Семена сочувствия

Сочувствие — это наша природа и одно из качеств нашего ума. Оно нацелено на достижение истинного счастья, изначально присущего всем нам, и устранение всеобщего неведения, благодаря чему мы можем добиться ясного понимания мира и живых существ. Естественно проявляя сочувствие, мы придаем своей жизни большую значимость. Поскольку это качество уже есть в нашей природе, нам нет нужды искать его где-то еще. Там, где присутствует сознание, есть и семя сочувствия.

То же самое касается и мудрости: там, где есть сознание, есть и семя мудрости — сочувствие неотделимо от мудрости.

То, насколько свободно мы выражаем сочувствие, а также степень его выражения очень важны, потому что без этого наша жизнь будет неполноценной, а наш покой — обусловленным и ненадежным. Только благодаря сочувствию, приводящему к истинному пониманию, мы обретаем необусловленные покой и счастье, а в итоге — и Освобождение. Чтобы приблизиться к этому состоянию, Будда учил нас развивать в себе сочувствие друг к другу и к миру через осознание того, что стремление к счастью (и к избеганию несчастья) глубоко укоренилось в каждом из нас. Если мы будем использовать это понимание в отношениях друг с другом, то сможем создать основу для развития сочувствия — самого важного качества в нашей жизни.

Засевая семена сочувственного понимания в каждый момент, мы обретем способность без особого усилия преодолевать омрачение и неведение. Мы будем легко избегать препятствий и уверенно двигаться по пути добродетели, максимально используя возможности драгоценного и непостоянного человеческого существования. Например, когда нас окружают неприятности, мы можем сосредотачиваться на наших глубинных истинных желаниях, и это поддержит нас в преодолении физических и психологических трудностей.

Нужно напоминать себе, что развивать сочувствие можно, не прилагая к этому чрезмерных усилий — когда мы просто сидим, идем или спим. Если мы будем действовать таким образом, то окажемся способны использовать каждую свободную минуту для развития сочувствия, даже пребывая в этом ограниченном физическом мире.

Лично я считаю, что наша семья, будь то наши близкие родственники или семья в более широком смысле, — это идеальная среда для работы над сочувствием.

Независимо от нашего социального статуса и культурного уровня, семья представляет собой плодотворную почву для взращивания внутренних семян сочувствия, которые позднее дадут плоды. Сочувствие не сможет вырасти без плодородной почвы семьи. Хорошая почва для того и нужна, чтобы помочь семени проявить весь свой потенциал и стать здоровым и крепким растением.

Таким образом, развитие нашего естественного сочувствия тесно взаимосвязано с плодородной почвой наших семей.

Будды и Боддхисаттвы действительно направляют практикующих к отказу от привязанностей, в частности от привязанности к семье, поскольку привязанность не является нашим естественным качеством — это ложно понимаемое сочувствие. Для невнимательного ума привязанность является тождественной сочувствию. Однако внимательный ум видит, что у привязанности всегда эгоистичная мотивация.

Сочувствие — это проявление заботы не только о себе, но и о других.

Постепенно осознавая эту основополагающую истину, ум практикующего учится оценивать каждую ситуацию и тщательно избавляться от всех форм привязанности. Например, избегая таких внешних условий, как семья, из опасения нанести вред близким людям, поскольку привязанность вредит не только нам, но и другим. В то же время, когда ум обретает способность преодолевать привязанности, мы видим, что у нас все меньше причин избегать подобных вещей. И тогда мы понимаем, что наша семья на самом деле плодородная почва для развития сочувствия.

Конечно, можно пытаться найти другие поля и почвы, то есть другие семьи, но почва той семьи, с которой мы связаны сейчас, — наилучшая для нас, потому что мы естественным образом проявляем заботу о своих близких. Каждый член семьи направляет и учит нас по-своему.

Итак, поскольку семена сочувствия — в природе каждого из нас, то, чтобы культивировать это сочувствие в себе и в мире, нам нужна плодородная почва — наша семья. Каждый из нас может найти в себе решимость развивать сочувствие, свободное от привязанности, и проявлять необусловленную заботу обо всех существах.

Перевод с английского Натальи Мирошниковой

Источник: karmapa.org/on-compassion

Этот текст был опубликован в 34 номере журнала «Буддизм.ru»