Будда Шакьямуни (V-VI до н.э.) учил, каким все является на самом деле
 
 

Главные события

12.12.2017 - 12.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Практический буддизм  → Нюнгне: познать ум Ламы как сочувствие всех Будд

Нюнгне: познать ум Ламы как сочувствие всех Будд

 

Ксения Земцова

Нюнгне — это медитация на тысячерукого Будду Любящие Глаза, выражение сочувствия всех Будд. Это ретрит, в котором мы концентрируемся на практике. Медитируя примерно десять часов в день, мы также соблюдаем определенные правила: не курим, не пьем алкогольные напитки, едим только вегетарианскую еду, а на второй день ретрита совсем не едим, не пьем и не говорим.

Эту практику дала индийская принцесса Гелонгма Палмо. Она жила примерно тысячу лет назад в Северной Индии. До сегодняшнего дня линия передачи нюнгне не прерывалась. Держателем практики являлся и Восьмой Кармапа.  До сих пор нюнгне практикуют во многих монастырях, в основном так называемое “Белое нюгне” – 8 нюнгне подряд, такой ретрит длится 17 дней.

Нюнгне относится к Крийя-тантре, которая отличается тщательным соблюдением дисциплины и обетов, благодаря чему практикующий приходит к пониманию поучений через действия. Однако Восьмой Тай Ситупа и Джамгён Конгтрул – просветлённые мастера, держатели передачи нюнгне, считали, что эта медитация относится к Чарья-тантре, так как мы представляем себя в форме Ченрезига и практикуем фазу растворения. Поскольку в Тибете  больше были популярны высшие тантры, на такие нюансы как поддержание чистоты тела (необходимость мыться и менять одежду каждый день) обращалось меньше внимания. Однако в целом в Тибете нюнгне практиковали в гораздо более суровых условиях, чем мы делаем это сейчас. Монахи вставали в три часа утра, а заканчивали медитацию в одиннадцать вечера, в первый день ели только жидкий рисовый суп (в Тибете до сих пор очень жидкий и пустой суп называют «нюнгне-суп»), который им разносили помощники, ведь обет «не красть» подразумевает также «не брать чужое без спросу». Они не покидали гомпу даже для еды, а в туалет выходили только во время специальных перерывов. Во второй день, когда принимается обет молчания, монахи не только не разговаривали, но и мантры произносили про себя.


В традиционную монашескую практику также включены разные пуджи, которые мы не используем в наших центрах Карма Кагью на Западе, – такие как восхваление двенадцати деяний Будды, раскаянье перед тридцатью пятью Буддами (когда мы признаёмся во всех своих негативных действиях и решаем не повторять их), пожелания развить активность Бодхисаттвы и переродиться в Девачене, пожелания Махамудры Третьего Кармапы и другие.  В целом можно сказать, что все эти пожелания входят в наши практики Алмазного пути, но мы не уделяем им такого большого внимания, так как для нас самым эффективным методом является отождествление с Ламой. В Тибете мало кто мог получить глубокие поучения о Дхарме. Наши учителя дают нам возможность понять Учение Будды, задавать вопросы и встраивать изученное в жизнь. Медитация объясняется на родном языке и проводится с ведущим, так же как и медитация на Шестнадцатого Кармапу. Мы всегда оставляем время для вопросов и ответов, а так же для объяснений по медитации.

«Ретриты нюнгне очень хороши в качестве дополнительной программы особенно для практикующих мирян. Лучше всего проводить нюнгне за городом, на природе. Кто хочет, обязательно должен использовать эту драгоценную возможность. Мы с Ханной сами получили огромную пользу от практики, и многие наши друзья могут ей научиться». Лама Оле Нидал

Тот вариант практики нюнгне, который мы сейчас выполняем на Западе, был создан специально для мирян, однако и он был изменён согласно современным реалиям. Так, первая медитационная сессия начинается позже, что подходит работающим и социально активным людям, мы не акцентируем внимание на аскетизме и, например, готовим красивый и обильный обед в первый день, но во время приёма пищи традиционно делимся с голодными духами и нагами (наги являются защитниками практики нюнгне). В целом мы следуем поучениям нашего Ламы и концентрируемся больше не на очищении, а на благословении – хорошем чувстве, возникающем, когда забываешь о себе. Всплывающие беспокойства о собственном теле, вызванные постом и многочасовой медитацией, а также разнообразные кармические впечатления из прошлого мы трансформируем в сочувствие: ведь некоторые существа испытывают подобные страдания постоянно.

Мы вспоминаем об обитателях всех шести миров и желаем им как можно быстрее достичь Просветления. Любящие Глаза (тиб. Ченрезиг, санскр. Авалокитешвара) – форма, выражающая сочувствие всех Будд. Многие ламы считаются её излучением, но можно сказать, что любой, кто проявляет неличностную любовь, является излучением Любящих Глаз. В данной практике, как и во всех остальных практиках Алмазного пути, мы узнаём ум нашего Ламы. Тогда тысяча рук Ченрезига – это безграничная активность и любовь Ламы, одиннадцать лиц Ченрезига – осуществление трёх кай в трёх временах Ламы, белое светящееся тело Ченрезига – свобода Ламы от каких-либо умственных завес. Считается, что существа обретают Освобождение, лишь взглянув на тысячерукого Ченрезига, почувствовав его аромат, услышав звон колокольчиков на его руках и ногах. Учитель Любящих Глаз – Опаме, поэтому у тысячерукой формы одиннадцатая голова – голова Опаме, а Чистая страна Авалокитешвары – Потала, часть Чистой страны Опаме. Таким образом, во время нюнгне с нами всегда присутствует опыт пховы. 

Мантра Ченрезига

 

Лама Тёнзаннг

Лама Тёнзанг

Сегодня держателем передачи нюнгне является Семнадцатый Кармапа, но мирян учит этой практике ученик его прошлого воплощения – Лама Тёнзанг. Это старый друг Ламы Оле, во всем поддерживающий его деятельность. Лама Тёнзанг родился 1934 в провинции Кхам, в Тибете, в семье лам–мирян. С юных лет он заинтересовался буддийской практикой и много путешествовал по святым местам.

В 17 лет он поступил на обучение в монастырь в Цурпху к Шестнадцатому Кармапе. В 1959 году бежал в Индию, где продолжил обучение и медитационную практику. Он прошёл трёхлетний ретрит под руководством Калу Ринпоче в Сонаде. В 1976, по желанию Шестнадцатого Кармапы, он отправился во Францию и с тех пор руководит медитационным центром Моншардон школы Карма Кагью, где круглогодично проводится нюнгне. Начиная с Гелонгмы Палмо, открывшей эту практику, все держатели передачи достигли Просветления за одну жизнь, медитируя на Тысячерукого Ченрезига, невероятно быстро отчистившись от тяжёлой кармы.

 

В центрах под руководством Ламы Оле Нидала нюнгне проводит Рената Шольц, путешествующий учитель из Шварценберга. В 1989-90 годах по просьбе Ламы Оле, Тенги Ринпоче и Ламы Тёнзанга она прошла ретрит в Моншардоне, состоящий из 108 нюнгне подряд и таким образом получила передачу. Сама она говорит, что это связь из прошлой жизни и сейчас она учит, потому что раньше делала сильные пожелания. Даже её первое в жизни посвящение было в Тысячерукую форму Ченрезига.

Рената Шольц

Рената Шольц

Рената Шольц. Приняла Прибежище в 1981 году, путешествующий учитель с 1991 г.  С 1995 г. жила в разных буддийских центрах Германии, сейчас живёт в Мюнхене, работает учителем начальных классов, проводит программы по повышению квалификации в рамках буддийского союза учителей.

Рената, почему мы делаем нюнгне в наших центрах?

Всё очень просто – потому что это поддерживает Лама Оле. Исторически нюнгне – очень распространённая практика, она встречается во всех школах тибетского буддизма. Например, отец Семнадцатого Кармапы Мипхам Ринпоче сделал две тысячи нюнгне. Так же Шераб Ринпоче является мастером нюнгне.

Делая нюнгне, мы поём пуджи, как на пхове, зачем это нужно?

Мы поём текст на тибетском для построения силового поля. Описание фазы построения и пояснения к практике переведены на родной язык.

Что тебя привлекает в этой медитации?

Каждая медитация Алмазного пути великолепна! Каждая практика очищает зеркало ума и позволяет проявиться сияющим Будда-качествам. В нюнгне меня привлекает то, что мы медитируем все вместе как стабильная группа, поэтому медитация получается очень мощной. Между нами появляется сильная связь и каждый получает дополнительный толчок в развитии. Особенно меня всегда впечатляет возникновение силовых полей в отдалённых регионах, где Дхарма ещё не так популярна, например здесь, в Европе и России. Лама Оле говорит про нюнгне, что для нашего развития оно подобно «пинку копытом» и что его ясный свет никогда не был таким ясным, как в нюнгне.

Многие ожидают от практики сильного очищения, испытаний…

Цель любой буддийской медитации – раскрытие наших Будда-качеств: бесстрашия, радости и сочувствия, которые есть в нас как потенциал, их мы называем природой Будды. В медитации мы очищаем завесы ума, не дающие нам в полной мере реализовать эти качества. Завесами являются жёсткие представления о реальности и так называемые мешающие эмоции. Когда мы медитируем, эти завесы всё больше очищаются, и сила излучения нашего ума проявляется всё сильнее. Но это не значит, что во время медитации мы должны себя плохо чувствовать! Наоборот, мы испытываем больше радости!

Как ты реагируешь, когда у людей всё-таки случается что-то подобное?

Однажды Лама Оле сказал мне: «Ты же знаешь, я всегда с вами!» И это хорошо чувствуется. За те годы, пока я путешествую в качестве учителя, у меня не осталось никаких сомнений: не важно, что происходит, мы никогда не отделены от Любящих Глаз.

Что делать, если во время медитации возникает гнев или мы засыпаем?

Никаких проблем! нюнгне – это как уборка на Новый год, во время которой мы видим пыль.

Во время нюнгне мы соблюдаем особые правила поведения, развиваем любовь и сочувствие ко всем существам, а какие аспекты Ваджараяны присутствуют в этой медитации?

Внешняя рамка ретрита – так называемые обещания «соджонг», и мы строго соблюдаем их. Так как мы медитируем на Будду Любящие Глаза с его тысячью руками, то работаем с отождествлением, как и во всех других медитациях Алмазного пути. Это делает практику особенно сильной.

В медитации мы направляем пожелания голодным духам и существам в шести мирах. Действительно ли это им помогает?

С помощью медитации мы строим силовое поле. Благословение идёт ко всем существам. Это действительно им помогает, но результат не обязательно виден сразу.

Вредно ли для здоровья не пить целые сутки?

Я сравниваю этот один день – когда мы не пьём во время практики – с замачиванием белья с въевшейся грязью. Сначала мы заливаем его моющим средством, а потом промываем. Таким образом, во время поста мы освобождаемся от большого количества токсинов. Конечно, мы делаем исключение для людей, например, с низким давлением. Принять участие ретрите можно в любом случае. Если мы решаем пить во время практики, это называется «не-не», что тоже великолепно. 

 

Более подробно о Будде Любящие Глаза

Биография Гелонгма Палмы

 

 

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Лучше стать хорошим практиком, чем быть тулку»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров