Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

11.03.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно...   23-26 марта — ...

26.07.2017 - 21.08.2017

Летом 2017 года Eго Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже посетит три европейских страны, ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Философия  → Обещание Бодхисаттвы. Кюнзиг Шамар Ринпоче

Обещание Бодхисаттвы. Кюнзиг Шамар Ринпоче

Кюнзиг Шамарпа Ринпоче

Кюнзиг Шамарпа Ринпоче

У обещания Бодхисаттвы есть два аспекта: желание, намерение или устремление Бодхисаттвы и его осуществление. Обещание Бодхисаттвы можно дать только после принятия Прибежища.

Устремление Бодхисаттвы

Все начинается с намерения. Мы концентрируемся на конечной точке пути, на нашей цели. Это — благо всех существ, заполняющих пространство, во всем разнообразии форм существования, во всех мирах и на всех планетах. У живых существ есть ум; они несчастливы, поскольку ум глубоко укоренен в изначальном неведении, и создает беспокоящие эмоции. Под их влиянием мы действуем и накапливаем карму. Кармические семена, созревая, производят страдание, которое является основой и причиной различных типов существования. Процесс порождает сам себя из жизни в жизнь и образует цикл перерождений. Размышляя обо всех существах, мы учимся подлинному сочувствию.

Развитие желания освободить всех существ

Нам необходимо выработать определенный настрой: глубокое желание полностью и окончательно освободить всех существ от страданий. Мы должны всерьез развивать такое намерение   и состояние ума, известное как бодхичитта.

Для того чтобы осуществить это желание, необходимо работать с самим собой и избавиться от собственной запутанности и боли. Впоследствии можно обрести умение помогать другим и освобождать их. Такая способность и есть законченное и совершенное пробуждение, состояние Будды. Это реальная возможность спонтанно приносить пользу существам. Достичь подобного состояния ума можно, лишь создав для этого основательную причину.

Пробужденный ум

Причина Пробуждения — это развитие бодхичитты. Бодхичитта засевает в уме семена, которые созреют в виде Просветления. Для того чтобы формально выразить желание помогать живым существам, мы даем обещание Бодхисаттвы,  а затем  продолжаем поддерживать Просветленный настрой и развиваемся духовно. Из жизни в жизнь мы учимся заботиться о других, и, в конце концов, достигаем конечной цели — состояния Будды. После этого мы можем  действовать спонтанно, без концепций и препятствий. Подобно солнцу, сияющему на небе и освещающему все, наша активность будет естественно приносить пользу. Это называется плодом Пробуждения: законченным и полным Просветлением, результатом развития бодхичитты.

Таким образом, есть два аспекта, две отправные точки на пути к Просветлению: сам плод и семя, или причина, порождающая плод. Плод – это подлинная способность приносить пользу. Причина – развитие бодхичитты, Просветленного настроя, формальным выражением которого является обещание Бодхисаттвы.

Четыре типа существ

Мы упомянули о плоде пробуждения. Важно по-настоящему понять, что это такое, и что значит быть пробудившимся. Будда может действовать на благо других спонтанно и беспрепятственно. Он приносит пользу , используя четыре уровня активности, которые соответствуют четырем типам существ. Активность Будды дает существам, заключенным в страдании сансары,  шанс освободиться. Особенно это касается тех, кто попал в ловушку страдания низших сфер. Будда может привести их к перерождению в мирах, где они будут переживать относительное счастье.

Второй и третий уровни активности направлены на существ, уже идущих по пути духовного развития, и достигших индивидуального освобождения. Это – архаты и пратьекабудды. Следуя путем Малой Колесницы (Хинаяны), они добились полного успокоения ума и окончательно укоренились в этом состоянии. Однако это еще не есть настоящее Просветление. Будда подталкивает их к полному пробуждению, и может как следует «встряхнуть» (вывести из состояния безмятежности и покоя медитативного погружения). Будда помогает им окончательно выйти из сансары.

Будды заботится и о четвертом типе существ – практикующих, которые находятся на высоких уровнях пути Бодхисаттвы (восьмом или девятом). Будда поддерживает их,  пока те самостоятельно не достигнут полного Пробуждения.

Итак, мы видим, как обширна сфера внимания Будды. Она затрагивает всех существ: полностью увязших в ловушке сансары, тех, кто начал движение по пути буддийской практики, и тех, кто уже достиг определенных результатов.

Важно понимать, что является первоначальной причиной такой спонтанной и неограниченной помощи. Это — обязательство и клятва практиковать учение на благо других. Обещание Бодхисаттвы позволяет нам достичь столь чудесного результата.

Реализация просветленного настроя

Чтобы привести в действие просветленное устремление и желание, необходимо начать практиковать шесть парамит, шесть просветленных качеств: щедрость, этику, терпение, радостное усилие, медитацию и неразличающую мудрость. Будды довели все эти свойства до полного совершенства и таким образом достигли Просветления. . Они прошли через многочисленные перерождения, укоренившись в желании по-настоящему помогать другим. В результате проявились просветленные качества. Мы должны следовать их примеру и, давая обещание Бодхисаттвы, думать так:  «Также как Будды прошлого, настоящего и будущего выбирают путь практики шести просветленных качеств, я буду следовать этому пути!».

Дисциплина обещания Бодхисаттвы

Можно выполнять обещание Бодхисаттвы в рамках трех видов дисциплины. Во-первых, мы уменьшаем количество негативных действий, вызывающих страдание; во-вторых, накапливаем позитивные действия, создающие положительные результаты для нас самих и для других; в-третьих, поступаем и действуем так, чтобы приносить пользу.

Методы четко объясняются в «Драгоценном украшении Освобождения» Гампопы. Практикуя их, мы создаем мощную базу для развития просветленных качеств и всего позитивного. Если обещание Бодхисаттвы не нарушается, движение происходит само собой, даже во время сна, или когда ум невнимателен. Поэтому и говорится, что обещание Бодхисаттвы подобно плодородной почве, из которой произрастает все хорошее.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если мы не очистимся от омрачений тела, речи и ума, то мы, хотя и будем продолжать искать счастья, постоянно будем погружаться в страдание, потому что всякий раз будем пойманы собственным неведением»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже, 1924–1981

Новости центров