Шераб Гьялцен близкий ученик Шестнадцатого Гьялвы Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже
 
 

Главные события

11.12.2017 - 11.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → О нас  → СМИ о нас  → Интервью с Учителями  → Интервью с Семнадцатым Кармапой  → Какое именно счастье вы ищете? 2015 год

Какое именно счастье вы ищете? 2015 год

Друзья, что мы знаем о счастье? В буддизме считается, что абсолютно все живые существа, в том числе животные, ищут счастья. У нас есть подсознательный инстинкт поиска счастья — хотя многие из нас не имеют четкого представления о том, что это такое и как его достичь.

С буддийской точки зрения, есть два типа счастья: эмоциональное и вневременное. Эмоциональное счастье может быть описано просто: мы находим защиту, например, от холода, или возникает источник заработка, мы получаем должность или достигаем статуса. Ничего плохого в этом типе «мирского» счастья нет, но когда мы размышляем о нем, мы можем понять, что все эти примеры, по самой своей природе, являются преходящими. Эмоциональное счастье не будет длиться долго, и тем более всегда. Таким образом, вневременное счастье становится чем-то действительно важным, и именно его стоит искать.

Вневременное счастье

Вневременное счастье произрастает от понимания наших собственных качеств — таких как сострадание и любящая доброта; мудрость же раскрывает нашу истинную природу. Когда мы размышляем о сущности этого типа счастья, мы находим нечто неизменное, постоянное — и, следовательно, заслуживающее этого поиска.

Понятие «вневременного счастья» может нас смутить. В конце концов, мы невероятно тесно связаны с эмоциональным счастьем и, так или иначе, получаем от него мгновенную «награду» каждый день. Вневременное счастье может видеться благородным и высоким, но достижимым ли в повседневной жизни? На самом деле — да.

Счастье в семье

Моя покойная бабушка вела очень простую жизнь, как и мать с отцом. Но то, как именно она жила, останется со мной навсегда, и, возможно, это мой самый значимый личный пример вневременного счастья. Без того, что  можно было бы отнести к разряду «удивительного» или «особо впечатляющих событий», — она просто была матерью, просто практиковала любящую доброту и другие основные положительные качества. Я сам свидетель того, что было не важно, кто сейчас обращался к ней, в какой жизненной ситуации она была — ее отношение к жизни оставалось неизменным. Благодаря своим доброте и заботе она была со всеми как мать. И это было видно, это было слышно. Все ее слова были теплыми и нежными. И, конечно, все эти качества происходили из ее собственного сознания, из ума.

Как Кармапа я, конечно, провожу свою жизнь в качестве духовного практикующего, но я также очень многое узнал благодаря тому, как жила моя бабушка: как она держалась, как относилась к происходящему. Эта память для меня очень дорога потому, что помогает мне не забывать: вневременное счастье уже видно — очевидно — в каждом из нас. Счастье, которое мы ищем, — оно уже здесь. Так что этот пример помогает мне всегда, и тогда улыбка появляется и на моем лице, и в моем сердце.

Будда и счастье

Я уверен, что у каждого из вас есть подобные переживания и воспоминания. Будда сказал, что потенциал, семя и сама природа истинного счастья, или Просветления, — все это есть в центре каждого чувствующего существа, в его сути.

Таким образом, важно не рассматривать вневременное счастье как то, что удалено или недостижимо, или как что-то, что будет возникать в особых случаях, а потом мы это «поставим на полку» на неопределенный период. Напротив: вневременное счастье — это то, во что мы на самом деле полностью вовлечены, в чем мы уже принимаем участие, независимо от нашей текущей ситуации и условий. Но сначала мы должны это просто заметить.

Польза от данного первого шага на пути к вневременному счастью — это его достижение через само понятие «вневременного». С буддийской точки зрения, преимущества благородства, порядочности и добродетельного отношения проявляются с самого начала. В середине пути — вновь благородство, порядочность и добродетельные действия. И в конце пути — тоже они, однако не только в этой жизни, но и в дальнейшем, до конца, пока мы не достигли полного роста, полной реализации опыта вневременного счастья.

Лучший пример этого неизменного счастья — никто иной, как сам Будда. Будда означает «просветленный» — то есть полностью пробужденное существо. И сейчас, если мы размышляем о его поисках и достижении этого состояния, то это то же самое, что мы сами делаем сегодня: размышляем о счастье и постигаем его причины и условия.

Счастье как экзамен

Единственный способ, которым мы можем по-настоящему изучить счастье, — это смотреть вглубь себя: наш способ бытия, наши действия, наши повседневные поведение и привычки. Поступая таким образом, мы можем больше узнать о себе, о своей природе. И чем больше мы понимаем себя, тем больше мы понимаем других.

У всех нас есть основные качества для того, чтобы достичь счастья, мы все разделяем общий потенциал — просто потому, что у всех нас есть сознание, а также единое желание и устремление найти такое счастье.

Если вы посмотрите на историю жизни Будды, то станет ясно: у него было все, что только можно пожелать от мирской жизни. Но после глубокого рассмотрения этих условий он не мог не увидеть, что, независимо от того, насколько мы удовлетворены, все это временно. Он увидел, что конечная цель, или приоритет, — это отнюдь не тот опыт, который называется эмоциональным счастьем. Таким образом, он оставил мирскую жизнь ради поисков чего-то действительно прочного и неизменного. Это и есть то, что практикуют ученики и последователи Будды: опыт вневременного счастья.

Решив и поняв это, мы должны всерьез и решительно измениться и понять: какова наша жизнь? Нужно ли нам отказываться от вещей и событий привычной нормальной жизни? У нас, естественно, могут быть такого рода вопросы и сомнения. Я бы сказал, что это все связано с тем, какой мы хотим видеть нашу жизнь на самом деле. Все зависит от наших приоритетов, нашей конечной цели. Если нашим приоритетом является поиск вневременного счастья, то первое, что мы должны сделать, — это просто размышлять о нем.

Пять минут в день

Это очень полезно: каждый день размышлять о том, что мы действительно ищем, а также о благоприятных условиях, которые мы создаем, и методах, которые мы применяем. Не будет никакого ущерба в том, чтобы каждый день уделять этому немного нашего времени. Мы можем начать с пяти минут в день — это не так много; также практика сама по себе не должна обязательно задействовать интенсивные методы или строгие обеты. Все, что мы должны делать, — это просто тихо и спокойно сидеть или стоять в месте, где бы мы чувствовали себя комфортно.

Затем нужно просто медитировать и размышлять, в спокойном состоянии ума и тела. Размышлять о последних прошедших 24 часах — и ничего больше; размышлять о том, что произошло. Делайте это бесстрастно, не оценивая. Поступая таким образом, мы получаем много пользы. Вы поймете больше о различных интересных аспектах вашей жизни. Это не только поможет вашей памяти получить ясность, но также действительно может помочь вам понять себя и истинную природу счастья.

Я призываю всех вас попробовать это. Я следую этой практике настолько, насколько могу, и это, безусловно, приносит много пользы. Это помогает мне понять, где именно я сейчас, что я испытал в прошлом, и, таким образом, это также помогает мне понять, что может произойти, мои возможности. Эта простая практика может помочь нам понять прошлое, настоящее и будущее. Мы становимся уверенными и можем проникнуть в суть счастья.

Я надеюсь, что это будет полезно для всех вас. Я делаю пожелания и обращаю чаяния для того, чтобы мы все оказались способны достичь вневременного счастья. Я молюсь, чтобы у всех нас усилилась ясность понимания и чтобы все мы искали условия, которые помогут нам оценить связь, которая у нас есть. Я молюсь, чтобы мы культивировали условия, которые позволят нам реализовать наши потенциал и связь, которую мы все разделяем — наши человеческие обязательства перед родственниками и друзьями. И я молюсь о том, что в нашем мире будет расти не только эмоциональное счастье, но и счастье вневременное.

Это отредактированная стенограмма публичной лекции Его Святейшества Кармапы XVII, которую он дал по случаю Международного дня счастья, утвержденному Организацией Объединенных Наций. 

Оригинал статьи: http://www.huffingtonpost.co.uk/

Сохраненная копия статьи

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Чувствуя, что мы лучше других, мы всегда находимся в плохой компании»

Лама Оле Нидал

Новости центров