Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

23.10.2017 - 23.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная → Проекты → Культура и искусство → Выставка Тибет-Поволжье

Выставка Тибет-Поволжье


Cовременность и малоизвестные страницы истории буддизма в Среднем Поволжье и на Южном Урале в совместном проекте Музея археологии, этнографии и истории Самарского государственного университета и буддийских центров Алмазного пути традиции Карма Кагью — «Тибет-Поволжье». 2006-2016 гг. .

О буддизме на берегах Волги было известно уже в Средние века, в период существования Волжской Булгарии и Золотой Орды, связанных с буддийским Востоком маршрутами Великого Шелкового пути, о чем говорит упоминание о буддийском квартале средневекового г. Булгар в Среднем Поволжье, сделанное археологом Д.Г.Мухаметшиным. В XII веке в Тибете начала складываться традиция Карма Кагью, опиравшаяся на опыт и учения великих махасиддхов Индии. Она возникла с появлением Кармапы — ее основателя и главы, ставшего первым тулку Тибета, то есть йогином, принимающим осознанно воплощения. Второй Кармапа, известный как Карма Пакши (Бакши) сыграл важную роль в распространении буддизма среди монгольских народов в XIII веке. Кармап величают «королями йогинов Тибета». В XIII веке традиция Кагью получила широкое распространение на Евразийском континенте прежде всего благодаря тангутам и монголам, особенно западным. Монгольский мир открыл для себя тибетский буддизм сначала в тангутском государстве Западное Ся, располагавшемся между Тибетом, Китаем и Монголией. В это время на протяжении полувека государственными наставниками при императорах тангутского двора были ламы подшкол Кагью, которые носили титул «тишри» («императорский наставник»), предполагавший что владелец такого титула дарует императору тантрические посвящения. Государство тангутов было завоевано Великой монгольской империей. В конце 1256 года тибетский лама, глава Карма Кагью, Второй Кармапа стал наставником Великого хана монгольской империи — Мунке, что также подразумевало передачу хану тантрических посвящений буддизма Ваджраяны. На территории Среднего Поволжья в Улусе Джучи (Золотой Орде) в то время чеканилось подавляющее количество монет для нужд Монгольской империи, с клеймом Великого хана. Тангуты, оказавшись в составе Монгольской империи, ассимилировались постепенно с тибетцами в Тибете, с чжурчженями в Китае и монголами, в частности Золотой Орды, включавшей территорию Поволжья и Южного Урала. В то время как восточные монголы в дальнейшем предпочли поддержать тибетскую буддийскую традицию Сакья, западные монголы (ойраты, предки калмыков) на протяжении столетий придерживались учений Кагью. С западными монголами-ойратами, которые в своих миграциях продвигались на Запад и в XVII веке оказались в Поволжье, связаны самые известные страницы истории буддизма в Средневолжье и Южном Урале. В волжских степях ойраты образовали первую и единственную буддийскую государственную систему на европейской территории — Калмыцкое ханство, и стали именоваться волжскими калмыками. Кочевья Калмыцкого ханства простирались от Каспийского моря до реки Самара. Начиная с XVII века согласно общемонгольскому Степному Уложению 1640 года калмыки следовали традиции Гелуг. Однако у них сохранялись передачи Сакья и Кагью.  Столетием позже, в XVIII веке, на Средней Волге возникло Ставропольское ведомство, с центром — крепостью Ставрополь-на-Волге (совр. Тольятти), куда отправляли на постоянное жительство крещеных калмыков со всей Российской империи. Буддийские традиции тайно сохранялись и среди них. Тому были и объективные причины, прежде всего языковой барьер, поскольку калмыки не знали русского языка, а православные священники, проповедовавшие им христианскую религию, не знали калмыцкого. В число ставропольских калмыков вошли не только крещеные волжские калмыки, но и большое количество джунгар, бежавших из разоряемой Цинским Китаем Джунгарии. Среди них было значительное количество буддийских лам. 
Позднее, в 1842 году, ставропольские калмыки  были переведены на жительство на Южный Урал, в степи Оренбуржья.  

Спустя сотню лет после исчезновения в Самарской области носителей буддизма, Ваджраяна возродилась здесь благодаря приезду лам Оле и Ханны Нидалов, близких учеников главы традиции Карма Кагью Его Святейшества XVI Кармапы, основавших буддийские центры Карма Кагью в Тольятти и Самаре. В 2016 году сангха Самарской области отпраздновала свой 25-летний юбилей.

В музее археологии, этнографии и истории СамГУ создана постоянная экспозиция «Буддизм Ваджраяны в Самарском крае: история и современность», в которой представлены изображения основателей четырех главных тибетских традиций, а также подробно — линия преемственности Карма Кагью, статуи знаменитых буддийских мастеров и отцов-основателей: Тилопы, Наропы, Марпы, Миларепы, Гампопы, Первого Кармапы и Шестнадцатого Кармапы. Это единственная тематическая коллекция искусства, отражающего своеобразие традиции Карма Кагью в государственных музеях.

Более сотни  экспонатов демонстрируют разные грани буддийской культуры Востока и пути ее развития в России. Это тханки, статуи и буддийские ритуальные предметы из Тибета, Бутана, Непала, Калмыкии, Бурятии и Тывы. 

В фонде находится серия фотографий, где проведены параллели между тем, как буддийские методы практикуют на Востоке, в Тибете и  тибетских диаспорах по всему миру, и в России, в том числе в Среднем Поволжье. Фоторяд отражает  разные аспекты  буддийской практики — основополагающие медитации Нёндро, паломничества, строительство ступ.  

Исторические стенды Музея археологии, этнографии и истории СамГУ знакомят с калмыцким наследием: малоизвестными фактами истории и фотографиями археологических находок — буддийских статуй из фондов краеведческих музеев Самары и Тольятти. 

В рамках проекта проводятся ежегодные выставки, встречи, лекции в музеях и выставочных залах городов Поволжья и Урала при поддержке целого ряда организаций и учреждений: Министерства культуры г. Самары,  Международной общественной организации содействия сохранению культурно-исторических традиций народов Центральной Азии «Культурное наследие Гималаев»,   Отдела взаимодействия с общественными объединениями Управления по оргработе и связям с общественностью мэрии г.о.Тольятти, а также Государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов».

С 2011 года проект функционирует в рамках Общероссийской программы «Народов много, страна одна», объединяя исторический, религиоведческий, этнографический и культурологический аспекты музейной практики. Это учебно-образовательная, научно-исследовательская и культурно-просветительская работа в нескольких направлениях: выставочная деятельность, изучение буддийского наследия в регионе (история и этнография), а также изучение традиционного буддизма в современном обществе; подготовка и публикация учебных пособий.
Хронология:
2006-2008 — создание коллекции буддийского искусства Ваджраяны
- исследование истории буддизма Средневолжья и Южного Урала
— участие в научно-практических конференциях, создание информационных стендов с фотографиями местных археологических находок и историческими картами.
2009 — в Музее археологии, этнографии и истории Самарского государственного университета открылась постоянная экспозиция о буддизме Ваджраяны и традиции Карма Кагью в Самарском крае.
2012 — по инициативе СамГУ в издательстве «ЭКСМО» вышла иллюстрированная энциклопедия «Путеводитель по буддизму» к.и.н. Леонтьевой Е.В. — популярное пособие для студентов, старшеклассников и широкой публики.
2011-2015 — семь выставок в пяти городах Поволжья и Урала
— семь публикаций о буддийской истории Среднего Поволжья с использованием археологического материала
- лекторий по истории буддизма, экскурсии для школьников по программе «Основы религиозных культур и светской этики»
- участие в научно-практических конференциях, в том числе международной конференции «Буддизм Ваджраяны в России».
В 2016 году Самарский государственный университет в процессе реструктуризации вузов Самары был упразднен и стал частью Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева. В связи с изменениями были подведены итоги десяти лет сотрудничества со специалистами СамГУ, а также намечены новые планы на будущее уже в рамках музея в составе Самарского исследовательского университета.

 
 
 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Буддизм улучшает качество жизни и распространяется немиссионерским способом. Он дает советы, как лучше жить, лучше себя вести и этим улучшать свою жизнь»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости проекта

08.04.2017

В III Международном фестивале буддийской культуры, проходившем с 26 марта по 1 ...

16.12.2016

14 сентября 2016 года в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в Москве ...

06.05.2016

Тольяттинские и самарские буддисты в первые дни мая 2016 года отметили ...

29.09.2015

18 сентября мы приняли участие в Международной научной конференции "Сарепта в истории ...

13.03.2015

По приглашению тольяттинского сообщества дизайнеров "Река" в лофт-пространстве куратор проекта "Тибет-Поволжье" ...

15.03.2013

В Тольяттинском краеведческом музее состоялась выставка, посвященная буддизму в Средневолжье. Ее ...