, что оно касается линии преемственности Карма Кагью, которую возглавляет Кармапа.

Из предсказания Гуру Ринпоче:

Это случится — воплощение Кармапы, чье имя Дордже, приведет всех и каждого, кто с ним связан, в Девачен [Чистую страну Будды Амитабхи].

В тибетской истории широко известен сокращенный оборот, который используется в качестве обращения к двум духовным лидерам традиции Карма Кагью: «Кармапа ша мар наг ньи».

По-тибетски ша означает «шапка», мар означает «красная», а наг — «черная».

Шамар означает «красная шапка», а ша наг — «черная шапка».

Ньи означает «два» или «оба».

Поэтому полное значение этого оборота таково: «Кармапа в Красной шапке и Кармапа в Черной шапке».

В многочисленных источниках по тибетской истории Шамарпу называют Кармапой в Красной короне, а Кармапу — Кармапой в Черной короне. Оба они — Кармапы, которых различают по цвету их головных уборов. Общность имени у Шамарпы и Кармапы — это утвердившийся исторический факт, признанный всеми буддийскими линиями преемственности Тибета. Поэтому будет верно представлять Шамарпу как воплощение Кармапы (в Красной короне), и вполне возможно, что к нему применим критерий, указанный в предсказании. Тем не менее для определения того, кто занимает центральное место именно в этом пророчестве — Кармапа в Красной короне или Кармапа в Черной короне, — мы нуждаемся в более развернутой информации.

Далее в предсказании говорится, что воплощение Кармапы носит имя Дордже. Нынешний Шамар Ринпоче при рождении получил имя Дордже Чогьял, поэтому в детстве он был известен тибетскому сообществу как Дордже Ринпоче 7. Следовательно, Четырнадцатый Шамарпа отвечает одному из критериев предсказания. Но все же возможно, что здесь идет отсылка к Кармапе в Черной короне, поскольку многие из них тоже носят имя Дордже 8.

Кармапа в Черной коронеСледующая подсказка (что он приведет каждого, кто с ним связан, в Девачен) подтверждает, что внимание здесь сосредоточено на Кармапе в Красной короне (Шамарпе). В линии преемственности Карма Кагью Кармапа в Красной короне исторически признается держателем активности Будды Амитабхи. Это означает, что он считается излучением активности Будды Амитабхи, основанной на желании привести людей в Девачен — его Чистую страну. Значит, она является основной для линии преемственности Шамарп. Широко распространено мнение, что все, кто связан с Шамарпой, переродятся в Чистой стране Будды Амитабхи 9. Дело его жизни — показывать людям путь в Девачен. Из этого следует, что нынешний 10 Шамарпа (воплощение Кармапы в Красной короне по имени Дордже Ринпоче) соответствует всем трем критериям, описанным в предсказании Гуру Ринпоче.

Что касается личности Мары, или злого человека (тиб. гонгпо), в чьем имени есть «Тай» и «Си», то очевидно, что никто не соответствует всем деталям, содержащимся в предсказании, точнее, чем Тай Ситу Ринпоче традиции Карма Кагью.

Мы снова обращаемся к предсказанию Гуру Ринпоче:

В то же время явится Мара, или зло, и имя его будет состоять из «Тай» и «Си». Он будет казаться белым снаружи и утверждать, что является излучением Будды.

Во-первых, ни у кого из ринпоче или лам традиции Карма Кагью нет таких букв в именах — только у Тай Ситу Ринпоче. Во-вторых, школа Кагью известна также как «белая» традиция, а словосочетание «„желтая“ традиция» означает школу Гелуг. Было много случаев, когда на публичных лекциях Тай Ситу заявлял о том, что он является излучением Будды Майтрейи. Все присутствовавшие на тех мероприятиях могут это подтвердить. Согласно любому тибетскому словарю употребленное в предсказании слово лхом па используется именно в отношении человека, который притворяется знающим или святым, не будучи таковым. Иными словами, он претендует на то, что он — тот, кем на самом деле не является.

