Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Кармапа  → Интервью с Ламой Цультрим Намгьялом и Йеше

Интервью с Ламой Цультрим Намгьялом и Йеше

Кармапа XVII и его помощник Лама Цультрим Намгьял

Кармапа XVII и его помощник Лама Цультрим Намгьял

В мае 1999 года, во время визита Семнадцатого Кармапы в Калимпонг, Вольфу Манглеру из Базеля представилась возможность побеседовать с Ламой Цультрим Намгьялом и Йеше — «слугами» и помощниками Кармапы.

Лама Цультрим Намгьял долгое время находился в окружении Шестнадцатого Кармапы. Много лет назад он уже давал интервью журналу «Кагью Лайф» (номер 5, сентябрь 1990 года), в котором поделился своими впечатлениями о жизни рядом с Кармапой. Йеше также беседовал с журналом «Кагью Лайф» (номер 14, апрель 1994 года) незадолго до официального признания Семнадцатого Кармапы. Вот некоторые фрагменты из последних интервью с ними.

Вопросы к Цультрим Намгьялу:

Вы находились в личном окружении Шестнадцатого Кармапы, а сейчас заботитесь о Семнадцатом. Сохранились ли какие-нибудь отличительные черты Шестнадцатого Кармапы в Семнадцатом Кармапе?

Впервые я увидел Его Святейшество Семнадцатого Кармапу в 1996 году, уже после того, как он прибыл в 1994 году в Индию. Я стал служить ему и сказал однажды: «Может, не следует так говорить, но я хочу испытать тебя. В последние годы наши духовные учителя действовали весьма беспорядочно, это вызвало много проблем и раздоров. Поэтому в течение по меньшей мере трех лет, пока я буду находиться с тобой, предлагаю проверять друг друга». В этом году испытания подошли к концу, и результатами я очень доволен. Конечно, не мне судить, действительно ли это Его Святейшество Семнадцатый Кармапа или нет, но я убежден, он очень необычный человек. Такие выводы я сделал на основе многочисленных текстов, в которых поясняется, как проверять своего учителя, а также исходя из моего многолетнего опыта общения с Шестнадцатым Кармапой и сравнением этого опыта с активностью Семнадцатого Кармапы.

Вам известно что-либо о детстве Кармапы?

Когда Кармапа появился на свет, на нем не было крови, а была белая, как молоко, жидкость. Это знак рождения Бодхисаттвы. Когда ему было два или три года, живя в Лхасе, он повторял: «Я — Кармапа». Однажды Кармапа проходил мимо монастыря Джокханг и произнес эти слова, а многие люди их слышали.

В 1988 году в Лхасу приехал Гьялцаб Ринпоче, чтобы расписать лик статуи Будды Джово. Его Святейшество ничего не знал ни о том, кто такой Гьялцаб Ринпоче, ни о том, что он находится в Лхасе. Однако как раз в день его приезда он сказал родителям, что хочет пойти в Джокханг. Родители просили его отложить посещение монастыря на другой день, но он настоял на своем и отправился туда в сопровождении слуги.

Они прибыли в монастырь, слуга отпустил Кармапу возле входа, и Его Святейшество пошел прямо в здание. Там сидел Гьялцаб Ринпоче и рисовал. Кармапа подошел, забрался к нему на колени, посмотрел на него и спросил: «Ты меня узнаешь?» Гьялцаб Ринпоче оглядел его и сказал: «Нет, я тебя не знаю». Кармапа снова спросил его: «Ты, правда, меня не узнаешь?».  Гьялцаб Ринпоче снова дал отрицательный ответ. Кармапа произнес: «Тогда мне больше нечего тебе сказать», — и отправился домой.

 В это же время семью Кармапы навестили люди, которые не знали про случай в Джокханге, и рассказали родителям о том, что в Лхасу из другой провинции Тибета приехал один из самых уважаемых Ринпоче Кармапы. Они посоветовали им посетить его. Кармапа, однако, заявил: «Я не хочу идти к нему. Я уже навещал его, но он меня не узнает. Не хочу его больше видеть». Доверенные люди из окружения семьи Его Святейшества не раз наблюдали подобное. Когда Гьялцаб Ринпоче разрисовывал статую в Джокханге, в храме проходила важная церемония, и многие люди стали свидетелями этого случая. Там было особенно много торговцев-кхампов из Лхасы.

Кармапа уже около двух лет живет в Калимпонге. Как обстоят дела с его учебой и как он здесь развивается?

Калимпонг — лучшее место для учебы и медитации. Приезд Кармапы очень полезен и для города, который сильно изменился в связи с его появлением в лучшую сторону. Приезд его многочисленных западных учеников способствует развитию «туризма»: они приезжают, конечно, чтобы увидеть Кармапу, но при этом живут в местных отелях и покупают различные вещи.

Общая атмосфера здесь тоже улучшилась — погода, урожай и многое другое. Пребывание Его Святейшества влияет даже на растительность, не только на людей. Когда он в 1994 году приехал в Дели, в новостях сообщали, что в тот год в окрестностях города собрали небывалый урожай, и сезон дождей наступил как раз вовремя.

 Что сейчас входит в программу обучения Кармапы и что планируется ввести в будущем?

 С Кармапой в настоящее время занимается его персональный учитель — профессор Семпа Дордже. Он преподавал в Университете санскрита в Варанаси, а теперь учит Кармапу тибетской грамматике по учебнику, разработанному Восьмым Ситупой — несомненно, лучшим пособием для обучения. Это признают все школы тибетского буддизма.

Кроме того, Его Святейшество изучает буддийскую философию мадхьямаки, Абхидхармакошу, логику, тибетскую поэзию и т.д. Вместе с этим Его Святейшество получает знания о том, как проводить различные ритуалы, такие как посвящения, пуджи и прочее. Это огромный раздел. Вот его ежедневное расписание:

6.30–7.30 Практика Белой Тары

8.00–11.00 Учеба

11.00–13.00 Аудиенции и обед

13.00–15.00 Учеба

15.00–15.30 Перерыв на чай/кофе

16.00–17.00 Домашнее задание/учеба

17.00–18.30 Свободное время, спорт и т.д.

18.30–20.00 Махакала-пуджа и совершение пожеланий

Вопросы к Йеше:

Кармапа также занимается под руководством опытного школьного учителя Стюарта Джарвиса из Перта, Австралия. Каковы основные цели и задачи этих занятий?

Ранее Кармапа брал уроки английского у шотландского джентльмена Доктора Сприка, много лет прожившего в Калимпонге. Теперь на эту роль пригласили Стюарта — школьного учителя, который может преподавать еще и остальные науки: географию, математику, другие научные дисциплины средней школы. С Кармапой занимаются частным образом, и я не думаю, что он будет сдавать какие-либо экзамены. Но для него это очень полезно, и его английский явно стал лучше.

Уверен, сейчас сложились наилучшие условия для учебы, и хорошо, что последователи Кармапы стараются приезжать к нему сами. Это позволяет ему почувствовать признание, он видит, что у него есть ученики во всем мире. Большинство приезжает из ваших центров, и Его Святейшество всегда счастлив вас видеть. Он рад всем вам.

Нравится ли вам, что все больше западных учеников Дхармы приезжает к Кармапе?

Я думаю, это очень хороший знак. Сейчас у Кармапы напряженная программа обучения, это не самое лучшее время для поездок. Если бы он начал путешествовать, то не смог бы учиться. В будущем его ждет такое множество дел для многочисленных центров и учеников, что времени для занятий, скорее всего, не останется. 

Уверен, сейчас сложились наилучшие условия для учебы, и хорошо, что последователи Кармапы стараются приезжать к нему сами. Это позволяет ему почувствовать признание, он видит, что у него есть ученики во всем мире. Большинство приезжает из ваших центров, и Его Святейшество всегда счастлив вас видеть. Он рад всем вам. 

Как относятся жители Калимпонга к западным гостям?

Они говорят, что в Калимпонге никогда не было столько западных людей до момента, пока здесь не поселился Кармапа. Калимпонг — отнюдь не излюбленное место туристов, поэтому местные жители очень рады посетителям. Ученики приезжают, чтобы увидеть Кармапу, независимо от погоды и времени года. Они появляются и после того, как закончился сезон. Многих впечатляет их мотивация, думаю, что на людей это производит сильное впечатление.

Хотели бы вы еще что-нибудь сказать людям, которые интересуются буддизмом на Западе?

Это замечательно, что вы приезжаете к Кармапе. Мы надеемся, что и дальше ученики будут посещать его, до тех пор, пока Кармапа не начнет путешествовать сам. Все мы, кто находится рядом с Его Святейшеством, счастливы видеть последователей Кармапы со всего мира. Для нас это большая поддержка, это придает нам уверенности.

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Практика – это способ изменить состояние ума путем медитации»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров