Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

19.11.2017 - 19.11.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → О нас  → СМИ о нас  → Культурные события и активность центров  → Кто есть кто: буддист в Томске. 2017 год

Кто есть кто: буддист в Томске. 2017 год

Много ли вы знаете людей-приверженцев буддизма? Как устроена их жизнь, чем они занимаются… Различные исследователи определяли буддизм по-разному: как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, образование. О том, как живут буддисты в Томске, как понять, настоящий ли лама перед тобой, и о медитациях на автобусных остановках рассказала руководитель Томского буддийского центра Анастасия Миненко.

Как становятся буддистами

Старшее поколение моей семьи — атеисты: бабушка и дедушка — ученые-физики. Я была в поисках своей веры с детства. Искала ответа в православии, в воскресную школу даже ходила. Друзья познакомили меня с буддизмом, я практикую его с 1999 года. Мама у меня — православная, но она очень толерантна по отношению к остальным религиям. Поэтому, когда я ей рассказала о том, что приняла буддизм, она сказала: «супер».

Я выбрала направление буддизма, которое называется Карма Кагью. Активно практикующих его в Томске человек 30-50. Интересующихся, тех, кто приходит на лекции, встречи с путешествующими учителями — 100-150. Мы вместе медитируем, ездим на курсы к учителям. Иногда проводим события для всех желающих: устраивали просмотры художественных и документальных фильмов в «Аэлите» и «Киномире», поддерживаем близкие нам выставки, например, недавно помогали проводить экскурсии на выставке «Сокровища Гималаев».

В Томский буддийский центр приходят абсолютно разные люди: студенты, кандидаты наук, юристы, музыканты, состоятельные люди и представители среднего класса. Совершенно не важно, кто ты: Будда, когда достиг Просветления, произвел революцию в Индии: там кастовая система, он же сказал, что просветленным может стать любой.

***
В буддизме разные школы не противоречат друг другу, нет правильного и неправильного. Есть дзен-буддизм, буддизм в Таиланде… Что важно, эта религия никогда не приходила огнем и мечом, она всегда очень органично сочеталась с местной культурой. Если вы приедете в Японию, то увидите у буддистов сдержанность, строгость, преобладание черного и белого цвета. А в Улан-Удэ, например, — насыщенность красок, смеющихся монахов.

Будда называл все наши мешающие эмоции ядами ума. Сколько сочетаний этих ядов есть в человеке, столько он и дал поучений — всего 84 тысячи. Благодаря разнообразию поучений выделились несколько школ. Они отличаются по методам практики. Вы ведь, когда приходите в аптеку, вы не покупаете ото всех болезней цитрамон. Так и с разными школами буддизма. Каждый может выбрать то, что ему больше подходит. Знаете, вот приходит, например, человек в супермаркет и ему предлагают новый продукт. Один скажет: «Нет, не надо мне ничего». Другой ответит: «Да, давайте скорее, да побольше, потом разберусь, что с ним делать». Вот мы, те, кто практикуют Карма Кагью, относимся к тому типу людей, которому «всего и побольше».

Например, традиция Гелуг больше направлена на изучение сутр (в древнеиндийской литературе — лаконичное и отрывочное высказывание, афоризмы — прим. ред.), текстов. Ее приверженцы очень долго учатся и только потом начинают практику и медитацию. Мы же в Карма Кагью сразу окунаемся в практику.

Как разобраться новичку

Нередко люди просто гуглят «буддизм», заходят на наш сайт и приходят в наш центр.

Мы предлагаем познакомиться с информацией, попробовать помедитировать. Отношение к медитации решает все. Если человек понимает: да, это круто, это мое — он может выбрать буддизм.

Потом мы, безусловно, советуем встретиться с Ламой Оле (датский религиозный деятель, передающий поучения традиции Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде. С начала 70-х Оле Нидал путешествует, проводя лекции, курсы и основывая буддийские центры «Алмазного пути». В мире у него около 30 тысяч учеников, в России — около 5 тысяч).

Лама приезжает в Россию два раза в год, проводит курсы. Сейчас в смысле доступности информации очень благодатное время для буддизма. Раньше люди раз в жизни встречались с ламой в Тибете, были безумно от этого счастливы, и потом всю жизнь практиковали одну медитацию, которую лама им когда-то показал.

