Лама Оле Нидал
Начиная с 1972 года Оле Нидал, первый европейский лама и мастер медитации, основал более 650 центров медитации по всему миру
 
 

Главные события

21.10.2017 - 21.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Лама — источник благословения. Джамгён Конгтрул Ринпоче

Лама — источник благословения. Джамгён Конгтрул Ринпоче

Буддийское учение можно разделить на путь Сутры и путь Тантры. Первый основывается на причинах, второй на результате. При этом оба пути избавляют от двойственного взгляда, помогая достичь Освобождения.

В пути Сутры сначала исследуют причину двойственного взгляда. Оказывается, что ее корень цепляние за «я», наше неведение. Потом подвергают анализу саму эту идею. Откуда она приходит? В чем суть привязанности к «я» и каковы признаки этой привязанности? Что является ее причиной? И так далее. В конце концов приходят к выводу, что нашей собственной личности на самом деле не существует. На пути Сутры начинают с понимания того, что сейчас мы все находимся в состоянии страдания, и обращаются к поиску причины этого страдания. Ее обнаруживают во множестве совершенных ранее действий. Затем смотрят, что вызывает эти действия, а также их следствие карму. Причина коренится в мешающих эмоциях, которые, в свою очередь, проистекают из двойственного взгляда и нашу привязанности к «я». Таким образом, приходят к осознанию того, что причиной всех событий и ощущений в нашей жизни является привязанность к «я».

Основываясь на этом понимании, следуют пути Сутры. Сначала это проявляется в соблюдении обетов, касающихся тела и речи. Постепенно приходит понимание взаимозависимости всех вещей и отсутствия у них реального существования. После этого можно пытаться развить великодушное отношение ко всем существам.

Итак, на пути Сутры продвижение осуществляется через анализ явлений, изучение их причин. На основе понимания, которое при этом возникает, используют различные методы. И таким образом достигается состояние освобождения от страданий и состояние всеведения. Однако этот путь очень долог. Говорят, что тому, кто следует путем Сутры, для достижения состояния Будды понадобится три неисчислимые кальпы.

В Тантре, Ваджраяне, развитие происходит совсем по-другому. Здесь не анализируют причины, а работают непосредственно с опытом, с переживаниями. Например, когда появляются мешающие чувства, человек не думает о причинах их появления он покоится в непосредственном переживании и таким образом приходит к возможности трансформации. Поэтому и говорят, что это путь результата и что это очень быстрый путь. Сам результат, который достигается при помощи обоих путей, одинаков: освобождение от страданий и успокоение внутренних волнений, обретение постижения. Разница между путями лишь в том, какие практики применяются.

Итак, на пути Сутры продвижение осуществляется через анализ явлений, изучение их причин. На основе понимания, которое при этом возникает, используют различные методы. И таким образом достигается состояние освобождения от страданий и состояние всеведения. Однако этот путь очень долог. Говорят, что тому, кто следует путем Сутры, для достижения состояния Будды понадобится три неисчислимые кальпы.

Путь Тантры начинается с иных, нежели у пути Сутры, условий. Этот путь подходит только для практиков с большими способностями, здесь работают непосредственно с мешающими эмоциями, без анализа их причин. С другой стороны, говорят, что в наше время упадка этот путь подходит для людей с сильными мешающими эмоциями. Причина в том, что эти люди не имеют достаточно терпения для того, чтобы накапливать заслугу и практиковать путь Сутры в течение долгого времени. Они просто не в состоянии справиться с этой задачей. Если действительно есть возможность практиковать путь Тантры и работать с мешающими эмоциями в уме это очень быстрый путь. Тем не менее никто не достигнет состояния Будды за несколько дней или лет.

Говорят, что Ваджраяна переносит нечистый опыт и проявления на чистый уровень. Однако это не означает, что трансформация состоит только из веры в чистоту всех явлений. Речь идет о действительной трансформации. Для того чтобы быть способным это делать, необходимы Три корня (источника): благословения, совершенств и активности. Источник благословения Лама, источник совершенств Йидам, источник активности Защитники Дхармы. Лама наиболее важный источник из этих трех. Защитники и Йидамы проявления Ламы. Они неотделимы от Ламы. По этой причине в Ваджраяне Лама имеет особое значение.

Для того чтобы понять это, полезно снова посмотреть на путь Сутры. Здесь полагаются на учителя или на духовного друга, который показывает путь. Согласно объяснениям, благодаря практике проходят различные уровни Бодхисаттв и пять путей собирания, соединения, видения, медитации, неучения.

В Ваджраяне Лама очень важен. Его следует видеть не просто как того, кто показывает путь, но как самого Будду. При таком отношении благословение Ламы может напрямую проникнуть в ум, помочь ему созреть и пробудиться. Для того чтобы сделать это возможным, необходимы две вещи. С одной стороны, необходимо заниматься практикой, а с другой нужно открыться Ламе и действительно видеть его как Будду.

На пути Сутры необходимо постоянно осознавать все свои действия. Приходится много усилий тратить на то, чтобы избегать всего негативного и совершать только хорошие поступки. Но поскольку нас всегда сопровождает собственное неведение и различные беспокоящие эмоции, нам никогда не удается это до конца, и мы снова совершаем негативные действия. Путь Сутры занимает так много времени потому, что стремление к хорошему и беспокойство в уме, которое побуждает нас совершать негативные действия, всегда противостоят друг другу.

Однако на пути Тантры есть некий дополнительный элемент, связанный с Ламой. В истинной природе ума нет запутанности. Это только способ нашего восприятия мы видим явления через призму запутанности. Если мы откроемся Ламе, наполненные доверием, и таким образом получим его благословение, наш ум найдет дорогу к зрелости. Это означает, что через силу благословения мы способны узнать истинную природу нашего ума. Поэтому Лама источник благословения так важен в Ваджраяне и называется «первым корнем».

Для того чтобы получить благословение, необходимо несколько вещей. С одной стороны, нужно развивать полное доверие и преданность Ламе. Однако это относится не к любому ламе. Это относится лишь к тому, кого мы выбрали в результате тщательной проверки нескольких учителей. Имеется в виду лишь тот лама, относительно которого у нас есть уверенность, что мы можем развивать полное доверие к нему. С другой стороны, лама также должен проверять учеников для того чтобы быть уверенным, что он действительно может помочь им.

Если мы сможем развить полную открытость Ламе, проявится непоколебимое доверие. Оно действительно должно быть непоколебимым и неразрушимым, как алмаз. Результатом будет неподверженность обычным мыслям. Эта непреклонность доверия является одной из причин названия Ваджраяна, Алмазный путь, потому что это доверие, как алмаз, неразрушимо. Многие люди ошибочно полагают, что нет разницы между учителями Ваджраяны и другими учителями. Обычный учитель может показать путь идеально чистым и ясным способом, а также объяснить, как вести себя, какими вещи являются на самом деле и так далее. Однако учитель Ваджраяны учит не только при помощи слов, но работает на всех уровнях. Используя действия тела, устные поучения и вдохновение своего ума, он может вести умы учеников к зрелости и Освобождению. Только обладающий такими способностями является настоящим учителем Ваджраяны. Есть много обычных учителей, но лишь немногие могут называться учителями в Ваджраяне. 

В ритуальном обращении к Дордже Чангу говорится, что преданность голова медитации. Это относится к преданности, которая должна развиться в стиле Ваджраяны и совершенно естественно пробуждается в учениках, без всяких фантазий и одурачивания самих себя. Когда она появляется в уме, обычные мысли утихают благодаря благословению Ламы, и медитативный опыт возникает естественно, без каких-либо усилий в медитации. Тогда вдохновение тела, речи и ума Ламы может действовать в нас.

Путь Тантры начинается с иных, нежели у пути Сутры, условий. Этот путь подходит только для практиков с большими способностями, здесь работают непосредственно с мешающими эмоциями, без анализа их причин.

Ранние мастера Кагью говорят, что предварительные практики, нёндро, глубже всех других практик. Это утверждение в большей степени относится к Гуру-йоге, а не к простираниям, медитации на Алмазный Ум или дарению мандалы, потому что в Гуру-йоге получают вдохновение от благословения Ламы. Для того чтобы практиковать Махамудру или фазу развития в практиках на Йидамов и фазу завершения в Шести йогах Наропы, которые все основываются на нёндро, необходимо как следует подготовить ум. Это происходит благодаря благословению, переживаемому в Гуру-йоге. Только так появляется способность переносить нечистый опыт на чистый уровень и правильно работать с другими практиками. Преданность, которую нужно иметь по отношению к Ламе, это не просто чувство, возникающее при виде какого-нибудь учителя, который ведет себя с нами приятным образом. Если лама говорит хорошие вещи или улыбается, может возникнуть чувство преданности, но это называется «возникновение чувства под влиянием различных условий». В то время как искренняя преданность Ламе это глубокое внутреннее чувство, которое не зависит от такого рода внешних условий. Вначале оно, конечно, еще зависит от внешних вещей, но потом становится внутренним чувством, которое пробуждается независимо от преходящих событий. Только когда эта совершенная глубокая преданность и непоколебимое доверие проявились, благословение может работать так, что все обычные мысли успокоятся сами собой. Есть описания знаков преданности: появляются слезы на глазах, волосы встают дыбом. Но для этого связь с Ламой должна продолжаться уже много жизней, невозможно построить ее за одну жизнь.

Только если получено истинное благословение, можно обрести подлинный плод, абсолютные совершенства, высшие сиддхи. Если пытаться принудительно строить искусственные преданность и доверие, то благословение и вдохновение будут мнимыми и искусственными и таким же будет плод (результат). Учителя сами по себе всего лишь люди. У них есть тело. Они бывают в плохом или хорошем настроении. Иногда они злятся, иногда грустят и так далее. Не имея настоящей преданности и нерушимого доверия, ученики будут зависеть от всех этих вещей и начнут испытывать сомнения. Станут удивляться, почему опыт медитации не такой сильный, как вчера, будут становиться нестабильными, неуверенными. Все это означает, что доверие и преданность пока не являются действительно нерушимыми.

Когда говорят о достижении высшего совершенства, это не что-то внешнее или новое. Это постижение природы нашего собственного ума. Высшее совершенство достигается, когда мы свободны от всех преходящих, меняющихся состояний и условий, когда ум познается таким, какой он есть на самом деле.

Благословение это способность приводить умы других живых существ к зрелости и освобождать их. У благословения нет никаких форм, равно как и особых символов выражения. И хотя во время посвящений используются различные символические предметы, настоящее благословение все-таки в том, что ученик становится свободен от идеи, что кто-то получает благословение, кому-то его дают. Это и есть наивысшее посвящение и настоящее благословение. Все остальное только лишь символы и примеры для получения благословения. 

Вена, октябрь 1987

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Слова или поступки, рождающиеся в пылу злости, никогда не могут быть разумными»

Лама Оле Нидал

Новости центров