Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

11.03.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно...   23-26 марта — ...

26.07.2017 - 21.08.2017

Летом 2017 года Eго Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже посетит три европейских страны, ...

 

Ближайшие события

 
 

О доверии

Интервью с Ламой Оле Нидалом
Лама Оле Нидал

Ты часто говоришь, что за всю историю человечества религии стали причиной больших смертей, чем политика. Многие согласны с этим заявлением. В Алмазном пути большое ударение делается на преданность к учителю или Ламе. С твоей точки зрения, как Ламы Алмазного Пути,  как правильно понимать это доверие?

На самом деле преданность это желание перенять определенные качества, которые считаются значимыми и которые учитель убедительно демонстрирует. Это именно то, что делает  это чувство таким опасным, потому что если кто-то является плохим человеком, его будут привлекать плохие учителя, и он будет отождествляться с их плохими качествами. Как результат мы видим священные войны, подавление женщин и подобные негативные вещи.

С другой стороны, если кто-то открывается хорошему учителю – это полезно и позитивно. От живого человеческого примера можно наиболее полно перенять наиболее ценные черты и манеры поведения, и затем уже самому стать способным лучше помогать и себе, и другим.  Здесь действительно вопрос в том, является ли объект вашего доверия позитивным или разрушительным примером.

В буддизме, имеющем такие цели как освобождение и просветление, учителя, чьей мотивацией является навредить – большое исключение. Даже когда учителя вели себя грубо со своими учениками, это делалось не для того, чтобы получить от них какую-то выгоду, но лишь для того чтобы перевести их через определенные ступени их развития очень быстро. Это то, что Марпа делал с Миларепой, и в определенной степени Тилопа с Наропой. Если кто-то слышал о личном давлении, которое применяется сегодня в разных закрытых группах, то это работает только в том случае, если ум гуру уже больше не меняется.

Так что я бы сказал, что здоровое чувство преданности, такое, каким мы его знаем – до тех пор, пока не вовлечены политики и ситуации остаются прозрачными – нет необходимости  блокировать. Если это действительно вопрос отождествления с хорошими  человеческими качествами, это будет иметь позитивный эффект до тех пор, пока целью учителя является сделать своих учеников независимыми и не присутствует никакого давления, чтобы сделать их всего лишь винтиками в своей собственной организации.

На самом деле преданность это желание перенять определенные качества, которые считаются значимыми и которые учитель убедительно демонстрирует.

В тот момент, когда преданность начинает использоваться для того, чтобы получить контроль, для собственного обогащения или любых других эгоистических целей, это должно быть разоблачено. Использование других это большое искушение, но, насколько мне известно – я надеюсь в любом случае – наша школа Карма Кагью буддизма Алмазного Пути слишком прозрачна, чтобы учителя даже попытались это сделать.

Здоровая преданность случается когда мы встречаем доверительную связь из прошлых жизней или находим что-то, что соответствует нашим глубоким тенденциям и ясно и позитивно отражает их, это как видеть свое отражение в зеркале. Мы вдохновляемся различными видами взаимодействия и активности, которые, как мы чувствуем, обогащают жизнь людей и которые могут сделать нас более убедительными и полезными для других.

В свою очередь другие начинают рассматривать нас как действующий пример и им приятно перенимать наши качества. Так что это на самом деле такая система «секонд хенд», которая в нашем случае началась с полного просветления Будды 2450 лет назад.

Ты говорил раньше, что в старом Тибете были обычаи разными способами проверять учителя, и что у них была разработана система, с помощью которой они делали это честно и эффективно.

Во-первых, учитель должен принадлежать к линии, основанной на неразрывной передаче поучений Будды. Во-вторых, как говорят, или говорили некоторые Тибетцы: «сначала учитель проверяет ученика 3 года, потом ученик проверяет учителя 3 года, и затем если они оба согласны, начинается обмен» Так что, спустя 6 лет вы неожиданно обнаруживаете преданность J(Оле смеется). Конечно же это небольшое преувеличение, потому что в тот момент, когда вы начинаете проверять учителя, вы уже учитесь, правда?

Так что это не такое уж важное заявление, но полезное для учеников в качестве напоминания о том, что нужно тщательно все проверять и не терять своего чувства критичности.

Что касается учителя, он профессионал, и это его работа и ответственность – видеть, подходит ли ученик, будет ли он просто терять свое время и в итоге только разочаруется, или же влетит в нашу группу как парашютист, чувствуя себя как дома в том сияющем пространстве, которое мы предлагаем. Если люди появляются и хотят получить все и сразу, то я вынужден охладить их пыл, но мне это нравится.

Во время первых встреч в конце шестидесятых – как возможно и все остальные – моя жена Ханна и я “зажигались” от Больших Мужчин – сначала это были какие-то индуистские гуру, а потом ринпоче и ламы которых мы встречали. Они показывают нам то, что на самом деле возможно. Сегодня, после 40 лет на пути и с такой огромной ответственностью за весь западный буддизм Алмазного Пути, я, прежде всего, обращаю внимание на энергополе вокруг учителей. На  группы, которые они создают, на то, как они себя ведут, какого рода люди туда приходят. Пошел бы я с ними воровать лошадей, говорят ли они за спинами или друг о друге, а не друг с другом, выглядят ли мужчины мужчинами, а женщины женщинами. Есть ли какие-то строгие иерархии, множество табу и тому подобные вещи. Что касается лично меня, я бы не принимал поучения об уме от кого-то, чьи ученики скучные. С другой стороны, если ощущения легкие, есть естественный взаимообмен между полами и здоровое чувство юмора, при этом никто не шепчется по углам, я бы рассматривал такую группу как ценную и значимую, так как, по всей видимости, люди там встретились с таким качеством,  как открытость, а оно необходимо для того, чтобы возвысить нашу жизнь и сделать те годы, которые мы проведем здесь, богатыми и прекрасными. Так что сейчас я сужу о дереве по его плодам, потому что это действительно является полем реализации Ламы – или Гуру – то, что мы чувствуем в людях, которые находятся рядом с ним: их бесстрашие, радость,  несентиментальное сочувствие, которое делает людей свободными, в то время как ощущение незрелого подражания  и покорности в группе  глубоко смущает хорошо настроенных людей. Учитель излучает суть своей передачи и передает то, что он получил от своих учителей. Так что можно многое узнать об учителе, посмотрев на его организацию и его учеников.

Даже спустя пятьдесят лет, на Западе, четыре линии привлекают те же самые типы людей, что и в Тибете.

Как ты думаешь, почему же 16-й Кармапа подчеркивает важность практики Гуру-йога для нашего мира, в то время как столько всего произошло в прошлом?

Он говорил это для людей, которые станут его учениками. Это не для всех. Есть люди, у которых просто нет ощущения  человеческого совершенства. Они думают, что нужно быть мертвым или что-то вроде того, чтобы стать святым. Однако термин «святость» происходит от понятий «целое, полное функционирование». Поэтому так же, как вы бы не стали обсуждать радугу с дальтоником, идеал буддийского йогина это не то, что вдохновляет всех людей. Но если мы замечаем, что некоторые ученики могут хорошо развиваться, переступая через свои привычные границы – это очень быстрый путь, и он должен использоваться обоснованным образом, например, периодически для прыжков с парашютом или банджи.

Ничто не трансформирует характер быстрее, чем отождествление. И ничто не работает глубже, чем полный человеческий контакт в полном вдохновения пространстве кого-то, находящегося за пределами всего личностного.

Ничто не трансформирует характер быстрее, чем отождествление. И ничто не работает глубже, чем полный человеческий контакт в полном вдохновения пространстве кого-то, находящегося за пределами всего личностного.

Как видите, проблема с доверием часто не столько на стороне учеников, хотя у многих она есть. Однако обычно это слишком трудно для учителей – сохранять стиль и оставаться примером во всем, что они делают. Правда? В таком случае уединенная жизнь монаха на самом деле является самой лучшей защитой от постоянного наблюдения.

