Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

12.12.2017 - 12.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Кармапа  → Практика в современной жизни

Практика в современной жизни

Интервью с Его Святейшеством XVII Кармапой Тринлей Тхайе Дордже
Кармапа XVII

Кармапа XVII

Что означает придерживаться высшего видения в повседневной жизни?

Высшее видение, я полагаю, означает правильное видение. Эта одна из сложнейших задач, особенно для практикующего путь Ваджраяны, который сам по себе сложнее других. Но, как и во всем, начинать нужно с простого. Я уверен, что мы все на это способны. И я бы сказал, что главное требование здесь – быть очень-очень внимательным, очень хорошо осознавать свои негативные эмоции. И в данном случае я бы сказал, что самым большим препятствием является наша гордость.

Если мы бдительны по отношению к ней и используем любую возможность для ослабления своей гордости, то мы одновременно видим, что любые препятствия, ошибки и непонимания вызваны именно ею, и некого винить. Итак, наиболее важная способность – быть поистине бдительным в отношении гордости, и тогда у нас автоматически будет правильное видение.

Как нам реагировать на грубые слова в наш адрес?

Об этом я и говорю. Слова – это просто слова. Хорошее слово или плохое – само по себе оно, в принципе, ничего не значит. А то, что мы оцениваем какое-либо слово, как хорошее или плохое, основывается на нашем собственном взгляде, нашей собственной оценке. Вот в чем дело. Может быть сказано любое слово, даже приятное, но если мы оцениваем вещи негативно, то это изменит в какой-то степени и значение слов.

Поэтому мы возвращаемся к первому вопросу: сохранять бдительность в отношении гордости. Тогда какие бы вредные слова мы ни слышали, с какими бы вредными вещами ни сталкивались, это вовсе не сможет нас обеспокоить. Но это и нелегко. Поэтому нужно иметь очень хорошее намерение, нужно практиковать, учиться и лучше понимать самих себя.

Как быть с невротическими ожиданиями наших родных? Например, иногда родственники хотят, чтобы мы делали что-то такое, чего мы делать вовсе не собираемся.

Ты имеешь в виду случаи, когда они не понимают буддизм?

Возможно.

Что ж, здесь я сказал бы, что нужно подавать пример – в этом решение. Мы практикуем Дхарму, потому что знаем, что благодаря этой практике можем стать лучше – в человеческом плане, в поведении, во всем. И мы можем помочь им увидеть, что с нами происходят такие изменения. Когда они увидят это, я уверен, их мнение станет позитивным, и все изменится.

Для начинающего всегда очень важно практиковать, учиться, обсуждать и медитировать с Сангхой. Это очень важно. В этом случае мы не собьемся с пути.

Что означает «быть честным»? Например, если мы знаем, что кто-то может совершить ошибку, из-за которой у него будут проблемы в будущем, нужно ли нам вмешаться или понадеяться, что хватит сообразительности у него самого?

Конечно, мы все можем подсказывать друг другу. Поэтому если мы уверены, что ситуация к этому располагает, что наш совет будет учтен и изменит ситуацию, что мы дадим его наиболее уместным образом, тогда будет польза. Нам нужно быть внимательными к тому, как мы даем эту подсказку или совет.

Как себя вести с глупым начальником? Нужно ли нам защищаться и быть честными, или же лучше не шуметь и не выступать, чтобы не потерять работу?

Я бы сказал, что для практикующего любая мирская работа – нечто временное. Вот как мы должны на это смотреть. Основная наша цель – стремиться к постижению, самопознанию, к тому, чтобы становиться более хорошими людьми. Таким образом, неважно, хороший у нас начальник или плохой, потому что временная работа – это временная работа. И не нужно лезть из кожи вон ради чего бы то ни было. Если наша работа приносит какую-то пользу и дает нам время и пространство для практики, то, я думаю, нам нужно быть удовлетворенными этим.

Каким должен быть баланс между интенсивной практикой и работой? Некоторым из нас нужно все время много работать, чтобы не потерять работу…

Это тонкий баланс. Ты используешь слово «интенсивная» – но ведь и наша практика не должна быть чересчур интенсивной. Интенсивность ее должна определяться тем, что мы способны ее эффективно выполнять с учетом времени, пространства и нашей способности. Итак, мы можем делать все согласно своему ритму жизни. И пока мы понимаем, что все, что мы делаем помимо нашей практики, является очень временным, мы естественно будем находить нужный нам баланс. Со временем это будет становиться делать все легче и легче.

Что делать с нарушенным обетом – например, относительно потребления алкоголя?

Начнем с того, что давать обещания – непростое дело. Поэтому, когда мы даем обещание, нам нужно иметь много уверенности. Мы должны спросить себя, на что мы способны, где предел наших возможностей, насколько сильна наша мотивация. И затем, зная пределы своих возможностей, мы должны выполнять обещание. Тогда будет намного легче и надежнее, это будет нам по силам. Если вы с самого начала будете давать серьезные обещания, то, конечно, это всегда очень хорошо, и это признак того, что у вас очень хорошие намерения. Но если вы неспособны выполнить обещание и все время его нарушаете… Что ж, нужно развиваться в позитивном направлении.

Почему важно медитировать вместе с Сангхой?

Для начинающего всегда очень важно практиковать, учиться, обсуждать и медитировать с Сангхой. Это очень важно. В этом случае мы не собьемся с пути. Кроме того, мы поддерживаем друг друга. Когда мы будем достаточно зрелыми и будем готовы делать что-то самостоятельно, без помощи других, мы сможем заниматься практикой или проводить какую-либо активность более широко. Это обычно знает наш учитель и друзья по Дхарме. Я уверен, что есть очень большая необходимость быть с Сангхой.

Есть поучение, что все является лишь проекцией нашего собственного ума. Означает ли это, что различные ошибки других людей имеют такую же природу? Или же это просто ошибки? Как следует это понимать?

Совет воспринимать вещи таким образом – одно из главных наставлений Махамудры. Думаю, что для большинства из нас ставить это первоочередной целью непросто. Поэтому правильным и самым надежным шагом будет действовать в пределах своих возможностей. Что нам всем по силам и что действительно осуществимо – это делать каждый шаг в свое время, и для практикующего на любом уровне важнее всего осознавать свое собственное состояние. Тогда со временем, набравшись опыта, мы сможем видеть все как иллюзию. Сейчас это может быть пока очень сложно. Мы знаем, что иногда мы бываем голодны, иногда устаем, иногда мы радуемся, иногда печалимся. И говорить: «Да это все иллюзия!» – почти сумасшествие, это трудно. Поэтому нам нужно руководствоваться во всем своими реальными возможностями.

Являются ли наши нынешние хорошие связи результатом прошлой хорошей мотивации? Зависит ли это только от мотивации, или также от количества совершенных действий?  

В основном, это обусловлено нашими прошлыми жизнями, а также этой жизнью, в которой мы обрели благоприятные обстоятельства. Это главное. Ничто не происходит случайно. Да, это поистине результат.

Основная наша цель – стремиться к постижению, самопознанию, к тому, чтобы становиться более хорошими людьми.

И зависит ли это только от мотивации или также от количества совершенных хороших поступков в прошлом?

И то и другое. Есть мотивации. Мотивации рождаются, когда мы видим позитивный пример других. Поэтому одно из значений имени Будды – «тот, кто показывает пример».

Как укрепить свою мотивацию к практике, если ее вдруг ослабляет материализм и запутанность?

Это всегда так. Поэтому важно постоянно осознавать свое собственное состояние – по возможности, в любой момент. Мы не должны думать: «Если я завтра разозлюсь, то тогда и сделаю что-нибудь с этим». Это не работает. Мы знаем, что во всех нас есть семя злости, и в любой момент, если будет искра, мы можем разозлиться. Что же делать? Лучше всего – предотвращать ее с самого начала, и способ сделать это – знать, что в нас есть это семя, и избавляться от него. Тогда все получится.

Спасибо, что уделил нам свое драгоценное время для этого интервью.

Пожалуйста.

Калимпонг, Индия, 2007г.


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Нет никаких оснований страдать»

Лама Оле Нидал

Новости центров