Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета
 
 

Главные события

21.10.2017 - 21.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Первый Джамгён Конгтрул

Первый Джамгён Конгтрул

Отрывки из книги «Отношения Учителя и ученика»

Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае (1813–1899) – первый в линии воплощений Конгтрулов, один из величайших лам и ученых в истории тибетского буддизма. Его считали излучением Бодхисаттвы Манджушри. В юности он стал учеником Четырнадцатого Кармапы Тхегчога Дордже (1798–1868), позднее учился у многих выдающихся учителей школ Кагью и Ньингма. Он создал более девяноста трудов, охватывающих все аспекты тибетской культуры. Среди важнейших его работ – три объемных сборника поучений и практик разных школ Тибета: одиннадцатитомная «Сокровищница мантр Кагью» (полное название «Собрание садхан и посвящений традиции Марпа Кагью, составленное и структурированное Джамгёном Конгтрулом Лодрё Тхае»), шестидесятитомная «Сокровищница драгоценных терм» и двенадцатитомная «Сокровищница устных наставлений». Его имя стало символом «тибетского Возрождения» и связано также с появлением в Стране снегов традиции Римэ.

В издательстве «Ориенталия» вышла в свет книга Джамгёна Конгтрула «Отношения Учителя и ученика» – классическое для школы Карма Кагью пособие по этой важнейшей теме Алмазного пути. Оригинальное тибетское название – «Объяснения отношений Мастера и ученика. Как следовать Мастеру, как учить Дхарме и слушать ее». Здесь Ринпоче традиционно опирается на сутры и тантры, а также на произведения знаменитых индийских и тибетских ученых. Той же схеме следует переводчик с тибетского Рон Гарри в своем комментарии, дополняя текст Джамгёна Конгтрула пояснениями и цитатами из других известных трудов. Здесь мы приводим несколько отрывков из этой книги.

***

Опора – драгоценное человеческое тело

Буддисту, чтобы полностью использовать возможности драгоценного человеческого существования, необходимо практиковать Дхарму, а для этого он должен найти искусного учителя мудрости и следовать ему.

Умные люди, вступающие на путь, вначале ищут учителя мудрости, обладающего [соответствующими] характеристиками. Это делается для того, чтобы не упустить те возможности, которые дает им человеческое тело, извлечь из него пользу. Оно подобно драгоценности, исполняющей желания, и обладает свободами и благоприятными обстоятельствами. Найдя такого учителя, нужно правильно следовать ему.

Согласно Учению Будды человеческое тело считается редким и драгоценным, когда оно свободно от восьми ограничений и обладает десятью благоприятными обстоятельствами. Дже Гампопа в «Драгоценном украшении Освобождения» приводит эти восемь ограничений так, как они перечислены в Саддхарма-смрити-упастхана-сутре:

1)    рождение в адских мирах (dmyal ba);

2)    рождение в мирах голодных духов (yi dwags);

3)    рождение в мире животных (dud ‘gro);

4)    рождение варваром (kla klo);

5)    рождение среди богов с долгой жизнью (tshe ring lha);

6)    неверные взгляды (log lta);

7)    рождение в эпоху, когда Будда не приходит в мир;

8)    умственная отсталость.

Таковы восемь ограничений.

Десять благоприятных обстоятельств подразделяются на две группы. Первые пять зависят от самого человека (rang ‘byor lnga), а вторые пять – от других (gzhan ‘byor lnga). Вот список первой группы, согласно Гампопе:

1)    рождение в человеческом теле;

2)    рождение в центральной стране;

3)    полноценные органы чувств;

4)    правильный образ жизни;

5)    доверие к основе [, которой является священная Дхарма].

Вторую группу Гампопа представляет так:

1)    Будда приходил в этот мир;

2)    он учил Дхарме;

3)    Дхарма осталась в мире;

4)    есть последователи Дхармы;

5)    они обладают сочувствием, достаточным для того, чтобы делиться ею с другими.

