Лама Оле Нидал
Начиная с 1972 года Оле Нидал, первый европейский лама и мастер медитации, основал более 650 центров медитации по всему миру
 
 

Главные события

11.03.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно...   23-26 марта — ...

26.07.2017 - 21.08.2017

Летом 2017 года Eго Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже посетит три европейских страны, ...

 

Ближайшие события

28.03.2017
Волгоград
29.03.2017
Волгоград
05.04.2017 - 07.04.2017
Нижний Новгород
09.04.2017
Йошкар-Ола
10.04.2017 - 11.04.2017
Казань
12.04.2017 - 13.04.2017
Ульяновск
14.04.2017 - 15.04.2017
Тольятти
16.04.2017 - 17.04.2017
Самара
16.04.2017 - 17.04.2017
Самара
18.04.2017 - 19.04.2017
Саратов
 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Качества Ламы и преданность ученика. Шангпа Ринпоче

Качества Ламы и преданность ученика. Шангпа Ринпоче

По материалам лекций в Сингапуре и Куала-Лумпуре, май 2002 года

Шангпа Ринпоче родился в 1960 году на границе Непала с Тибетом. Когда Ринпоче исполнилось два года, Его Святейшество Шестнадцатый Кармапа признал в нем перерождение великого йогина Шангпы Ринпоче, который был учеником предыдущего, Пятнадцатого Кармапы Кхакхьяба Дордже. Его Святейшество дал Ринпоче монашеские обеты и предсказал, что его великая деятельность по распространению Дхармы принесет благо всем существам. Среди учителей Ринпоче – Лама Чобгье Три и Лама Шераб Гьялцен. С 1997 года Шангпа Ринпоче руководит Буддийским центром Карма Кагью в Сингапуре. 

Недавно мы отмечали день рождения Его Святейшества Семнадцатого Кармапы, и поскольку все мы практикуем в линии преемственности Карма Кагью, которую возглавляет Кармапа, я решил обратиться к теме «Качества Ламы и преданность ученика». В Карма Кагью преданности Ламе, или Гуру, придается большое значение. Говорится, что Лама подобен форме для отливки: если у нее внутри отчетливый рисунок, он будет хорошо виден и на изделии, а если этого рисунка нет, то получится только форма, на которой не будет видно красоты орнамента. Поэтому каждому, кто практикует Махамудру и подготовку к ней, необходим квалифицированный учитель, обладающий необходимым знанием и способный учить Махамудре от основ до высшего уровня. Лама должен уметь показать природу ума, чтобы мы могли начать путь к Освобождению. Все взаимосвязано: учитель должен передавать свое знание ученику, а ученик должен иметь связь с учителем и быть совершенным сосудом, готовым к принятию этих поучений.

Значение слова «гуру»

Слово «гуру» принадлежит санскриту и хинди, откуда оно и было заимствовано западными языками. Тибетцы говорят «лама», а китайцы «ши фу» или «фа ши». В повседневной жизни «гуру» значит просто «учитель». Нашим гуру может быть назван человек, который нас учит готовить или читать, передает какие-то другие мирские навыки. Однако в чем состоит буквальный смысл этого слова? На санскрите «гуру» означает нечто очень весомое, например, так может называться человек, несущий очень тяжелый груз. Но здесь имеется в виду вовсе не физический вес, а груз знаний, умений, искусных средств и сочувствия – то есть всех совершенных качеств учителя. Знание и сила ума обладают огромным весом, гораздо более значительным, чем что-либо другое. Обычно нам недостает этих качеств – мы не наполнены ими целиком. Поэтому нам нужен кто-то, у кого они есть в полном объеме. Таким человеком является Гуру, или Лама, потому что благодаря практике и развитию он накопил такое количество знаний и опыта, развил так много качеств, что обычный человек не может с ним сравниться.

Знание и сила ума обладают огромным весом, гораздо более значительным, чем что-либо другое. Обычно нам недостает этих качеств – мы не наполнены ими целиком. Поэтому нам нужен кто-то, у кого они есть в полном объеме. 

