Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в России  → Научная конференция «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».

Научная конференция «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность».

буддизм в России

Интервью с Любовью Четыровой 

Уважаемая Любовь Борисовна, как вам удалось найти время в своем плотном графике, чтобы возглавить оргкомитет конференции?

Честно говоря, вначале я отказалась участвовать в этом, так как времени обычно у нас, замороченных сансарой, нет. Тем не менее решила по возможности помочь организаторам: разослала информацию своим коллегам, довела ее до сведения специалистов в Элисте. Уже в конце августа мне позвонила Вера Дронова, после разговора с которой я, неожиданно для себя, дала согласие войти в оргкомитет. Вера была очень воодушевлена, так как вместе с Анатолием Соколовым она получила благословение Ламы Оле на проведение конференции. Видимо, благословение Ламы и подвигло меня на это важное дело. И, как всегда в таких случаях, все стало складываться в пользу участия: выяснилось, что запланированная еще весной стажировка в Питере совпадает по времени с конференцией. Все стало ясно.

Как вам удалось привлечь внимание научного сообщества?

Я понимала, что академический народ насторожится, когда увидит, что организатором конференции выступает только религиозная организация, а из светских представлен только Музей истории религии. Надо было найти академические организации. В этой ситуации могли помочь люди, хорошо знавшие меня как профессора философского и социологического факультетов СПбГУ. Я предоставила имена и контакты Вере, которая сумела воодушевить многих. В итоге в числе организаторов оказался Центр философской компаративистики СПбГУ. Кроме того, согласие на участие в конференции дали другие уважаемые фигуры академического поля Санкт-Петербурга.

Какова специфика общения с учеными?

Главные организаторы – Вера и Филипп Дроновы и Анатолий Соколов – очень быстро поняли особенности взаимодействия с научными кругами. Менталитет академического человека довольно сильно отличается от менталитета не только буддиста, но и обычных граждан. Здесь есть свои ограничения, свои преференции, строго соблюдается иерархия и чужаков не любят. Но организаторы, вначале удивившись особенностям профессорского разума, быстро приняли их как должное и, к их чести, действовали с учетом этого обстоятельства.

У вас большой опыт проведения подобных мероприятий. В чем заключалась ваша задача на этот раз?

За время своей научной деятельности я провела несколько конференций и хорошо представляла всю сложность организационной работы. К счастью, в этот раз я была освобождена от решения трудоемких технических вопросов. Моей задачей было составить академически приемлемые бумаги – информационное письмо, приглашение, пресс-релиз, программу. А вопросы организационно-технического характера, которых было великое множество, решали другие организаторы. Наша Сангха уже накопила большой опыт проведения буддийских мероприятий, который очень пригодился. Реклама, печатная продукция, размещение гостей, питание, техническая поддержка работы секций и пленарного заседания были организованы превосходно. Большую помощь нам оказывали и сотрудники музея. Они любезно согласились провести экскурсию для специалистов в запасники музея. Конечно, это было незабываемое впечатление. Вообще, конференция проходила в красивом месте. Вновь отремонтированные помещения музея прекрасно оборудованы для таких целей.

Любовь Четырова, глава оргкоммитета конференции

Любовь Четырова, глава оргкоммитета конференции

С какими трудностями пришлось столкнуться?

Главной трудностью было преодоление неявного сопротивления со стороны академического востоковедения. Некоторых востоковедов долго-долго уговаривала Вера, в конце концов они давали согласие участвовать – и в самый последний момент снова отказывались! Причина исключительно в том, что конференцию проводила религиозная организация. Но в итоге мероприятие помогло нам приобрести настоящих друзей среди академического народа, преодолеть их сопротивление, изменить мнение о нашей ассоциации и о буддистах Ваджраяны. Другая трудность была вызвана уже не запутанностью академических умов, а нашей собственной. В некоторых моментах организаторы не могли прийти к согласию. Здесь стоит особо подчеркнуть роль Анатолия Соколова: во-первых, он был инициатором конференции, в успешность и значимость которой поначалу мало кто верил. Во-вторых, он сумел разрешить конфликтные ситуации, неизбежные в проведении мероприятия, в котором участвуют люди с сильными эмоциями.