***
Будда говорил: «Никогда не верьте чему-то только потому, что это сказал я, все проверяйте на собственном опыте». Поэтому, когда вы приходите в буддизм, вас никто не заставляет слепо верить всему.

Иногда бывает, что люди десятилетиями могут практиковать буддизм, ездить повсюду с ламой, но все равно внутри себя сомневаются. Каким образом мы проверяем ламу? Смотрим, соответствуют ли его действия его словам. Насколько его поучения соотносятся с его жизнью. Это очень важно, ведь лама в буддизме — это человек, который помогает найти путь к Просветлению.

Мы в нашей нынешней ситуации не знаем, что такое Просветление. Например, есть такая мексиканская специя, она основана на куче всяких трав, перца и шоколада. Вы не сможете представить себе ее вкус, пока не попробуете. С Просветлением та же история: как бы нам его ни описывали, без собственного переживания очень сложно это понять. Зато мы знаем три качества просветленного ума. Это постоянная радость, сочувствие и бесстрашие. Если ваш лама соответствует этим трем качествам, — тогда он Просветлен. На эти три качества мы и проверяем лам. Всегда ли он сочувственен и радостен или после шести закрывает свой офис — и все, извините?

***
Путешествуя с Ламой, ты видишь его в обычной жизни. Лама Оле примерно раз в год устраивает зимний тур, в котором человек 300-500 едут на поезде через всю Россию, например, из Петербурга во Владивосток, высаживаясь в разных городах. Его встречают примерно сто человек, он всем дает благословение, его садят в машину, обязательно найдется человек, у которого к Ламе очень важный вопрос, и он садится в машину рядом. Тот отвечает на вопрос. Приезжает в центр. Пока ест, говорит с учениками. Потом лекция — это минимум часа три. Потом едет в квартиру — там опять куча учеников, куча вопросов.

Где-то среди ночи может раздаться звонок, например, из Германии. Звонит ученик. «Что вы хотели?», — «Я хотел посоветоваться, какого цвета машину мне выбрать». А ты слышишь это и думаешь: «Боже мой! Какой цвет машины! Ты же звонишь Ламе!». Он очень долго беседует с этим человеком о чем-то, казалось бы, очень незначительном, потом кладет трубку и говорит: «Этому человеку нужна была связь». И вот так практически каждый день: за год Оле минимум один раз делает кругосветное путешествие и все время в таком сумасшедшем режиме: максимум работы, минимум сна.

Я специально планирую свой отпуск под поездки с Ламой, либо стараюсь выкраивать день-два на его лекции. Я индивидуальный предприниматель, мне немного проще согласовывать это с работой, чем тем, кто работает с девяти до шести.

Для меня такие поездки — это и опыт, и обучение, и благословение. Безусловно, потом мы возвращаемся к своей обычной жизни, мы ведь миряне. Но моя духовная практика не отделена от моей обычной жизни. Совершенно нет разницы в духовной практике, которую ты выполняешь сидя на подушке у себя дома или когда ты общаешься с людьми, когда они дергают тебя по работе.

Про стереотипы

Когда ты становишься буддистом, ты принимаешь так называемый обет Бодхисаттвы. Там есть важный пункт, в котором сказано: «Мы не говорим о буддизме людям, которым это неинтересно». Миссионерская деятельность идет вразрез с буддизмом. Ходить по квартирам и рассказывать о Дхарме — это не наш стиль.

Поэтому я не афиширую своей религиозной принадлежности, но и не скрываю ее. Да, есть люди, которые считают буддизм странным, которые говорят, что со мной что-то не то. Но пообщавшись со мной дольше, понимают, что я такой же разумный человек, как и они.

Некоторые представляют нас в рыжих одеждах с лысыми головами, путая с кришнаитами. Это забавно. Я считаю, что такие стереотипы развеиваются в результате личного общения.

Многие считают, что буддизм обязательно включает в себя занятия йогой. Но йога — это индуистская традиция, и это совсем другая история.

Никто не запрещает буддисту заниматься йогой, это отличное занятие для развития тела. Наше тело — это инструмент для принесения пользы другим. Поэтому я как нормальный буддист должна поддерживать свое тело в хорошем состоянии, и неважно, каким образом я это делаю.

То же самое касается и вегетарианства или других ограничений в еде. Мы можем себя ограничивать, но мотивацией к этому может быть только содержания тела, своего главного инструмента, в хорошем состоянии, для того чтобы по средствам его быть максимально полезным. К примеру, когда в молодости Лама Оле с женой ездили в Тибет, они были вегетарианцами. Тибетцы едят мясо и молоко, потому что там с фруктами и овощами все очень плохо. И когда они поняли, что есть им нечего, им сказали: вы не должны создавать сложности для других. С тех пор Оле ест все.

***
Еще есть заблуждение, что буддисты пытаются отказаться от эмоций. Нет, мы отказываемся, вернее преобразовываем, только от мешающих эмоций. Мне очень нравится, как на этот счет сказала буддолог Елена Леонтьева: «Если я смотрю футбол и болею за одну команду, я половину времени несчастлива. А если ни за какую, я просто 90 минут счастлива и смотрю на то, как играют 22 красивых мужчины».

Если у нас возник гнев, мы не бежим от него, а освобождаемся от его действия и используем на пути к Просветлению. Мы не убегаем от страстей, от мира, мы каждое свое действие превращаем в практику. Знаете, как каллиграфы в Китае, которые рисуют мокрой кисточкой на асфальте в сильную жару. Вот иероглиф есть и вот — его нет. Любое действие, которое ты совершаешь, — это твое подношение Будде: работаешь ты или чистишь зубы — это совершенно неважно.

Все мы знаем, что можно работать, а можно делать вид, что работаешь. Вот для буддиста очень важно работать на 100 %, быть женой на 100 %, быть другом на 100 %. Абсолютная польза для окружающих — это основная задача. Когда пропадает эгоистическая мотивация, появляется мудрость, и если ты делаешь что-то, не оценивая, легко это или трудно. Ты становишься более счастливым. Более ответственным. У нас в религии нет такого понятия, как грех, но есть понятие кармы. И если я совершаю какой-то поступок, я очень хорошо осознаю последствия.
Будда говорил, что нужно практиковать шесть совершенных действий: щедрость, терпение, этика, радостное усилие, медитацию и мудрость. И это то, что мы можем делать каждый день.

Буддизм и дети

В семье с маленькими детьми практиковать буддизм очень сложно. Я обычно своим девочкам ставила мультики, закрывалась в своей комнате. Некоторые делают перерыв в практике, пока дети маленькие. Если стоит выбор: почитать ребенку книжку или помедитировать, наверное, правильно — почитать, уложить спать и пойти помедитировать. Будет правильным находить время для медитации, даже пять минут, пока ты на остановке ждешь автобус. Это ведь не обязаловка, это твой личный путь духовного развития, ты ведь чистишь зубы, почему бы не почистить ум. Если не получается практиковать постоянно, люди берут отпуск, посещают ретритный центр (например, у нас есть такой на Алтае) и весь день посвящают себя медитациям.

Знают ли мои дети про буддизм? Да, они ходили в центр и видели изображение Будды.

Буддизм достаточно сложен для детского понимания. Когда они спрашивают о чем-то, я объясняю. Есть хорошая детская книжка «Принц Сиддхартха» о Будде, когда они были маленькими, они ее с удовольствием читали.

Но навязывать свою религию я не буду, ведь я сама сделала свой выбор. Они точно так же знают, что такое церковь, они ходят туда с бабушкой, и нет никаких причин им это запрещать.

Про Томский центр буддизма

Недавно в доме, где мы собирались, случился пожар. Это был просто дом друзей, которые разрешали нам устраивать совместные медитации, и сейчас мы ищем новое помещение. Помогаем восстановить друзьям их имущество. Сами потихоньку отходим от пожара. Там находились наши статуи со специальным наполнением в виде скрученных мантр, поучений, и их нужно восстанавливать. Была библиотека с более чем тремястами наименованиями книг. Тханки…

Сейчас наши друзья из других городов помогают нам, присылают вещи, книги. Мы уверены, что Томску буддизм нужен. И наш центр будет жить.

Оригинал статьи: http://russiantourism.ru/

Сохраненная копия статьи

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Зачем страдать, если все можно изменить? А если ничего изменить нельзя, то чем помогут страдания?»

Шантидэва, VII-VIII век

Новости центров