Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Искусство как метод восприятия мира

Искусство как метод восприятия мира

Марина Мацкова

Не стоит недооценивать визуальное искусство как метод восприятия мира, как выражение невыразимого, как иной язык — без слов, доступный для понимания без перевода. Его значение особенно подчеркнуто в духовной традиции Тибета и Восточной Азии.

На протяжении многих веков тибетская «икона» — тханка — служила не только объектом ритуальных церемоний, но и главным образом методом познания и раскрытия возможностей ума практикующих Дхарму.

Буддийское искусство наполнено космогоническими символами, которые дошли до нас в первозданном, практически не измененном виде благодаря передаче от мастера к ученику. Лишь самым успешным в практике и особо одаренным художникам разрешалось рисовать тханки — только совершенные по красоте произведения могут вдохновлять к открытости в познании пути и методов Просветления.

Тибетская тханка — это окно в иной мир: изображения на плоскости на самом деле открывают несколько измерений, которые, как правило, нельзя описать словами. Этим объясняется разномасштабность композиций, их пластика и цветовой строй, особенности пропорции. Не случайна и деталировка объектов сложнейшими знаками и символами: каждый завиток растения, вся орнаментика одежд, любая линия подчинены гармонии и содержат в себе много информации.


Получая наставления Ламы, мы используем мысленные образы Будда-форм. Образы Будд, Бодхисаттв, Йидамов, Защитников программируют наш ум на проявление просветленных качеств. Отождествляясь с Ламой и Йидамами, мы проникаем в самые глубокие тайны поучений.

У разных людей восприятие мира различно. Некоторым проще осознавать, опираясь на образы, — в этом случае мы говорим, что они воспринимают мир визуально. Другие в большей степени задействуют интеллектуальное мышление. Но и в том и в другом случае изображения способствуют лучшей концентрации и вдохновению.

На одной из лекций у Ламы Оле спросили: «Почему формы Йидамов, данные нам 2500 лет назад, не изменились? Соответствуют ли они уму современных людей? И есть ли уверенность, что они так же помогают человеку сегодня, как и тысячелетия назад?»

Оле ответил: «Ум не имеет цвета, веса, запаха, размера и формы. И это означает, что он независим и от моды. Иногда ум работает через человеческое тело, и в этом случае он имеет две стороны: он является осознающим — то есть может знать, и он активен — то есть может действовать. Если людям дается форма для медитации, имеющая определенный цвет, размер и другие параметры, это значит, что будет возникать обратная связь. Энергии будут определенным образом течь в наших телах, и мы постепенно начнем перенимать те качества, на которые медитируем. Когда мы медитируем на мирные формы, то удаляем глупость, на формы в союзе — преобразуем привязанности, гневные аспекты помогают бороться с ленью: благодаря им у нас появляются энергия и активность. Все это формы обратной связи. Связи нашего ума с Просветлением».

Образы Бодхисаттв

Образы Бодхисаттв объединены общими визуальными характеристиками. Так, например, если Будды изображаются в монашеских одеждах, то на Бодхисаттвах всегда изысканные одеяния, их руки и ноги украшают многочисленные браслеты, на шее сверкают ожерелья, на голове — корона. Это украшения, выражающие состояние радости Будд, богатство и полноту духовного пути и его конечной цели — Просветления. В отличие от Защитников и Йидамов, изображаемых стоящими на солнечных дисках, что указывает на их непревзойденную силу и защищающую активность, Бодхисаттвы, подобно Буддам, сидят на лунных дисках и цветках лотоса, символизирующих чистоту намерений. Бодхисаттвы часто изображаются сидящими со спущенной вниз правой ногой, что говорит о готовности в любой момент прийти на помощь.

У них столь же совершенные пропорции, что и у Будд, тогда как Защитники более приземисты и в очертаниях приближены к квадрату.

В зависимости от активности, все они имеют различные цвета.

Манджушри

В текстах встречается очень много красивых эпитетов и имен этого Бодхисаттвы. Его называют Совершенный Ум, Совершенная Речь, Владыка Речи, Лев Речи. На тибетском языке его имя Джампел Янг означает Обладающий Мелодичным Голосом. Лама Оле Нидал передает его главную сущность именем Будда Мудрости. Изображения этого Бодхисаттвы довольно популярны.

Манджушри олицетворяет мудрость Будд трех времен (прошлого, настоящего и будущего) и десяти направлений (имеются в виду верх, низ, четыре главные стороны света и четыре промежуточные). Его наделяют способностью понимать Дхарму, а также хорошей памятью, совершенством ума и красноречием. Его цель — помочь практикующим в постижении своей собственной сущности и истинной природы вещей.