Поиски Ламы

Нам следует искать не того ламу, который приятно выглядит или гладко высказывается, – ведь эти черты не всегда означают, что человек полон мудрости и сочувствия. Может так случиться, что мы выберем ламу исходя из его внешности, стиля жизни или речи и разовьем с ним особую связь Учителя и ученика, но выбор, опирающийся на такие поверхностные чувства, окажется неправильным. Как же следует, опираясь на Дхарму, искать Ламу, обладающего истинными качествами? Прежде всего, мы должны искать Учителя, у которого есть информация и мудрость, который хорошо знает сутры и тантры, а также имеет опыт в медитации. Конечно, мы не найдем никого столь же совершенного, как Будда, ведь нам придется искать учителя среди людей, а человек, который еще не полностью просветлен, может иметь те или иные слабые стороны. Поэтому следует сосредоточиться на знаниях и духовных достижениях Ламы. Учитель Алмазного пути должен, прежде всего, обладать подлинной передачей, то есть получить посвящения у своих учителей, которые, в свою очередь, получили их в непрерывной, живой линии передачи. Кроме того, Лама должен знать все тантрические ритуалы, мудры и визуализации.

Это первый этап поисков учителя – этап, связанный с мудростью.

Сочувствие

Человек, обладающий мудростью, но имеющий мало сочувствия, не принесет пользы другим. Поэтому стоит внимательно посмотреть также на уровень любви Учителя: действительно ли он обладает сочувствием к своим ученикам и ко всем существам – ведь сочувствие является очень важным качеством не только для Гуру, но и для любого человека. Если нам недостает сочувствия, мы должны развивать его под руководством Учителя. Поэтому сочувствие Ламы должно быть действительно мощным – в противном случае он не сможет правильно влиять на учеников. Так что, выбирая Учителя, мы должны искать не только мудрость, но и сочувствие.

Умения и искусные средства

Если Гуру обладает огромным сочувствием и мудростью, то, применяя эти два качества, он разовьет способность помогать другим, а также сможет очень эффективно учить. Своими поучениями или сочувствием он сможет преображать умы, растворяя в них загрязнения и развивая позитивные качества.

Существует много видов умений и способностей: способности обычных людей, способности Ламы и совершенные способности Будды. Если Гуру обладает ими всеми, то, построив близкую связь с ним, мы будем защищены от загрязнений ума, негативных эмоций и энергий – и окажемся на пути к Просветлению.

Так что, когда у Гуру есть мудрость, сочувствие и умения, – нам стоит стать его учениками и полностью довериться Учителю, потому что именно благодаря доверию и преданности в нас пробуждаются все его качества.

Негативное восприятие

Поскольку у нас есть привычка замечать малейшие недостатки других людей, в определенный момент мы можем найти их даже в Учителе. Под влиянием эмоций мы станем думать о нем негативно и воспринимать его как обычного человека, совершающего ошибки. Но в большинстве поучений говорится, что мы проецируем на других собственные недостатки. Поэтому после того как мы приняли какого-то ламу как своего Гуру, мы должны стараться не смотреть на него с позиции недостатков, а концентрироваться на его совершенных качествах. Благодаря этому мы сможем активизировать их в себе и приносить действительную пользу другим.

Доверие и преданность

Именно эти две способности мы должны развить в своем отношении к Гуру. На что стоит обратить внимание, когда мы уже нашли человека с совершенными качествами и стали его учеником? Каким образом мы можем построить с ним сильную связь и затем ее поддерживать? Чтобы мы могли стать подходящим сосудом и получить пользу от поучений, важно понять, насколько они драгоценны. Дхарма – это нечто исключительное: если мы ее применим, то освободимся от сансары. Мы должны поглощать Учение, как голодные животные, выпущенные пастись на лужайку, – в этот момент у них в умах нет ничего, кроме желания съесть как можно больше. С таким подходом к поучениям нам останется только переварить то, что мы услышали, и сделать это частью своей жизни. Для этого нам нужно доверие и преданность Учителю. В линии преемственности Карма Кагью мы называем это «преданностью Ламе».

Если мы следуем по пути преданности, сначала у нас появляется искреннее доверие, затем определенный вид тоски по Учителю, и сразу после этого возникает доверие, опирающееся на уверенность в нем.