Человек, у которого есть эти восемнадцать условий, должен практиковать Дхарму, поскольку она представляет собой источник всяческого блага: она ведет к прекращению страданий и создает причину неизменного счастья. Лучше всего практиковать прямо сейчас, ведь мы ничего не знаем о своем будущем. Те возможности, которыми мы располагаем сегодня, позже могут оказаться недостижимы.

Всякий, кто стремится к полному пробуждению, должен найти учителя мудрости – искусного проводника на этом пути.

***

Доверие – благоприятное условие

Обобщенно говоря, доверие всегда лежит в основе всех положительных качеств. Особенно важно взращивать три вида доверия, когда вы начинаете следовать учителю мудрости и прилагать усилия на пути*.

В Драгоценной сутре Талалы сказано:

«Доверие взращивается прежде всего. Оно рассеивает сомнения и переправляет через реки. Доверие строит город процветания».

Поэтому развивайте доверие ясности, доверие доверия и доверие сильного стремления.

Что же такое доверие? Это заметная уверенность в карме и ее результатах, в [Четырех благородных] истинах, Трех драгоценностях; а также устремленность и ясный ум.

Существует три вида доверия: доверие ясности (dang ba’dad pa) , доверие доверия (yid ches pa’dad pa) и доверие сильного стремления (‘dod pa’dad pa).

Доверие ясности основано на открытости Прибежищу: практикующий уважает Три драгоценности и Ламу и ясно осознает [их значение].

Текст Драгоценной сутры Талалы гласит:

«Суть доверия ясности –– это ясный разум, который понимает, что нужно принять, а от чего отказаться; он знает, с чем стоит иметь дело, а от чего лучше держаться подальше».

Доверие доверия – это уверенность в законе кармы, причины и следствия.

Доверие сильного стремления – это [понимание] того, что нет ничего выше Просветления и что к нему нужно преданно стремиться, практикуя Путь Будды.

Из текста «Компендиум знания»:

«Человек, который не разрушает Дхарму надеждами, гневом, страхом и глупостью, считается «имеющим доверие». Он превосходный сосуд для высшего постижения».

Глубина доверия определяется тем, что практикующий не бросает Дхарму из-за привязанности, гнева или запутанности. Польза от доверия бесконечна. Например, проявляется ум высшего человека, закрываются двери в восемь неблагоприятных мест рождения. Если вы наделены доверием, то, как только вы придете к Буддам, они будут учить Дхарме.

В Драгоценной сутре Талалы сказано:

«Когда возникнет доверие к Победителям и их Дхарме, к пути и образу жизни Бодхисаттвы, к непревзойденному Просветлению, – тогда и проявляется ум великого человека».

Бодхисаттва-питака гласит:

«Будды знают, что Бодхисатвы, наделенные доверием, суть подходящие сосуды для Доктрины Будды. Когда они приходят [к Буддам, те] учат их пути Бодхисаттвы».

В заключение можно сказать так: поскольку доверие рождает все положительные качества, ты должен сознательно полагаться на причины и условия, которые вызывают и усиливают доверие, и по возможности устранять причины и условия, которые подрывают доверие. Нужно прилагать все усилия к развитию преданности. 

Как ученику слушать преданно (gus pa)

«[Преодолев рассеянность, загрязнения и уныние], слушай хорошо, слушай полностью, и тогда ты запомнишь то, что я скажу тебе…»

Это значит, что ученику следует слушать поучения, после того как он устранит три ошибки сосуда. Фраза «слушай хорошо» (legs par nyon) означает «устрани ошибку перевернутого сосуда». Нектар не попадет в перевернутую чашу. Так и [ученик не воспримет поучение, если]: слушая, он не жаждет Дхармы, ум отвлекается на [внешние] объекты или его одолела сонливость. Поэтому умственная собранность, когда ты преодолел рассеянность и сосредоточил слух на Дхарме, называется слушанием.