Мне не удалось обнаружить каких-либо свидетельств того, что кто-то из предыдущих Тай Ситу Ринпоче объявлял себя излучением Будды. Несомненно, последователи буддизма Ваджраяны традиционно считают определенных учителей излучениями Будд или Бодхисаттв. Однако несмотря на то, что ученики могут превозносить учителя, причисляя его к числу таких существ, редко бывает, что он делает это сам. В имени нынешнего Ситу, принадлежащего к «белой» традиции, есть слова «Тай» и «Си», и он утверждает, что является излучением Будды Майтрейи. Это явно соответствует описаниям Мары, предреченного Гуру Ринпоче.

Из предсказания Гуру Ринпоче:

Этот человек будет занят только нападками, борьбой и черной магией и станет причиной раскола в Тибете.
Из-за хитрой лжи этого человека возникнет междоусобица и совершатся позорные действия, которые разрушат линию преемственности [того воплощения Кармапы, чье имя Дордже]. Так будет.

В других статьях мои объяснения пророчеств Пятого и Шестнадцатого Кармап содержат свидетельства того, как нынешний Ситу Ринпоче неразрывно связан с современными проблемами в традиции Карма Кагью. Я не буду повторяться, но приведу пару примеров и попрошу читателей обратиться за подробностями к другим статьям 11. В 1992 году Ситу Ринпоче предъявил письмо с предсказанием, якобы составленное собственноручно Шестнадцатым Кармапой. В этой бумаге должны были описываться обстоятельства его следующего рождения, но после изучения письмо было признано фальшивым 12. Это один из примеров «хитрой лжи» Ситу Ринпоче.

В августе 1993 года люди, возглавляемые Тай Ситу, напали на монахов и монастырь-резиденцию Кармапы в Румтеке 13. В любой культуре и в любом обществе подобные действия считаются «позорными».

Затем близкий товарищ Ситу — Аконг Тулку — подкупил около 100 жителей Румтека с помощью спонсорской программы так называемой Ассоциации Рокпа. Эта цифра была подтверждена Аконгом в его письме к Н. Б. Бхандари, занимавшему в то время пост главного министра Сиккима 14. В свою очередь, местные жители пообещали поддерживать Ситу и его письмо с предсказанием. Были подкуплены и некоторые члены гангтокского Объединенного комитета действия (JAC) 15. Однако их коллеги из У-Цанга в Сиккиме, тибетские беженцы из центрального Тибета, отклонили предложение Аконга. Вместо этого они выразили возмущение подобными действиями и отказались с ним сотрудничать. Некоторые лица получили спонсорскую помощь в виде денег, а их дети — в виде доступа к спонсорским образовательным программам. Так людям платят за то, чтобы они поддерживали ложь, распространяемую Ситу и его сторонниками, и признавали искаженные ими факты истории. Таково краткое описание стратегии Ситупы. К сожалению, она привела к расколу во многих тибетских семьях и сообществах.

Я знаю много семей, разрушенных из-за того, что муж и жена приняли разные стороны. Один берет деньги у Ассоциации Рокпа, а другой отказывается от них. Один поддерживает Ситу, а другой — нет. Но гнев и возмущение нарастают с обеих сторон. То же самое происходит между друзьями, родителями и детьми, братьями и сестрами, обитателями тибетских деревень и монастырей в Тибете и за его пределами. Таким образом, можно говорить, что действия Тай Ситу Ринпоче вызвали междоусобицу в тибетских семьях и сообществах.

Кармапа и Шамарпа

Из надежного источника 16 я узнал, что тибетское правительство в изгнании уже оповестило правительство Индии о том, что Ситу Ринпоче создает проблемы, что он опасен с политической точки зрения и неблагонадежен. В настоящее время действуют наложенные чиновниками Китая и Индии ограничения на перемещения Ситу Ринпоче по территории этих стран.

В своем анализе пророчества Пятого Кармапы я объяснил, как нынешний Ситупа безуспешно пытался запретить поучения Шамарпы в некоторых монастырях. Разного рода ложь об институте Шамарп, распространенная в современных публикациях, показывает, как Ситу и его люди пытаются «разрушить линию преемственности того воплощения Кармапы, чье имя Дордже» в точности, как это предсказал Гуру Ринпоче 17. Поэтому имя Тай Ситу Ринпоче, его сомнительные действия и вовлеченность в спор вокруг Семнадцатого Кармапы подтверждают мою точку зрения о том, что он соответствует описаниям Мары в предсказании.

Теперь мы обращаемся к третьему лицу, упомянутому в данном тексте. Это Драгпа, ученик воплощения Кармапы. Согласно Гуру Ринпоче, он также будет в силах устранять конфликты.

Из предсказания Гуру Ринпоче:

Появится ученик [воплощения Кармапы, чье имя Дордже] по имени Драгпа, он будет излучением Ваджрапани.
Он [называемый Драгпа] тоже может остановить злую войну.
Даже если все произойдет именно так, но ум [Драгпы] не последует за моим предсказанием, то линия Дхармы ослабнет в результате этого препятствия [или зла]. Это случится.
Другой результат злого препятствия проявится в том, что Кармапа [воплощение по имени Дордже] скоро переродится в нижней части Конгпо [в Южном Тибете]. Это случится.

Нынешний Гьялцаб Ринпоче подходит под это описание, но у меня нет полной уверенности. Вот каковы соображения в поддержку этого мнения. Во-первых, нынешнего Гьялцаба Ринпоче зовут Драгпа Тенпе Япхел. Во-вторых, от самого Шамара Ринпоче мне стало известно, что он передавал Гьялцабу Ринпоче, в числе прочего, поучения по Мадхьямаке 18 и «Драгоценному украшению Освобождения» 19. К тому же в анналах истории Карма Кагью четко значится, что большинство предыдущих воплощений Гьялцаба были учениками Шамарп. В-третьих, тулку линии перерождений Гьялцаба считаются излучениями Ваджрапани. Я не имею таких духовных достижений, которые позволили бы мне определить, является ли нынешний Гьялцаб Ринпоче излучением Ваджрапани. Я признаю, что его повсеместно называют таковым, хотя его действия говорят об обратном. К сожалению, по неизвестным нам причинам он перешел на сторону Ситу Ринпоче. И уже какое-то время известно, что на Гьялцаба Ринпоче оказывают очень сильное влияние представители администрации Ситу, зарекомендовавшие себя как агрессивные и честолюбивые люди 20.

Я нахожу предсказание Гуру Ринпоче убедительным не только потому, что в нем названы имена трех ринпоче, вовлеченных в споры вокруг Семнадцатого Кармапы. Более важно то, что оно согласуется с пророчеством Пятого Кармапы Дэшина Шегпы. Без сомнений, оно подкрепляет утверждение о том, что нынешний Тай Ситу, лама со словом «ната» в имени, навредит традиции Карма Кагью. Мой анализ этого содержится в отдельной статье 21.

Из пророчества Пятого Кармапы:

В линии перерождений Кармап, на закате жизни Шестнадцатого Кармапы и в первые годы Семнадцатого в Карма Гёне появится излучение того, кто нарушил обеты Ваджраяны, — лама со словом «ната» в имени. Сила его плохих пожеланий приведет к тому, что в то время линия преемственности [учение] Карма Кагью [будет] почти уничтожена.

В линии перерождений Кармап, на закате жизни Шестнадцатого Кармапы и в первые годы Семнадцатого в Карма Гёне появится излучение того, кто нарушил обеты Ваджраяны, — лама со словом «ната» в имени. Сила его плохих пожеланий приведет к тому, что в то время линия преемственности [учение] Карма Кагью [будет] почти уничтожена.

В линии перерождений Кармап, на закате жизни Шестнадцатого Кармапы и в первые годы Семнадцатого в Карма Гёне появится излучение того, кто нарушил обеты Ваджраяны, — лама со словом «ната» в имени. Сила его плохих пожеланий приведет к тому, что в то время линия преемственности [учение] Карма Кагью [будет] почти уничтожена.

В результате анализа я пришел к выводу, что и Пятый Кармапа, и Гуру Ринпоче указывают на нынешнего Кармапу в Красной короне (то есть Шамарпу) как на того, кто может ослабить эти негативные действия.

