Покоиться в осознавании

Лама Оле Нидал

Публикуем отрывок из книги «Глубина славянского ума» том №3. Эта книга составлена из ответов Ламы Оле Нидала на вопросы, заданные ему на лекциях, пресс-конференциях и встречах с учениками во время ежегодных путешествий по России в период с 2009 по 2014 годы. Для линии преемственности Карма Кагью важнейшей является именно устная передача — то есть поучения, услышанные непосредственно от просветленного учителя. В спонтанных ответах Ламы выражен его дивой просветленный опыт, поэтому книга обладает особой ценностью.

Можно ли достичь Просветления без медитации?

У нас был один случай, с человеком по имени Наропа. Он прошел через 12 больших и 24 малых испытаний, последнее из которых состояло в том, что его очень сильно стукнули башмаком по голове. В результате всего этого он достиг Просветления. Обещаю вам, что медитация — более производительный, а главное, более приятный метод.

Зачем делать нендро, если есть медитация на Шестнадцатого Кармапу?

Чтобы лучше делать медитацию на Шестнадцатого Кармапу. Закончив нёндро, мы с Ханной пошли к Кармапе и спросили: «На что нам теперь медитировать?» И он ответил: «На Восьмого Кармапу». Однако мы ожидали, что нам дадут какую-то невероятную Будда-форму с большим количеством рук и ног, и потому переспросили, но снова услышали в ответ: «На Восьмого Кармапу». Прошло много времени, прежде чем мы поняли, что смысл каждой тантрической медитации состоит в том, чтобы не покидать Чистую страну. Это дается гораздо легче, когда медитируешь на форму энергии и света — у нее нет смешного носа, политических идей, с которыми мы не согласны, и она не ходит в туалет. Медитировать на человеческую форму сложнее; но если мы научимся видеть ее чистой, то нам останется лишь маленький прыжок до уровня чистого видения, до способности во всем видеть смысл и красоту.

Один из друзей сказал мне, что если совершаешь хорошие поступки, то практиковать не обязательно. Так ли это?

Если хочешь попасть в мир богов, то да. Но если хочешь попасть в Чистую страну, то нужно еще удалить эго. 

Можно ли практиковать Махамудру без нендро?

Раз вы хотите практиковать Махамудру, значит, вы медитировали в прошлых жизнях, и это хорошо. Но, даже если вы никогда не крали печенье из маминой вазы и вообще не делали ничего плохого, все же сам факт того, что вы живете, означает, что у вас есть внутренние препятствия. А значит, в определенный момент вам может не хватить положительных впечатлений, чтобы трансформировать свой ум и выйти на более высокий уровень осознавания. Я процитирую нашего с Ханной великого учителя Калу Ринпоче, под чьим руководством мы делали нёндро. Он говорил: «Борьба — это большая проблема и маленькая польза, а нёндро — это маленькая проблема и большая польза».

Стоит ли менять образ жизни ради лучшей медитации, ради Просветления?

Если вы можете его изменить и при этом не сделать своего супруга глубоко несчастным, а детей не отправить просить милостыню, потому что сами все время пребываете в самадхи, то все в порядке. Но если от вас зависят другие люди, то вам нужно их поддерживать. Практика совершается в вашем уме. Вы много слышите о людях, которые просидели десятки лет в медитации. Но в отшельничестве они большую часть времени просто учились тому, чему нас уже учат школа и общество — сочувствию, социальной сознательности и так далее.

Вопрос о личной передаче. Насколько часто нужно встречаться с носителями Учения и какие курсы предпочтительнее?

Это все искусство возможного. Куда бы мы ни приехали, вокруг нас по каким-то удивительным причинам всегда собираются самые интересные люди, так что всесторонний человеческий рост вам в любом случае гарантирован. Наши встречи — это доступ к новой информации, к самым коротким путям, приводящим к цели. Это наша жизненная сила, наша кровь.

Можно ли больше медитировать в Сангхе, чем в уединении?

Это зависит от того, чего вы хотите добиться. Для очищения — если вы хотите избавить ум от чего-то болезненного и трудного, от того, что на вас давит, — лучше медитировать отдельно. А для накопления положительных впечатлений определенно лучше в группе. Нам приносят пользу альфа- и омега-волны, которые излучают другие люди, и мы таким образом многому учимся.

Следует ли специально медитировать на женские Будда-аспекты, чтобы развить свои женские качества?

Лучше поклоняйся своей девушке. (Смех в зале.)

Я начал нендро и заметил, что у меня каждый день возникают новые идеи, которые очень похожи на истину, но они постоянно меняются. Что бы ты посоветовал?

Больше нёндро. Мысли уходят, меняются, так что старайся уделять им меньше внимания и не забывай медитировать. Если не сработает одно нёндро, то, когда закончишь, я дам тебе еще одно.