Что же такое преданность? Если мы хотим пробудить ее в своем уме, нам нужно хорошо понять это. Преданность нелегко распознать: она напоминает определенный вид эмоции, хотя на самом деле это нечто совсем другое. Чувство любви знакомо всем, независимо от того, вспыльчив человек  или уравновешен. Преданность же переживает не каждый, и потому распознать ее труднее. Иногда мы переживаем разные приятные впечатления в уме и думаем, что это преданность. Но если присмотреться, окажется, что это обычные чувства, к примеру, печаль или счастье, смешанные с другими эмоциями. А что же такое настоящая преданность, какой она должна быть? Человек, слушающий прекрасную мелодию, иногда не может сдержать слез. Люди обычно ошибочно интерпретируют это и говорят, что у него много преданности, раз он плачет, слушая музыку. Но не обязательно это так. Может быть, такую реакцию вызвали какие-то сильные чувства, не имеющие с преданностью ничего общего. Возможно, здесь проявилась какая-то привязанность к этой мелодии или к значению слов, и из-за нее появились слезы.

В буддизме мы понимаем преданность совсем по-другому, более практично. Можно выделить три вида преданности: опирающаяся на искренность; связанная с тоской по объекту преданности; опирающаяся на уверенность. Если мы следуем по пути преданности, сначала у нас появляется искреннее доверие, затем определенный вид тоски по Учителю, и сразу после этого возникает доверие, опирающееся на уверенность в нем.

Развитие искреннего доверия

Чтобы развить искреннее доверие к Ламе, мы должны уметь замечать его качества. С одной стороны, не следует ожидать, что наш гуру будет Господом богом, который никогда не ошибается, но с другой – необходимо осознавать его совершенные качества и ценить их.

Вначале я упоминал о качествах, которыми должен обладать Учитель: он должен быть опытным в практике, иметь соответствующие знания, сочувствие и искусные средства. Если мы посмотрим на действия Ламы без мешающих чувств, конечно, мы заметим его достоинства и то, как много он совершил. А когда мы уже поймем, насколько особенными и воодушевляющими являются эти качества, к ним стоит отнестись как к точке отсчета нашего развития. Так мы  cможем осознать, чего сами способны достичь на пути, что из этого уже осуществлено и чего пока не хватает. Может быть, мы увидим в своем уме не слишком много пробужденных совершенных качеств, и поймем, что именно это является причиной наших проблем и страдания.

Доверие, связанное с тоской по его объекту

Осознание различий между нами и Ламой приводит к тому, что мы начинаем переживать доверие, связанное с тоской по нему. Это определенный вид привязанности, но здесь у нее позитивное значение – мешающие чувства могут быть полезными, если правильно их использовать. Позитивным может быть и желание. Тогда мы думаем так: «У меня нет всех качеств Ламы, и поэтому я хочу их развить». И в этот момент переживаем некую смесь желания и преданности. Поскольку Гуру обладает столькими хорошими качествами, которых мы пока не развили, мы хотим их реализовать, чтобы стать такими, как он, и благодаря этому получить возможность приносить пользу существам. Кроме того, понимая, насколько ценно наше время, мы хотим развиваться как можно быстрее и ведем себя подобно упрямому ребенку, требующему, чтобы родители купили ему игрушку немедленно.

Доверие, связанное с тоской по объекту, будет расти очень быстро – ведь мы хотим развить определенные качества ума и знаем того, кто ими обладает.

Развитие доверия, опирающегося на уверенность

Нам очень нужна уверенность в том, что мы не ошибемся, если будем полагаться на Ламу. Благодаря нашим поискам, проверке Учителя и пониманию его силы, мы уже знаем, что он обладает качествами, которые нам нужны. С этого момента мы очень тесно связаны с Учителем и должны иметь полное доверие к его поучениям и к нему самому. Уверенность и доверие очень важны. Если их нет, мы можем не понять поучений и начать в них сомневаться. В таком случае мы не сможем применить поучения и из-за этого не получим соответствующих результатов.

