Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета
 
 

Главные события

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Искусство Непала

Искусство Непала

Мария Бурова-Медведева

картаНепал – это небольшая страна в гималайском регионе, расположенная между Тибетом и Индией. Необычное географическое положение Непала во многих отношениях обусловило своеобразие его исторического и культурного развития. Расположенный в наиболее гористой части Гималаев (Гималайский хребет составляет северную границу страны), Непал отличается контрастностью своего рельефа: глубоких долин и восьми километровых вершин. Отсюда происходит неприступность страны, замкнутость развивающихся в долинах Непала художественных культур, устойчивость традиций, восходящих к глубокой древности, в то же время близкое соседство с Индией и Тибетом привело к сложному, необычному сплетению традиций и культур народов, населяющих Непал. Огромное этническое и языковое (около 70 языков и диалектов) разнообразие внесли свой неповторимый колорит в развитие культуры, искусств, ремёсел, фольклора и традиций этой небольшой горной страны.

Непал – страна, где искусство и культура напрямую сплетены с религией. Можно сказать, что непальцы смотрят на мир через призму религиозных обрядов, ритуалов и пудж (пуджа – пение ритуальных текстов). Поэтому большая часть искусства Непала – резьба по дереву, архитектура, скульптура и т.д., отражает религиозные темы индуизма и буддизма.

Архитектура и скульптура Непала

Каменная скульптура

Самые древние скульптурные композиции долины Катманду (где сохранилось наибольшее количество исторических и культурных памятников страны), датируются примерно 1500 г. до н.э. Это красивые барельефы храмового комплекса Чангу Нараян, находящегося в 30 км. от Катманду, которые связаны с житиями бога Вишну. В основном, каменные скульптуры этого комплекса относятся к личхавскому периоду (IV-IX вв. н.э.) Очень интересная каменная скульптура находится на севере долины Катманду, в месте, называемом Будханилкханта. Здесь находится одно из важнейших в стране изображений Вишну, спящего на одиннадцатиголовом змее Ананте. По легенде, эту скульптуру выкопали в земле местные крестьяне, и её создание датируется VII-VIII вв.

Буддийские ступы

Многие интересные памятники архитектуры, такие как 4 ступы императора Ашоки в Патане со временем заросли травой и потеряли свое значение, но ступы Сваямбунатх и Боуднатх, несмотря на то, что они неоднократно разрушались и перестраивались, по-прежнему привлекают к себе толпы паломников и являются очень интересными объектами религиозной архитектуры.

Ступа Сваямбунатх

Ступа Сваямбунатх

Ступа Боуднатх – одна из самых больших буддийских ступ в мире, её окружность около 400м. Сверху ступа выглядит как мандала. Первые документальные упоминая о ней относятся к V в. и точно известно, что в начале XIX в. её обнесли забором, а верхушку обшили медными пластинами. Ступа Боуднатх является одним из главных центров буддийской жизни в долине Катманду.

Ступа Сваямбунатх или Самовозникшая, по легенде, ступа возникла из цветка, в       который превратился святой Вайрочана. Первые упоминания о ступе оставил путешествующий из Индии в Тибет индийский монах Атиша в XI в. Однако по данным научных исследований, первые храмовые постройки появились гораздо раньше, возможно, до нашей эры. В VII в. здесь уже был крупный буддийский центр.

Одна из четырех ступ, расположенных вокруг города Патан по сторонам света. Воздвигнута императором Ашокой во время его визита в Непал (примерно II в. до н.э.) В наши дни эти ступы не пользуются такой большой популярностью и поклонением, как ступы Сваямбунатх и Боуднатх, но все еще являются интересными историческими объектами.

 


Храмовая архитектура

Мастерство народов невары (племена, которые первыми заселили долину Катманду в III-IV вв.), которое является наиболее своеобразным в Непале, достигло своего пика в эпоху династии Малла (XV-XVII вв.). Три главных города-государства долины Катманду: Катманду, Бхактапур и Патан (Лалитпур) соперничали между собой в строительстве великолепных храмов и дворцов, которые до сих пор впечатляют оригинальностью резьбы и изысканностью чеканки.
Искусство неварцев распространилось далеко за пределы Непала: неварские архитекторы с древних времён проектировали и строили храмы-пагоды, которые потом были переняты во многих странах Азии, включая Китай и Японию.

Непальская живопись

Божество Васундхара

Божество Васундхара

Соседство Непала с Северной Индией и Тибетом и нахождение в середине торговых путей между Индией и Китаем, отразилось на его изобразительном искусстве и теперь неискушенному человеку непросто определить, где кончается индийское или тибетское и начинается собственно непальское искусство, это касается прежде всего неварской росписи паубха и тибетской живописи тханка. В восточных Тераях существует собственный стиль живописи, именуемый митхильским художественным искусством (мадхубани). Паубха является предшественницей тханки. Сложный цветочный узор — это отличительная черта непальских картин паубха. Кроме того, яркие контрастные цвета характерны для этого вида живописи. Непальская паубха является неотъемлемой частью жизни непальцев. Эти изображения, в основном, создаются художниками невари, народностью составляющей главную этническую группу в Долине Катманду. Картины паубха пишут на холсте из хлопка. Краски традиционно изготавливаются из дробленого камня и растительных красителей таких, как индиго, а также из золотого и серебряного порошка. Преобладающий цвет в паубхе — красный. Синий, зелёный и золотой используется для акцентирования деталей. Основная тема паубхи — это индуистские и буддийские божества, для изображения которых существуют строгие стандарты: позы тела, выражения лиц, жесты рук. Есть паубхи, изображающие историю постройки дворца или храма или же историю монашеского ордена. В последние десятилетия традиционная живопись паубха находилась в упадке. Но сейчас она вновь возрождается.

Соседство Непала с Северной Индией и Тибетом и нахождение в середине торговых путей между Индией и Китаем, отразилось на его изобразительном искусстве и теперь неискушенному человеку непросто определить, где кончается индийское или тибетское и начинается собственно непальское искусство, это касается прежде всего неварской росписи паубха и тибетской живописи тханка.

Тханка — это тибетское соответствие неварской паубхи. На тханках изображают Будду или различных Бодхисаттв, и эти изображения являются не просто украшениями интерьера, но важным визуальным подспорьем для человека, практикующего медитацию. На заранее подготовленном холсте минеральными красками пишется картина с характерной шелково-матовой поверхностью. Пропорции божеств строго регламентированы и изначально строятся в соответствии с канонами, которые в свое время были сформированы в Индии, а затем, при упадке буддизма и буддийского искусства в Индии, перенесены в Тибет. Краска для тонких линий рисунка или украшений божества делается из золотой пыли, которая получается при обработке настоящего золота. Современные сувенирные тханки пишут, в основном, акриловой краской и, конечно, далеки от совершенства. Но, тем не менее, в Катманду все еще возможно встретить хороших мастеров-тханкописцев и найти настоящие шедевры. Для оформления тханки шьётся традиционная матерчатая рамка из тканого узорчатого шелка, цвета подбираются тоже в соответствии с определенными правилами. Так же, не очень часто, встречаются тханки, выполненные в технике «аппликация из шелка», эта техника пришла в Непал из Монголии и Китая.

Тханка «Будда Медицины»

Тханка «Будда Медицины»

Традиционные ремёсла Непала

Бронзовое литьё

Во всём мире известны непальские изделия из металла, особенно статуи. Изначально их изготавливали в основном из бронзы, позднее стали использовать латунь. Наивысшей точки это искусство достигло в XIV—XVI вв., но и сегодня создаются прекрасные произведения, хотя найти их на обычном рынке становится непросто. В изготовлении статуй применяется техника «утраченного воска». Сначала фигура изготавливается из воска и обмазывается глиной. Затем воск вытапливается, а получившаяся полость заливается жидким металлом (при этом в середину вводится глиняный стержень так, что статуя остаётся полой). Очищенную от глины статую, шлифуют, полируют и покрывают позолотой или расписывают, а особенно дорогие экземпляры украшают драгоценными камнями. Центром бронзового литья и металлической чеканки в долине Катманду по праву считается Патан.

Резьба по дереву

К сожалению, не сохранилось ни одного деревянного памятника искусства, датируемого ранее, чем XII в. Наиболее старыми традициями резьбы по дереву славится город Бхактапур, хотя и в Патане тоже много мастеров этого жанра. Идя по непальским улицам не сложно заметить, что при постройке храмовых комплексов, дворцов, да и просто жилых домов непальцы издавна отдавали предпочтение дереву. Комбинируя красноватый кирпич и тёмную древесину, неварские архитекторы сумели создать свой уникальный, неповторимый стиль в архитектуре и сочетать инженерную необходимость с декоративным искусством.

Идя по непальским улицам не сложно заметить, что при постройке храмовых комплексов, дворцов, да и просто жилых домов непальцы издавна отдавали предпочтение дереву. Комбинируя красноватый кирпич и тёмную древесину, неварские архитекторы сумели создать свой уникальный, неповторимый стиль в архитектуре и сочетать инженерную необходимость с декоративным искусством.

Каждая несущая балка украшена богатой резьбой, а деревянные кронштейны, которые должны выдерживать огромный вес нескольких крыш, снизу доверху покрыты изображениями богов и богинь, жанровыми сценами и любовными сценами, а так же разнообразными цветочными орнаментами, так что кажутся лёгкими и изящными. Вершиной искусства резьбы по дереву являются многослойные дверные рамы в храмах и богато украшенные окна во дворцах и жилых домах.

Для непальской архитектуры характерна архитектурная деталь «торана» — арка над дверной перемычкой портала, которая не является частью стены, а висит перед ней. Тораны всегда украшены богатой фигурной резьбой, обычно с изображением божества данного святилища в центре композиции.

Самым известным шедевром непальского деревянного искусства, наверное, считается «павлинье окно» в городе Бхактапур, которое стало своего рода визитной карточкой Непала и подобный мотив очень часто повторяется на современных непальских домах, но, конечно, копии блекнут по сравнению с оригиналом.

Гончарное искусство

Традиционное гончарное искусство в Непале развивалось на протяжении веков. Гончарное мастерство стало одной из главных профессий некоторых этнических групп в Непале, которые сосредоточены в Тераях, а также встречаются в Бхактапуре. Материал, из которого изготавливаются фигурки – это не глина, а специальная пластичная керамомасса с различными добавлениями. Изделия отливаются по формам, а затем тонкие детали прорисовываются вручную. В городе Бхактапур есть целая площадь Горшечников, где можно найти как предметы бытовой утвари, так и религиозные изображения, а так же можно самим поупражняться в горшечном мастерстве у работающих тут же мастеров.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Как в прозрачных водах океана возникают и исчезают пузырьки воздуха, так и наши мысли ничем не отличаются от окончательной реальности»

Нигума, ХI век

Новости центров