Лама Оле Нидал
Начиная с 1972 года Оле Нидал, первый европейский лама и мастер медитации, основал более 650 центров медитации по всему миру
 
 

Главные события

03.02.2018 - 31.12.2018

Февраль 3: Перт (Австралия) 11: Сидней (Австралия) 56-19: Глен-Туи (Новая Зеландия) Март 2-4: Гонконг 9-11: Кейптаун (Южная Африка) 20: ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Путевые заметки  → Открытие Монголии: первый визит Ламы Оле Нидала

Открытие Монголии: первый визит Ламы Оле Нидала

В июле 2017 года состоялся первый визит в Монголию Ламы Оле Нидала. В ходе визита Лама Оле принял участие в международной конференции по истории буддизма, провел публичную лекцию в Университете культуры и искусств Монголии, представил книгу «Каким все является», переведенную на монгольский язык. Результатом визита стало формирование медитационной группы в Улан-Баторе, которая в перспективе, возможно, станет функционировать как буддийский центр традиции Карма Кагью.  Журнал «Буддизм.ru» представляет три коротких интервью с людьми, которые готовили этот визит и поэтому хорошо знают, в чем состояла цель проекта и как он был организован.

«Буддизм.ru»: Как долго готовился этот визит?

Олег Широбоков, участник оргкомитета, Москва: Подготовка началась в 2008 году. Сначала мы хотели отправить в Монголию кого-то из европейских учителей Алмазного пути, но обстоятельства не складывались. Ситуация изменилась, когда Лама Оле решил поехать в эту страну сам. Обычно Лама приезжает в страну, когда его приглашает местная группа буддистов Карма Кагью, но в Монголию Лама решил поехать самостоятельно.

«Буддизм.ru»: Почему визит состоялся именно летом?

О.Ш.: Потому что зимой в Монголии крайне холодно, это время не очень подходит для путешествий по стране. Летний визит органично вписался в расписание Ламы. Между инаугурацией Ступ в Красноярске и на Байкале было несколько дней — именно в этот период и состоялся визит.

«Буддизм.ru»: Кто готовил это событие?

О.Ш.: Буддисты из Иркутска и Улан-Удэ, к которым присоединились Александр Койбагаров, Марина Виллер, Михаил Кочергин. В 2016 году организаторы несколько раз посетили Монголию с рабочими визитами, в ходе которых знакомились с монгольскими буддистами, специалистами по истории буддизма, представителями научного сообщества и власти. Один из ключевых членов оргкомитета — Гунсэма Чимитдоржиева, ученый секретарь Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. Она прекрасно знает Монголию, часто бывает в этой стране по научным делам. Благодаря ее участию мы наладили контакт с сотрудником Совета по делам государственной службы, доктором наук, профессором, завотделом религиоведения Института философии Академии наук Монголии, в прошлом советником президента Монголии по религиозным вопросам С. Цэдэндамбой, который предложил провести в дни визита Ламы в Улан-Баторе научную конференцию по истории буддизма. Также в подготовке визита очень важную роль сыграла Болор Баянзул — монгольская буддистка, которая живет в Чикаго и руководит туристическим бизнесом. Она предложила оптимальный маршрут и взяла на себя очень многие организационные вопросы, связанные с логистикой, ночлегом, питанием.

«Буддизм.ru»: Кто переводил книгу «Каким все является» Ламы Оле Нидала на монгольский?

О.Ш: Этим проектом занимались несколько человек. Перевести книгу на монгольский предложила Гунсэма, затем к работе подключились сотрудник Академии наук Монголии Д. Пурэвжав в качестве основного переводчика и редакторы. С российской стороны проектом руководила Елена Леонтьева. В итоге книга была переведена, сверстана и издана в рекордно короткие сроки. Мы привезли в Монголию ограниченное число экземпляров, и они были с благодарностью приняты местными буддистами.

«Буддизм.ru»: Каковы итоги визита?

О.Ш: У нас сложились очень хорошие отношения со всеми, с кем мы встречались в этой стране. Монгольские ламы всех линий буддизма были рады визиту Ламы Оле. Они заинтересованы в продолжении контактов с нашей школой, в том числе они хотели бы отправлять монгольских студентов на учебу в Международный Буддийский Институт Кармапы (KIBI). В Улан-Баторе сложилась первая медитационная группа, которая стала практиковать медитацию на Шестнадцатого Кармапу в дни визита Ламы, и продолжает делать это и сейчас.

 

«Буддизм.ru»: Каков был маршрут визита в Монголию Ламы Оле и его спутников?

Болор Баянзул, директор Happy Holiday LLC, Чикаго: В первый день визита Ламы в Улан-Баторе состоялась конференция, в которой приняли участие историки буддизма из Монголии, России, а также монгольские ламы. На следующий день Лама и его спутники отправились в буддийский монастырь Эрдэнэ-Хамба в провинции Булган. Оттуда группа выехала в древнюю монгольскую столицу Хархорин и посетила монастырь Эрдэни-Дзу, это был третий день путешествия. На четвертый день делегация вернулась в Улан-Батор, посетила монастырь Гандан, Музей изобразительного искусства им. Дзанабазара — монгольского буддийского правителя и знаменитого скульптора. Вечером того же дня состоялась лекция Ламы Оле в Университете культуры и искусств Монголии.

«Буддизм.ru»: В каком состоянии находятся монгольские буддийские монастыри?

Б.Б.: В 1930-х годах коммунисты репрессировали религиозные общины в Монголии. Они уничтожили около 900 монастырей, несколько оставшихся были превращены в музеи. Ламы и монахи были либо убиты, либо заключены в тюрьму или призваны в армию. Те, кого не коснулись репрессии, были вынуждены покинуть монастыри. Многие здания монастырей были разрушены, а те, что уцелели, использовались как служебные помещения, амбары или конюшни. В 1944 году после ходатайства нескольких монахов был вновь открыт монастырь Гандан, но его функции осуществлялись под строгим контролем социалистического правительства.

«Буддизм.ru»: Почему в ХХ веке монгольский буддизм столкнулся с такими драматическими испытаниями?

Гунсэма Чимитдоржиева, ученый секретарь, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ: Исторические исследования Ивана Майского, Натальи Жуковской, Рустама Сабирова и других показывают, что в начале ХХ века буддизм в Монголии представлял мощную политическую и экономическую силу. Буддийские монастыри были единственными центрами образования, просвещения и медицины. В этот период в монастырях находилось более 100 тысяч монахов. Однако коммунистическая власть собиралась перестроить монгольское общество, и монастыри не вписывались в планы новой власти.

«Буддизм.ru»: Когда начались гонения на буддийские монастыри?

Г.Ч.: Монголия провозгласила независимость от династии Цин в 1911 году, в течение десяти лет после этого существовало независимое государство во главе с теократическим монархом Богдо-гэгэном. Однако в 1921 году произошла народная революция, и новая власть начала вытеснять буддизм из монгольского общества. Особенно активная борьба с буддизмом шла в 1930-е годы, ее пик пришелся на 1937-38 гг. В этот период были разрушены практически все монастыри, начались репрессии в отношении лам и монахов. Современные исследователи находят многочисленные массовые захоронения — братские могилы монгольских монахов. К концу 1930-х годов буддизм в Монголии был практически уничтожен. Это был тяжелый период для страны, и буддизм сохранился только на бытовом уровне.

«Буддизм.ru»: А когда репрессии прекратились?

Г.Ч.: После Второй мировой войны. В 1945 г. Сталин разрешил открыть в СССР Иволгинский дацан, а в Монголии в 1944 году был заново открыт монастырь Гандан. В древней столице страны Хархорине был восстановлен храмовый комплекс Эрдэни-Дзу, его открыли в послевоенные годы как музейный комплекс. В 1950-60-е годы отношение государства к буддизму стало менее агрессивным. Возрождение буддизма началось в 1990-е годы. Сангха начала восстанавливать храмы. Ламы стали ездить в Индию для получения буддийского образования. Сейчас в Монголии около 170 монастырей и около 5 тысяч лам. Но главная проблема состоит в том, что монгольский буддизм — ритуальный. Монгольской Сангхе только предстоит открыть всю глубину буддизма. Причем монгольское общество осознает эту потребность, его не удовлетворяет традиционная религиозность, поэтому и визит Ламы Оле вызвал такой интерес в Монголии.

Фото: Михаил Кочергин.

Читайте подробный рассказ о монгольском путешествии Ламы Оле Нидала в 31-м номере журнала «Буддизм.ru».

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Каждая ситуация становится частью практики для тех, кто полностью доверяет поучениям. Они могут жить практикой, вместо того чтобы просто выполнять ее»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже ,1924–1981

Новости центров