Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета
 
 

Главные события

11.01.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно... 27-31 декабря — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Практика Дхармы в современной жизни. Кюнзиг Шамар Ринпоче

Практика Дхармы в современной жизни. Кюнзиг Шамар Ринпоче

Кюнзиг Шамарпа Ринпоче

Кюнзиг Шамарпа Ринпоче

В Азии – Китае, Тибете и юго-восточных азиатских странах – буддизм считают религией. Там воспринимают Будду как бога, а буддийских учителей как небесных созданий. Это связано с культурой этих стран и отвечает нуждам местных жителей. Там общество придает огромное значение внешней стороне вещей.

В течение жизни Будда просто показывал своим ученикам путь к Просветлению, не используя при этом никакой сложной системы внешних поучений. Впоследствии, когда Дхарма пришла в Тибет, с ней были переданы три сложившихся пути – преданности, медитации и изучения. С распространением Дхармы в Тибете путь преданности стал наиболее доступным методом духовного развития для большинства. Для того чтобы заслужить всеобщее доверие, учителю было достаточно выглядеть святым на людях. На высоких ринпоче смотрели как на божеств, им не приходилось ничего объяснять, и никто не мог подтвердить их подлинность. Людям, соответственно, было достаточно их видеть, относиться к ним с уважением и получать благословение. Они считали, что высокий лама должен сидеть на высоком троне и одеваться в особый яркий наряд. От лам требовалось также носить специальную, необыкновенно красочную шапку, не смеяться громко, не вести себя грубо и просто сидеть, подобно статуям.

Так как тибетский буддизм подходил большинству, он расцвел и привлек многочисленных последователей. Для людей было естественно произносить мантры, такие как ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, и благодаря ринпоче обретать доверие к практике Дхармы. И так они постепенно вдохновлялись на то, чтобы практиковать самостоятельно.

Те же, кто решил следовать пути медитации, обычно проводили большую часть времени в горах, медитируя, и редко общались с другими людьми, за исключением случаев, когда нужно было получить наставления от учителей медитации.

Некоторые люди выбирали путь изучения. Для них существовали монашеские университеты, где кхенпо обучали их буддийским текстам. Они много читали и изучали и были очень образованными людьми. А кхенпо, подобно своим ученикам, любили много говорить.

Какой же из трех путей более других подходит для западных стран сейчас? Судя по моему опыту, это путь медитации, однако для успешной практики нужно также получить и философское образование. Но в отличие от образования в Тибете, оно должно быть не только тренировкой интеллекта, но и давать  представление о глубоком буддийском видении. И поэтому самый лучший подход – это базовое изучение философии буддизма с основным акцентом на медитации.

В китайском обществе люди, как правило, не медитируют много. Подобно тибетцам они считают, что медитация и философия им не нужны. Им важна видимость. Монах должен выглядеть величественно и быть таким же толстым, как Будда Майтрейя в китайском изображении. Таков подход восточной культуры: главное – внешняя сторона вещей. Также желательно быть вегетарианцем. Большую роль играет щедрость, а практика Амитабы, Будды Безграничного Света, широко используется для подготовки к перерождению в Девачене, его Чистой стране. Подобные поучения весьма полезны тем, что помогают простым людям и вдохновляют их вести себя подобающим образом.

Что касается Запада, а также и молодого поколения Востока, то этих людей не убедишь, не прибегая к рациональным объяснениям; кроме того, они хотят результатов. Чтобы получить объяснения, самое важное – изучать буддийскую философию, а для развития нужно медитировать. В этом случае ламам не обязательно носить какую-то специальную одежду – они должны быть способны понятно объяснять философию и давать полные, глубокие наставления по медитации.

В различных Дхарма-центрах мы говорили о том, как организовывать курсы обучения, как совмещать изучение теории с практикой медитации. К тому же я начал проводить курсы по Махамудре. Важно, чтобы полные объяснения были записаны для пользы тех, кто желает практиковать основательно. Я слышал об одном американском ученике, который практиковал медитацию шаматхи на протяжении пятнадцати лет. Когда же прочитал всего только одну главу текста Махамудры, то был очень удивлен, узнав, скольким методам учил Будда. До этого он думал, что медитация шаматхи означает всего лишь концентрацию на дыхании. Поскольку он никогда не получал полных объяснений, то и не имел никакого представления о том, сколь различным видам шаматхи учил Будда.

Это не означает, что практика, которую вы делали вплоть до сегодняшнего дня, не принесет никаких плодов. Следует знать, что на буддийском пути есть многое, чему вы можете научиться и практиковать. Многие на Западе очень хорошо практикуют Четыре основополагающих упражнения (тиб. нёндро). Нёндро в его современном варианте во времена Будды не существовало, однако на протяжении почти тысячи лет играло важную роль в практике школ Кагью и Ньингма.

Все буддийские медитации содержатся в практике успокоения ума (тиб. шинэ, санскр. шаматха) и проникающего видения (тиб. лхагтонг, санскр. випашьяна). Тхеравада делает основной упор на практику шинэ.  Точка зрения последователей этой традиции такова: поскольку все коренится в уме, можно уменьшить влияние мешающих эмоций, успокоив его и устранив несовершенные состояния, которые вредят концентрации.

Один из учеников Будды Шакьямуни, Макета, был королем. Прежде он отличался очень жестоким и вспыльчивым нравом, а когда сделался последователем Будды, его стало мучить раскаяние за есовершенные неправильные поступки. Однажды он подошел к Будде и попросил совета, сказав: «Я сделал столько плохого. Как можно очиститься от всего этого?» На что Будда ответил: «Не упивайся своим раскаянием, а пойми, что неблагоприятные действия не обладают сколько-нибудь реальным существованием. Они иллюзорны». Будда объяснил своему ученику, как очиститься от негативных отпечатков в уме с помощью медитаций шинэ и лхагтонг. И поскольку плохие поступки не являются реальными, он велел королю не горевать, а направить все силы на то, чтобы постичь иллюзорную природу явлений.

Очищающая практика медитации Ваджрасаттвы (Алмазного Ума) действует таким же образом. Несомненно, она является более динамичным методом, но принцип тот же. Если бы негативные действия были реальными, от них невозможно было бы очиститься. Однако так как они не обладают независимым реальным существованием, можно использовать динамичный метод – представлять, что с помощью очищенной воды удаляются негативные отпечатки, чтобы они не создавали дальнейших кармических последствий. Суть практики состоит в осознавании иллюзорной природы явлений. Действительно, осознать это однажды означает обрести независимость. Если вы, к примеру, пьяны, то ведете себя определенным образом и говорите ерунду, но как только интоксикация проходит, все меняется. Почему? – Потому что иллюзия интоксикации, не являясь реальной по сути, может закончиться. Или же это напоминает ночной кошмар, в котором вас ловят и мучают грабители или полиция. Во сне вы страдаете, но в момент пробуждения боль исчезает, так как на самом деле ее и не было. Вы должны это осознать. Для того чтобы понять иллюзорную природу явлений, вам необходимо совершенствоваться в шинэ и лхагтонге. Все методы шинэ и лхагтонга были даны с одной единственной целью – преодолеть страдание.

Методы нёндро обладают тем же эффектом. Новичкам проще работать с практикой мысленных образов, –  потому что сложно сразу же войти в состояние концентрации. Для этого Ваджраяна использует искусные и действенные средства, которые предлагаются, главным образом, в традициях Кагью и Ньингма.

Тантрические методы Ваджраяны основываются на индуистских методах, практиковавшихся еще во времена Будды, хотя с тех пор их значение изменилось. Индуисты склонны восхищаться чудесами и таинствами мандал и божеств. В их системе божество, например, бог Брахма, считается самым главным. Человек, имеющий контакт с божеством, стоит на втором месте, а все остальные люди являются «третьим классом». Брахма создал брахманов, а также людей низших каст. Божеств в индуизме множество, и у каждого соответствующая мандала. Например, Вишну всех защищает, в то время как Шива искореняет все «нечистое».

Эта система верований негативно отразилась на всем обществе, породив кастовую структуру. Многие индуистские учителя (и буддийские тоже) злоупотребляли ею, чтобы получать власть над другими людьми. Были такие политики-индуисты, которые изобретали новые тантры с целью использовать их как средство контроля. Они преподносили божество в рамках тантрического текста со множеством «самай», или тантрических обетов, а затем с их помощью управляли людьми.

Жаль, что подобные вещи имели место, но такова человеческая природа. Я приведу вам пример. Одна очень влиятельная женщина-учитель медитирует на божество в тантре со множеством самай. Ее последователи обязаны следовать этим обетам, благодаря чему она может легко управлять учениками. Будь я другим хитроумным учителем, желающим с ней соперничать или же спровоцировать ее низвержение, мне пришлось бы изобрести еще более значительную тантру. Если бы божества той женщины-учителя были розовыми, я бы выбрал белый цвет. У ее божеств восемь рук, тогда у моих – шестнадцать! Ее тантра состоит из сотни страниц, а моя – из двух сотен! У нее четырнадцать самай, а у меня сорок! Индуистские тантры пришли в упадок по причине такого «заразного» образа действий. В настоящее время в этой области проводится много исследований. Благодаря свободе слова современные политики-индуисты публично подвергают критике подобные верования, чтобы эта печальная история больше не повторилась.

Любая вера вредна, если она настолько дуалистична, что божество находится высоко, а люди где-то под ним. Такой системой можно злоупотреблять и манипулировать. И у индуистов, и у буддистов есть тантры с глубоким смыслом, однако в прежние времена некоторые политики искажали методы. Великий индиец, буддийский мастер Атиша Дипанкара, предупреждал, что ученикам сложно отличить ненастоящую тантру от истинной, так как ненастоящие тантры были умело составлены. Таким образом, в практике тантр есть много нюансов.
 Первые тибетские учителя были очень осторожны, передавая Дхарму. Дабы избежать злоупотреблений, они обучали практике в виде сочетания Сутры и Тантры. Такой аспект Сутры, как видение пустотности вещей, помогает избежать неправильного понимания, что позволяет сохранять глубокие методы Тантры чистыми. Если практиковать Тантру правильным образом, она очищает концепцию веры в реальность «себя» как истинной, независимо существующей личности. Представляя себя в фазе построения (тиб. кьерим) совершенным Будда-аспектом, человек трансформирует пять нечистых скандх, или пять составляющих эго, в их просветленные формы мудрости. Однако это происходит только в том случае, если человек не принимает Будда-аспект за твердое тело из плоти и крови, а понимает, что он не является твердой, реально существующей формой. Без такого видения пустотности вещей наши привычные модели будут жить бесконечно. В фазе завершения (тиб. дзогрим) представляемая нами форма Будда-аспекта растворяется в пространстве. Это еще один искусный путь, приводящий к пониманию пустотной природы всех явлений.

Об авторе:

Кюнзиг Шамар Ринпоче является одним из самых высоких сознательно перерождающихся мастеров в линии преемственности Карма Кагью тибетского буддизма. Линия Шамарпы всегда была тесно связана с линией Гьялвы Кармапы, главой школы Карма Кагью. На протяжении многих веков перерождения Кармап и Шамарп сменяли друг друга как учитель и ученик. Их называют двумя Кармапами: Кармапа в черной шапке и Кармапа в красной шапке. Имя Шамарпа означает «красная шапка», и это связано с тем, что Третий Кармапа дал копию своей черной короны Первому Шамарпе.

В 1959 году, вследствие китайского вторжения, Шамар Ринпоче покинул Тибет вместе с Шестнадцатым Кармапой. К 1979 году он получил от Кармапы XVI все поучения и передачи линии Кагью в монастыре Румтек в Сиккиме. И с тех пор Шамарпа путешествует по всему миру, обучая Дхарме. Чтобы исполнить пожелание Шестнадцатого Кармапы, он построил Международный Буддийский Институт имени Кармапы (KIBI) в Нью-Дели, в Индии. Благодаря активности Шамарпы, в 1992 году нашли и вывезли в Индию семнадцатое воплощение Кармапы. Сегодня Тхайе Дордже живет в Калимпонге (Северная Индия), где проходит обучение под руководством Шамара Ринпоче.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Наша жизнь, хорошо мы живем или плохо, – результат наших прежних действий»

Лопен Цечу Ринпоче, 1918–2003

Новости центров