Будда Шакьямуни (V-VI до н.э.) учил, каким все является на самом деле
 
 

Главные события

03.01.2019 - 31.12.2019

25-28 января — Краснодар 8-10 февраля — Новосибирск 15-17 февраля — Хабаровск 23-25 февраля — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Легенды Карма Гёна

Легенды Карма Гёна

Ольга Кривовяз

Легкий ветерок, яркое солнце, синее море вдалеке и неизменное в этом месте ощущение свободы и легкости… Карма Гён.

Место, 3 000 лет назад населенное финикийцами, а позднее — испанцами и арабами. Место, где в конце XV века состоялись последние битвы испанцев с маврами. В наши дни здесь, в горах Андалусии, располагается легендарный ретритный центр Алмазного пути традиции Карма Кагью, предназначенный для сохранения этой передачи во всей ее полноте. Кармапа XVI предвидел появление Карма Гёна на юге Испании. Мипаму Ринпоче1 оно открылось в его ранних видениях, еще до ухода из Тибета. Карма Гён и сейчас привлекает тысячи практикующих буддистов и паломников со всего мира своей первозданной красотой, благословением и легендами, которые можно слушать бесконечно…

Однако в далеком 1981 году ни Педро Гомес, ни его тогда еще маленький сын Питер не представляли, что будут участвовать в создании уникального буддийского центра, который появится на месте полузаброшенной деревни Альдеа Альта. Стоя на горе и глядя на раскинувшуюся перед ними засушливую местность с крошечной обветшалой деревушкой, населенной несколькими «аборигенами», Педро полушутя, полусерьезно спросил Питера: «Покупаем или нет?» Он очень сомневался в успехе этой идеи, и для принятия решения нужен был какой-то «знак». Но, к удивлению Педро, сын с энтузиазмом ответил: «Да!».

История Карма Гёна началась не в Испании. Так называлось одно из трех главных мест пребывания Кармап, основанное в 1184 году в Восточном Тибете еще при жизни Дюсума Кхьенпы, первого из воплощений Кармапы. Эти три места представляли просветленную активность его тела, речи и ума, и Карма Гён был связан с активностью речи, уровнем Самбхогакайи. В 1986 году в тайной поездке по Восточному Тибету именно Карма Гён больше всего вдохновил Педро. Уже тогда в его голове начали зарождаться самые невероятные идеи, в том числе о необходимости построить ступу Калачакры, которую он увидел рядом с китайско-тибетской границей. В Дании Лама Оле спросил Педро, какое место ему понравилось больше всего, и ожидал ответа: «Цурпху». Все попытки переспорить друга были безуспешны — Педро раз и навсегда влюбился в Карма Гён.

Первая попытка основать такой центр в Европе была сделана во французских Пиренеях. Француз Эрван Темпл, ученик Кармапы XVI, купил большое поместье и подарил своему учителю. Руководствуясь пожеланиями Его Святейшества, Темпл основал там центр Карма Кагью. Кармапа дал ему прославленное имя «Карма Гён», а в 1975 году создал устав, отразив свое видение роли этого места, а также других западных центров традиции Карма Кагью. Основанная в Карма Гёне некоммерческая ассоциация имела следующие цели: передача учения Карма Кагью, изучение и практика буддизма согласно традициям этой школы, сохранение свойственных ей знаний в области философии, метафизики, искусства, танца, музыки, ремесел и методов производства, медицины и астрологии, помощь в создании библиотеки и любой деятельности, связанной с написанием текстов, переводами, книгопечатанием, публикацией и распространением трудов или учебных текстов, предоставление материалов для репродукции фотографий, гравюр, линотипов, скульптур и прочего, а также сохранение всех объектов, имеющих отношение к исследованиям, касающимся всего вышеперечисленного2.

Эрван создал во французском Карма Гёне самые лучшие условия, но высокие ламы отвергали его приглашения посетить это место, считая, что ни один буддийский центр на Западе не может носить такое громкое имя. Господин Темпл несколько раз пытался передать Кармапе XVI документы на право собственности на недвижимость Карма Гёна во Франции, но кто-то намеренно не давал им попасть в руки адресата. Тогда Эрван решил, что сделал все, что мог, и отдал Кармапе ключи от имения. Позднее в результате определенных событий центр был продан по неслыханной в те времена цене в 25 миллионов евро, и деньги получил не законный владелец, а другой лама, — однако это уже совсем другая история.

Так Карма Гён снова исчез с карты мира, но Кармапа XVI настаивал на том, чтобы Эрван Темпл продолжал работать для блага этого места. Он сказал своему ученику, что оно появится на юге, и написал пророческое стихотворение, которое было переведено с тибетского на английский язык в Румтеке в 1970-е годы.

На юге в священном месте Дхармы, где сияет Новое Солнце,
Обретается благословение Дхармы, что ранее было на крыше мира.
Пусть эта истина вернется в страну, окруженную заснеженными горами.

Кармапа XVI Ранджунг Ригпе Дордже

Прочитав тибетско-английский перевод этой строфы, Джигме Ринпоче подтвердил, что в ней имеется в виду испанский Карма Гён. А в 2012 году во время чаепития с Франсиско Бонильей, мэром Велес-Малаги, Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже сказал нечто, что не было известно даже Педро и Доррит Гомес: «Мой предшественник (Кармапа XVI. — Прим. автора статьи.) увидел это место. Он захотел сделать его таким, а Педро пришел и исполнил его пожелания».

Более того, уже в 1970-е годы Кармапа XVI позаботился о защите Карма Гёна, подарив Эрвану Темплу старинную пхурбу, сделанную из трех видов металла. Он взял ее из мандалы, составленной из 108 пхурб, которая находилась в особой комнате в Румтеке. После исчезновения Карма Гёна во Франции этот ритуальный предмет стоял на алтаре господина Темпла и как минимум два раза чудесным образом спас его от осуществления замыслов некого недоброжелателя, после чего пхурбу назвали «летающей».

В 2005 году Эрван Темпл посетил испанский Карма Гён. В этом центре воплощено стихотворное пророчество Кармапы XVIУвиденное порадовало его; он понял, что в этом центре воплощено стихотворное пророчество Кармапы XVI о появлении священного места на юге (то есть к югу от Франции). Выполняя пожелание своего учителя, Эрван передал Педро и Доррит оригинал текста предсказания и драгоценную пхурбу, предназначенную для Карма Гёна.

Таким образом, еще в 70-е годы Кармапа XVI, находясь в монастыре Румтек (Сикким, Индия), предвидел появление такого центра на юге Испании — своего рода аналога того, что называют «местом пребывания Кармап», отличающегося особыми благоприятными признаками. В 1959 году Его Святейшество обращал на них внимание при поиске участка для нового Румтека и описал эти признаки, имея в виду участок неподалеку от старого монастыря, построенного во времена Кармапы IX Вангчуга Дордже. «Это место располагало всеми благоприятными характеристиками для резиденции Кармапы: в направлении его течет семь ручьев, напротив находится семь холмов, позади — гора, спереди — заснеженные склоны, а внизу — река, течение которой вниз по холму образует спираль, напоминающую раковину»3.

Тенга Ринпоче стал первым тибетским ламой, посетившим Карма Гён в Испании. Именно тогда, в 1988 году, он увидел, что окружающий пейзаж соответствует описаниям Кармапы. Следующим в ретритный центр приехал Джигме Ринпоче и подтвердил его слова. А незадолго до этого, в 1986 году, во время своего первого визита в Карма Гён Лама Оле обнаружил, как хорошо это место подходит для сосредоточения и работы с умом: за несколько часов ему удалось сделать то, на что обычно уходило гораздо больше времени.

Несмотря на все благоприятные знаки, в конце 80-х — начале 90-х годов условия в Карма Гёне были довольно непростые. Первых резидентов и создателей центра изнуряла надоедливая, вездесущая мошкара. К тому же там, где уже 3 000 лет жили и воевали люди, не могли не бушевать сильные местные энергии и обитали призраки тех, кто не упокоился после смерти.

Как-то раз на рубеже 80–90-х годов Бьорн Нидал4 позвонил Педро в Копенгаген и попросил его приехать. Он сказал, что в Карма Гёне творится нечто странное. Атмосфера стала невыносимой: ставни и двери хлопали даже в безветренную погоду, казалось, все стихии проявляли враждебность, жители центра были охвачены страхом и больше не хотели там оставаться. Педро приехал в Карма Гён, взяв с собой специальные благовония для Махакалы. В полночь полнолуния он направился туда, где проводились курсы пховы. По дороге на него напала невидимая, но вполне ощутимая энергия — он ощутил сильный удар в спину. Не испугавшись, Педро позвал нежданного гостя с собой. За этим последовала пуджа Махакалы, медитация, подношение благовоний, и таким образом энергию удалось умиротворить.

По словам Педро, ситуация заметно изменилась в лучшую сторону в 1994 году после первого приезда Лопёна Цечу Ринпоче и особенно после инаугурации Ступы Калачакры, которая сопровождалась множеством чудесных знаков. Дождь из цветов, танец трех солнц на небосводе и появление шестнадцати орлов Большинство участников этого знаменательного события увидели лишь несколько необычных явлений: дождь из цветов, танец трех солнц на небосводе и появление шестнадцати орлов, исчезнувших в гуще облаков…

Объясняя истинное значение некоторых знаков, Лопён Цечу Ринпоче добавил, что нам сложно даже представить, как много условий должно было сойтись, чтобы появилась такая ступа. Он также сказал: «Помните, что у нас здесь есть объект, наполненный благословением, что это священное место. Поэтому, пожалуйста, используйте его»5

Особое благословение ступы Калачакры в Карма Гёне не только полностью умиротворило местные энергии, но и сделало самого почитаемого в Испании христианского святого защитником учения Будды! Это удивительная, но правдивая история о Сантьяго Матаморосе, или святом Иакове-Мавробойце. В католической Испании он считается защитником, потому что его чудесные появления в образе рыцаря с мечом и на белом коне помогали христианским воинам Испании побеждать мавров в нескольких важных битвах. Во время строительства ступы Калачакры, предназначенной для защиты свободы и поддержания мира, некоторые люди видели необычного господина в старомодном головном уборе, восседавшего на сияющем белом коне. Он появлялся у ступы, совершал поклоны, делал обходы и исчезал, почтительно пятясь.

В 2005 году благодаря Мипаму Ринпоче6 приоткрылась завеса тайны, окутывавшей эту историю. Как-то раз испанская Сангха собралась в большой гомпе в честь празднования тибетского Нового года. Ринпоче попросил всех медитировать на Алмазный Ум. Когда это затянулось действительно надолго, стало ясно, что мастер погрузился в состояние глубокого сосредоточения. Позднее Мипам Ринпоче рассказал, что в это время он встретился со всадником в старомодном головном уборе: тот вошел в гомпу, приблизился к нему и попросил дать Прибежище.

Ринпоче выполнил эту просьбу, после чего оказался в гостях у незнакомца в прекрасном, устланном коврами дворце на большой горе Марома, что видна из любой точки Карма Гёна. Мипам Ринпоче сказал, что этот защитник местности пообещал помогать и покровительствовать нам.

Позднее Педро и Доррит посетили Мескиту, собор-мечеть в Кордове, и сфотографировали статую святого Иакова-Мавробойца, едущего верхом на коне. Увидев снимок, Мипам Ринпоче воскликнул: «Вот человек, который принял Прибежище!» Так легендарный Сантьяго стал защитником учения Будды, и обитает он рядом с Карма Гёном вовсе не случайно: последние мусульмане уходили из страны через «Львиные ворота», или ущелье Зафаррайя, которое видно с площадки рядом со ступой Калачакры.

Карма Гён — это место силы, насыщенное благословением просветленных учителей и хорошими пожеланиями многих людей, приезжающих сюда медитировать. По утверждению Лопёна Цечу Ринпоче, ступа Калачакры простоит здесь до прихода следующего исторического Будды! Позднее Шераб Гьялцен Ринпоче подтвердил его слова.

Карма Гён таит еще много удивительных историй. Стоит приехать сюда лишь раз — и в вас поселится неискоренимое желание возвращаться снова и снова: дышать этим воздухом свободы, наяву соприкасаться с чудесами и все ближе знакомиться с природой ума.

При написании статьи были использованы истории из лекций Педро и Доррит Гомес, а также из интервью и переписки с ними.

1Высокий лама традиции Ньингма, отец Гьялвы Кармапы XVII

2Здесь процитирован перевод устава Карма Гёна, написанного Кармапой XVI и переданного Эрвану Темплу в 1975 году (перевод с французского Дарьи Марцинковской)

3Цит. по: [Кармапа — тибетский лама в Черной Короне / сост. Ник Дуглас и Мерил Уайт. СПб.: Алмазный путь, 1998. С. 105]

4Родной брат Ламы Оле. В первые годы существования Карма Гёна он посвятил много времени и сил его строительству

5Перевод с английского языка цитаты из статьи в журнале Kagyu Life International, 1994

6С 2004 по 2009 год он жил в Карма Гёне вместе со своей женой Маюм

Журнал Буддизм.ru №27 (2016)

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Тот, кто верит, что явления реальны, глуп как корова, но кто думает, что явления нереальны, – еще глупее»

Сараха

Новости центров