Чтобы развить уверенность и пробудить в себе качества Гуру, мы должны прийти к нему и попросить поучений. Каждое слово Учителя нужно воспринимать как выражение его мудрости. Слушать его поучения, размышлять над ними и, наконец, медитировать, углубляя наше понимание, – очень важно. Объяснения, которые мы получаем, имеют ключевое значение на пути Просветления. Мы не должны упускать ни одного указания – напротив, следует выслушать все с открытостью, все обдумать и «прочувствовать», а затем соотнести это со своей ситуацией и опытом. Сомнение в словах Учителя, в его наставлениях никуда нас не приведет – мы должны отдавать себе отчет в том, что он обладает качествами и искусными средствами, которые могут проявляться многими способами. Иногда Лама может относиться к нам мягко и с любовью. В другой же раз он будет обращаться с нами как Марпа с Миларепой – существуют сотни подобных примеров, известных не только из истории нашей линии преемственности, но и других традиций. Мы никогда не должны сомневаться в наставлениях Гуру – мы относимся ко всему, что он делает, как к поучениям, и остаемся открытыми. Это и есть доверие, опирающееся на уверенность.

Чтобы развить уверенность и пробудить в себе качества Гуру, мы должны прийти к нему и попросить поучений.

Если мы начнем сомневаться в Гуру или в его словах, это приведет к потере преданности. Мы можем утверждать, что кто-то является нашим Ламой, однако, если в этом нет истинной преданности, значит, наша связь учитель-ученик еще недостаточно сильна и мы не извлечем из нее много пользы.

Учитель наполняет поучениями сосуд нашего ума, однако если этот сосуд с трещинами, разбитый или загрязненный ядами, все будет бесполезно. Преданность, опирающуюся на доверие, очень трудно развить, однако, когда нам это удастся, все качества Гуру начнут спонтанно проникать в наш ум, пока не заполнят нас целиком.

Отсутствие сомнений

После проверки Учителя у нас не должно быть никаких сомнений в отношении его поучений. Его поведение, действия могут иной раз казаться странными, но, если мы не станем реагировать эмоционально, это не будет иметь большого значения. Мы пользуемся его совершенными качествами, поэтому нужно сосредотачиваться на них. Как я уже говорил ранее, сегодня не найти учителя, который был бы полностью Просветленным, поскольку упадок нашего времени привел к тому, что полностью совершенные мастера и Просветленные существа редко появляются в мире. Но все же можно встретиться с гуру, который является настоящим Бодхисаттвой и обладает многими великолепными качествами. То, насколько высоко постижение нашего Учителя, зависит от наших связей и заслуги, которую мы собрали.

В Алмазном пути, а в особенности линии преемственности Карма Кагью, самым главным является доверие к Ламе. Другие традиции не делают большого акцента на преданность, подчеркивая, скорее, значение самих поучений. У такого подхода тоже есть свои положительные стороны, – безопаснее сохранять дистанцию, если гуру не обладает всеми совершенными качествами, о которых я говорил. То же относится и к гуру, не обладающему сочувствием, но имеющему обширные познания в области сутр и тантр. Сочувствие – очень важное качество. Если у кого-то недостает сочувствия, такой человек может совершать ошибки или  даже причинять другим боль. В такой ситуации мы должны сосредоточиться на поучениях – лама тут будет только преподавателем, который нам их объясняет.

Но в Ваджраяне очень существенным является сам Лама. Мы здесь говорим об Учителе, который обладает всеми качествами. Благодаря этому он никогда не причинит нам вреда и у него не будет намерения нас обмануть. Сочувствие приводит к тому, что он больше думает об ученике, чем о самом себе. Он также способен эффективно учить, потому что имеет все необходимые для этого средства и качества. В такой ситуации опираться на Гуру – наша главная практика, а сутры и тантры – это источник информации, если Учителя нет рядом или мы не до конца поняли его поучения.

Я часто слышал мнение, что поучения важнее Гуру. Так считается на уровне Малого пути. Но означает ли это, что практикующие Алмазный путь ошибаются, полагая, что именно Лама является самым главным? Или ученики Малого пути и других колесниц не до конца понимают этот момент? На самом деле ни одна из сторон не ошибается – обе правы! Все обусловлено уровнем понимания человека и ситуацией, в которой он находится, – в зависимости от этого практикующему больше подходит тот или иной путь.

