Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

16.12.2017 - 16.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Философия  → Нерожденный ум. Шамар Ринпоче.

Нерожденный ум. Шамар Ринпоче.

Шамарпа

Шамарпа

Ни один материальный объект не существует независимо, будь то мельчайшая частица или огромная гора. Все вещи взаимозависимы. Без левого не может быть правого, если нет горячего, нет и холодного, если нет длинного, то нет короткого, если нет «меня» – нет и   «тебя». Ничто не существует само по себе.

Следовательно, если не будет  отдельного объекта восприятия, то не будет и  ничего обособленного, что его бы воспринимало.  Если объект восприятия  не существует независимо, то и ум, который его осознает, не может существовать сам по себе. У составляющих ум моментов восприятия нет независимой реальности: они существуют благодаря объектам. Если нет звука, то нет слухового восприятия и так далее. Мы можем описать мир снаружи  благодаря способности ума создавать концепции, хотя даже у этого качества нет независимой реальности. И осознавание, и объекты сами по себе нереальны, они не что иное, как проекции ума. Ум – источник всего, однако  он не существует вне условий.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗАПУТАННОСТИ

Способность запутанного ума создавать концепции дает начало обусловленному  миру, который существует не сам по себе, а зависит от причин и условий.  В свою очередь причины и условия состоят из восьми видов фрагментарного сознания, основой которого является базовое сознание (санскр. алайя).

Базовое сознание выступает основой для семи видов фрагментарного сознания, которые оно проецирует. Это – сознание пяти органов чувств, познавательная способность и сознание, пораженное эмоциями. Все эти восемь видов сознания, по существу, одно и то же. Подобно тому, как волны на поверхности океана —  это та же вода, что и на глубине. Как волны проявляют разнообразие форм и очертаний, так же и виды фрагментарного сознания различаются в соответствии с природой воспринимаемого объекта. Существует сознание зрения, относящееся к форме, сознание обоняния, относящееся к запаху, и так далее.

Чувственное сознание

Во внешнем мире  условиями для запутанного восприятия являются объекты чувств: форма, звук, запах, вкус или осязаемый объект. Внутри нас запутанность возникает в силу способности различных органов чувств к восприятию. Речь здесь идет не о физических органах, а  об их тонких частях,  которые определяют объекты и делают возможным восприятие. Каждый вид чувственного сознания связан не только с конкретным  органом чувств, но и со способностью ощущать. Имеющий глаза человек не сможет видеть, если у него повреждено визуальное сознание. 

Мгновенный ум

Объектом шестого вида сознания, познавательной способности ума, может быть любая вещь, доступная знанию. Это сознание известно как мгновенный ум, и его способность к восприятию по своей природе ментальна. Название «мгновенный ум» указывает на то, что он появляется в то мгновение, когда возникает или исчезает умственное осознавание. Этот момент –  пространство между сознанием и его объектом –  порождает ментальное восприятие. Он подобен пространству между лицом и зеркалом, без которого невозможно было бы себя увидеть. Мгновенный ум –  это промежуток, разделяющий сознание и его объект, дистанция между ними. Однако он не вакуум, но нечто ментальное по своей природе. Посредством медитации ум может познать свою собственную способность к восприятию.

В силу закона причинно-следственной связи действия эго оставляют отпечатки или тенденции, которые хранятся в базовом сознании, пока не созреют и не образуют сферу восприятия, соответствующую определенной тенденции.

Шесть способностей восприятия, относящиеся к ним шесть видов фрагментарного сознания, а также шесть объектов, которые способствуют их возникновению, –  все всплывает из базового сознания и в нем же растворяется, подобно волнам, поднимающимся и погружающимся в океан. Все эти восемнадцать факторов являются проекциями ума, включая так называемые объекты восприятия, которые не имеют материальной реальности. Более того, эти факторы существуют не сами по себе, а только во взаимосвязи друг с другом.

Каким образом осуществляется эта взаимосвязь в процессах восприятия? С безначальных времен наше привычное поведение, происходящее из неведения, оставляет отпечатки, которые хранятся в базовом сознании. Базовое сознание не узнает свою истинную природу и воспринимает себя и пять психофизических составляющих (санскр. скандхи) как «эго». Эта ошибочная уверенность является причиной эмоционального беспокойства, которое, в свою очередь, руководит нашим поведением. В силу закона причинно-следственной связи действия эго оставляют отпечатки или тенденции, которые хранятся в базовом сознании, пока не созреют и не образуют сферу восприятия, соответствующую определенной тенденции. Например, если в базовом сознании хранится потенциал для рождения человеком, то, когда он созреет, возникнут шесть способностей восприятия, их шесть объектов и шесть видов фрагментарного сознания, соответствующие человеческому существованию.

В основе восприятия мира лежит фрагментарное сознание познавательной способности ума или мгновенный ум, потому что именно он вырабатывает концепции относительно объектов пяти других способностей восприятия, концентрируется на них, находит различия между ними и затем тяготеет к ним либо их отвергает. Это –  один вид привязанности. Другой вид привязанности формируется под воздействием ума, пораженного эмоциями. Эмоциональный и мгновенный ум имеют одну и ту же природу, но привязанность возникает разными способами.

Эмоциональный ум

Пораженный эмоциями ум, цепляющийся за идею эго,  убежден: «я существую», «я –  лучше и важнее остальных». Эти предположения неверны, так как ни в одном из восьми видов сознания нет эго. Идея существования «я» дает начало  многочисленным беспокоящим эмоциям. Ум, пораженный эмоциями, является также источником того, что технически называется «разрушительными ассоциациями». Считая пять психофизических составляющих реальными и формируя из них эго, ум создает цепочки идей, которые в действительности не существуют. Следовательно, при тщательном исследовании их истинной природы они могут раствориться.

Таким образом, когда проявляется «мгновенный ум», создается условие для возникновения фрагментарного сознания.  Или, затуманенный беспорядочными чувствами, ум становится «умом, пораженным эмоциями».

Базовое сознание

Базовое сознание –  это « хранилище», в котором находятся все кармические семена, все результаты наших прошлых действий до тех пор, пока не созреют. Следовательно, это –  почва, из которой прорастают созревшие семена, основа для окружающего нас мира. Воспринимаемый нами мир является активностью семи видов фрагментарного сознания, происходящих из базового сознания.

Все действия, совершаемые под влиянием этих семи типов сознания, оставляют либо положительные, либо отрицательные отпечатки, которые остаются в базовом сознании. Само оно изначально нейтрально, и для него не существует критерия «хороший-плохой». Оно подобно огромному океану –  созревшие тенденции поднимаются, как пар с его поверхности. Семь видов фрагментарного сознания подобны дождю –  их активность образует реки, которые текут обратно в океан, где вся содержащаяся в них вода сохраняется без потерь, пока снова не начинается испарение.

Когда ум осознает свою истинную природу и избавляется от неведения, семь видов фрагментарного сознания теряют основу и исчезают. В этот миг исчезает и базовое сознание.

Базовое сознание принимает одно перерождение за другим. Когда заканчивается человеческая жизнь и наступает состояние бардо,  базовое сознание вместе с умом, пораженным эмоциями, снова проецируют шесть видов фрагментарного сознания  и принимают определенный тип существования. Когда заканчивается состояние бардо, сознание, способности восприятия и объекты восприятия опять возникают из базового сознания и образуют следующее существование.

Базовое сознание можно также назвать «обусловленным сознанием», так как его существование обусловлено другими  семью видами сознания. Если использовать приведенное выше сравнение с океаном, не существующим  без дождя, рек и испарений, базовое сознание тоже не может существовать без активности семи видов сознания и отпечатков, которые они оставляют. Когда ум осознает свою истинную природу и избавляется от неведения, семь видов фрагментарного сознания теряют основу и исчезают. В этот миг исчезает и базовое сознание.

Очень важно понимать, что базовое сознание –  не самостоятельный феномен.  Если бы оно существовало само по себе, без активности семи типов сознания, то это было бы идентично взгляду школы мысли Самкхья, и тогда не было бы разницы между учением Будды и этой ранней формой индийской философии.

ИЗНАЧАЛЬНАЯ ПРИРОДА УМА

Сущностью базового сознания является неизменная Будда-природа, чьи истинные свойства не меняются от того,   пребывает она в неведении или нет. Когда ум узнает свою истинную природу, базовое сознание и семь типов фрагментарного сознания, свойственных запутанному уму, сменяются различными просветленными состояниями. Эти состояния –  сферы активности различных форм первозданного осознавания.

ПУТЬ, ВЫВОДЯЩИЙ ИЗ СОСТОЯНИЯ ЗАПУТАННОСТИ

Преобразование восьми видов фрагментарного сознания в просветленное состояние происходит в процессе практики пути, ведущего к полному Просветлению. Этот путь содержит пять этапов.

Путь накопления

Первый этап называется путем накопления. В базовом сознании хранятся семена –  результаты наших прошлых действий, совершенных под влиянием вредных эмоций. Созревание этих семян приведет нас в существование, настолько наполненное страданием, что духовная практика там будет невозможной. Нужно предотвратить их созревание, накапливая позитивные действия до тех пор, пока не будут уничтожены последние следы семян, вызывающих страдание. Подобно тому, как полностью сжигают кусок дерева, пока не останется только пепел.

Этот процесс можно сравнить также с применением противоядия, после того как мы  приняли яд. Например, противоядием от убийства будет  защита и спасение жизни, противоядие от воровства –  щедрость и так далее. Со временем такое накопление позитивных действий приводит к человеческому перерождению, необходимому для достижения Состояния Будды, поскольку, только будучи человеком, можно на практике следовать духовному пути.

 Путь накопления начинается с медитации.  Тип медитации, которую мы при этом выполняем (санскр. шаматха, тиб. шинэ), развивает умственный покой и стабильность, чтобы подготовить ум к распознаванию своей изначальной природы. Мы неукоснительно приучаем ум придерживаться какого-либо объекта.

Поначалу  ум неизбежно либо полон мыслей и никак не поддается контролю либо сонлив и вял, и покой ума кажется почти недостижимым. Однако благодаря последовательной практике ум становится стабильным, способным естественно придерживаться избранного объекта, оставаясь при этом  ясным и живым.

Медитация по развитию покоя создает основу для практики медитации проникающего видения (санскр. випашьяна, тиб. лхагтонг), состоящей из приемов глубокого постижения отсутствия эго, с тем чтобы осознать истинную сущность базового сознания.

Путь соединения

Медитация, которую мы практикуем на пути накопления, вызывает четыре ощущения, указывающие на наше приближение к следующему этапу . Название этого пути объясняется тем, что он является связующим звеном с первым постижением изначального осознавания –  первой ступенью Бодхисаттвы, на которой удаляются все грубые завесы ума.  Возникающие четыре ощущения сигнализируют о том, что наша медитация начинает приносить плоды.

Первое ощущение называется «теплом», но это никак не связано с физическим теплом или Кундалини-йогой. Тепло –  это знак приближения к огню. Представьте себе, что мы только включили электрообогреватель и он еще не успел нагреться. Первый проблеск говорит о приближении к изначальному осознаванию. Этот опыт требует глубокой медитации проникающего видения. Не думайте, что любое необычное чувство во время медитации является признаком этого тепла.

Благодаря последовательной практике ум становится стабильным, способным естественно придерживаться избранного объекта, оставаясь при этом  ясным и живым.

Второе ощущение называется «пиком» или «вершиной» и  возникает, когда мы добились стабильности в своей практике. На этом уровне наш углубляющийся собственный опыт медитации ведет к полной уверенности в буддийском Учении. Мы убеждаемся в его действенности и в том, что практика  приведет нас к Состоянию Будды. До этого момента  у нас время от времени еще возникали сомнения и иногда нам приходилось принимать учение на веру. Но отныне мы непосредственно понимаем закон причины и следствия: мы знаем, что негативные действия  принесут страдание и так далее. Все сомнения разрешены.

Возникновение третьего ощущения, «выносливости», говорит о возрастании силы нашего понимания. Позитивное влияние медитации проникающего видения так велико, что может подавлять негативные склонности в базовом сознании, даже такие серьезные, которые могли бы привести к перерождению в аду. Позитивное действие сильнее замутненности, вызванной негативным и эмоционально загрязненным действием. Эффекта от хорошего поступка хватит, чтобы противостоять негативному и не быть подавленным им. Практика вообще характеризуется постепенным ослаблением негативных действий и усилением позитивных, но только на этом этапе, этапе выносливости, позитивное становится способным противостоять любой негативной наклонности, какой бы сильной она ни была.

Четвертое, последнее ощущение называется «лучшее в мире», поскольку это лучшее из всех ощущений, возможных в этом мире –  в сансаре. Следующим шагом мы вступаем на путь видения и выходим за пределы мирского. «Лучшее в мире» –  это ворота, ведущие к опыту изначального осознавания.

Пути видения и медитации

Момент восприятия изначального осознавания отмечает начало пути видения. Мы вышли из цикла существования, чтобы больше не возвращаться, поскольку устранена грубая замутненность эмоциональными загрязнениями. Видение изначального осознавания подобно видению растущей  луны: определенно –  это  настоящая луна, но еще не в своей полной форме. Во время продвижения по следующему пути, пути медитации, наше видение расширяется и на десятой ступени Бодхисаттвы становится полным, как полная луна.

Путь исчерпания учения

Пятый, последний путь знаменует полную трансформацию базового сознания в изначальное осознавание. Это преображение происходит  без изменения сущности базового сознания. Ею всегда была сфера активности изначального осознавания, но пониманию этого препятствовала замутненность эмоциональных состояний ума, созревание кармических наклонностей и так далее. Когда эта замутненность рассеяна, мы видим базовое сознание таким, какое оно есть. Ничто существенное не было отброшено.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если нечто родилось или было из чего-то создано, то оно когда-нибудь, исчезнет или распадется»

Лама Оле Нидал

Новости центров