Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

11.03.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно...   23-26 марта — ...

26.07.2017 - 21.08.2017

Летом 2017 года Eго Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже посетит три европейских страны, ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Идеи Кармапы XVI о развитии Дхармы на Западе

Идеи Кармапы XVI о развитии Дхармы на Западе

Лама Джигме Ринпоче, Гамбург, 1989

Статья опубликована в Kagyu Life International, 2, 1995

Кармапа — великий Бодхисаттва, следовавший в ходе истории тем же путем, что и Будда. Вначале он был обыкновенным существом, пожелавшим достичь Просветления. Он практиковал, развивался и действовал как Бодхисаттва.

Мы тоже стремимся поступать как Бодхисаттвы. Вначале принимаем обет Бодхисаттвы и развиваем Просветленный настрой (бодхичитту). Одновременно мы прилагаем усилия, чтобы совершать поступки,  приносящие пользу всем существам.

Много тысяч лет назад Кармапа решил стать Бодхисаттвой. Он уже достиг просветленного состояния ума и перерождался бессчетное множество раз в обычных и сверхъестественных формах, существом в низших сферах существования, Бодхисаттвой или учителем, чтобы помогать живым существам.

История Кармап началась еще до зарождения этого мира. В прошлых жизнях Кармапа проявлялся во многих формах и жил под разными именами. Он сохранял отношение Бодхисаттвы невероятно долгое время, для того чтобы приносить пользу всем чувствующим существам.

Во время медитации высшие Бодхисаттвы очень четко видят в своем уме многое, например, как их активность будет проявляться в будущем. В контексте Дхармы активность всегда означает принесение пользы всем существам. Однажды Кармапа медитировал на горе Меру, и его медитация продолжалась 10 миллионов лет. Остальные Бодхисаттвы поняли, что он принесет необычайную пользу всем существам, и дали ему имя «Кармапа», что означает «активность всех Будд».

В это же самое время 100 000 дакинь пришли к нему и предложили особый символ, знак победы — черную корону из собственных волос. Эта корона не обладает физическими свойствами, но выражает вневременное качество Кармапы. С этого момента Кармапа обрел свое имя и знак — Черную корону. С тех пор Кармапа представляет активность всех Будд.

В будущем активность Кармапы продолжит шестой Будда. Будда Шакьямуни был четвертым историческим Буддой, следующим будет Майтрейя. Шестой Будда будет носить имя Сингхе, что означает Лев. Итак, Кармапа появится под именем Сингхе. Он будет учить так же, как Будда Шакьямуни, оставаясь в форме Бодхисаттвы.

Во время медитации высшие Бодхисаттвы очень четко видят в своем уме многое, например, как их активность будет проявляться в будущем

Когда Будда Шакьямуни дал поучения после достижения Просветления, тысячи его учеников достигли Просветления в очень короткое время. То же самое сказано в учении о Кармапе как о шестом Будде. Все, кто упустили возможности и не достигли Просветления, могут сделать пожелания переродиться главными учениками в его время. Такое же очень сильное желание было у Кармапы. Таким образом, его активность проявляется все время, во многих мирах, в разных формах и продолжится в будущем. 

Буддизм проник в Тибет в VII веке и развивался медленно. Первое перерождение  Кармапы в Тибете произошло в XII веке и обрело форму первого исторического Кармапы.

Мы знаем, что до этого Кармапа в разных формах жил в Индии, это были йоги, сиддхи или ученые. Некоторые из его форм мы знаем, например Сараху.  О других ничего не известно. Перед тем как Кармапа пришел в Тибет, многие из тибетцев побывали в Индии, изучали буддизм и принесли поучения домой.

Каждый знает Марпу-переводчика. Он был очень сильной личностью и перевел на тибетский все учения, которые сам практиковал и реализовал в Индии. Марпа входил в соприкосновение с активностью Кармапы в Индии много раз, например с Сарахой — наиболее важным держателем линии Махамудры. Сараха владел всей передачей. В его линии передачи было много махасиддхов, среди них и Тилопа,  изучивший все йоги, что сделало возможной реализацию. Мы называем эти практики Шесть йог Наропы, хотя им уже учили Тилопа, Сараха и Шаварипа. От всех этих сиддхов передача перешла к Марпе.  

Возвратясь в Тибет, Марпа дал передачу своему главному ученику Миларепе. Затем ее получил Гампопа и передал Кармапе, который проявился в форме, видимой каждому, как Первый Кармапа. Кармапа перерождался в Тибете снова и снова и делал все, чтобы учения оставались свежими. Причина, по которой он появился в Тибете, очевидна. В Индии того периода существовало множество препятствий, буддизм приходил в упадок, в то время как в Тибете он неуклонно распространялся. Все Бодхисаттвы, которые раньше жили в Индии, постепенно перерождались в Тибете. Мы видим, что все Шамарпы, Ситу Ринпоче, Джамгоны Конгтрулы Ринпоче, Гьялцабы Ринпоче и Паво Ринпоче в предыдущих жизнях жили в Тибете.

Ученики, окружавшие Сараху и Тилопу, и те, кто жил во времена Наропы, один за другим перерождались в Тибете, где получали новые имена, но корни Бодхисаттв происходят из Индии. Перерождаясь в Тибете, где больше людей интересовалось буддийской практикой, они давали свои поучения. Люди практиковали и становились просветленными.

После того как в Тибете возникли трудности, разрушения, организованные коммунистическими китайцами, а также другие препятствия, Его Святейшество Кармапа XVI попросил высших лам Трунгпу Ринпоче и Калу Ринпоче поехать на Запад, чтобы приносить пользу людям там. Благодаря этой созданной основе для передачи Учения, и у западных людей появилась возможность развиваться и достигать Просветления. Мы никогда не знаем, является ли наша встреча с буддизмом чем-то новым или это старая связь. Многие, возможно, всегда были связаны с Дхармой, но полностью так и не освободились. Эти люди сделали очень сильные пожелания. Наша карма всегда дает определенное направление — в данном случае — встречаться в определенных местах и развивать навыки из прошлого.


Когда у нас появляется возможность вступить в контакт, необходимо использовать это время и выбрать подходящий путь. Если не поступить таким образом, произойдет задержка, и времена снова изменятся. Выбор правильного пути — это желание Бодхисаттв и наше собственное. Наш путь определяется усердием и леностью. Леность всегда означает задержку. Мы никогда не теряем кармическую связь, но если не развиваемся, то никогда не достигнем Освобождения. Пожелание Бодхисаттв и их благословение всегда с нами. Однако ошибки, связывающие нас с сансарой, всегда тянут вниз, если мы не прилагаем усилий. Это приводит к дальнейшим задержкам, и вот мы снова в круговороте на некоторое время, и затем снова встречаемся.

Сейчас очень важное время, потому что мы можем идти тем же путем, что и Бодхисаттвы, использовать возможность и условия для достижения Просветления. Проблема заключена в сложившихся обстоятельствах, в текущих условиях цикла существования, в состоянии наших собственных эмоций. Из этого вытекает множество причин упустить шанс. Поскольку ум меняется, в определенное время мы можем быть очень заинтересованы в практике Дхармы — и это прекрасно. Но в другое время определенные обстоятельства, которые мы переживаем, способны заставить нас утратить этот интерес. Это не базисная карма, но вид косвенной кармы, когда кого-то уносит слишком далеко, а затем он возвращается и немного практикует снова. Так мы упускаем возможности, и все еще не закончили путь практики. Иногда кто-то имеет сильное доверие, иногда доверия меньше. Некоторые видят только внешние обстоятельства: «Я могу делать это или я не могу делать это». Со всеми происходят изменения — это нормально. Есть несколько важных вещей, о которых необходимо знать. Например, путь Шести парамит, особенно — усердия, терпения и практики. Если мы проникаем в эту практику глубже, препятствия, созданные обстоятельствами, не вырвут нас. Это очень важно. Мы делаем практику и развиваем Просветленный настрой. Вначале мы не можем совершать великих дел, но даже маленькие мысли могут помочь всем чувствующим существам. По мере того как наша практика растет, шаг за шагом, мы все больше и больше осознаем природу нашего ума. Это происходит так же, как и с Бодхисаттвами прошлого. Участие в начале пути очень важно, а затем включается активность. 

Теперь об идеях Кармапы о развитии Дхармы на Западе. Впервые Его Святейшество посетил Запад в 1974 году. Он увидел, что может помогать существам в Америке так же, как в Европе, и выбрал места, каждое из которых назвал «Место Кармапы», подразумевая не здания, а передачу, заложенную в определенных местах. Эта передача предназначена не на несколько жизней. Все происходит так же, как происходило когда-то в Тибете. Вначале несколько человек создают условия для передачи учения в западную культуру и язык. Затем там начнут перерождаться Бодхисаттвы. Это происходит в Азии, Европе, Америке, где возможностей для развития становится все больше. Его Святейшество Кармапа не сказал о своем перерождении в конкретном месте, но само название «Место Кармапы» дает понимание, что там будут перерождаться его ученики, чтобы  упорно работать и создавать необходимые условия для каждого.

Его Святейшество сделал очень важный выбор для Америки и Европы: не оказывать давление в отношении развития, но позволять ему происходить естественно. Сейчас мы работаем с этим не только для этой жизни, но для многих столетий на благо всех людей, так же, как делали раньше в Тибете.

Кармапа не хочет обращать в буддизм каждого или захватывать власть над людьми. Его цель — предложить возможности посредством таких мест. Он предлагает продолжать путь, принимать собственные решения и практиковать в соответствии с желаниями. Люди не испытывают давления со стороны лам. Наоборот, каждый получает помощь для роста в Дхарме. Люди, имеющие связь с Кармапой, действительно очень разные. Но все работают, чтобы помогать друг другу, и создают предпосылки, чтобы другие могли следовать пути.

Западные буддисты перенесут все поучения в свою культуру. Люди будут практиковать, изучать, переводить и развивать более глубокое понимание. Основная идея Его Святейшества Кармапы заключалась в передаче всех учений в язык, культуру и понимание Запада. Это принесет огромную пользу таким же образом, как это было в Тибете.

Все происходит в соответствии с желаниями и кармой людей. Карма здесь не означает хорошее или плохое — это просто следствие прошлого — кем вы были и что делали прежде. Многие и ранее имели контакт с Дхармой, но все еще остались людьми, перерождающимися в сансаре снова и снова под влиянием неведения и кармы.

Некоторые сделали сильные пожелания и решили развивать Просветленный настрой. Поэтому они — Бодхисаттвы, не на высоком, но на обычном уровне. Они перерождаются в соответствии со своими пожеланиями Бодхисаттв. Их жизни полны активности, и они способны действительно помогать многим существам. Некоторые достигли высокого уровня реализации, но быть Бодхисаттвой не означает обязательно быть на высоком уровне. Существует множество уровней. В зависимости от того, где нужна помощь, Бодхисаттва самого высокого уровня может прийти в обычной форме. Таким образом — многое возможно. Каждый Бодхисаттва принимает участие в зависимости от его желаний и попыток помочь чувствующим существам. Это причина, по которой нужно принимать все остальные школы буддизма. Все они хороши.

С передачей Дхармы на Запад всплывают старые чувства и связи. Это не просто случайная группа людей, которые объединились, чтобы продолжать традицию. Сама возможность такой встречи — результат их прошлой кармы. Те, кто перерождаются сейчас, должны продолжать свое развитие, особенно это касается учений, полученных в прошлых жизнях. Такое продолжение дает более глубокое качество духовного развития, чем новый контакт. Его Святейшество хотел создавать все так, как подразумевает название «Карма Кагью»: «карма» переводится как «активность» и обозначает «активность всех Будд», а «гью» значит «передача». Кагью — это передача учений из прошлого в настоящее время. Итак, Кармапа хотел продолжать действовать, собирая вместе людей, имеющих связи из прошлого.

Когда Оле и Ханна захотели провести свой первый трехгодичный ретрит под руководством Калу Ринпоче в Плеже, во Франции, Кармапа XVI предложил им использовать это время иначе — направить всю свою энергию в Европу и Северную Америку и приложить большие усилия к тому, чтобы помогать людям развиваться и следовать по пути вместе. Его Святейшество очень решительно попросил их создать прочную основу для всех, чтобы работать вместе. Именно поэтому Оле сильно подчеркивает важность сотрудничества всех центров.  

Существует несколько значительных этапов в нашем развитии. Первый — личная заинтересованность практиковать буддизм; второй — развитие Просветленного настроя — наиболее важный для нас. Затем — возможность получать передачу в зависимости от способностей. Когда кто-то способен получить поучения, он становится полезным для других. Затем — очень важно изучать буддийские поучения. Мы больше изучаем и переводим с тибетского все существующие поучения на родной язык и в то же время делаем свою практику.

Например, кто-то делает медитацию Гуру-йоги на Кармапу. Благодаря Гуру-йоге в любом действии, в каждой практике, во всем, что делаем, мы неотделимы от благословения Кармапы и от природы нашего ума — той же, что и природа ума Будды. Неотделимость от Кармапы означает его благословение и приобретение всех его качеств. Когда мы практикуем эту медитацию и заняты полезной деятельностью, то получаем много благословения и помощь от Кармапы естественным образом.

Каждый раз, получая опыт в нашей практике, мы можем проникнуть в нее все глубже. Это не происходит сразу, так как учения даются в соответствии с нашими способностями. Но изучая практику и применяя ее, мы обогащаем опыт, и это дает нам более глубокое понимание.

Обычно все поучения такие. Вначале мы способны понять лишь часть, но, практикуя, достигаем более глубокого понимания. Без практики нет прогресса. Сначала нужно изучить поучения, после этого можно понять их суть, и тем не менее необходимо продолжать практику. Таким образом мы развиваемся больше и больше. Именно таким путем следовали Марпа и многие другие переводчики в Тибете. Они развивались и в конце концов достигли полного понимания учения.

Возможность перевести все на тибетский язык созрела благодаря этому, хотя Индия и Тибет сильно различались в культуре, идеях и знаниях. Будда давал учения на языке Индии и в индийской традиции. Поэтому тибетцы изучали все, придя в Индию. И только после этого перевели поучения на тибетский. Кармапа хотел, чтобы поучения аналогично адаптировались и на Западе.

Западные буддисты перенесут все поучения в свою культуру. Люди будут практиковать, изучать, переводить и развивать более глубокое понимание. Это значит, при наличии определенных пожеланий и молитв некоторые западные люди могут стать переводчиками, подобными Марпе, таким образом, они перенесут на Запад истинную передачу.

До тех пор мы можем развиваться в соответствии с нашими способностями. Основная идея Его Святейшества Кармапы заключалась в передаче всех учений в язык, культуру и понимание Запада. Это принесет огромную пользу таким же образом, как это было в Тибете.

 

Книга о предыдущих воплощениях Кармапы

 

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Учение Будды подобно вкусному пирогу: как его ни разрежь, вкус не ухудшится»

Лама Оле Нидал

Новости центров