Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

20.10.2017 - 20.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Философия  → Практика на Амитабху

Практика на Амитабху

Манфред Зегерс

Будда Амитабха (Опаме)

Будда Амитабха (Опаме)

Ученики исторического Будды Шакьямуни были очень разными. Поэтому нет ничего удивительного в том, что,  хотя Будда и давал поучения об одном-единственном пути к Просветлению, его ученики разделились в зависимости от своих способностей  на так называемые колесницы. В принципе, все  Учения Будды  можно отнести к двум колесницам – Сутре и Тантре.

Сутра по-другому называется Колесницей Причины, поскольку  в основном здесь  речь идет о создании причин для Просветления. В Тантре, Колеснице Обретения Плода, главным является отождествление с плодом или различными аспектами Просветления.

Создать причины для Просветления означает устранить все причины страданий и практиковать путь, ведущий к прекращению всех страданий и бесконечному счастью. Цель Малой колесницы (Хинаяны) – Освобождение, при котором растворяется иллюзия существования чего-то вроде самости или личности  и спадают тяжелые завесы (мешающие чувства). Цель Великой Колесницы – достижение полного Просветления.  Благодаря искреннему намерению освободить всех существ от страданий исчезают даже самые тонкие завесы неведения и постигается состояние высшей мудрости, полного всеведения. Эта высшая мудрость есть истинная природа нашего ума.

Если глубоко доверять истинной природе ума, можно отождествиться  непосредственно с плодом, с различными качествами Просветления, которые изначально  ему свойственны. Основанные на поучениях о Будда-природе, присущей каждому живому существу, тантрические методы Алмазного пути дают очень быстрые результаты. Говорится , что  люди с наивысшими способностями, практикуя Алмазный путь, могут  достичь Просветления в течение одной-единственной жизни. Это потрясающе быстро, особенно если сравнивать с подходом Сутры,  в котором Просветление достигается только за несколько мировых эпох. Но не каждый практикующий способен использовать столь мощные методы. Большинство направлений Махаяны основывается все-таки на подходе Сутры. И только тибетский буддизм использует и передает все тантрические методы, данные Буддой.

Благодаря искреннему намерению освободить всех существ от страданий исчезают даже самые тонкие завесы неведения и постигается состояние высшей мудрости, полного всеведения.

Просветление проявляется в различных формах. Все Будда-аспекты, о которых говорил Будда Шакьямуни, объединены в пять Будда-семейств. Как суть всех пяти семейств можно рассматривать Ваджрадхару (тиб. Дордже Чанг) – тантрическую форму самого Будды Шакьямуни. Все Будды десяти направлений, а также высшие Бодхисаттвы проявляют вокруг себя силовые поля, свои Чистые страны. Будда Шакьямуни подробно описал качества таких Чистых стран. Он учил различным способам установления контакта с Буддами и их силовыми полями, потому что по сравнению с другими методами медитация на Чистую страну представляет собой легкий путь к Просветлению.

В кругу пяти Будда-семейств Будда Амитабха (тиб. Опаме, рус. Будда Безграничного Света) является Буддой западного направления.  Его так зовут потому, что излучаемый из его тела свет пронизывает все Чистые страны всех Будд десяти направлений. Давным-давно, много мировых эпох тому назад,  когда его еще звали Дхармакара, он дал Обещание Бодхисаттвы и с невероятной силой пожелал  создать Чистую страну, в которой соединились бы  качества всех Чистых стран, где существа могли бы легко перерождаться – достаточно было бы очень этого захотеть. В результате этих сильных пожеланий, после достижения состояния Будды Амитабха создал свою Чистую страну Великая Радость (санскр. Сукха-вати, тиб. Девачен).

Объяснения свойств Будды Амитабхи и его Чистой страны  прежде всего можно найти в короткой и длинной версии Сукхавати-Вьюха, то есть в коротком и длинном описании Чистой страны Великой Радости (I–II век н.э.) и в Амитайур-Дхьяна-Сутре,  о медитации на Будду Безграничного Света (III век н.э.). Дополнительно к этим трем методы установления контакта с Чистыми странами и способы перерождения там прославляются в очень многих сутрах Махаяны. Помимо этого к ним относятся еще около двухсот сутр и комментариев, таких как Аватамсака-Сутра, Сурангама-Сутра, Сутра Лотоса и Праджня-Парамита-Сутра. Также эту практику  подробно объясняет Ашвагхоша в «Трактате о пробуждении доверия».

Существует четыре причины рождения в Чистой стране Великой Радости. Первой и самой важной является желание родиться в ней. Вторая причина – представлять в своем уме Будду и его Чистую страну как можно более ясно. Третья причина – совершать благие действия и избегать негативных действий.  Наконец, четвертая причина состоит в развитии Просветленного настроя, основывающегося на любви,  сочувствии и желании достичь Просветления на благо всех существ.  Исходя из этих общих разъяснений  и ориентируясь на способности своих учеников, Будда дал много разных уровней практики. Все эти уровни  можно разделить по принципу Сутры и Тантры. Далее следует их краткое объяснение.

Уровень Сутры в практике на Амитабху образует основу для Школы Чистой страны, у которой более ста миллионов последователей. Это крупнейшая буддийская школа в мире. Основная практика здесь – произнесение имени Будды Амитабхи, не считая трех видов накопления.

Первое накопление – это доверие к западной Чистой стране и  обещанию Будды Амитабхи спасти всех, кто произносит его имя, а также доверие к своей собственной природе – такой же, как у Будды. Произносить имя Будды –  значит словесно выражать ничем не омраченную, чистую природу ума.

Второе накопление – это чистосердечное желание родиться в Чистой стране,  чтобы там стать способным освободить от  страданий себя и других.

Третье накопление – это медитация. В контексте этой школы медитация прежде всего означает держать в уме Будду Амитабху. При этом имя Будды произносится до тех пор, пока собственный ум и ум Будды Амитабхи не сольются воедино. Так достигается стабильная медитация и проникающее видение. Помимо этого  необходимо также изучать сутры Махаяны и совершать как можно больше позитивных действий. Следуя этим принципам, можно «перекинуть мостик» в Чистую страну Девачен.

Произнесение имени Будды на очень глубоком уровне очищает и устраняет три вида кармы – тела, речи и ума

Из этого следует, что  все три аспекта – доверие, желание и медитация – по своей сути неотделимы друг от друга, потому что каждый из них подразумевает остальные, и все вместе они содержатся в каждом.

Основная практика Школы Чистой страны состоит в произнесении имени Будды Амитабхи, хотя кроме этого существует еще три способа медитации. По одному из них нужно призывать Будду, глядя на его статую или изображение. Согласно другому – нужно представлять Будду в уме, а третий заключается в том, чтобы медитировать на истинную природу ума. Произнесение имени Будды дает тот же результат, что и начитывание его мантры. Это объединяет названный метод с тантрическими или эзотерическими школами. Буддийские мастера различных традиций говорят: «Метод произнесения имени Будды объединяет медитацию (Дзен), изучение сутр, дисциплину (Винайя) и эзотерические школы». Объясняется это тем, что произнесение имени Будды освобождает от всех завес, привязанностей и желаний.  Это и есть суть Дзен. Священные слова «Будда Амитабха» содержат бесчисленные высшие поучения: они скрыты в этих словах и следуют из них. Этот взгляд соответствует школе изучения сутр. Произнесение имени Будды на очень глубоком уровне очищает и устраняет три вида кармы – тела, речи и ума, что соответствует школе дисциплины. Наконец, эзотерическая школа далее будет прокомментирована в связи с тантрическим уровнем.

Формальное название школы Чистой страны в Китае – Чинг-ту Цунг. В японском буддизме ей соответствует Йодо Шу.

Преданность к Будде Амитабхе поначалу была одной из возможных практик в буддизме. Хуи Юань (334–416 гг.) выделил эту практику и организовал на ее основе буддийскую школу, учредив в 402 году общество Белого Лотоса. Он подчеркивал обещание Будды Амитабхи, данное существам , у которых есть большое доверие, что они смогут переродиться в его Чистой стране, и сосредоточил практику на повторении формулы «На-мо А-ми-то Фо», ставшей известной под названием «Ньен-фо». Буквальное значение этой мантры: почтение Будде Амитабхе. Эта практика применяется также и в японской версии школы Чистой страны, где ее называют «Нембуцу» (Намо Амида Буцу).

Выдающийся мастер Дзен XVI века Чусанг Хунг говорил: «Она (Чистая страна) чрезвычайно важна, трудноуловима и прекрасна. Кроме того, она очень проста. Поскольку она так проста,  очень умные не замечают ее. Рождение и смерть неотделимы от одного-единственного момента осознавания. Поэтому  мириады мирских учений, а также учения,  выходящие  за пределы мирского, неотделимы от одного момента осознавания. Улови этот самый миг осознавания и  осознай Будду, помни о Будде, произноси имя Будды. Как близко и пронзительно! Что за чистая, сущностная сила, такая явная, присутствующая! Если ты прозришь, где берет начало это осознавание, ты увидишь, что это Амитабха нашей собственной неотъемлемой природы. Это суть патриарха, пришедшего с Запада (суть Дзен)».

В Дзен-буддизме необходимо понимать  истинность собственной Амитабха-природы – Чистую страну только-ума. Как это объясняется в Вималакирти-Нирдеша-Сутре – если чист ум, чиста Будда-Страна. В сущности, перерождение в Чистой стране – это   перерождение в нашем Чистом уме. Этому высшему уровню Чистой страны следуют практики с  высокими духовными способностями: «Если чист ум, чиста Будда-Страна… Произнесение имени Будды тождественно  осознанию природы ума». На этом уровне Чистая страна и Дзен имеют одну и ту же сущность.

Алмазный путь, или Тантра, предполагает  опять-таки различные формы практики. Самый главный метод Алмазного пути – отождествление: вести себя как Будда, пока не станешь им. Здесь возможно выполнять практику без особенных предварительных условий, поскольку Будда Амитаба невероятно сильно желал открыть для существ путь в Чистую страну. Но практика будет еще эффективней , если получить подлинную передачу от своего учителя. Эта передача состоит из посвящения на Будду Амитабху (тиб. ванг), устной передачи или разрешения делать эту практику (тиб. лунг) и точных разъяснений техники медитации (тиб. тхри).

Алмазный путь содержит также совершенно особенный вид практики – одно из самых глубоких поучений, данных Буддой. Это так называемый «выброс сознания» (тиб: пхова), или осознанное умирание.

Каждая тантрическая практика делится на две или три части. Первые две части – это фаза построения, в которой выполняется визуализация , и фаза завершения, в которой растворяется все то, что было построено в первой фазе медитации.  Ум просто покоится в своей собственной природе. Если же медитация состоит из трех частей , то ее аспекты называются на санскрите «мудра, мантра и самадхи». Фаза произнесения мантры отделяется в этом случае от фазы построения. Первая часть, мудра – подробное построение в уме формы Будд – действует в двух направлениях: мы очищаемся от телесных омрачений  и создаем чистый аспект тела, или Тело Излучения Будды (санскр. Нирманакайя). Произнесение мантр  очищает от омрачений речь и создает чистый аспект речи, а именно – Тело Радости Будды (санскр. Самбхогакайя). Наконец, функция фазы растворения, или завершения (самадхи), –  очищение от всех омрачений, связанных с умом, чтобы проявить состояние истины, или Тело Явлений Будды (санскр. Дхармакайя). Эти функции фаз медитации по существу неизменны, независимо от применения короткой, средней или подробной формы медитации на Амитабху. Самые подробные формы могут занимать целый день или больше: они содержат множество различных ритуалов, таких как подношения и т.п. Но так как значение этих практик очень глубоко, в данном контексте невозможно рассказать обо всех деталях.

Алмазный путь содержит также совершенно особенный вид практики – одно из самых глубоких поучений, данных Буддой. Это так называемый «выброс сознания» (тиб: пхова), или осознанное умирание. В традиции Карма Кагью тибетского буддизма эта медитация выполняется в контексте «Шести поучений Наропы». Также ее практикуют в традиции Ньингма как часть тантрических поучений, переданных великим индийским мастером Падмасамбхавой – важнейшим основателем буддизма в Тибете. Цель практики пхова – научиться направлять ум на Будду Амитабху и переносить сознание в Чистую страну Великой Радости. Благодаря этому становится возможным установить контакт с Буддой Амитабхой и достичь этого необыкновенно чистого и радостного состояния. Это особенно  важно во время смерти. Только так можно миновать испытаний промежуточного состояния (тиб. бардо), в котором формируется новое рождение в циклическом существовании,  и напрямую попасть  в состояние высшего блаженства, где мы свободны выбирать, вернуться для блага других или остаться. Находясь в поле самого Будды, можно получать дальнейшие поучения и очень быстро развиваться вплоть до  полного Просветления. На самом деле с помощью этой практики возникает  все более глубокое понимание истинной природы собственного ума, что означает проявление Чистой страны здесь и сейчас. В этом случае нет необходимости переносить сознание в Чистую страну и не нужно ждать конечного результата, если уже созданы соответствующие причины. Взамен можно уже в течение этой жизни развивать выдающиеся способности, помогать другим и освобождать существ от страданий. В этом и заключается смысл практики пхова. Это – большой подарок, самый эффективный по сравнению с другими  практиками на Будду Амитабху.

Первоисточники:

* Поучения о Будде Амитабхе от Кюнзиг а Шамара Ринпоче, Калу Ринпоче, Лопёна Цечу Ринпоче, Тенги Ринпоче и Ламы Оле Нидала в связи с различными посвящениями и курсами пховы.

* Поучения о практике Ваджраяны от Кхенпо Ламы Тхубтена, 1987 год.

* Лекция о буддийской школе Чистой страны, прочитанная китаянкой Анилой Йи Сиу, настоятельницей женского монастыря в Малайзии; перевод – мистер Ванг, Институт имени Кармапы, Нью-Дели, 1995 год.

* «Сутра и Тантра», Тенга Ринпоче.

* Различные книги о Чистой стране и Дзене,  подготовленные переводческим комитетом «Сутра» в США и Канаде.

Манфред Зегерс учился в Международном Буддийском Институте имени Кармапы в Нью-Дели, Индия. После пяти лет учебы  под руководством Кхенпо Ламы Тубтена он стал полномочным буддийским учителем.  По поручению Кюнзиг Шамара Ринпоче и Ламы Оле Нидала Манфред Зегерс проводит лекции и семинары во многих европейских странах.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Хотя внешний мир подчиняется закону причины и следствия, у нас всегда есть внутренняя свобода решать, как реагировать на мир»

Лама Оле Нидал

Новости центров