В пророчестве Пятого Кармапы указывается точный временной отрезок, когда вредитель будет создавать проблемы: окончание жизни Шестнадцатого Кармапы и начало жизни Семнадцатого. Современные проблемы в традиции Карма Кагью напоминают всё, что предсказали Пятый Кармапа и Гуру Ринпоче. Я показал, как нынешний Джамгён Тай Ситу подходит под описания Мары в пророчествах Гуру Ринпоче и Пятого Кармапы. Более того, его действия, включая насильственный захват Румтека в августе 1993 года, также указывают на «предательство», упомянутое Шестнадцатым Кармапой 22. Таким образом, все пророчества согласуются друг с другом.

 


1 Калимпонг — это небольшой, расположенный на холмах город в предгорьях Гималаев в индийском штате Западный Бенгал. Там жил Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже.

2 В тибетской культуре людей обычно различают по именам, а не по фамилиям.

3 Библиотека готова позволить честным исследователям изучать эти тексты и передавать их квалифицированным экспертам для определения датировки научными методами.

4 Под «сыном речи Гуру Ринпоче» подразумевается тот, кто является его излучением и представляет аспект речи просветленного ума. В буддизме говорят об аспектах тела, речи и ума просветленного переживания. Например, считается, что Дхарма представляет просветленную речь.

5 То есть на тибетский

6 Это отредактированный и одобренный перевод. Все примечания Сильвии Вонг.

7 Я обнаружил, что в первом документе, удостоверяющем личность, выписанном Четырнадцатому Шамарпе в Индии по прибытии из Тибета, его имя было указано как «Дордже Ринпоче». Это доказывает, что «Дордже» является официальным, зарегистрированным именем нынешнего Шамарпы.

8 Два примера: Кармапа XVI Рангджунг Ригпе Дордже и Кармапа XVII Тхае Дордже.

9 Слово «связан» здесь означает «является последователем Шамарпы в контексте Дхармы Будды».

10 Книга Сильвии Вонг была написана в 2007 году; как мы все знаем, Четырнадцатый Шамарпа Мипам Чёкьи Лодрё ушел из жизни 11 июня 2014 года. — Прим. ред.

11 Cм. главу 1 и 3. Там содержится анализ пророчеств Пятого и Шестнадцатого Кармап, сделанный геше и относящийся к вовлеченности Ситу Ринпоче в спор вокруг Семнадцатого Кармапы.

12 В части 4 см. главу, содержащую анализ упомянутого письма, проведенный Топгой Ринпоче.

13 Подробности смотрите в части 4 в главе под названием «Красная сельдь».

14 Подробности письма Аконга к Бхандари приведены в моем завершающем комментарии к главе 34 «Монастырь Румтек».

15 Гангтокский Объединенный комитет действия состоит из небольших групп людей, которые управляют местными малыми предприятиями Гангтока: например, это водители такси, поставщики овощей на рынках, владельцы некрупных магазинов и т.д.

16 Геше признает, что не вправе разглашать имя этого человека.

17 В главе 1 см. рассказ геше о попытках Ситу запретить поучения Шамарп. Другие главы части 2 содержат дальнейшие отсылки к недостоверным сведениям о Шестом и Десятом Шамарпах, упоминаемые в книге Ли Терхьюн [Terhune, Lea. Karmapa, The Politics of Reincarnation. Wisdom Publications, Boston, 2004].

18 Буддийское учение — Великий срединный путь.

19 Знаменитый текст, написанный Гампопой, отцом-основателем традиции Кагью. Оно стало важнейшим поучением этой линии преемственности.

20 Именно Ньерпа, главный секретарь Гьялцаба Ринпоче, в 1992 году посоветовал Тулку Ургьену Ринпоче не вмешиваться в разногласия между Ситу и Шамарпой и обозначил, что в эту ситуацию вовлечены три правительства: Китая, Сиккима и тибетское правительство в изгнании. Подробности см. в главе 38.

21 Полный анализ геше Давы Гьялцена см. в главе 1.

22 Полный анализ геше Давы Гьялцена см. в главе 3.

 

Журнал Буддизм.ru №27 (2016)

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Все явления непостоянны, как облака в небе. Рождение и смерть – театральное представление, а человеческая жизнь – отблеск света в горном ручье»

Будда Шакьямуни, VI век до н.э.

Новости центров