Фраза «слушай полностью» (rab tu nyon) означает «устрани ошибку грязного сосуда». Нектар, налитый в грязную чашу, никому не пригодится. Если ты слушаешь Дхарму, но твой ум при этом покрыт завесой страстей, то никто не получает никакой пользы, ни ты, ни другие. Поэтому избавление от гордости, недоверия и других помех называется слушанием.

Фраза «слушай так чтобы запомнить» (yid la zung la nyon) означает «устрани ошибку дырявого сосуда». Нектар не сохранится в дырявой чаше. Так и [ученик ничего не запомнит], если он слушает Дхарму уныло и без энтузиазма. Он не может приложить усилия к пониманию слов и их значений, и, следовательно, Учение не поможет ему. Поэтому стремление избавиться от тоски, лишающей способностей, и есть слушание.**

Примечания Рона Гарри

* Гампопа в «Драгоценном украшении Освобождения» рассматривает доверие в контексте объяснений драгоценности существования в человеческом теле. Он говорит о том, что человеческое тело драгоценно потому, что его трудно обрести и оно очень полезно. Но, поскольку его очень легко потерять, Гампопа вдохновляет нас немедленно использовать тело как средство для преодоления сансары:

«Тем, кто решил это сделать, необходимо доверие. Сказано, что если доверия нет, положительные качества не появятся в потоке ума. Поэтому, как сказано в Сутре десяти благородных дхарм«Положительные качества не возникают у людей, которым недостает доверия, –– подобно тому, как горелые семена [не дают] ростков». Вот что говорится в Будда-аватамсака-сутре: «Мирские люди, у которых мало доверия, неспособны понять Просветление Будды. Поэтому следует развивать доверие».

Итак, давайте спросим – что такое доверие? Мы видим, что есть три вида доверия: доверие доверия, доверие сильного стремления и доверие ясности.

Доверие доверия рождается, когда начинаешь полагаться на карму как причину и следствие, на истины о страдании и о причине страдания. Следовательно, доверяй тому, что благие дела приводят к счастью в мире желаний, а вредные – к страданиям. Доверяй тому, что в результате неустанной работы обретается счастье в двух высших сферах. Не сомневайся в том, что пять скоплений (скандх из истины о страдании) участвуют в карме и загрязнениях, которые считаются причиной всех страданий.

Доверие сильного стремления означает понимание того, что непревзойденное Просветление есть нечто особенное, и готовность преданно упражняться на пути, чтобы достичь его.

Доверие ясности опирается на три превосходных и редких объекта, затем сближаясь с ними. Ясный ум питает уважение и преданность [к Трем драгоценностям]: Будде, который показывает путь; Дхарме, которая и есть путь; и Сангхе, духовным друзьям, которые проходят этот путь.

Поэтому в Абхидхарме сказано: «Если спрашивают, что такое доверие, – [я отвечу, что] это явная уверенность в связи причины и следствия; в [четырех благородных] истинах, и [Трех драгоценностях]; это устремленность и ясный ум».

Как гласит «Драгоценная гирлянда»: «Считается, что доверием обладает тот, кто не оставляет Дхарму из-за страстного желания, гнева, страха и глупости, и он – отличный сосуд для высшего постижения».

Не оставлять Дхарму из-за страстного желания – значит не отказываться от Дхармы, не прекращать практику, когда возникает сильная привязанность. Например, кто-то может сказать: «Если ты бросишь Дхарму, я дам тебе замечательные, приносящие разные удовольствия вещи, такие, как еда, богатство, женщины, царская жизнь». И все же не отворачивайся [от Дхармы].

«Не оставлять Дхарму из-за гнева» –– значит не переставать практиковать ее под влиянием ненависти. Например, кто-то навредил тебе в прошлом, а теперь появилась возможность отомстить ему. Но не отказывайся от Дхармы [ради мести].