Расскажите, пожалуйста, о других подобных мероприятиях, в которых вы участвовали.

Подобная конференция, правда российского масштаба, уже проводилась в Новосибирске осенью 2004 года. Инициатором выступил новосибирский центр Кагью. Конференция проходила на базе Новосибирского института экономики психологии и права, где Сергей Белковец, один из организаторов, работает проректором. Мне было приятно, что в проведении конференции принимали участие буддисты первой волны. С докладами выступили Александр Койбагаров, Войтек Трацевский и другие. Я рассказывала об истории буддизма. Кроме нас, буддистов, в конференции приняли участие преподаватели этого вуза.

Чем отличалась петербургская конференция?

Она была, конечно, более представительной и значимой. В ней участвовали авторитетные ученые, многие приехали издалека, с Дальнего Востока и из-за границы. И российские ученые, и западные коллеги высоко оценили организацию и общий уровень. Питерская конференция, с моей точки зрения, выполнила и перевыполнила задачи, обозначенные в информационном письме. Обсуждались проблемы, волнующие буддистов: корни буддизма в России, буддизм и наука, буддизм и психология и другие. Кроме того, практикующие буддисты приобрели много друзей среди ученых. Конференция также изменила общественное мнение, показав значимость Ассоциации буддизма Алмазного пути и ее отношение к науке.

Каким был эмоциональный настрой?

Поскольку среди докладчиков были и ученые-буддисты, и обычные практикующие, это создавало общее воодушевление и эмоциональный подъем. Чем, кстати говоря, наша конференция выгодно отличалась от других аналогичных мероприятий. Участие в ней было настоящим интеллектуальным наслаждением! Было удовольствием слушать не только именитых профессоров, но и таких «неостепененных» докладчиков, как Ермолин и Голиков. Дело, конечно, не в ученой степени, а в тех знаниях, которым обладает докладчик, в умении донести их до публики, в эмоциональной окрашенности выступления. Ну и, само собой разумеется, истинным подарком было выступление Ламы Оле. Об этом можно судить, если посмотреть на лица участников, которые запечатлены на фотографиях. Так делается история!

Интервью с Верой Дроновой

Уважаемая Вера, легко ли было найти ученых, которые занимаются темой буддизма?

Тему конференции и тематику докладов помогли сформулировать наши кагью-буддологи Анатолий Алексеев-Апраксин и Борис Загумённов. Сведения об ученых собирали в Интернете, через знакомых и через буддистов из разных центров. Очень помогла Любовь Борисовна Четырова, возглавившая оргкомитет. В составлении информационного письма и поиске контактов помог Сергей Пахомов из СПбГУ, организатор чтений имени известного буддолога Евгения Алексеевича Торчинова, который при жизни хорошо относился к нашей линии. Большой вклад в организацию внес буддист-ученый Ник Курчанов. Cвязаться с буддологами из Элисты помог давний ученик Ламы Оле Санал Батырев. В итоге на конференцию приехали восемь ученых из Калмыкии во главе с доктором философских наук Б.А. Бичеевым.

Вера Дронова, координатор конференции

Вера Дронова, координатор конференции

Каким был состав участников?

Всего зарегистрировались 60 человек, из них мы приняли 58 докладов, а два доклада отклонили за несоответствие теме конференции. Среди зарегистрированных участников были: 10 докторов наук, 19 кандидатов наук, остальные аспиранты, соискатели, научные сотрудники музеев, НИИ, преподаватели вузов и даже один студент третьего курса философского факультета.

Выступали ли практикующие буддисты?

Да, среди участников были представители всех четырех школ тибетского буддизма: более двадцати человек из Карма Кагью, два – из школы Ньингма, по одному представителю традиций Сакья и Гелуг. Некоторые из них имеют ученые степени, другие – высшее буддийское образование, полученное в институтах и монастырях Индии, некоторые являются студентами ITAS в Карма Гёне (Испания). Вообще, при выборе участников для нас не имели значения религиозные взгляды докладчиков.

Какой была программа мероприятия?

Мы провели два общих пленарных заседания и пять секционных. В программу также были включены экскурсии по Музею истории религии и по городу. Кроме того, была организована встреча ученых с Ламой Оле, где они могли пообщаться в неформальной обстановке, задать вопросы, обменяться мнениями. Правда, некоторые не смогли присутствовать на конференции, но прислали своих представителей. Например, хранитель тибетской и монгольской коллекции Эрмитажа Юлия Елихина была в отъезде. Ее доклад «Два памятника работы Десятого Кармапы Чойджина Дордже» озвучил ее коллега – сотрудник Кунсткамеры.

Кто из иностранцев делал доклады?

На мероприятии выступили шесть иностранцев: Лама Оле Нидал с докладом о западном буддизме; Михаэль Фукс из Гамбурга с докладом об истории передачи учений Ваджраяны из Азии в Россию и на Запад; Элизабет Хадерер из Гамбурга, которая рассказала о шестнадцати Кармапах, изображенных на ступе в Элисте; Эмилия и Николай Нешевы (София, Болгария) рассказали о взгляде Алмазного пути на существование и не-существование как о мосте между теорией относительности и квантовой теорией. Некоторые из иностранных ученых не успели получить визу, а другие оказались заняты. Например, Бурхард Шерер – профессор Кантенберийского университета (Великобритания), директор ITAS (Испания), не смог присутствовать на конференции, но принял участие заочно, как содокладчик Виктории Дубич. Тема их совместного доклада: «Проект международного института ITAS по сохранению буддийского наследия Ваджраяны».

Где проходила конференция?

В самом подходящем месте Санкт-Петербурга – Государственном музее истории религии. Это удобная площадка с большим конференц-залом на 120 мест, огромным атриумом, где мы организовали выставку плакатов и фотографий об Алмазном пути в России. Читальный зал библиотеки музея и малый конференц-зал на 40 мест использовали для секционных заседаний. Мы рассчитывали, что на заседания придут слушатели, которым близка тема конференции, поэтому размещали объявления в соответствующих вузах. Также нас многие находили через Интернет. Еще до мероприятия в качестве слушателей записалось около 70 человек, в основном это были ученые.

Александр Койбогаров и Буда Бальжиевич, настоятель питерского дацана

Александр Койбогаров и Буда Бальжиевич, настоятель питерского дацана

На какие средства была организована конференция?

Бюджет формировался из спонсорских пожертвований наших друзей – буддистов из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска. Без щедрости этих идеалистов конференция не состоялась бы. В организации также участвовало большое количество волонтеров, оказавших нам неоценимую поддержку.

Где можно найти материалы конференции тем, кто не имел возможности на ней присутствовать?

Вскоре будет издан сборник докладов, отбором и редактированием которого занимается целая комиссия. Материалы необходимо сокращать, иначе, если публиковать в полном объеме, получится четыре тома. Каждый текст дублируется также на английском языке.

Каковы ваши дальнейшие планы?

Теперь есть желание проводить такие конференции регулярно, также и в других городах страны. В следующий раз это будет сделать уже гораздо легче – мы познакомились и установили хорошие контакты с большим количеством ученых, а также укрепили отношения с представителями других школ тибетского буддизма.

Отзыв о Международной научно-практической конференции

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Рост популярности буддизма в России потребовал к нему пристального внимания и науки, и политики, и философии. Поэтому проведение конференции актуально и поучительно. Международная конференция была посвящена одному из важнейших направлений в северном буддизме (Махаяне), имеющем распространение в Тибете, Монголии, Китае, Корее и России. В России его последователи имеются в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Доклады, представленные на конференции, касались широкого круга проблем буддизма вообще – истории, философии, искусству, ритуалам психологии, мифологии. Таким образом, тематика оказалась междисциплинарной, и от этого конференция только выиграла, поскольку способствовала лучшему пониманию самого буддизма и в частности буддизма Ваджраяны. Доклады были интересными и высокого научного уровня. Значимым было также и представительство среди участников многих регионов России, и участие иностранных исследователей.

Организация конференции была высокой, общение – теплым и заинтересованным. Надеюсь, что опубликованные доклады оставят заметный след в науке и буддологии.

А.С. КОЛЕСНИКОВ
Директор научного Центра философской компаративистики и социально-гуманитарных исследований доктор философских наук, профессор   


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Откровение Будды о том, что высшая истина равнозначна высшей радости, действует освобождающее»

Лама Оле Нидал

Новости центров