Но я бы хотел сначала рассказать о ситуации ученика. Есть несколько вещей, касающиеся учителя, которые он должен сразу проверить, чтобы увидеть, хочет ли он этому учиться или нет, и на каком уровне. Будет ли  он получать пользу от контакта на интеллектуальном уровне Великого ПутиИли же стоит попробовать глубокое взаимодействие  и полноценный обменнайдя и идентифицируясь с одним из немногих учителей Алмазного Пути?  Если существует возможность последнего, действительно важно снова проверять следующие три вещи: Бесстрашен ли учитель? Является ли он (или она) естественно радостным? И демонстрирует ли он активное сочувствие, имеется в виду, действительно ли он работает для других? Это те три качества, которые подтверждают реализацию ума. Если кто-то распознает то, что находится между мыслями, за мыслями, то, что знает мысли – зеркало за картинками и океан под волнами – он естественно становится бесстрашным, так как появляется осознание того, что пространство неразрушимо и ему нельзя причинить вред. Это главное достижение освобожденного и просветленного ума, которое Будда и сейчас ваш учитель, который его представляет, должны демонстрировать всем. Если же нет этого бесстрашия, то остается только возможность принимать их драгоценные, но более концептуальные инструкций. Так что, то непоколебимое бесстрашие и доверие, которым я наслаждался во многих моих старых учителях медитации из Тибета и Бутана, начиная с 1968 года, и которое сейчас узнало бесчисленное множество моих западных учеников, является результатом их практики в предыдущих жизнях. Это выражает сущностное качество ума, это состояние истины. В результате понимания того, что ум, будучи пространством, присутствует всегда и  везде, появляется радость как выражение его богатства, потенциала и свободной игры, и мы становимся добрыми, так как очевидно, что все хотят счастья и что других много, а мы всего лишь одни. Делать что-то для них в таком случае гораздо важнее. Эти абсолютные качества, начинающиеся с бесстрашия, являются окончательной целью. И, конечно же, мы должны помочь другим обнаружить в себе эти абсолютные качества.

Но, возвращаемся к вопросу. Качества учителя, которого вы выбираете: в современном мире я был бы предельно осторожен с учителями, которые, на мой взгляд, безответственны или  трусливы, не сохраняя своего критического взгляда на религии. Также духовные люди сейчас просто обязаны быть в курсе того, что происходит в мире,  и доносить до других, если религии не соответствуют нашим гуманистическим западным конституциям, идеалам и свободам.  Знаю, что это для  многих это звучит раздражающе, но все те, кто мутит воду избитой фразой, что все религии «являются одним и тем же» подвергают демократические общества серьезной опасности и эффект от этого все время возрастает. Пока знающие граждане хватаются за головы, большинство европейских политиков позволяют историческим свободам своих обществ быть уничтоженными постоянным давлением средневековой фанатичной религии, чьей официальной целью является управление миром.

В результате понимания того, что ум, будучи пространством, присутствует всегда и  везде, появляется радость как выражение его богатства, потенциала и свободной игры, и мы становимся добрыми, так как очевидно, что все хотят счастья и что других много, а мы всего лишь одни.

И как буддистам удается делать все это так хорошо? Потому что мы не впадаем в крайности или-или,  хорошее-плохое. Наше учение говорит, что зло происходит из неведения, которое можно удалить, и что все существа обладают природой Будды. Следовательно, мы должны быть критичными, но также конструктивными. Некоторые образы поведения могут быть полезными на пути развития сочувствия и мудрости, окончательного распознавания пространства как блаженства, а другие действия абсолютно губительны и прямо противоположны всякому здравому смыслу. Мы можем действовать без сильных мешающих чувств, потому что все существа обладают внутренним совершенством, которое может проявиться благодаря правильным методам. Однако, люди живут на относительном уровне, поэтому некоторые культуры и их образ действий приближают нас к этому совершенству, в то время как другие вызывают у существ состояния глубокой паранойи и блокируют всяческое развитие на огромное количество времени. Хотя моралистические люди часто будут переусердствовать в этом, хорошо, что у нас есть тюрьмы, суды и прочие места, куда можно помещать тех, кто в общем или целенаправленно причиняет вред другим.

Преданность сразу проявляется как сильное чувство или это приходит со временем?

Несмотря на то, что преданность строится на распознании своей природы Будды, которая никогда не меняется, преданность меняется. Есть страстная преданность, радостная преданность и неизменная преданность. Это происходит, если наше доверие не возрастает, когда Лама летает по небу и не уменьшается, когда он делает непонятные нам вещи. Мы просто думаем «Он знает что делает» Вот здесь и начинается настоящее доверие.

Как работает преданность на уровне медитации?

Это как усиливающий фактор. Все вопрос того, сколько у тебя есть денег при игре в рулетку. Это определяет, сколько ты можешь выиграть. Если ваше вложение это обычная медитация, успокоение и удержание ума, то можно сравнить это со ставкой в 20$. Победа принесет вам около 200$, что неплохо, но не очень много. Если вы делаете ставку, подключая сочувствие и мудрость, пожелание счастья всем существам, а также некоторое понимание подобной сну природы существования – это можно сравнить с вложением в 200$- тогда измерение меняется и, если вы выиграете, возможно, 2000$ станут вашими. Но когда вы ставите все, полностью открываясь вибрациям мудрости, излучающимся от учителя и его линии передачи, если вы медитируете таким образом, принимая полное благословение и открываясь всему полю силы, которое построено, они отдадут вам ключ от казино. Вот как это работает: если мы способны открыться на внешнем, внутреннем и тайном уровне, на уровне действий, мотивации и видения, все будет принадлежать нам.

Как преданность появляется в твоем уме?

Это появляется наиболее сильно как благодарность и понимание того, что можешь быть полезным для других. Тогда ты мысленно говоришь нашей линии: «о, спасибо за то, что поместили меня в эту ситуацию». Преданность это не пассивная вещь, как банковский счет, она возрастает в момент действия и осознания. Когда я читаю лекцию, к примеру, я вижу глаза людей, и они понимают «мой ум не вещь, он не может умереть». И тогда что-то неожиданно щелкает внутри них: «Почему я все время обращаю внимание на все эти вещи снаружи, если единственное, что вообще может стать счастливым – это мой ум? Может быть, стоит искать счастье там, где оно возникает?» Когда это понимание открывает им глаза, я говорю « спасибо, Кармапа, спасибо, Лопен Цечу, Калу Ринпоче и все наши учителя, которые проделали всю эту работу со мной и Ханной». Их линия передачи находится там в тот момент, это то, что я чувствую.

Каждая мысль или чувство показывает богатство ума Будды и ума учителя, и, соответственно, они совершенны. Так все переживания превращаются в освобождающие и просветляющие.

Ты чувствуешь, что линия показывает свою суть в тот момент? 

Да, но это происходит не на персональном уровне. Наслаждение касается нас, но момент передачи находится за пределами каких-либо ограничений. Это просто открытость и блаженство.

В некоторых текстах Гуру-йоги мы делаем пожелания видеть все формы как тело учителя, все звуки как его речь, а блаженство как его ум. Какое это имеет отношение к чистому видению?

Для современного критичного слушателя значение может быть не вполне понятным. Это означает всегда быть нераздельным со своим прибежищем, что позволяет нам переживать вещи на высочайшем уровне. Все формы здесь представляют природу истины, просто потому что они способны появляться. Все звуки имеют благословение речи Будды, или речи учителя, и таким образом они являются полными значения мантрами. Каждая мысль или чувство показывает богатство ума Будды и ума учителя, и, соответственно, они совершенны. Так все переживания превращаются в освобождающие и просветляющие. Я бы видел это так. Именно таким образом мы стремимся переживать вещи, как благословение Будд.

Как это знание помогает нам понять пустоту и то, что ум подобен пространству?

Существа вдохновляются и открываются легче, когда ум полон хороших впечатлений. Это намного сложнее, если они встревожены множеством негативных  вмешательств. Несмотря даже на то, что мешающие чувства просто проходят, не могут оставаться надолго и сами по себе покидают нас через какое-то время, мы не наслаждаемся тем, что они у нас есть. В таких ситуациях некоторые люди проводят много времени, беседуя с серьезно выглядящими людьми в длинных белых халатах, которые советуют пить таблетки. Конечно же, думать и говорить позитивные вещи это тоже просто сон и нечто относительное, меняющаяся иллюзия. Но если мы продолжаем заполнять ум хорошими впечатлениями, то достигаем такого уровня, где видим так много красоты снаружи и внутри, что ум осмеливается переступить пределы своих концепций, своих различных идей, и переживает то совершенное понимание, которое все осознает. И когда оно узнается, когда появляется это осознавание, больше нечего хотеть. Конечно же, это не удаляет эго полностью. Оно снова появится на экране как только это будет возможно и скажет «Мой ясный свет длился дольше, чем его на прошлой неделе» или « Теперь я быстро достигну просветления». В такие моменты некоторые люди думают, что они это потеряли, но в конечном итоге это невозможно. Они никогда этого не теряют. Солнце всегда светит, а это просто проплывающие мимо облака. Осознавание вневременно, но также есть разные непостоянные иллюзии, проплывающие мимо. Если перестать заботиться о том, что приходит и уходит, мы распознаем свободное пространство ума и больше никогда не покидаем этого совершенного состояния.

Существуют ли такие случаи, когда следование критическому взгляду и доверие противоречат друг другу?

Нет, но нужно осознавать, что существуют культурные различия и выбирать то, что действительно важно. Даже будучи с Шестнадцатым Кармапой, чье благословение часто было как электрический провод, касающийся нас с Ханной, кого мы видели как всех Будд в одном лице и кто на моих глазах превращался в Будд – даже в женские формы – на которых он нам давал посвящение, воспитание моей матери не покидало меня. Когда люди едят руками, я до сих пор отворачиваюсь.

Даже когда кто-нибудь забирал Кармапу из дома, чтобы купить ему новые ботинки, я делал другую работу или читал мой Интернешнл Геральд Трибьюн. Хотя это делалось, чтобы уважить дарителей, мне казалось, что это абсолютно бесполезная трата его драгоценного времени. Были и другие случаи, когда я становился наэлектризованным. Например, когда Кармапа ходил в птичий магазин. Я на самом деле не сильно люблю птиц, мне не нравится, как они пахнут и, воспринимая все тактильно, я всегда трогаю вещи. Если я этого не сделаю, они так и не становятся для меня по-настоящему живыми. К птицам – несмотря на то, что, видимо, иногда они бывают очень умными и сочувственными – нельзя по-настоящему приблизиться. Однако, когда он ходил в эти магазины, которые  находил интуитивно в городах, в которых никогда не бывал раньше, происходили интересные вещи. Он мог остановиться на мгновение, а потом сказать нам, то вон та птица сейчас говорила нечто очень умное, а та, другая, абсолютно бездарна. И когда он просовывал руку в клетку, та птица, которую он похвалил, подлетала и садилась на нее. Он ее вытаскивал, дул на нее и делал еще какие-то вещи, после чего многие владельцы магазинов отдавали ему птицу или брали минимальную плату. Кармапа делал это много раз, и потом, когда птицы умирали, они сидели в устойчивой и неподвижной позиции, подняв клювы. И тогда Кармапа говорил: «Она сейчас медитирует. Сегодня вечером она станет свободна, и тогда вы можете похоронить ее».

У нас есть внутренние и тайные возможности, которые просто невероятны. Так что чем больший потенциал учитель способен раскрыть в нас, тем большую преданность и благодарность нужно испытывать к нему или к ней.

Во сколько птичьих магазинов ты ходил с Шестнадцатым Кармапой?

В 1974  и 1977 наверное, около 10 по всей Европе. Хана даже больше, иногда мы посещали коллекционеров экзотики, которые не продают птиц. Однажды  мы привезли Кармапу в шотландский центр, и когда он вошел в свою комнату, три птицы стучались клювами в окно. Мы оставили его одного, потому что почувствовали, что это было чем-то особенным. Вскоре Кармапа вышел. Он сделал грубый рисунок, на котором был изображен амбар, и сказал, что вот там под крышей заперты три птицы. Мы не проезжали через этот амбар, потому что Кармапа прибыл в аэропорт Прествик, который находится в противоположной стороне. Однако, когда люди поехали туда, они обнаружили его. Войдя внутрь, они открыли окно в потолке и оттуда вылетели три большие птицы. Все, кто когда-либо встречал Шестнадцатого Кармапу, убеждены в том, что он был Буддой, в этом не может быть сомнений. И сейчас не политический, а религиозный Семнадцатый Кармапа Тринле Тхайе Дордже, который узнал сам себя, сказал, что когда он будет в том же возрасте, что и Шестнадцатый Кармапа в то время, когда мы узнали его, от 46 до 58, он будет обладать такими же способностями. Меня захлестнула радость, когда я услышал об этом, потому что не может быть более великого подарка этому миру. Несомненно, такие способности это доказательство того, что мир является коллективным сном, который мы наблюдаем через разноцветные очки нашего собственного состояния ума, и очень многие будут получать пользу, видя это.

Последний вопрос. Как бы тебе, как учителю, хотелось, чтобы твои ученики выражали свою преданность к тебе?

Много работы, храбрость, азарт, бесстрашие, радость, чувство юмора, изначальное доверие к себе и к другим. То, что мои ученики действительно поднимают уровень своего умственного развития везде, где бы они не появлялись: я столько раз видел как это происходит естественным образом. В Копенгагене я знаю нескольких мужчин очень  распространенного типа. Они выглядят как скандинавские боги, с острыми чертами лица и совершенными пропорциями. Когда у меня еще было время и я посещал их вечеринки, они обычно сидели полулежа, просто будучи суперкрутыми, и дорогой белый порошок почти сыпался из их носов. И тогда приходили несколько наших буддийских девушек, встряхивали всех и делали настоящую вечеринку. Все остальное уже было там до того, как они пришли – музыка, прекрасные тела и все прочее, но не было искры, которая бы заставила все это происходить. Это то, что мы постоянно делаем, и по этой причине некоторые монашеские типы думают, что мы плохие буддисты. Они используют нашу внутреннюю шутку называть себя «линия пати», потому что это созвучно с «линия Кагью». Но, как известно, религия, которая теряет дверь к преодолению границ, становится реликвией. Основой для того, чтобы работать вместе, узнавать друг друга является хорошая, не сумасшедшая, вечеринка. Это действительно самая объединяющая и удивительная вещь. В одно мгновение, мы подносим здоровье, красоту, силу и любовь всех этих прекрасных людей, их движения, свет и все переживаемое богатство. Это самое большое подношение Буддам. Наше абсолютное поучение в том, что высшая радость это высшая истина. Если кто-то выглядит так, как будто уже три недели идет дождь, поучает других или заявляет, что у него есть какие-то особенные достижения, нужно сказать: «Это слишком круто для меня» (Смеется). Моменты «ага», которые у нас есть, наше пребывание в настоящем моменте , свежесть, наше чувство справедливости это то, где мы касаемся истины.

Быстрые мотоциклы, сотни прыжков с парашютом и все виды азарта приводят к этому, несомненно. У нас есть внутренние и тайные возможности, которые просто невероятны. Так что чем больший потенциал учитель способен раскрыть в нас, тем большую преданность и благодарность нужно испытывать к нему или к ней.

Есть ли что-нибудь еще, что ты хотел бы сказать о преданности? 

Нет. Найдите это и развивайте.


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Пустота – это то, что само по себе, не будучи чем-то, содержит в себе и распознает все разнообразие происходящего»

Лама Оле Нидал

Новости центров