Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Практический буддизм  → Начало регулярной практики

Начало регулярной практики

Начало регулярной практики медитации означает изменение в повседневной рутине. Включить короткую медитацию в повседневную жизнь относительно просто, но выполнить Основополагающие упражнения Великой Печати (Тиб. нёндро) труднее. Это потребует больше времени. Здесь вы найдёте некоторые идеи и советы, которые помогут сделать первые шаги на пути.  

медитацияКогда мы, буддисты, слышим слово «практика», большинство из нас, прежде всего, думает о практике медитации. Но буддийская практика – нечто большее. Существует множество медитаций, которые не приводят к Освобождению и Просветлению. На практическом уровне с помощью медитации можно развить любое качество человека как позитивное, так и негативное. Чтобы медитация открыла в нашем уме нечто положительное, чтобы она вела нас по пути к Просветлению, медитация должна подкрепляться чистым видением и правильным поведением – такова полная буддийская практика. Освобождающее видение появляется благодаря знакомству с объяснениями Будды об истинной природе ума; мы слушаем их, размышляем над ними, задаемся вопросами. Тогда у нас появляется внутренняя уверенность в этих объяснениях. Взгляд, ведущий через практику к Просветлению, заключается в осознании единства  переживающего, объекта переживания и самого переживания как частей единого целого, а так же понимании, что все качества будда-природы уже заложены в нашем уме.

Благодаря медитации то, что было понято, превращается в опыт – «опускается из головы в сердце». Этот путь состоит не столько в накоплении знаний, сколько в узнавании природы ума, находящейся за рамками суждений и концепций.

Идея правильного поведения, в свою очередь, исходит не из следования какому-либо образцу, как это происходит в теистических религиях веры. Скорее это хорошо мотивированная рекомендация Будды, которая поможет переживать гармоничное человеческое развитие. Нам следует видеть Будду как друга, обладающего лучшим видением – он обращает наше внимание на то, к каким результатам приводит то или иное поведение, и даёт советы, как сохранить достигнутый уровень развития.

Когда мы, буддисты, слышим слово «практика», большинство из нас, прежде всего, думает о практике медитации. Но буддийская практика – нечто большее.

Эти три столпа буддийской практики идут рука об руку. Медитация без правильного видения не приведёт к Просветлению. Медитация без понимания сути ума, переживающего все явления, и сути всех переживаемых явлений, в буддизме сравнивается с беспомощным блужданием в тумане.

С другой стороны, тот, кто понимает буддийский взгляд, но никогда не медитирует, может стать учеником, обладающим глубокими знаниями, который никогда не справится со своими мешающими эмоциями и не познает сути буддийских поучений. Его можно будет сравнить с человеком, теоретически знающим путь, но в действительности не следующим ему.

И наконец, даже при хорошей медитации трудно развивать правильный взгляд, если человек  игнорирует советы Будды о правильном поведении в долгосрочной перспективе. Эти советы являются методами, позволяющими сохранить достигнутое, чтобы не взбираться в гору, хватаясь за болты безопасности, закреплённые на ее поверхности.

Отвлечение и вдохновение

Сегодня группы Алмазного пути предлагают разные возможности тем, кто интересуется буддизмом. Можно использовать методы, чтобы придать жизни больший смысл и внутреннее богатство, а можно полностью посвятить себя пошаговому пути, начав выполнять практику Прибежища и Основополагающие упражнения (нёндро).

Почти каждый, кто хотел бы начать регулярную практику медитации, сталкивается с трудностями. Бессчётное множество обстоятельств отвлекает нас от практики и крадет наше время. Кажется, мир устраивает заговор, заставляя нас концентрироваться на картинках, проявляющихся в уме, вместо того чтобы направлять внимание на сам ум. Снова и снова наша практика Дхармы ускользает из рук, и нам потребуется сознательное усилие, чтобы найти вдохновение и продолжить.

К счастью, существуют внешние и внутренние помощники. На внешнем уровне – это контакт с группой медитирующих друзей и заслуживающая доверия связь с учителем Алмазного пути – это всегда будет давать силы и вдохновение. На внутреннем уровне – Прибежище и альтруистическая мотивация – решимость следовать этому пути для блага всех существ. Важно доверять тому, что только природа Будды принесёт нам и другим постоянное счастье. Это доверие отсекает все отвлечения обусловленного мира, словно холодный нож отрезает масло. Приятные вещи всё больше и больше будут переживаться как подарок нашему уму, а неприятные как очищение, растворение негативных впечатлений в уме. И тогда как приятные, так и неприятные переживания не собьют нас с пути. Когда доверие станет глубоким внутренним ощущением, препятствия будут растворяться с каждым биением сердца, ведь у нас появятся совершенно другие приоритеты. Значимость многих вещей, казавшихся главными, померкнет перед величием взгляда, суть которого есть достижение состояния Будды и желание привести к этому состоянию других.

Важно доверять тому, что только природа Будды принесёт нам и другим постоянное счастье. Это доверие отсекает все отвлечения обусловленного мира, словно холодный нож отрезает масло.

Самый известный образец непоколебимого доверия, которое привело к Просветлению, – Миларепа. Благодаря доверию он стал просветлённым Буддой за одну жизнь, несмотря на то, что ее начало было худшим из всех, какие только можно представить – он стал убийцей 35 человек. Однажды он сказал: «Если вы не будете медитировать в этой жизни, вы потратите её понапрасну. Убедитесь, что вам не о чем будет жалеть, когда наступит ваш смертный час». Книга об истории его пути – величайший источник вдохновения.

Основа

Доверие, подобное доверию Миларепы, невозможно включить в себе также легко, как включают, к примеру, свет. Доверие нужно развивать, для него необходима крепкая основа, которая останется неподвижной, когда в океане нашей жизни станет неспокойно. Внутреннюю силу, позволяющую поставить практику Дхармы на первое место, как и способность придерживаться этого, независимо от приятных вещей или очищений, всплывающих на пути, тибетцы называют ньинг-ру (сердечная кость). Прежде всего это означает использовать Четыре основные мысли, которые дают нам основу и углубляют практику, делая её непоколебимой. Великие мастера говорили, что эти Четыре основные мысли в действительности важнее нашей главной медитации, потому что без них в практике не может быть никакой стабильности. Эти Четыре мысли таковы: сейчас мы находимся в благоприятной ситуации; это может измениться; по законам кармы мы ответственны за то, что сейчас переживаем; непросветлённое состояние не может удовлетворять нас, любое счастье ничто по сравнению с той радостью, которую приносит Просветление.

Даже при небольшом начальном доверии к Дхарме эти поучения понятны. Но что можно подумать, когда и великие мастера говорят о неполном понимании поучений? Они имеют в виду, что при размышлении о Четырёх основополагающих мыслях важно  трансформировать их, а не просто довольствоваться интеллектуальным пониманием. Только то, что проникло «в кости», остаётся с нами и в жизненных проблемах, и в болезни, и в старости, и в смерти. Кому-то достаточно лишь однажды услышать поучения о драгоценной человеческой жизни, непостоянстве, карме и недостатках обусловленного мира, чтобы впитались в нас и изменили взгляд на жизнь и на мир в целом. Другие могут слушать поучения в течение всей жизни и оставаться как камни, которые в оде намокают лишь снаружи, но не внутри. Это вопрос открытости поучениям и тому, что они могут сделать с нашей жизнью и с ситуацией всех существ, окружающих нас.

Привычки

Когда люди спрашивали Калу Ринпоче о проблемах в своей практике, он часто отвечал, что они появляются из непонимания по крайней мере одной из Четырёх основополагающих мыслей. Иначе проблем вообще бы не возникло. Естественное следствие преобразования Четырёх основных мыслей – принятие Прибежища в постоянных ценностях, вместо непостоянных и быстро сменяющихся идей. Четыре мысли подготавливают ум перед каждой медитацией, чтобы принятие прибежища проникало все глубже и мы могли развивать просветлённый настрой. Заставлять себя практиковать Дхарму без этого понимания не имеет смысла  –– это исходит из неправильной мотивации. Никто не сможет медитировать так же, как Миларепа, на следующий же день. Иногда люди разбивают колени в кровь, делая огромное количество простираний за одну неделю, но не способны сделать и одного в последующие несколько месяцев. И это не работает.

Лучше выполнять за один раз столько, сколько вы можете, но каждый день. Таким образом ваша практика Дхармы сможет стать стабильной и регулярной. Привычки появляются, когда вы делаете одно и то же, снова и снова, часто на протяжении множества жизней.  Едва ли возможно изменить их по щелчку пальцев; только благодаря терпению и продолжительности практики привычки смогут измениться. Непросветлённый ум подобен животному, которое предпочитает делать то, что делало всегда: оставаться непросветлённым.

С безначальных времён мы привыкли к тому, что переживания интереснее переживающего. Мы следуем за картинками в зеркале вместо того, чтобы смотреть в зеркало, т.е. в сам ум. Нам требуется какое-то время практики, пока эта привычка окончательно изменится, и мы увидим, что само зеркало гораздо красивее картинок, появляющихся в нём, и всё, что возникает в уме, очаровывает только потому, что может происходить. Первый шаг – это развитие доверия к самой возможности такого переживания, мы не можем найти ему соответствия среди всего пережитого в нашей жизни до этого. К счастью, существуют учителя Алмазного пути, имеющие такой опыт, и благодаря нашей собственной открытости они могут поделиться этим опытом с нами.

«Благородное обязательство»

Переживание положительного результата практики и ощущение возможности справляться с  собой и с окружением могут возникнуть очень быстро. Мы всё чаще будем оказываться в ситуациях, которые казались сложными раньше, но перестали быть трудными теперь. Этот опыт даёт почувствовать, сколько свободы и радости ожидает нас на пути. Если с самого начала мы вкладываем в практику энергию, то быстро замечаем хорошую отдачу. Это усиливает наше доверие к методам, и мы наслаждаемся практикой все больше. То же самое происходит во время курса пховы (умирания в сознании), в которой за несколько дней интенсивной медитации в энергополе мощного учителя, обладающего силой глубокого благословения, происходят невероятные перемены в теле и уме. Этот первый быстрый опыт подобен сильному толчку для дальнейшей практики.

Переживание положительного результата практики и ощущение возможности справляться с  собой и с окружением могут возникнуть очень быстро. Мы всё чаще будем оказываться в ситуациях, которые казались сложными раньше, но перестали быть трудными теперь.

В идеале, и это часто происходит, в практике соединяется качество и количество. Качество даёт практике глубину; оно связано с пониманием, глубокой мотивацией, преданностью учителю и сочувствием к другим существам. Количество означает устойчивую привычку не лениться и использовать для практики чуть больше времени, чем это комфортно для нас в данный момент. Это всегда будет вознаграждено. Девятый Кармапа Вангчуг Дордже сказал: «Если вы будете медитировать, укрепляя усердие при столкновении с трудностями, вы получите плоды в виде невероятных качеств».

Лучше, если качество сопряжено с количеством, но у кого это получается с самого начала? Поскольку они взаимозависимы, вы акцентируетесь на том, что ближе вам. Работа с умом в определённый момент неизбежно преобразует количество в качество. Накопление хороших впечатлений в уме откроет его более широкому видению; ум станет глубже осознавать свою истинную природу. Тщательный анализ и практическое применение поучений укрепит чувство глубины Дхармы, что, в свою очередь, усилит желание практиковать.

В нашей традиции Карма Кагью, также известной как школа практики, были самые впечатляющие реализованные мастера Тибета, которые стойко сохраняли целостность линии – другими словами они выполняли  «благородное обязательство». Гампопе его учитель Миларепа убедительно продемонстрировал важность практики. Миларепа сказал: «У меня есть ещё одно глубокое поучение, но я не могу тебе его дать, потому что оно слишком драгоценно». Что Гампопа мог сделать? Он ушёл без этого поучения.

Тогда Миларепа внезапно явился ему и добавил: « С другой стороны, если я не дам тебе этого поучения, то кому ещё я могу его дать?» Гампопа спросил, нужно ли ему выполнить дарение мандалы, чтобы получить это поучение. «В этом нет необходимости», – ответил Миларепа и, подняв одежды, показал Гампопе нижнюю часть своего тела, покрытую шрамами и мозолями от долгих медитаций. Он сказал Гампопе: «Самое глубокое поучение в буддизме – это практика».

Мотивация

Существует два способа мотивировать себя: думая радости Просветления или о страданиях обусловленного мира. В зависимости от ваших ощущений можно чередовать эти способы.

Западному образу мышления ближе аспект радости. Вы напоминаете уму о безграничном блаженстве, которое переживается во время Просветления; встречаетесь с учителями, которые могут дать прочувствовать это; читаете биографии великих мастеров, где это отображено; и представляете, как прекрасно приводить всех существ к постоянному счастью. Когда возникает вопрос, как мы узнаем, что предварительные практики выполняются должным образом, Шамар Ринпоче отвечает: вы действительно должны наслаждаться практикой Дхармы.

Использование радости на пути к Просветлению считается сердцем буддизма Алмазного пути. Цель – это такой уровень, на котором пространство и радость переживаются как части одного целого, и самые эффективные методы работы с состояниями высшего блаженства сочетаются с пониманием пустоты. Пока мы не просветлены, сам переживающий чувствует то радость, то страдание. Однако, по своей сути, он – высшая радость, но без идеи «Я», воспринимающего эту радость. И это знание может быть огромным источником вдохновения.

Какой бы из двух подходов вы ни предпочли, важно с самого начала развивать отношение к практике не только как к средству принести пользы себе, но и как к способу стать полезным для других. Только такое отношение к практике делает её поистине просветляющей.

Второй способ мотивации к практике – страдания сансары – в том виде, как как его представляли в Тибете, несколько смущает западных людей. У европейцев аллергия на такой подход. Неприятие возникло из-за многовековой идеологии католицизма с его угрозами огня и серы, а также из-за стиля подачи поучений некоторыми представителями буддизма, в своих собственных жизнях переживших мало радости. Но, если не быть драматичными, совсем неплохо подумать иногда о страданиях в мире. Новости из Африки, информация о жизни в трущобах стран третьего мира, мысли о неизлечимых болезнях и больницах могут пробудить желание сделать что-то для всех несчастных людей. Кроме того, размышления о старости, болезни и смерти могут дать мотивации существенный толчок. При этом не нужно превращать мир в долину слёз.  Из-за сознательно убийства 35 человек Миларепа больше использовал второй подход. Он сам говорил, что именно страх перед кармическими последствиями негативных действий, которые он совершил, привёл его к Просветлению.

Какой бы из двух подходов вы ни предпочли, важно с самого начала развивать отношение к практике не только как к средству принести пользы себе, но и как к способу стать полезным для других. Только такое отношение к практике делает её поистине просветляющей.

Друзья и помощники на пути

Детлев Гобел родился в 1960 году в Германии. Он работает в компании “BMW” («БМВ»), в отделе по развитию, является международным буддийским путешествующим учителем и редактором немецкого буддийского журнала “Buddhismus Heute” («Буддизм сегодня»)

Детлев Гобел родился в 1960 году в Германии. Он работает в компании “BMW” («БМВ»), в отделе по развитию, является международным буддийским путешествующим учителем и редактором немецкого буддийского журнала “Buddhismus Heute” («Буддизм сегодня»)

Лишь немногие способны практиковать в одиночку долгое время. Большинству из нас полезно контактировать с группой и проводить время с друзьями. Для гармоничного развития  хорошо время от времени взаимодействовать с группой, практикующей Дхарму. В этом случае вы не сойдёте с дистанции своего развития, и не будете изобретать свою собственную Дхарму. Друзей в группе, как и все переживания, нужно воспринимать как зеркало нашего ума. Совместная работа в поле силы центра Алмазного пути прямо противоположна волонтёрству в местном клубе собаководства. Такая работа затрагивает и меняет вещи на самых глубоких уровнях нашего ума. Подобно тому как алмазы полируют друг друга и сверкают всё ярче при взаимном трении, совместная работа друзей в центрах приводит к глубокому и интенсивному развитию. Нет более быстрого способа заполнить ум хорошими впечатлениями, необходимыми для того, чтобы распознать истинную природу ума.

Благодаря дружескому обмену в группе вы узнаете, что у всех, как и у вас самих, во время практики возникают те же трудности и приятные моменты, вы можете делиться опытом и внести свой вклад в огромную сокровищницу взаимообмена. Большинство людей ведут структурированный образ жизни, они считают, что для практики очень важно определённое место и время. Организуя в своей квартире место для медитаций, возможно со статуей Будды или его изображением, вы заметите, что оно не только напоминает о практике каждый раз, когда вы видите его, но и притягивает вас больше и больше.

Регулярная медитация в определённом месте создаёт в нём энергополе, которое поддерживает практику. Для выработки глубокой привычки можно определить время для практики. Вы редко будете находить возможность для неё, если каждый раз станете ждать подходящего момента, занимаясь другими делами. Многие утверждают, что медитируют больше, когда  их  расписание плотно насыщенно, а не когда меньше дел и достаточно времени для практики.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Не пережив полноты сочувствия, бессмысленно утверждать, что вы поняли пустотность»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже, 1924–1981

Новости центров