Какому опыту в медитации можно доверять?

Опыту, который не прекращается. Все остальные переживания — это просто шаги на пути. Если ваш ум больше не меняется, то вы уже достигли цели; а до тех пор следует воспринимать все приятное как благословение, как что-то, чем мы можем поделиться с другими, а все неприятное — как очищение, как нечто, от чего мы избавляемся.

Может ли быть, что простирания усиливают гордость, а Алмазный ум - гнев?

То, что ты переживаешь, выходит из тебя, а не входит. Посредством простираний ты избавляешься от гордости, посредством Алмазного Ума — от гнева. Эти вещи всплывают в твоем подсознании, показываясь тебе на пути к выходу. 

Расскажи, пожалуйста, о механизмах очищения. Некоторые люди не могут понять, как карму можно очистить. 

В медитации в качестве объекта очищения наиболее эффективно использовать тело, как в практике Алмазного Ума, потому что ум обычно отождествляется с телом. Но еще эффективнее быть пространством осознавания — без мыслей, без забот. Каждую секунду, когда вы сможете удерживать такое состояние, вы будете вывозить на свалку по десять огромных самосвалов мусора. Сохраняя осознавание и не воспринимая всерьез объекты, которые появляются в уме, вы очищаете очень много негативного. Но это делать гораздо труднее, чем повторять мантру и медитировать.

Но почему это вообще возможно?

Потому что вещи появляются в пространстве, меняются и исчезают в пространстве. Если сжечь семя отравленного дерева, то оно не вырастет.
 
Когда медитируешь, а люди вокруг разговаривают, на чем сосредотачиваться в фазе мантры?

Я восприимчив только к тем звукам, которые выражают рост или боль, а все остальные пропускаю, как лишнюю информацию. Если люди разговаривают в гомпе, стоит попросить их замолчать или выйти. Но если ты медитируешь на вокзале, то, наверное, просить бесполезно. Так что все зависит от ситуации.

Можно ли перебирать большую бусину на мале или, дойдя до нее, надо двигаться в обратную сторону?

Единственным, кто перескакивал через большую бусину, был Шестнадцатый Кармапа. Калу Ринпоче и все другие великие йогины доходили до нее и поворачивали обратно. Таким образом в большой бусине накапливается позитивная энергия, благодаря которой можно успокаивать животных и детей, прикладывая четки к их голове и давая им благословение ваших мантр.

А почему Шестнадцатый Кармапа переступал через центральную бусину?

Потому что для него все было единым океаном энергии, в его уме не было никаких ограничений.

Чем визуализация отличается от медитации?

Визуализация — это неправильный перевод с санскрита на тибетский, сделанный тысячу лет назад. Визуальное связано со зрением, а в медитации вы не видите глазами, вы знаете умом. Поэтому правильнее говорить «вызывать в уме», «представлять», «медитировать».

Когда я закрываю глаза во время медитации, у меня в уме все темно и мне приходится снова открывать глаза. Значит ли это, что мой ум сильно загрязнен?

Нет, просто у одних людей абстрактные умы, и им удобнее чувствовать, а у других — художественные, и они видят формы. Многие из лучших медитаторов ничего не видят, но все чувствуют. В давние времена, когда люди были бедными, все имущество вашей семьи могло состоять из какой-нибудь особенной медной вазы. Люди смотрели на нее и придавали ей символическое значение, говорили, что внутри вазы живет Будда, что вода, которая выливается из нее, несет благословение Будды, и так далее. А сегодня в офисах по всему миру люди непрерывно занимаются изобретением новых штанов и гаджетов для того, чтобы мы не могли использовать те, которые купили в прошлом году. Наш ум бомбардируют сообщения типа: съезди туда, сделай это, купи то. Поэтому тенденция ума создавать внутренние образы ослабевает, а тенденция к абстрактному восприятию усиливается. Это совершенно естественно. Раньше, когда люди видели мало форм, предметы вызывали у них сильный отклик, а сегодня, получая столько визуальных впечатлений, ум неохотно воспринимает формы.

Во время медитации я начинаю смеяться и мешаю соседям. Что с этим делать?

Смех — это высвобождение энергии. Это означает, что напряжение выходит из тебя. Ты чрезвычайно активный человек, за время одной лекции ты ухитряешься посидеть на шести разных местах. Ты блондинка, тебя видно, и это очаровательно. Если у тебя повышенный уровень энергии, то высвобождающий смех очень полезен. Носи всегда это покрывало на шее и закрывай им рот, чтобы смеяться не так громко. Истинный практик услышал бы в этом песню Дакинь, но, может быть, пока еще не все на это способны.

У меня такое чувство, что медитация поверхностна, искусственна. Нужно ли с этим что-то делать?

