Лама Оле Нидал
Начиная с 1972 года Оле Нидал, первый европейский лама и мастер медитации, основал более 650 центров медитации по всему миру
 
 

Главные события

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Практический буддизм  → Мы сами архитекторы своей жизни. Джигме Ринпоче

Мы сами архитекторы своей жизни. Джигме Ринпоче

Джигме Ринпоче – лама школы Карма Кагью. Родился в Кхаме (Восточный Тибет) в 1949 году. В 1959 году вместе с Его Святейшеством Кармапой XVI покинул Тибет и в последующие годы жил в Румтеке, получая у Кармапы полное буддийское образование. В 1975 году Его Святейшество назначил Джигме Ринпоче одним из своих духовных представителей в Европе.

У каждого существа есть недостатки и слабости, обусловленные особенностями личности. В то же время все мы обладаем врожденным совершенным качеством – природой Будды. Чтобы оно проявилось, необходимо всего лишь устранить завесы ума. Реальность, которую мы сейчас переживаем, неминуемо приносит страдание. Нам необходимо осознать ситуацию, и только тогда мы сможем применить лекарство против своих слабостей.

Прежде всего, нужно понять, кто мы и какие мы на самом деле. Только тогда мы достигнем успеха – найдем путь к познанию нашей истинной природы, которая не является ни поверхностной, ни полной эмоций. Поэтому мы должны сделать следующее: 1) понять свою ситуацию; 2) изменить свое поведение так, чтобы уменьшить страдание; 3) очистить ум и тем самым углубить понимание его истинной природы.

Независимо от того, находимся мы на пути духовного развития или нет, есть жизнь, которую нужно прожить. Даже если внешние ситуации остаются неизменными, мы можем начать по-другому на них реагировать. Но пока наши умы под очень сильным влиянием привычек – любая попытка быстро изменить внутренние ограничивающие тенденции будет неудачной. Прогресс может происходить только постепенно, малыми шагами. Если мы будем стараться изменить привычки, наше понимание явлений со временем действительно углубится. Большие перемены случаются очень редко, в то время как малые происходят каждый день и часто ускользают от внимания. Чтобы достигнуть успеха, следует обрести терпение и выдержку.

Сейчас наши умы покрыты большим количеством завес, каждый день мы подкармливаем свои стрессы и фрустрации. Нужно постараться уменьшить напряжение во всех аспектах нашей жизни.

Сейчас наши умы покрыты большим количеством завес, каждый день мы подкармливаем свои стрессы и фрустрации. Нужно постараться уменьшить напряжение во всех аспектах нашей жизни.

Все мы отличаемся друг от друга, поэтому результаты практики будут разными. Мы стремимся к достижению Просветления, развиваем просветленный настрой. Конечно, уровень великих Бодхисаттв, которые в прошлом развили совершенный просветленный настрой, может показаться нам почти недостижимым и слишком далеким от повседневной ситуации. Однако мы обладаем такими же возможностями, и для того чтобы пробудить их, нужно в какой-то момент сделать первый шаг. Сейчас.

Просветленный настрой – это полная открытость тому, что не является нашим эго. Мы должны на внутреннем уровне принять все, что происходит, независимо от наших представлений. Такая открытость естественным образом уменьшит стресс и усилит понимание. Это, в свою очередь, приведет к ясности ума и, как следствие, углубит наше осознавание. И процесс будет продолжаться.

Развитию просветленного настроя должно сопутствовать спокойствие ума. Сейчас мы лелеем свои надежды и опасения, отпечаток которых ложится на наши действия. С одной стороны, боимся невезения, с другой – у нас есть определенные желания. Мы думаем, например: «Я должен добиться успеха», или: «Нельзя ошибаться». Эти установки скрывают от нас истинное положение вещей и портят наше видение мира. Мы теряемся в постоянных усилиях, пытаемся понять мир и приспособиться к жизни, но это никак не удается. Покой ума – это умение видеть вещи такими, каковы они на самом деле. Сначала мы должны ясно увидеть, что происходит, а затем вести себя сообразно происходящему, не поддаваясь эмоциям. Чтобы достигнуть равновесия в уме, необходимо тренировать его и вырабатывать правильные привычки. Независимо от того, считаем мы вещи хорошими или плохими, полезными или нет, следует посвятить какое-то время исследованию каждой ситуации и понять ее истинную суть. Просветленный настрой, тренировка ума, равновесие и ясность связаны между собой. Развитие одного из этих элементов благоприятно повлияет на остальные.

Обычно мы предпринимаем действия в соответствии со своими нуждами – в противном случае результаты наших действий чаще всего непродолжительны и несущественны. Поэтому, чтобы избавиться от страдания, нам необходимо пробудить в себе сильную потребность в этом. Страдание появляется в отношениях с нашим окружением. Например, на работе люди часто безо всякой нужды создают неприятные ситуации. Ситуации можно изменить, и один из способов это сделать – проанализировать наши связи с другими. Если возникает конфликт, следует видеть его так: «Ядом здесь является моя озабоченность собой». «Этот конфликт возник из-за того, что они не действуют в соответствии с моими ожиданиями». «Действительно ли моя точка зрения верна? Может быть, нет?»

Причина трудностей – наше инстинктивное нежелание заботиться о других. Поэтому в отношениях с людьми мы должны ставить их на первое место и не расценивать как препятствие. Нужно понять, что у них такие же стремления, как и у нас, хотя взгляды могут отличаться. Понимание других людей приведет к тому, что наши отношения с ними станут более легкими, открытыми и менее конфликтными. Причиной неправильных действий обычно является неправильный подход. Если в первую очередь мы подумаем о благе других, а не о себе, то все изменится к лучшему.

Когда мы не видим результатов своих стараний, сразу начинаем искать ошибку. Но как раз такой подход часто бывает неверным. Может быть, просто наши ожидания были слишком велики.

Причина трудностей – наше инстинктивное нежелание заботиться о других.

Иногда мы ждем некоего идеального момента, чтобы начать действовать, – в результате вообще не двигаемся с места. Хотя мы уже приняли решение сделать что-то полезное, на практике ничего не происходит, потому что нам недостает последовательности. Чтобы это изменить, необходимо пристально рассмотреть обычную трудную ситуацию и постараться понять, что на самом деле происходит. Сначала надо разобраться в собственных реакциях. Может оказаться, что мы часто действуем по принципу «я это не люблю» или «просто я такой» и никогда не задаемся вопросом «почему я такой?», или «почему я все время говорю, что чего-то не люблю?» и так далее. Именно такой образ мышления приводит к возникновению неприязни – свои предубеждения мы создаем сами. Часто мы переносим предубеждения на любые отношения с людьми. Стоит спросить себя, почему так происходит, – и, может быть, это станет поворотным пунктом в нашей жизни. Однако метод не действует сам по себе: возможности для его применения появляются благодаря другим людям.

Условием открытости является удовлетворенность. В то же время естественной чертой каждого из нас является жадность. Мы думаем: «Вещи должны происходить именно так, как хотим мы». Такой подход увеличивает фрустрацию, и в результате мы получаем неудовлетворенность. Надо быть реалистом и стремиться к цели разумным образом.

Просветленный настрой –тоже принятие точки зрения других. Этот принцип не следует забывать. Ситуации по большей мере не бывают абсолютно жесткими, поэтому подход к ним также должен быть гибким. Приобретения и потери не должны быть нашей главной заботой. Мы должны действовать доброжелательно, даже если пока не получается быть спонтанными. Не требуется большого мастерства, чтобы быть добрыми по отношению к любимым. Важно такое отношение распространить на всех существ. Нужно быть внимательным и упорным, иначе мы отступим после нескольких неудачных попыток. Естественная доброжелательность не всегда продолжительна, нам нужно развивать и укреплять ее. Закон причины и следствия действует без каких-либо исключений, а доброжелательность позволяет наилучшим образом разрешать любые конфликты. Всегда, когда мы чувствуем неприязнь, стоит пробуждать в себе доброжелательность. Правильные действия несомненно дают позитивный результат, хотя он может быть незаметен с первого взгляда.

Доброжелательность всегда приводит к позитивным состояниям ума. Одно из них – чувство благодарности. Например, мы купили в магазине рис и готовим его на ужин. В этот момент хорошо бы вспомнить о людях, которые его вырастили, с признательностью подумать об их усилиях. Так наша доброжелательность будет увеличиваться, а именно благодаря ей мы вырабатываем проникающее видение. Всякий раз, осознавая этот механизм, мы будем чувствовать себя лучше.

Противоположностью доброжелательности является напряжение, которое автоматически возникает в уме, пребывающем в иллюзиях. Мы должны противостоять тенденции контролировать свои мысли и смотреть, есть ли в них толк. Чем лучше мы сконцентрированы, чем уверенней покоимся в своей собственной середине, тем глубже будет наше понимание. Всегда анализируйте смысл своих действий. Осознавайте их и таким образом развивайте потенциал ума.

Обычно нам кажется, что, услышав что-то, мы автоматически это поняли. Похожее отношение у нас и  к людям: мы их видим, и уже кажется, что знаем. Однако это не всегда так просто. Надо быть открытым. Всегда лучше принять поправку на другие возможности, чем закрываться от них или слишком жестко держаться за свои взгляды.

Настрой ума во время медитации должен быть свободным от ожиданий и концепций, от желания, чтобы что-то произошло. Тогда практика будет успешной.

Для развития нашего потенциала очень полезна формальная медитация. Ее целью является углубление ясности ума. Ум сам по себе обладает способностью постичь свою первозданную ясность, и медитация здесь ничего не добавляет и не меняет, она только убирает завесы, мешающие уму переживать свою истинную природу. Рассеянный ум не может сконцентрироваться, он лишь следует за цепочками разнообразных ассоциаций и идей. Благодаря медитации мы можем помочь уму оказаться «здесь и сейчас». Медитация означает не создавать что-либо, но пребывать в осознанности ума, и этому сопутствует покой. Что бы ни происходило внутри или снаружи, мы не пытаемся притягивать или отталкивать. И поскольку происходящее не имеет никакого значения, мы его просто отпускаем. Настрой ума во время медитации должен быть свободным от ожиданий и концепций, от желания, чтобы что-то произошло. Тогда практика будет успешной.

Часто мы придерживаемся каких-то определенных взглядов на природу ума и на медитацию. У нас довольно много разных ошибочных концепций. Например, мы думаем: «Ум пустой», или: «Нужно остановить мысли и чувства». Мы уверены, что обязаны что-то делать, если начинаем медитировать, и не очень-то знаем, как это делать. Спустя несколько секунд мы смотрим вокруг и задаемся вопросами, вроде «а хорошо ли я медитирую?», «достаточно ли тихо в этой комнате?» и «когда, наконец, стихнут эти звуки?»

Но на самом деле настоящим препятствием являются эти опасения и надежды. Мы должны расслабиться. Что бы ни происходило, это нужно отпустить. Медитация не бывает хорошей или плохой, не беспокойтесь вообще о том, созерцаете вы что-то или нет. Просто осознавайтето, что появляется в уме. Просто будьте – ничего не делая и ничего не прибавляя. Медитация подобна любому другому действию: сначала нужна теория, а затем следует ее применение на практике. В действительности она является ясным состоянием, лишенным ожиданий.

У нас есть склонность оценивать все, что мы сделали в прошлом, и отбрасывать, что оценили как негативное. Однако эффективнее было бы посмотреть на то, какую пользу принес этот опыт. К переживаемому следует относиться не как к источнику конфликта с самим собой, а как к возможности лучше себя понять.

Все «плохие» медитации на самом деле являются хорошей помощью для того, чтобы научиться покоиться в уме. Условием такого покоя не является создание или вырабатывание чего-либо. Сознание просто присутствует, и оно открыто всему разнообразию явлений. Даже просто выяснение, не является ли это созданием чего-либо, уже является таким созданием. Медитацию невозможно описать обычным способом, потому что слова или описания не являются тем состоянием, когда ум покоится в происходящем.

Хорошая техника – позволять уму и телу оставаться в покое. Если мутную воду оставить в покое, вся взвесь оседает на дно, и вода снова становится прозрачной. Не создавайте лишних мыслей, дайте им свободу и покойтесь в моменте. Не пытайтесь что-то делать. Снова обратимся к примеру с мутной водой: если мы пытаемся что-то из нее удалить, она мутнеет, теряет прозрачность. Поэтому не стоит вмешиваться. Такое состояние покоя и осознанности является совершенным присутствием. Чтобы лучше это понять, можно взять в качестве примера магнитофон: он записывает все подряд без оценки. Речь здесь не о том, чтобы закрыть глаза и заткнуть уши. Если во время медитации изменится освещение и мы подумаем: «Сгущаются тучи, может начаться дождь», – в этот момент уже не будет медитации. Если мы слышим разговор и думаем: «О чем это они говорят?» – мы тоже не медитируем. Если это случилось, мы должны вернуться к медитации, не следуя за мыслями. К таким явлениям стоит относиться как к театральному представлению.

Подходящее условие для практики – тихое место, где, например, не слышно музыки. Но постоянная абсолютная тишина не обязательна. Можно постепенно научиться включать в свою медитацию все внешние явления, ведь они не хорошие и не плохие – они такие, какие есть.

Поначалу вы будете снова и снова попадать в ловушку недостаточно сильной концентрации. Однако единственное настоящее препятствие в практике –когда мы реагируем на мысли и оцениваем их. Постепенно включайте в медитацию все, что происходит во время сессии. Если возникнет рассеянность, и вы осознаете это – она отступит.

Частым препятствием является выполнение медитации с намерением продвинуться на пути или добиться какого-то результата. У нас есть склонность все проверять: хорошо или плохо, лучше или хуже. Именно эта склонность является настоящей помехой. Даже если медитация была сконцентрированной, и вы назвали ее хорошей – на самом деле значит, что сессия такой хорошей не была и следующая таковой не будет.

Что является действительно важным, так это способность распознавать. Тот факт, что вы видите нечто неправильное, означает, что вы способны это видеть. Такое осознание уменьшает напряжение. Тогда все, что бы ни происходило, – хорошо, поскольку подтверждает, что ум присутствует и осознает.

Медитация и повседневная жизнь – не одно и то же. Что происходит во время медитации, само по себе не имеет значения. Мы должны перенести эту тренировку успокоения ума в повседневную жизнь. Если мы стараемся всегда быть здесь и сейчас, то постепенно выработаем привычку принимать с открытостью все ситуации жизни.

Частым препятствием является выполнение медитации с намерением продвинуться на пути или добиться какого-то результата. У нас есть склонность все проверять: хорошо или плохо, лучше или хуже.

Как мы успокаиваем ум? Как показываем ему новое направление и формируем полезные привычки? Все это делается путем сознательной тренировки. Вначале отведите для медитации определенное время, может быть, всего несколько минут. Практикуйте, пока приятно и пока вы свободны от усилий. Суть в том, чтобы почувствовать расслабленность и удобство, ощутить роскошь ничегонеделания. Если появляется напряжение и ощущение перестает быть приятным – завершите сессию. В то же время медитация не должна на этом закончиться. Продолжайте ее в повседневной жизни так, как было описано ранее. Смело и глубоко входите в разные жизненные ситуации, становитесь ближе людям, будьте более открытыми и развивайте собственное понимание. Если вы будете придерживаться просветленного настроя только в теории, не применяя его в жизни, это не принесет результата.

В каждый момент мы должны ясно помнить, что наша окончательная цель – состояние Будды. До этого нам нужно удалить из ума все загрязнения. То, как мы живем и воспринимаем все в данный момент, очень важно, это поможет нам в достижении цели. Если вы внимательно посмотрите на все события обычного дня, то заметите, что одни вспомнить легко, а другие – очень трудно. Значит, в течение дня наш ум был сознательным и присутствующим лишь иногда – в остальное время мы полностью отсутствовали.

Внимательное наблюдение позволит понять, что мы очень часто рассеянны, блуждаем мыслями в прошлом или будущем, не можем покоиться в настоящем моменте. В такие периоды на сцену выходят эмоции. Если мы работаем с умом, он становится сознательным как во время медитации, так и в повседневной жизни. Чем чаще мы присутствуем здесь и сейчас, тем меньше страдаем, и это осознавание будет постепенно укрепляться. Этот процесс занимает много времени, но наши внешние условия тоже меняются к лучшему – продвижение заметно во всем.

Медитировать можно всегда, но некоторые периоды дня считаются более подходящими для практики. Очень хорошо подходит для медитации раннее утро. Мы начинаем день без нагромождения мыслей. Это также период, свободный от тенденции к сонливости – ум яснее и сознательнее, чем в другие часы. Утром следует принять Прибежище и пробудить в себе просветленный настрой. Затем в течение дня мы искренне стараемся принести пользу всем, с кем встречаемся. И тогда постепенно, день за днем, наша жизнь действительно будет становиться все лучше.

Заканчиваем мы день похожим образом – подносим свои хорошие действия всем живым существам, одновременно желая им достижения Просветления. Перед тем как заснуть, мы снова вызываем в уме этот настрой. Его стоит укреплять постоянно, но самое главное – начинать и заканчивать каждый свой день таким пожеланием.

Трудность, которую нелегко победить, заключается в том, что часто мы думаем: «У меня нет времени для медитации». Однако нескольких минут утром и вечером вполне достаточно. Очень важно, как мы настроим свой ум. Все относительно, но можно посмотреть, сколько мы теряем времени ежедневно. Давайте вечером проанализируем, что нам удалось сделать за день. Если мы без труда можем вспомнить все события, значит, ум был сознательным, и это хороший знак. Конечно, неудачные дни случаются у каждого, это нормально.

Проверяйте себя и стремитесь к достижению полного равновесия. Пробуйте достичь понимания и видеть все ясно. Негативные действия подобны мусору, оставленному в подвале: если мы забудем о нем, то вскоре он начнет дурно пахнуть. Разумно каждый вечер проверять себя и следующий день начинать с каких-то изменений. В противном случае в каждое новое утро мы будем переносить вчерашний мусор.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Ум, свободный от привязанности, – мастер радости»

Марпа, 1012-1097

Новости центров