Разные уровни восприятия Ламы

Мы можем видеть в Ламе обычного человека, исключительного учителя или просветленное существо. То, как именно мы будем воспринимать его, зависит от нашего собственного развития. Если мы недавно приняли Прибежище или впервые узнали что-то о Дхарме, то, скорее всего, мы будем воспринимать Ламу как обычного учителя. Мы видим в нем хорошего и доброго человека, который учит тому, что правильно, а что нет.

На уровне Великого пути Гуру будет учить о сочувствии и о природе ума. Здесь мы начинаем воспринимать Ламу как человека исключительного и совершенного – он перестает быть для нас обычным учителем.

Получив посвящения и устные наставления Алмазного пути, ученик начинает воспринимать Гуру не как обычного или особого учителя, но как живое воплощение самого Будды. Это и есть три уровня восприятия Гуру.

Получив посвящения и устные наставления Алмазного пути, ученик начинает воспринимать Гуру не как обычного или особого учителя, но как живое воплощение самого Будды.

Однако вначале мы, как правило, не можем видеть Учителя просветленным или исключительным. Мы относимся к нему как к человеку, у которого получаем советы, помогающие нам в жизни, и который указывает путь к позитивным поступкам и мыслям. А когда они уже сольются с нами, мы переходим к следующему уровню развития, на котором станем воспринимать Гуру как особенного человека. Благодаря этому мы сможем принять от него поучения о природе ума. С этого момента благословение будет расти в нас очень быстро, а наше понимание Дхармы существенно углубится. Наконец, посредством посвящений и передач мы получаем поучения Алмазного пути и открываемся им. Здесь мы воспринимаем Гуру как просветленное существо, благодаря чему получаем благословение Будды. Это делает наш путь к  Просветлению очень быстрым и ровным. Так, собственно, мы и создаем связь с Ламой.

Когда мы уже получили посвящения и стали учениками Алмазного пути, нам стоит придерживаться определенных обязательств. Как воспринимать Учителя просветленным, если он просто человеческое существо? Не обязательно видеть его личность как просветленную, нужно находить совершенство в его качествах – сочувствии, знании, умениях и так далее. Если мы посмотрим на Учителя с этой точки зрения, то увидим, что нет никакой разницы между ним и состоянием Просветления. Ум Ламы – это просветленный ум, и это значит, что он Будда. Соответственно и все поучения, которые он дает, показывают путь к Просветлению, являясь истиной об основе, пути и цели. Они ничем не отличаются от Дхармы, поэтому речь Ламы неотделима от Учения Будды. Будучи человеком из плоти и крови, он связан обещаниями для блага всех существ, поэтому его тело является Сангхой.

Итак, мы должны воспринимать Гуру как проявление Будды, Дхармы и Сангхи, а они, с точки зрения Алмазного пути, являются Состоянием Истины, Состоянием Радости и Состоянием Излучения. Ум Ламы является просветленным умом, обладающим всеми мудростями и просветленными качествами, он не отличается от Состояния Истины. Его речь, которая освобождает и приносит пользу всем существам, ведя их к Просветлению, есть проявление Состояния Радости. А его тело, подающее существам непосредственный пример, не отделено от Состояния Излучения. В действительности же, эти три состояния содержатся в личности Гуру как проявление качеств Будды.

Вот с таким пониманием и взглядом мы должны относиться к Ламе как к просветленному существу, а каждое его действие и слово воспринимать как путь к полному развитию ума. Благодаря этому мы пробудим в себе его просветленные качества и благословение.

Драгоценное человеческое рождение

Если мы внимательно посмотрим на нашу сегодняшнюю ситуацию, то увидим, что нам очень повезло: мы родились во времена, когда Будда давал разные уровни поучений. Немаловажно и то, что в мире еще присутствуют сочувствующие, мудрые и опытные мастера, которые обладают всеми средствами для того, чтобы приводить учеников к Освобождению и Просветлению. Более того, практикуя в школе Карма Кагью, мы стартуем с уровня передачи Махамудры. Махамудра – это суть поучений всех Будд. Почти все 84 великих мастера Индии практиковали Махамудру. Благодаря этим поучениям они достигли Просветления. Поэтому Махамудра, которую практикуем и мы, является определенным видом благословения, идущим от Будд и просветленных мастеров. Они выражают основу, путь, результаты и цель Махамудры, которая является сутью их постижения и до сих пор живет в их передаче.