Если людям дается форма для медитации, имеющая определенный цвет, размер и другие параметры, это значит, что будет возникать обратная связь. Энергии будут определенным образом течь в наших телах, и мы постепенно начнем перенимать те качества, на которые медитируем.

С чтения мантры Манджушри буддисты начинают любые занятия наукой, ему посвящаются духовные стихи, которые предваряют написание текстов. Практики на Манджушри развивают память, сообразительность, способствуют появлению относительной и абсолютной мудрости.

Изображается Манджушри в образе шестнадцатилетнего юноши, поскольку буддийская мудрость — результат не долгой жизни, а озарения, позволяющего сразу проникнуть в суть бытия. Подобная мудрость и освобождение от страданий — одно и то же. Она запредельна и постигается благодаря особой практике.

Согласно легенде, 84 тысячи лет назад он был учеником Будды той эпохи и дал обет не уходить в нирвану, пока не придут все тысяча Будд этой кальпы.

Манджушри также является одним из Бодхисаттв — ближайших учеников Будды Шакьямуни. Его миссия — искоренение неведения и зла, причиненного неведением. Поэтому самым распространенным иконографическим изображением считается то, где он показан с поднятым пламенеющим мечом, «рассекающим тьму неведения» в правой руке и книгой Запредельной Мудрости (Праджняпарамиты), лежащей на лотосе, в левой.

Манджушри проявляется и в Семействе Лотоса Будды Амитабхи, и в Семействе Алмаза Будды Акшобхьи.

В Непале он считается основателем цивилизации и создателем долины Катманду. Благодаря своей силе и интуиции он увидел голубое пламя, символизирующее Ади-Будду, в лотосе на большом озере в Непале. Он отправился туда, дабы преклониться перед этим пламенем мудрости, но подойти к лотосу ему мешала вода. Тогда он рассек своим мечом холмы на южном берегу, и вся вода из озера ушла на юг. Сухая равнина стала долиной Катманду. «Кат» означает «город», а «манду» — видоизмененное «манджу». Таким образом, название столицы Непала Катманду означает «город Манджушри». Известная ступа Сваямбху стоит на том самом месте, где когда-то проявился лотос, увиденный Манджушри.

В легенде о рождении Манджушри сказано, что однажды изо лба Будды Шакьямуни возник луч света и расколол дерево. Внутри дерева мгновенно вырос цветок лотоса, на котором восседал Манджушри, светящийся и украшенный драгоценностями.

Бесчисленны легенды о том, как Бодхисаттва наставлял философов. Одна из них рассказывает о том, как мудрец из Викрамашилы не мог объяснить значение некой священной формулы и решил отправиться к Бодхисаттве Манджушри, ибо разъяснить ее мог только он. На своем пути он встретил крестьянина, который предложил ему остановиться на ночлег в его хижине. Внезапно на месте их встречи возник монастырь, и ученый понял, что перед ним сам Бодхисаттва Манджушри. Утром магическая формула была раскрыта.

Есть еще несколько ипостасей и имен Манджушри: Манджугхоша — Красивый Голос, Манджунатха — Красивый Спаситель, Вагишвара — Господин Речи, Кумарабхута — Бывший Принцем. Он держит Колесо Учения или символическое изображение драгоценностей и книгу, его кожа золотисто-желтого цвета, который символизирует богатство его знаний. Его руки могут быть сложены в жесте поворота Колеса Учения, на лотосах он держит меч и ваджр. Довольно часто встречается изображение Симхананды-Манджушри, сидящего на лотосовом троне верхом на белом льве. В руках у него также меч и книга на лотосе. Его подругой считают богиню красноречия Сарасвати, которая иногда изображается вместе с ним.

Манджушри-Джнянасаттва сидит со скрещенными ногами, в полной позе медитации. У него четыре руки, которые держат меч, стрелу и лук, символизирующие единство метода и мудрости, а также лотос с книгой.

Кроме этих форм, известна тантрическая трехглавая и восьмирукая форма Манджушри — Дхармадхату Вагишвара. Его атрибутами являются меч, стрела, ваджр, книга, лук и колокольчик.

Йидам Ямантака тоже является тантрической формой Бодхисаттвы Манджушри.

Наверное, в недалеком будущем мы будем медитировать на непосредственно находящиеся перед нами в пространстве голограммы Будд — настоящие формы энергии и света. Вместе с этим, скорее всего, изменится и наше мировосприятие. Возможно, мы будем более способными понимать вещи такими, какими они являются на самом деле, в то время как традиция написания тханок, литья скульптур останется высоко в горах Тибета. И пусть это послужит на благо всем существам.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Истинная дисциплина означает не принимать всерьез преходящие чувства»

Лама Оле Нидал

Новости центров