Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

22.10.2017 - 22.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Философия  → Любящие Глаза

Любящие Глаза

Улла Унгер

Любящие глаза – Будда, наиболее почитаемый в Гималаях. По-тибетски он называется Ченрезиг, на санксрите – Авалокитешвара, а одна из его китайских форм носит имя Куань-Инь. Любящие глаза – это выражение просветленного сочувствия нашей собственной Будда-природы.

Любящие ГлазаЛюбящие Глаза считается покровителем Тибета, где его мантра ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ распространилась самой первой. Многие великие ламы, такие как Далай-лама, Кармапа или Калу Ринпоче, считаются его излучениями, что, однако, не означает, что такими излучениями могут быть исключительно тибетские ламы. На самом деле излучением Любящих Глаз может быть любой, кто привносит в этот мир внеличностную любовь. Внеличностная любовь – по ту сторону привязанности, ревности, личных пристрастий и вредных последствий для других. Если кто-то пронизан ею, то это явно указывает на присутствие Любящих Глаз.

Чтобы понять, кем или чем является Любящие Глаза, попробуем сначала приблизиться к нему со стороны его «личной истории», которая содержится в многочисленных легендах.

Говорится, что очень давно жил царь Цангпочёг, который хотел иметь сына и ради этого делал много подношений Трем драгоценностям Прибежища. Частью этих подношений были цветы лотоса, которые его слуги собирали на находящемся рядом озере. Однажды один из слуг обнаружил один очень большой цветок посередине озера. Слуга рассказал о своем открытии царю. Тот усмотрел в этом исполнение своего желания и сразу же засобирался, чтобы пойти и увидеть этот цветок своими глазами. За это время цветок раскрылся, а в его сердцевине сидел прекрасный шестнадцатилетний юноша. У него было белое светящееся тело и все физические признаки совершенного Будды. И юноша сказал: «Мне ужасно жаль, что все существа так сильно страдают!» 

Царь со свитой простерлись перед ним и пригласили его во дворец. В знак его чудесного рождения царь назвал его «Рожденный в Лотосе». Кроме того, царь рассказал об этом своему Мастеру, Будде Безграничного Света (санскр. Амитабха), который сообщил в ответ, что этот юноша – проявление активности и сердца всех Будд, что его имя Авалокитешвара и он пришел, чтобы освободить существ.

У Любящих Глаз было бесконечно огромное сочувствие ко всем существам во всех шести сферах существования. Он видел все их сложности, ошибки и страдание. Он видел, что их желания необузданны, как водопад, их гнев полыхает, как огонь, а их ревность изменчива, как ветер. Он видел, что они прикованы к сансаре своим эго, как осужденные – наручниками, и что эта иллюзия «я» будет бесконечно вовлекать их в круговорот рождения, смерти и перерождения. Когда Любящие Глаза осознал все это, он заплакал и попросил всех Будд показать ему путь, который позволил бы освободить существ от этого бессмысленного и бесконечного страдания. Будды ответили, что для этого ему придется развить глубочайшую любовь и сочувствие, научиться никогда не уставать от работы и никогда не сдаваться. Когда он спросил, как ему достичь такой мотивации, ему явился Будда Амитабха и дал наставления и Посвящения.

После этого Любящие Глаза дал особенное обещание: «Я буду работать на благо всех существ до тех пор, пока существуют сансарические миры в десяти направлениях безграничного пространства. Я должен освободить всех существ из сансары. Я сам не стану осуществлять состояние Будды, пока последнее существо не оставит сансару и не достигнет состояния Будды. До этого момента на благо всех я буду пребывать в сансаре. Если же останется какая-нибудь привязанность к эго, пусть мое тело распадется на тысячу частей». Будда Амитабха был очень доволен этими словами, похвалил его и пообещал ему в этом свою поддержку.

Он видел, что их желания необузданны, как водопад, их гнев полыхает, как огонь, а их ревность изменчива, как ветер.

По прошествии некоторого времени у Любящих Глаз возникло впечатление, что он завершил свою работу. Он отвлекся на мгновение, чтобы немного расслабиться, но как только опять бросил взгляд на сансару, оказалось, что ситуация даже ухудшилась. Он опять стал излучать свет во все сферы существования, чтобы уменьшить страдание, но существа  оставались такими запутанными, что работа показалась ему бессмысленной. Это разочаровало Любящие Глаза, и он подумал: «Пространство, похоже, действительно бесконечно. Я уже освободил очень многих, но еще есть бесчисленное множество других.  Все это не имеет смысла, и лучше бы я позаботился о собственном Освобождении». В этот момент он нарушил свое Обещание Бодхисаттвы, и его голова разлетелась на тысячу частей. Полностью отчаявшись, призвал он на помощь Будду Амитабху и всех Будд. Амитабха, ответив на его призыв, собрал вместе все разлетевшиеся части. Он придал Любящим Глазам новую форму, на этот раз с 1000 рук и девятью мирными головами. Десятой, черной головой он сделал голову шестирукого защитника Махакалы и сверху поместил свою голову, скрепив ею все вместе. Эта мощная форма с тысячью рук и одиннадцатью головами не должна была испытывать трудности в своей сочувственной активности. (Считается, что 1000 исторических Будд, основателей Учения, которые проявят себя в этом мире, пока здесь есть разумная жизнь, являются излучениями этих 1000 рук.)

Будда Амитабха сказал: «Сансара не имеет ни начала, ни конца». Гампопа в своем труде «Драгоценное Украшение Освобождения» объясняет, что это не означает невозможность покончить со страданием существ. Круговорот существования, состоящий из рождения, смерти и перерождения, существует с точки зрения обычного существа необозримо долго. Поэтому для обычного существа является невозможным увидеть, ни когда он начался, ни где он закончится. Но каждый может растворить свою собственную запутанность. Поскольку изначальное неведение – вне существования или не-существования, оно пусто от какой-либо действительности, и именно об этом освобождающем понимании идет речь, когда говорится: Любящие Глаза будет проявляться в этом мире на благо всех существ, пока все не достигнут Освобождения.

Имея свою «личную историю», Любящие Глаза является также Йидамом, то есть Будда-аспектом. «Йидам» дословно означает «связь ума». В Алмазном пути мы медитируем на Йидамов, которые помогают нам найти самый простой доступ к Просветлению. Мы просто отождествляем себя с Йидамом (кажущимся сначала чем-то внешним) до тех пор, пока не становимся неотделимы от него.

Йидамы являются одним из способов проявления Просветления на чистом уровне, в форме Состояния радости (санскр. Самбхогакайя)

Среди людей, которые не очень разбираются в Алмазном пути, часто бытует мнение, что Йидамы являются просто психологическим образом. Они и в самом деле оказывают на нашу психику глубокое воздействие: если мы практикуем на Любящие Глаза как на нашего Йидама, мы будем становиться любящими – это действительно так. Но Йидам – это гораздо больше. Йидамы являются одним из способов проявления Просветления на чистом уровне, в форме Состояния радости (санскр. Самбхогакайя). И если мы воспринимаем Йидамов как какую-то форму вне нас, чувствуя себя отделенными от нее, мы делаем из Любящих Глаз бога. Это был бы, конечно, очень «любящий бог», но мы при этом были бы очень далеки от правильного понимания средств Алмазного пути.

Кроме того, в практике Алмазного пути Йидамы являются средством очищения. Например, представление четырех рук белой сидящей формы Любящих Глаз очищает наше восприятие мира в четверичных категориях, к примеру, четырех элементов. Три глаза многих Йидамов (например, Белой Тары) помогают нам преодолеть троичные категории – например, концепцию трех времен. Каждая подробность облика Йидама помогает очистить нашу обычную привязанность к миру переживаний и ощущений. Но такое очищение возможно только в том случае, если мы понимаем, что вещи никогда не были действительными. Имея сочувствие, Будды и Йидамы помогают нам и тогда, когда мы видим их как отдельные «личности», но в этом случае мы со своим ограниченным взглядом создаем из них «богов». Любящие Глаза будет, несмотря ни на что, помогать смягчить ситуации, и Освободительница будет поддерживать нас в борьбе со страхами. Но без правильного видения мы и в медитации только усиливаем свое концептуальное восприятие мира явлений и даже создаем новые концепции.

Когда мы медитируем на Йидамов, в ходе фазы построения представляем, что они появляются такими, какими мы их знаем из нашей обычной, сансарической действительности. Мы концентрируемся, как привыкли, на одной концепции, только на этот раз перед нами – просветленная, чистая концепция. Затем в фазе завершения мы понимаем, что все феномены не имеют окончательной действительности, что они «пусты» от нее. Одновременно мы знаем, что проявление и пустота не отделены друг от друга. Если нам это удается, то мы практикуем Алмазный путь с правильным пониманием.

Обычно мы подвержены одной из двух крайностей: нечто или существует, или не существует. В наших медитациях мы как раз упражняемся в преодолении этих крайностей: во время фазы построения мы учимся пониманию того, что явления очень даже существуют и воздействуют на нас. Эта фаза позволяет нам избежать попадания на удочку нигилизма и думать: «Ничто не существует и не имеет смысла…» А в фазе растворения или завершения мы учимся не воспринимать явления как «реальные». В том, что эти две части составляют единое целое, – смысл союза блаженства и пустоты.

Говорится, что Будда Безграничного Света просил Любящие Глаза учить существ в шести сферах существования шестислоговой мантре «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» (1). Она препятствует дальнейшим перерождениям во всех сансарических, то есть во всех «низших» сферах существования.

Что такое мантра? Это вибрация Будды, которая содержит его суть. Прежде чем мы подробно рассмотрим этот вопрос, следует подчеркнуть, что мантра, как и любое другое явление, «пуста» от какой-либо действительности. Поэтому часто говорится: звук – это пустота, так же как любое проявление неотделимо от пустоты. Но как это понимать?

Мантра – это вибрация Будды, которая содержит его суть.

Если нам говорят: «Ты хороший человек», – нам нравится слово «хороший», только если мы уже знакомы  с его значением. В этом случае мы понимаем, что «хороший» – это похвала, и радуемся. Если бы нам то же самое сказали на языке, которого мы не знаем, например, на китайском, то эти слова были бы для нас свободны, то есть «пусты», от какого-либо значения, и мы не испытывали бы радости. И наоборот, мы можем обижаться, если кто-то нас назовет «мошенником» или «слабаком». Но мы злимся только потому, что связываем с этими словами негативные концепции, с которыми не хотим иметь ничего общего.

Все явления, встречающиеся нам в нашем сансарическом, то есть обусловленном, существовании, с окончательной точки зрения свободны от любой действительности, которая была бы им присуща сама по себе, независимо от условий. Переживаемый нами мир возникает из условий, и когда изменяются эти условия, меняется вся наша жизнь. С другой стороны, все эти «пустые», обусловленные явления все-таки воздействуют на нас. Наши автомобили ездят только на топливе, мы промокаем под дождем, и мы теряем своих друзей, если плохо обращаемся с ними в приступе гнева.

И если мы видим, что наш мир и свободен от «действительности», и одновременно зависим от наших слов и поступков, то почему это должно быть по-другому в случае Будды, Йидама или мантры? Мы можем наблюдать, что даже повторение мантры имеет глубокое воздействие на наше подсознание и делает нас более любящими. Благодаря этому мы излучаем больше дружелюбия и постепенно весь мир становится добрее.

ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ – мантру Любящих Глаз – можно объяснить с разных точек зрения. Во-первых, это имя Любящих Глаз, и поэтому его призывание соединяет нас напрямую с его сочувствием, благословением и его желанием неустанно действовать на благо всех живых существ. Это работает также тогда, когда мы представляем себя в его форме. И то и другое соединяет нас напрямую с его полем силы.

Значение мантры можно также растолковать и по частям:

ОМ символизирует тело Любящих Глаз;

МАНИ олицетворяет Драгоценность, которую он держит в двух руках;

ПЕМЕ означает лотос, который Любящие глаза держит в левой руке (2);

ХУНГ представляет собой ум всех Будд (этим слогом заканчивается множество других мантр).

Для посторонних может показаться странным, что нечто должно происходить, если без конца повторять имя какого-нибудь Будды. Важно понимать, что эти имена всегда наполнены всем сочувствием и активностью, которые Будды хотят проявлять на благо существ. При таком взгляде мантры становятся средством удаления завес, и, в частности, мантра Любящих Глаз ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ открывает наш ум для любви и сочувствия, направляя нас непосредственно к Просветлению. Так как сам звук неотделим от сути Любящих Глаз, достаточно просто повторять его мантру, не представляя при этом его самого. Будда Амитабха объяснял, что эта мантра в состоянии освободить каждое существо из круговорота сансары. При этом каждый из шести слогов соотносится с одной из сфер существования:

ОМ закрывает путь в миры богов, которые, хотя и живут приятной жизнью, лишь зря тратят время, поскольку выпадают оттуда, когда вся карма израсходована.

МА закрывает ворота в миры полубогов, которые хотя и могущественны, все время проводят в борьбе, накапливая плохую карму.

НИ закрывает ворота в мир людей.

ПЕ закрывает вход в бесконечное множество миров животных, где согласно Гампопе легко застрять на целую кальпу. 

МЕ закрывает ворота в миры голодных духов, которые никогда не могут насытиться и поэтому бесконечно страдают.

ХУНГ закрывает ворота во все миры параноидальных состояний, наполненных бесконечным страданием, где существам кажется, что их постоянно мучают, из-за чего их существование там кажется им необозримо долгим.

Каждый слог имеет также специфическое очищающее воздействие на наши завесы:

ОМ очищает завесы тела;

МА очищает завесы речи; 

НИ очищает завесы ума;

ПЕ очищает завесы мешающих чувств;

МЕ очищает завесы тонких привычных тенденций;

ХУНГ очищает завесы, скрывающие знание.

Каждому слогу соответствует одна из Шести парамит, или Освобождающих действий: 

ОМ – щедрость, совершенствование которой приносит нам такой кармический результат, как благосостояние;

МА – осмысленный образ жизни, который позволяет нам переживать мир как приятный и добрый;

НИ – терпение, благодаря которому мы избегаем гнева, что делает нас более приятными людьми, и в качестве кармического результата приносит, например, красоту;

ПЕ – радостное усилие, которое наполняет нас энергией и делает авторитетными;

МЕ – парамита медитации. Благодаря ей мы учимся покоиться в себе, быть стабильными и переживать умиротворение;

ХУНГ – олицетворяет мудрость понимания того, каким все является, и это освобождает нас.

Любящие Глаза наиболее известен в своей сидящей форме Бодхисаттвы. На нем знаки особых качеств, такие как корона Бодхисаттвы с пятью видами мудрости Будд, серьги; треть волос собрана на макушке головы, две трети свободно ниспадают на спину. На нем длинное ожерелье, двойной пояс вокруг бедер; его одеяния пяти цветов радуги показывают, что он овладел всеми пятью видами посвящений; еще на нем длинный шарф из тонкой ткани и браслеты на руках и ногах.

Все эти атрибуты являются не просто культурными артефактами – они имеют обратную связь с нашей внутренней энергетической системой. Когда в медитации мы представляем себя в этой форме и осознаем все эти детали, это оказывает влияние на потоки энергий в нашем теле. С точки зрения Алмазного пути мы достигаем осуществления, когда в нашем теле открываются пять энергетических колес и 72000 энергетических каналов.

В основном кармические причины определяют то, как мы переживаем мир; это касается также и нашего тела.

Считается, что, осознавая явления повседневной жизни, мы воспринимаем не нечто «снаружи», а наше собственное сознание-хранилище, которое создает мир. И хотя эти образы подобны сновидениям, мы переживаем их очень реальными. Когда же мы во время медитации, в фазе построения, максимально ясно представляем Йидама, то это постепенно растворяет нашу привязанность и веру в реальность относительной действительности. Этот метод очищает в конце концов все завесы, но прежде всего он размягчает это тяжелое ощущение «настоящей» реальности. 

Конструируя образы в медитациях Алмазного пути, мы используем потребность ума в аттракционах: мы любопытны и радуемся всему цветному и сверкающему. Так, мы заменяем повседневный, кармически созданный мир, образом Чистой страны, в которой все прекрасно, вдохновляюще и наполнено радостью. Наше обычное жизненное пространство мы трансформируем в драгоценный дворец, все существа и мы сами становятся Любящими Глазами. Мы носим не наши обычные одежды, но одеяния и украшения Любящих Глаз. 

Атрибуты Любящих Глаз означают, в частности:

- белый цвет тела показывает его свободу от всех завес;

- у него одно лицо, потому что суть явлений одна и та же;

- его четыре руки символизируют Четыре неизмеримых: любовь, сочувствие, сопричастную радость и равностность;

- он сидит в позе полного лотоса – ноги закинуты одна на другую, – показывая, что он пребывает в союзе сочувствия и пустоты и при этом не впадает в крайности сансары и нирваны;

- обе его передние руки держат ГОЛУБУЮ ДРАГОЦЕННОСТЬ на уровне сердца, что демонстрирует его способность приносить пользу всем существам и удовлетворять все их потребности. А сама драгоценность является символом ума;

- его вторая правая рука держит ХРУСТАЛЬНУЮ МАЛУ, с помощью которой он привлекает существ к Освобождению;

- ЛОТОС в его второй левой руке говорит о его сочувствии ко всем существам, отсутствии мешающих чувств и свободе от любых помех. Это объясняется тем, что лотос растет через болотную тину и раскрывает свои цветы в чистом воздухе над грязью. Все загрязнения стекают с краев самых внешних лепестков, не оставляя ни малейшего следа;

- его спина поддерживается лунным диском, который показывает, что любовь и сочувствие достигли в нем своего совершенства;

- на его плечи наброшена ШКУРА АНТИЛОПЫ, которая в Индии считается самым миролюбивым животным. Этот символ есть выражение его доброты и сочувствия, он указывает на то, что Любящие Глаза никогда не принесет вреда ни одному существу;

- его ПЯТИЦВЕТНЫЕ ОДЕЯНИЯ означают, что Любящие Глаза овладел пятью видами посвящений.

Тысячерукий Ченрезиг

Тысячерукий Ченрезиг

Представляя все атрибуты и осознавая их глубокий внутренний смысл, мы преодолеваем идею о том, что Любящие Глаза является чем-то материальным. При этом имеется в виду, что они не перечисляются вслух во время медитации, но практикующий знает их. Мы пребываем в осознании того, что Любящие Глаза – выражение сочувствия всех Будд.

Будды окружены полями силы, так называемыми Чистыми странами. Чистая страна Любящих Глаз называется Потала. Это также название дворца Далай-лам в Лхасе, так как он считается отражением этой Чистой страны. Но Любящие Глаза пребывает также в сфере Высшей Радости (тиб.: Девачен), Чистой стране Будды Амитабхи, куда мы попадаем с помощью практики пхова.

Лама Оле Нидал говорит: «На самом деле мы уже давно живем в Чистой стране: нам не нужно умирать, чтобы встретиться с Буддами, и не нужно никуда идти, чтобы оказаться там. Ничего этого не нужно. Если мы как следует протрем глаза, то увидим, что каждый уже Будда, что у каждого есть природа Будды, что все постоянно вибрирует от радости и скрепляется любовью. Так что речь идет не о том, чтобы что-то принципиально изменить, речь идет только о том, чтобы удалить завесы и увидеть то, что было всегда. Мантра ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ известна как «Царица всех мантр», как мантра, которая эффективнее всего удаляет именно эти завесы. Каждый раз, когда повторяем мантру, мы удаляем пыль с зеркала нашего ума. Мы растворяем все негативности, которые в противном случае принесли бы нам много страдания».

В школе Карма Кагью наиболее часто используется описанная белая сидящая четырехрукая форма Любящих Глаз. Но он, конечно же, проявляется не только в ней. Мы уже упоминали тысячерукую стоящую форму Любящих Глаз. На практике она используется главным образом в рамках медитации нюнгне, ведущей свое начало от Гелонгмы Палмо. Посредством этой практики мы удаляем из нашего сознания-хранилища огромное множество негативных впечатлений, которые привели бы позднее к большому страданию, в основном в виде болезней.

Гъялва Гъямцо в союзе с Красной Мудростью

Гъялва Гъямцо в союзе с Красной Мудростью

Красная форма Любящих Глаз с четырьмя руками, с которой очень много работал Шестнадцатый Кармапа, называется Гъялва Гъямцо. Это значит «всемогущий океан» – океан Просветления и совершенных качеств. Вместо малы он держит дордже и находится в союзе с Красной Мудростью (тиб.: Дордже Пхамо). Вместе с Высшим Блаженством (тиб.: Кхорло Демчог), Гъялва Гъямцо – один из главных Йидамов нашей линии. 

Другие четырехрукие формы Любящих Глаз: Симаханада-Локешвара (Врачеватель Всех Болезней) и Халахала-Локешвара, который помогает от всех ядов. Его тело белого цвета, и он сидит в позе Бодхисаттвы – левая нога согнута в колене в знак медитации, а правая вытянута вперед в знак активности.

Существует очень много разных проявлений Любящих Глаз. Только в одном Великом Пути насчитывают 108 форм, которые все приписываются Семейству Лотоса Будды Амитабхи. Очень известны также оба его женских проявления, или Тары: Белая Освободительница и Зеленая Освободительница. В Китае его изображали в виде прекрасной девушки, по имени Куань Инь, в Японии он известен под именем Каннон.

(1)  на санскрите мантра звучит как ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

(2)  еще одно имя означает «драгоценный лотос»

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если, поддерживая мысль о принесении пользы другим, мы произнесем даже одну мантру ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, это будет способствовать освобождению существ от страданий и приближению к Состоянию Будды»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже, 1924–1981

Новости центров