Просто продолжай. Так бывает в начале, но потом это проходит. Конечно, вы все время проверяете себя — чему я научился, далеко ли продвинулся, — но вы не можете оценить свое развитие, потому что вам не с чем сравнивать. Вы знаете, что счастливы, потому что были несчастливы; вы знаете, что у вас все хорошо, потому что когда-то было плохо. Но когда вы начинаете медитировать, каждая хорошая медитация «заполняет долины» в вашем уме. Вы обязательно развиваетесь, идете все выше в горы, но не чувствуете этого, потому что переживаете все меньше взлетов и падений.

Как не впасть в крайность натужной, параноидальной медитации, когда мы думаем, что раз я сегодня не помедитировал, нужно срочно бежать и медитировать?

Бежать и медитировать — хорошая идея. Так мы решаем принимать лекарство и затем делаем это последовательно, пока не выздоровеем. Половина очищения — это угрызения совести от того, что ты не медитируешь.

Некоторые йогины называют медитацию размышлением. Они правы?

Нет. Мысли должны указывать на того, кто их осознает. Медитировать — значит покоиться в осознавании. Но не нужно делать проблему из появления мыслей, следует просто оставить их без энергии и вернуться к тому, что осознает. Для ума совершенно естественно производить мысли. Многие люди думают так: «Сейчас я медитирую, у меня не должно быть никаких мыслей», и это уже одна мысль. Тогда они думают: «У меня ведь не должно быть мыслей!» — и это уже вторая мысль. Как волны естественно появляются на воде, так и в уме естественно появляются мысли, но когда вы медитируете, они не важны.

Можно ли медитировать неправильно?

Да. Например, можно достичь эффекта «белой стены». В США была буддийская группа, которая сделала фундаментальную ошибку: под видом медитации они предлагали людям просто сидеть и считать часы, чтобы избавиться от своих западных неврозов. Но потом в этой организации произошел большой скандал — они оказались совершенно неспособными действовать. Они успокаивали ум, но не накапливали хорошую энергию и силу, которая позволяла бы видеть ум как сияющий алмаз в короткие моменты медитации. Поэтому их умы стали похожи на белую стену.

Почему нельзя класть буддийские тексты на пол?

На родине буддизма это очень важно, потому что там всегда грязные полы. Тексты — это то, что приводит вас к Освобождению и Просветлению, поэтому то, как вы с ними обращаетесь, показывает ваше отношение к самим себе, к своему развитию, к собственному Просветлению. У текстов нет эго, но ваше обращение с ними определяет, как много пользы вы от них получите.

Если во время медитации устает спина, можно ли продолжать медитировать лежа?

Нет. Медитация — это когда ваш центральный канал располагается вдоль линии, направленной к магнитному центру Земли. Положение лежа подходит для мечтаний. Конечно, если вы уже медитируете очень хорошо, то можете делать это в любой позе, но до тех пор, пожалуйста, сидите прямо. Вы станете более сосредоточенными и, кроме того, будете испытывать удовольствие от движения энергий в теле, и постепенно это перерастет в состояние великого блаженства.

В конце медитации мы представляем, что все атомы вибрируют от радости и скрепляются любовью. Неужели так оно и есть?

Да. Я думаю, что вселенные скрепляет основополагающее желание делать что-то хорошее для других. Я медитирую уже сорок с лишним лет и непрерывно чувствую радость. Это происходит с нами естественно, потому что эта радость есть у всех, просто нужно использовать методы, чтобы ее узнать. Будда сказал: «Нам не нужно умирать, чтобы попасть в Чистую страну». Нам не нужно никуда ехать, чтобы встретить Будд. Все, что нам нужно, — это протереть глаза, и мы увидим, что у всех есть Будда-природа и что каждый атом вибрирует глубоким смыслом.

Во время фазы растворения мой ум постоянно пытается обозначить какие-то границы пространства или хотя бы самого себя. Может, я что-то делаю неправильно?

Нет, ты просто человек. Расстояние от объекта до органов чувств — в основном до глаз — оценивается как что-то реальное. Надо расслабляться и позволять всему вернуться в пространство. Просто быть той безграничностью, которая за мыслями и между мыслями.

Раньше фаза растворения у меня проходила естественно, а сейчас много идей о том, что в ней должно быть, и в итоге происходит что-то смазанное.

Узнавание ума похоже на встречу с красивой женщиной. Если за ней бегать, то она вызовет полицию, а если припарковать поблизости свой «Порше» и положить на него толстую чековую книжку, то она придет сама. Натужно создавать что-либо в медитации — это ошибка. Ожидания и идеи — это не то, что вам нужно, дайте им пройти мимо. Не бегайте за результатом, не думайте, хорошо ли я медитировал вчера и буду ли лучше медитировать завтра, забудьте обо всем этом Диснейленде. Позволяйте всему происходить, оставаясь здесь и сейчас. Пусть ваш ум успокоится и при этом будет полностью осознающим.