«Не оставлять Дхарму из-за страха» –– значит не бросать практику Дхармы даже под угрозами. Например, кто-то может сказать: «Если ты не откажешься, я прикажу тремстам воинам отрезать от твоего тела по пять кусков мяса». Все равно не бросай Дхарму.

«Не оставлять Дхарму из-за глупости» –– значит не позволять никому запутывать нас, пользуясь нашим неведением. Например, если кто-то говорит: «Кармы не существует, плодов она не приносит, а Три драгоценности не настоящие. Зачем тогда практиковать Дхарму? Брось ее», –– все равно не следует оставлять Дхарму.

Поэтому человека, имеющего эти три аспекта, называют «обладающим доверием». Такой мужчина или женщина становится превосходным сосудом для совершенных постижений. Если у ученика есть [три вида] доверия, будет получена неизмеримая польза –– например, появится ум высшего человека; исчезнут [восемь] неблагоприятных условий. Все его органы чувств воспринимают явления четко и ясно, дисциплина не нарушается, а загрязнения удаляются. Далеко позади осталась сфера действия мары, найден путь к Освобождению, появляются неизмеримые положительные накопления, и можно видеть много Будд. Возникают превосходные качества, недоступные обычному пониманию. Поэтому в Драгоценной сутре Талалы сказано:

«Когда есть доверие к Победителям и их Дхарме, к жизненному пути преемников Будд и к непревзойденному Просветлению – тогда и проявляется ум великого человека».

Кроме того, если есть доверие, то приходят Будды и дают поучения Дхармы. Поэтому и сказано в Бодхисаттва-питаке«Когда в Бодхисаттве, наделенном доверием, Будды видят достойный сосуд для Дхармы, они приближаются к нему и дают превосходные поучения о пути Бодхисаттвы».

Следовательно, то, что называют драгоценным человеческим телом, наделено качествами свобод и благоприятных обстоятельств, а ум обладает тремя аспектами доверия. Человек, овладевший этими замечательными свойствами ума и тела, становится основой для достижения непревзойденного Просветления».

** Бутон в «Украшениях рукописей» иллюстрирует это так:

«Кувшин для сбора дождевой воды может иметь три недостатка, из-за которых его невозможно использовать по назначению. Он бывает (1) перевернутым или закрытым крышкой, тогда вода не может в него проникуть; (2) грязным, тогда, едва попав внутрь, вода тут же загрязняется, и (3) дырявым, тогда он не удерживает воду. Так и дождем Дхармы не наполнится сосуд, страдающий тремя слабостями. (1) Иногда ученик вообще не слушает, потому что отвлекается или погружен в апатию. Слова Дхармы не затрагивают его. (2) Другой  слушает [слова Дхармы] без должного внимания, и возникает опасность искажения смысла. (3) Бывает, что ученик забывчив, и тогда услышанное не задержится в его памяти. Противоядие, как говорит великий Будда, заключается в том, чтобы усердно учиться и быть внимательным.

Можно также сравнить [тех, кто не учится как следует,] с больными, которые не понимают предписаний врача, понимают их неправильно или выбрасывают данное им лекарство. Вот другое сравнение: такие люди подобны пациентам, которые не едят, когда положено, едят вредную пищу или, даже съев что-то полезное, вызывают рвоту и возвращают съеденное. Поэтому учитель, знающий особенности своих учеников, будет вести себя соответственно. Если они постоянно отвлекаются, он напугает их [показав губительные последствия их поведения]. Например, можно сказать: «Человек, дотянувший до ста лет, на самом деле прожил вдвое меньше, потому что остальное время ушло на ночной сон. Если же спать днем, то и оставшаяся половина укорачивается».

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Не поправляй, не улучшай, покойся свободно. Ничему не препятствуй, пребывай в естественном состоянии. Ничего не держи в уме, будь свободен от точки опоры»

Гампопа, 1079–1153

Новости центров