Шераб Гьялцен близкий ученик Шестнадцатого Гьялвы Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже
 
 

Главные события

18.10.2017 - 18.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Кармапа  → Практика Дхармы. Ранджунг Ригпе Дордже, Кармапа XVI

Практика Дхармы. Ранджунг Ригпе Дордже, Кармапа XVI

Кармапа XVI Шестнадцатый

Практика Дхармы подразумевает определенные возможности. То, как эти возможности проявляются для практикующего в повседневных ситуациях, и количество возможностей в этих ситуациях — зависит от способностей каждого человека. Это зависит от уровня поучений, с которыми вы можете установить связь, — такими как поучения Махаяны или Хинаяны. Именно в данный момент нашей жизни нам доступна практика поучений Махаяны, которые, безусловно, драгоценны и редки. Наше стремление к развитию и чувство ответственности ставят перед нами задачу совместить драгоценность и редкость поучений Махаяны и нашу жизнь. Выполнив ее, можно пережить невозвращение в сансару и вневременное счастье, самоосведомленное и свободное от сомнений.

В блужданиях нашего ума иногда мы можем подумать, что, практикуем мы или нет, Дхарма всегда будет оставаться доступной нам. Если вы тоже так считаете, то это серьезная ошибка. Каждое мгновение, вообще любое время, которое может стать благоприятной возможностью для практики Дхармы, нужно использовать. Если же не брать на себя эту ответственность, не проявлять искреннее уважение к учениям Махаяны и Ваджраяны, можно причинить вред себе и тем духовным друзьям, с которыми есть связь. Недостаточное внимание к этим обязательствам пути Махаяны является одним из нарушений правил самайя. Поэтому нужно придерживаться Учения любым возможным способом.

Если вы считаете, что Учение маловажно, оно станет таковым из-за вашего отношения, и вы многое потеряете. Дело в том, что Учение в большой степени скрыто от вас, поэтому в действительности невозможно строить предположения на его счет. С другой стороны, ценность Учения подтверждается его неизменной эффективностью со времен Будды по настоящий день. Это то, на что можно положиться. Вам следует всем сердцем осознавать святость Учения, в том смысле, что нет ничего более важного, чем практика Дхармы в течение этой и будущих жизней.

Ценность Учения подтверждается его неизменной эффективностью со времен Будды по настоящий день. Это то, на что можно положиться.

В обычной ситуации мирской жизни, в сфере бизнеса, деловой человек составляет для проекта план; он знает, что, возможно, проект обойдется ему в миллион долларов, и рассматривает каждую его деталь предельно внимательно. В деловом мире такому проекту придают крайнюю важность и вкладывают огромное количество энергии в то, чтобы успешно довести его до конца. Если столько сил тратится на столь временный предмет, то почему бы не вложить по крайней мере столько же сил в дело, которое принесет не только временную, но и абсолютную пользу? Получаете вы посвящения или же наставления, если вы способны сохранять или развивать ощущение важности Дхармы, тогда в вашей связи с поучениями Махаяны есть смысл, а также будут и результаты. Если присутствует искреннее обязательство перед Учением, вы сможете развить абсолютное и осмысленное доверие к нему и искреннее сочувствие к существам. Верное понимание универсальности работы кармы, закона причины и следствия тоже придет.

Пожелания и поступки Бодхисаттвы очень сильны, потому что с самого начала, когда Бодхисаттва вступает на путь Бодхи, его намерение работать для блага и Освобождения всех живых существ весьма решительно, определенно и мощно.  Благодаря этой искренней решимости, которая заключается в его стремлении, любые действия, направленные на благо и Освобождение живых существ, исполняются неустанно и с великой силой. Начав столь основательный путь, благодаря силе своего желания помогать существам, которое переживается на разных уровнях Бодхисаттвы, вы обнаруживаете, что все больше и больше способны действовать на благо бессчетного множества существ. Таким способом Бодхисаттва продвигается на своем пути.

Когда Бодхисаттва работает на благо всех существ, придерживаясь правильного стремления и поведения, это приводит к абсолютному успеху. А стремление правильное, потому что в нем нет корысти, которая могла бы выражаться в ожиданиях, сомнениях, надеждах, привязанности или отвращении по отношению к выгодам и потерям любого рода. Бодхисаттва абсолютно чист и безупречен. Он неустанно и искренне трудится на благо всех существ. И нет ни малейшего колебания или сомнения, так как он уже преодолел эти помехи. Путь Бодхисаттвы благороден, потому что Бодхисаттва — это тот, кто отказался от вредных действий и потакания слабостям. В жизни Бодхисаттв устранены не только вредные поступки, но и причины будущих пагубных ситуаций. Они работают исключительно на благо других существ, не только непосредственно совершая положительные действия, но также и закладывая основу для возникновения пользы в будущем. Начав действовать, такие Бодхисаттвы могут принести неоценимую пользу существам, проявляя мужественное великодушие без сомнений и ожиданий, подобно великому Бодхисаттве Безграничного Сочувствия, Авалокитешваре, или же Бодхисаттве Безграничной Силы, Ваджрапани, и другим.

Все, кто входит в великую семью Бодхисаттв, в равной степени обладают силой и способностью приносить пользу бесчисленным существам. Кажется, что Бодхисаттвам все подвластно. Иногда по их желанию посреди океана вырастают прекрасные лотосы и лотосовые деревья или слезинка превращается в океан. Всё в природе к услугам Бодхисаттв. Огонь может стать водой, вода обернуться огнем. И все это благодаря силе отношения, стремления и поведения Бодхисаттвы. Для нас же это означает, что надо посвятить все свое внимание практике сочувствия, что она должна все время быть у нас в уме, и мы должны постоянно ее выполнять.

Пробуя медитировать, например, на пустоту, не забывайте о просветленных объектах Прибежища, с одной стороны, а с другой — последовательно развивайте искреннее сочувствие к существам. Истинная природа пустоты — это сочувствие. Если вы не пережили полноты сочувствия, бессмысленно утверждать, что вы поняли пустотность.

Именно в данный момент у вас есть возможность получать поучения: есть учителя и благоприятные условия. Вы получали поучения различных уровней, и важно не упускать главного — осуществления на практике того, чему учитесь. Это крайне важно. Сегодня я акцентирую ваше внимание на том, что вы, должно быть, уже много раз слышали. И все же полностью следуйте этому, внимательно и уважительно относитесь к Учению, цените и сохраняйте то, что было получено и понято. Необходимо трудиться для достижения цели поучений и полного понимания их смысла. Здесь важнейшим фактором, повторю еще раз, является практика бодхичитты, Просветленного ума, благодаря которой вы постепенно выйдете на путь Ваджраяны. Бодхичитта необходима на каждом шагу. До тех пор, пока глубокие поучения Ваджраяны не будут подкреплены бодхичиттой, маловероятно, что у вас будут значительные достижения. Поэтому все действительно основывается на практике бодхичитты и искреннем следовании всему, что усиливает и поддерживает эту практику, создает благоприятные ситуации для ее развития.

Примером средств развития бодхичитты является Пратимокша. В традиции Пратимокши есть семь семей или уровней Пратимокши, иначе — самодисциплины. Они известны как заповеди или обеты. Самым важным условием для начала практики дисциплины является Прибежище. Приняв Прибежище, можно брать любые другие обеты. Сохраняя их, вы укрепляете свою практику бодхичитты и становитесь способными идти путем Будда-Дхармы легче, искреннее и разумнее. Не  пренебрегайте самодисциплиной — следованием заповедям — на практике. Источники трех ядов — злости, привязанности и неведения — прочно укоренились в нас. Если вы собираетесь искоренять их и применять противоядия, то практики дисциплины, как отмечено в Пратимокше, являются необходимыми инструментами.

Когда Бодхисаттва работает на благо всех существ, придерживаясь правильного стремления и поведения, это приводит к абсолютному успеху.

Кроме того, у нас есть принципы Махаяны. Мы практикуем в жизни идеалы, о которых говорили: развитие Просветленного настроя, заботу о благе и Освобождении всех существ. С материальной точки зрения эта страна (Америка — прим. пер.) очень богата. Это значит, что жизнь здесь более занятая, чем в других местах мира, и люди охвачены всевозможными мирскими потребностями. Из-за бессчетных материальных забот, окружающих нас, темп жизни увеличивается. За одним делом следует другое, затем следующее и так далее. Вы постоянно заняты. Истина о цикличном существовании наглядно подтверждается на примере ваших жизней. Исправить такое положение дел можно,  для начала успокоив ум. Не давайте окружению полностью поглощать себя. Развивайте определенный уровень самообладания. Развивайте несложный контроль ума, спокойствие. По крайней мере надо развить некоторую открытость ума. Неважно, кто вы — всем необходимо сначала приступить к Основополагающим практикам медитации — практикам, специально разработанным, чтобы привести в спокойное состояние ум существ, которые постоянно заняты. Это первый шаг в практике Дхармы, которая так важна для нас самих и для других.

Если бы вы могли понимать и ценить истинность Дхармы и в свете этого понимания продолжать практиковать, вы бы, без сомнения, приносили огромную пользу встречающимся вам людям и в особенности этой стране. Тогда можно было бы не сомневаться в вашей способности спасать существ от бесконечных проблем и конфликтов. Итак, следует относиться к практике Дхармы весьма серьезно и выполнять ее абсолютно искренне. Такой настрой играет решающую роль в формировании вашей жизни, причем не только этой, но и всех предстоящих. Если хотите переживать временное, а затем и абсолютное счастье, практика Дхармы является ни с чем не сравнимой и единственно надежной связью. Представление о восприятии и воспринимающем существовало с безначальных времен и является частью модели несвободы. С безначальных времен нашим изъяном было непреодолимое тяготение к сансаре. В прошлом, будущем и настоящем ум во многих отношениях очень игрив. Но если говорить об истинной природе ума, то нельзя точно описать ни его цвет, ни форму, ни то, где он находится, ни его способность осознавать.

Природа ума выходит за пределы всех жестких понятий. И по этой причине в практике медитации важно не пребывать в будущем и не вспоминать прошлое, но оставаться в настоящем. Удержание ума в настоящем — вот практика, которую всем следует совершенствовать.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Мы не устаем и многое успеваем сделать, если позволяем ногам бегать, а ум держим на месте»

Лама Оле Нидал

Новости центров