С кем сливаться в фазе слияния, когда я и Будда-форма уже неотделимы друг от друга в каждый момент времени?

Если ты можешь сохранять это состояние, то просто наслаждайся. Тогда вся твоя жизнь — это медитация, и ничего другого делать не нужно. Но если ты видишь, что твой ум похож на скачущего воробья, что еще бывают чувства и ситуации, которым ты не рад, то ты, вероятно, перескочил через пару классов и должен вернуться, чтобы поработать над основами. Оцени это сам. Если ты счастлив, совершенен и хорошо функционируешь, то все отлично. Если же твой ум время от времени становится забавным, то смотри вокруг и больше медитируй.

Какую мантру мы используем, медитируя на Махакалу?

В тексте призывания не используется мантра, и для этого есть весомая причина: мантры Защитников — это динамит. Нужно обладать большими познаниями и иметь многолетний опыт медитации, чтобы их читать. Многие молодые ламы не знают этого и раздают мантры направо и налево. Но, вообще, призывания вполне достаточно. Оно действует как фитнес или витамины: вы крепнете, становитесь сильными, в опасных ситуациях перестаете поддаваться гневу и побеждаете.

В ваших книгах и лекциях встречается слово «йогин». Что оно означает?

В английском языке мы используем слово accomplisher — «тот, кто достигает цели», оно более понятно. Тут вопрос в том, на чем делается акцент в практике. Монах концентрируется на внешних вещах, на том, что можно, а чего нельзя. Мирянин больше думает о мотивации. А йогин, или «практик, достигающий совершенства», удерживает чистый взгляд: по окончании медитации мы не возвращаемся на уровень повседневности. Наоборот, когда мы снова появляемся в мире, все светится, вибрирует, все богато и наполнено смыслом, у каждого есть природа Будды.

Как переживается состояние «здесь и сейчас»?

Во всем, что вы делаете, нужно быть одновременно пространством и тем, что происходит в пространстве. Вы должны осознавать, что происходит в уме, не слишком вдаваясь в подробности, и тогда тело, речь и ум будут точно знать, как действовать. Быть здесь и сейчас — значит переживать богатство, потенциал настоящего момента, осознавать свой шанс быть полезным в настоящий момент.

После медитации мы делаем пожелания для всех существ. Можем ли мы делать пожелания для конкретного человека?

Так поступает большинство людей на протяжении всей жизни. Но лучше включать конкретных людей в пожелания для всех. Ты молодая женщина, понятно, что твое сердце переполнено чувствами, ты больше думаешь о ком-то одном, чем о многих. Но дай себе пространство, думай обо всех.

Я твоя ученица уже 10 лет, но мне кажется, что я только сейчас начинаю слышать то, что ты говоришь на лекциях. 10 лет прошли зря?

Нет, это значит, что тебе нужно было многое вычистить из подсознания, прежде чем прийти к осознанности. Поздравляю. В истории есть примеры, когда человеку на это требовалось 70 лет, так что у тебя все идет хорошо.

Почему в начале пути нам кажется, что мы совершенны, а спустя несколько лет практики мы все больше замечаем, как много у нас мешающих эмоций?

Сначала вы в фазе благословения, а потом — в фазе очищения.

Я уже давно в буддизме, но никак не могу себя заставить практиковать. Я понимаю, что это шанс. И на кладбище смотрела, и обещала себе, но никак не получается. Работа и повседневная жизнь отвлекают от буддизма. Что делать?

Уверен, что ты можешь повторять время от времени несколько мантр — а это тоже практика. Представляй, что Будда падает в твое сердце и наполняет тебя светом — и это практика. Иногда читай наши книги — это тоже своего рода практика. Даже сам факт того, что ты думаешь об этом и испытываешь угрызения совести, — все это практика.

Какую медитацию вы порекомендуете для коротких пауз в повседневной жизни?

Если вы утром принимаете Прибежище, поддерживая связь с Буддами, то действительно можете медитировать в любой момент в течение дня, когда выдается пара свободных минут. Представляйте, что ваш любимый Будда или учитель, с которым у вас самая сильная связь, находится у вас над головой. Танцуя, он опускается в ваш сердечный центр, наполняет вас светом, затем этот свет излучается во всех направлениях и всех благословляет. Если вы хотите развивать способность к действию, то не забывайте про мантру КАРМАПА ЧЕННО, которая означает «сила всех Будд, будь единой с нами, работай через нас».

Этот текст был опубликован в 34 номере журнала «Буддизм.ru»