Мы практикуем в поле силы нашей линии передачи не без причины – ведь все является причиной и следствием. Мы сами в прошлом засеяли семена ситуаций, в которых теперь находимся. Благодаря большому количеству собранной заслуги, у нас сегодня есть возможность вступить на этот путь и развиваться. Это обстоятельство необычайно ценно. Было бы огромной потерей не воспользоваться столь редким шансом.  Это так же абсурдно, как и ситуация, когда человек умирает от жажды на берегу реки, только потому, что ему ужасно лень подойти к воде. Мы не должны допускать такого. Пейте столько воды, сколько можете, чтобы потом чувствовать себя бодрыми и иметь возможность многое делать. Это очень хороший и разумный шаг. Имея сейчас все благоприятные условия для практики, вы используете их, благодаря чему будете развиваться день за днем из года в год.

Практика в каждый момент

Помня о том, насколько ценным является наше нынешнее рождение, благодаря которому можно освободиться от страдания, мы должны вложить усилия в свою повседневную практику. На самом деле применять Учение можно в любой момент жизни. Именно такие рекомендации содержат поучения о тренировке ума: разговаривая с кем-то, делая что-то, болея или наслаждаясь здоровьем – мы всегда должны тренировать свой ум. Любой момент является подходящей возможностью для развития. Каждое чувство, эмоция дает шанс углубить наше понимание и постижение, все ситуации становятся этапами развития и жизнь наполняется смыслом. Не важно, что мы делаем – медитируем, сидя в гомпе, или занимаемся чем-то другим, все возможности роста открыты перед нами. Когда это так, появляется бесстрашие: наши переживания страдания и счастья, тяжелые и приятные жизненные ситуации – все без исключения становится частью практики. Одновременно это означает, что мы защищены. Во всякой ситуации мы можем чувствовать себя счастливыми. Счастье хороших практикующих невозможно переоценить и описать – в какой бы ситуации они ни находились, их ум всегда полон радости.

Проблемой здесь является отвага, которой нам недостает, – возможно, из-за многих привычных тенденций, ограничивающих ум. Мы настолько комфортно себя чувствуем, следуя путем обыденности, что любая попытка что-то изменить внезапно делает все очень сложным, и мы уже не в состоянии продолжать путь.

Отвага перед лицом трудностей

Практика Дхармы поначалу может выглядеть очень сложной. Нередко мы просто думаем, что все это только книжная теория, описанная великими мастерами, но не применимая в повседневной жизни. Однако Просветления действительно можно достичь. В начале практики необходимы определенные усилия, а затем наше развитие станет ровным и естественным – проявится Совершенное состояние ума. Если какое-то дело кажется трудным, это не значит, что его невозможно осуществить. Более того, чем сложнее вещи, которые мы делаем, тем лучше результаты, которые мы затем получаем. Наша повседневная жизнь полна таких примеров. Взять для сравнения работу: легкая приносит мало дохода, а трудная – больше. Тот же принцип проявляется и в нашей практике, и в нашем развитии.

Проблемой здесь является отвага, которой нам недостает, – возможно, из-за многих привычных тенденций, ограничивающих ум. Мы настолько комфортно себя чувствуем, следуя путем обыденности, что любая попытка что-то изменить внезапно делает все очень сложным, и мы уже не в состоянии продолжать путь. Другое слабое место – отсутствие терпения, обусловленное жесткими концепциями и мешающими чувствами. Но если мы вложим некоторое старание в работу с умом, нам удастся преобразовать мешающие эмоции в мудрость, которая, в свою очередь, превратится в состояние Просветления. Постижение не является невозможным – оно зависит от характера нашего мышления, правильного развития и от усилий, которые мы вкладываем в практику в ее начальной фазе.

Давайте же будем помнить обо всем этом – о важных аспектах связи учитель-ученик, о качествах Ламы, о преданности ученика, и, наконец, о том, как все это объединить в практике, чтобы постичь природу ума.


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Поучения Будды – это методы, которые он дал другим после достижения Просветления, чтобы показать пройденный им путь другим, чтобы остальные тоже смогли это сделать»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров