Лама Оле Нидал
Начиная с 1972 года Оле Нидал, первый европейский лама и мастер медитации, основал более 650 центров медитации по всему миру
 
 

Главные события

20.10.2017 - 20.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → О нас  → СМИ о нас  → Путешествия  → IBC-2014 — итоги поездки глазами Александра Койбагарова. 2014 г

IBC-2014 — итоги поездки глазами Александра Койбагарова. 2014 г

С 24 сентября по 1 октября Александр Койбагаров, президент Российской Ассоциации Буддистов Карма Кагью, в составе российской делегации с доктором философских наук, ректором Тувинского государственного университета Ольгой Хомушку и представителем Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Виктором Митыповым принял участие в Международном буддийском конклаве по приглашению правительства  Индии.

Международный буддийский конклав IBC-2014 — глобальная платформа буддийского сообщества всего мира, главная цель которого состоит в том, чтобы предоставить возможность участникам взаимодействовать между собой, сохранить и оживить буддийское наследие, сделать его доступным для посещения туристами со всего мира. В нем приняли участие 120 делегатов из 32 стран — представители всех направлений буддизма, лидеры общественного мнения, ученые, туроператоры и журналисты.

Что интересного было в поездке и как она отразится на буддистах России — об этом и многом другом Александр Койбагаров рассказал в интервью нашему корреспонденту.

Александр, каковы были ожидания от поездки?

Ожидания были самые фантастические. Например, что у нас будут выбирать буддийского папу. (прим.автора: конклав /лат. Сonclave/ — собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы римского). Не знаю, почему они выбрали именно это название для мероприятия.  Еще  я думал, что нас будут разные официальные туристские лица уговаривать возить в Индию туристов и устраивать паломничества. Или нам раскроют какие-то особенные тайны этих мест, куда нас собирались везти. Или нас просто хотят на этой базе познакомить со всеми буддистами мира. Правда, об этом я подумал в самом конце, когда узнал, что пригласили делегатов не только  из России, но изо всех буддийских стран.  И даже не из буддийских. Сбылось все, но не так как думалось.

Россия впервые присутствовала на таком событии. Насколько российские буддисты со своими проблемами и пожеланиями пришлась к месту?

Весь мир был представлен на этом конгрессе. И это очень воодушевляющее. Такое собрание людей, которые практикуют буддизм, приобщают к буддизму, а также возят небуддистов по святым буддийским местам. Мы увидели полный набор буддистов из разных стран. Были делегаты из таких стран, которые я считал мусульманскими, например, Бангладеш. Оказывается, там тоже есть буддисты. И из Японии,  Кореи, Сингапура, Тайваня, Китая, Малайзии, Индонезии, Вьетнама. Присутствовали представители турагентств, которые возят туристов  в Индию из Европы, Америки  и Австралии.

Официальная часть была представлена в лучших советских традициях. Нас принимали на таком уровне, что я даже и не ожидал. Нас встречали, правда, не пионеры, но  мужчины, женщины, мальчики, девочки, монахи, которые нам дарили традиционные индуистские венки, рисовали красный третий глаз, дарили цветы, играли в барабаны. Видно было, что мы особенные, что нас пригласило правительство Индии, что нас любят, что мы, по их мнению, действительно, важные персоны. В Варанаси перекрыли весь город. Это было, как если Гагарин приехал или Рейган в советские времена. На нас смотрело все индуистское население города, которое собралось делать ежевечернее подношение богине-матери реки Ганг. Буддисты вели себя как всегда: вместо того, чтобы церемонно сидеть и наполняться важностью момента, сразу побежали фотографироваться в разных ракурсах, а пара дядек рок-н-рольного возраста стали изображать под ритуальную музыку ужимки и прыжки. Это, конечно, не так весело, как наши буддийские туры по России и другим местам. Не было столько энергии.  Но все равно, присутствовало буддийское благословение и мы все посмотрели, а темп и ритм был такой же —  мы все время куда-то бежали.

Помимо посещения туристических и мест паломничества буддистов, был ряд официальных мероприятий, на которых обсуждались проблемы, с которыми сталкиваются путешественники  в Индии. Удалось ли наладить прямые контакты на местах?

Были официальные встречи, были официальные речи. Как всегда, когда столько официоза, было иногда забавно. Особенно меня потрясло, когда выступали министр туризма Индии, министр штата Бихар, министр образования и культуры. Говорили много, очень долго, очень эмоционально и с большим чувством. Или это было на хинди, или это был такой английский, что мы все считали, что это был хинди. К сожалению, этот запал и эта страсть, это воодушевление осталось для нас непонятным в силу языковых сложностей и отсутствия перевода. Будет ли из этого толк, достигнет ли это официальное мероприятие тех целей, которые ставили перед собой организаторы, не знаю. Индия сейчас открывается современному миру, хочет привлекать к себе молодежь и креативных людей. Может сначала оладьи будут с маленькими комками, не все будет гладко, но видно, что новое правительство, новый премьер-министр хотят встряхнуть Индию, модернизировать, привлечь сюда лучшие силы со всего мира. Мы и раньше возили в Индию наших буддистов и этот поток все увеличивается. Люди становятся мобильнее, образованнее, считают еще одной буддийской практикой изучение английского языка, а Индия это англоговорящая страна из-за колониального английского наследия. Люди становятся смелее, богаче,  хотят узнавать мир и путешествовать. Это будет происходить.

Какие проблемы обсуждались на конгрессе?

Проблема, наверное, одна. Российские буддисты не самые богатые, они все-таки занимаются духовными практиками, соответственно, вот это для них важно, а все остальное по важности второго порядка, поэтому денег у них в большинстве своем немного, а Индия страна дорогая в плане перелета. Не в смысле, что там дорого жить, наоборот, если уж добрался до Индии, то здесь дешево и тепло, нет необходимости в теплых вещах и шубах, но билеты дорогие и поэтому позволить поехать в Индию не каждый и не всегда  может. Для этого надо планировать, откладывать сбережения, специально настраиваться, выбирать время. Это самое важное и самая первая проблема, почему не так много людей ездят, как хотелось бы.

Отличается ли паломнический туризм от обычного? Что важно увидеть и почувствовать в  таких поездках?

Хочется, чтобы это был не обычный тур по памятным местам, когда автобус приезжает, туристы высыпают, гид начинает говорить, первым уже надоедает и они уходят смотреть самостоятельно вокруг. Те, которые вышли позже половину из того, что рассказано, пропустили, поэтому они не знают, о чем речь, они тоже теряют интерес и разбредаются. В такой насыщенной программе через какое-то время все места сливаются в одно, и уже не знаешь где, какой царь, к какому времени относится, что здесь происходило, почему это место так важно и интересно.  Для буддистов важно понять и почувствовать важность дхармическую и благословение, хочется сделать посещение глубоким и наполненным, чтобы все получили нужную информацию, той глубины, которой они хотят, чтобы это не было поверхностно.

Чтобы они могли сделать то, что хотят: помедитировать, поразмышлять, походить в группе или в одиночку. Чтобы люди прочувствовали, поняли важность визита к Будде, к местам, где все начиналось, происходило, развивалось, дало толчок всей истории мирового буддизма,  и несли в себе этот огонь дальше.

Как правило, люди приезжают уже подготовленными. Есть ли смысл обращаться к гидам на местах?

Сейчас таких рассказчиков, гидов, которые много знают, относятся с восхищением и любовью к Будде, могут заразить и поразить Учением, очень  мало. Они, конечно, есть, и мы их встречали, но их очень мало.   

Как вы относитесь к тому, что гиды на местах считают буддизм одной из ветвей индуизма? 

90% населения Индии индуисты. Буддистов на 1,3 млрд. всего 700 тыс. Это мизерный процент. Индуизм — это религия, которая вбирает в себя и адаптирует все, что считает хорошим, подходящим. Как результат, Будда для них аватар бога Кришны. Для них это естественно и они даже не понимают, что буддисты слушают их с недоумением, возмущаясь, какое право они имеют приватизировать нашего Будду! Еще одно недоумение возникает, когда они говорят, что буддизм  ветвь индуизма, хотя это мировая религия, значительно отличающаяся от индуизма. Поскольку Будда родился в индуистской культуре, многие термины и подачу он использовал ту, что в культуре уже была на тот период времени. Конечно, это радикально разные учения – буддизм и индуизм. Что есть у них общего, это ахимса — ненанесение вреда  всем живым   существам, идея реинкарнации, понятие кармы. Буддизм — атеистическое учение, в нем нет бога, нет того, кто нас любит, кто определяет, что плохо и хорошо, а в индуизме это есть. Как не смешно для буддистов звучит, в индуизме кармическим результатом считается только то, что направлено в отношении к этому богу. Если вы что-то жертвуете этому богу, молитесь ему, делаете пожелания, только тогда вы создаете себе благую карму.  Все, что делается по отношению к другим людям, другим существам, в карму не засчитывается. Для буддистов это забавно, потому что все, что происходит в отношении всех живых существ приносит свои кармические плоды. 

Кроме буддистов на конклаве гидов слушали туроператоры, которые с религией и философией буддизма не знакомы. Они же понесут эти «знания» в массы…

Это станет одним из замечаний, которое мы направим в правительство Индии по возвращению домой. Туризм, направленный на буддистов, чтобы их привлекать,  должен  уважать их религию и излагать Учение так, как излагает его сам буддизм. Что касается просто людей, таких большинство, которые просто хотят что-то узнать, приехав в Индию, которых интересует не только буддизм, а вся эта древняя и глубокая культура, то для них любая информация ценна. Если они захотят знать больше, то всегда найдут. 

Какова польза для российских буддистов от участия в Международном конклаве? Что ценного вы увезете в Россию?

На практическом уровне у нас появилось много прямых контактов и с министерством туризма Индии, с представителями на местах, с туроператорами по всему миру. Можем рекомендовать хороших гидов, с помощью официальных лиц помогать нашим путешествующим группам. Состоялось совершенно потрясающее знакомство с начальником полиции штата Бихар, который оказался фотографом и автором книги о буддийских мемориальных местах Бихара. Он лично сказал, чтобы обращались к нему, если будут какие-то проблемы, что помогут найти, защитить, разыскать, если что-то будет не так. По его словам, в Индии в основном хорошие люди, но есть и «немного разные». И для защиты от этих «разных» людей существует полиция. 

Насколько важно буддисту побывать в этих местах и что именно стоит посетить?

Каждый буддист, хотя бы раз в жизни, должен посетить 4 главных места, связных с жизнью Будды Шакьямуни. Место рождения, оно не входило в нашу программу, потому что находится в Непале, в Лумбини. Место просветления в Гайе, которая стала просветленной Гайей — Бодх-Гаей, с храмом Махабодхи и деревом Бодхи, пещеру Дунгешвари.  Место, где Будда дал свое первое поучение в Оленьей роще  (Сарнатх), где он прочел свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» в которой дал описание четырем благородным истинам, которые до сих пор являются основной концепцией буддизма, его базой. У нас добавился еще Раджгир и гора Грифов, место, где он дал свои главные сутры, где он любил бывать, любил учить, где он дал сутры Праджняпарамиты, лотосовую сутру, бамбуковая роща Венувана, где он останавливался на время муссонных дождей. Раньше у меня не было такой возможности их посетить. Теперь осталось только одно место, где Будда умер или, как говорят буддисты, ушел в Махапаринирвану. Ради этого стоит еще раз приехать в Индию и доехать до Кушинагара.

Что особенно запомнилось в поездке?

Древние ступы. Они совершенно не похожи на тибетские, которые мы знаем. Фантастических форм, полные символики. За 2500 лет они выкристаллизовались  в совершенные произведения искусства, объекты монументальной скульптуры и источники благих энергий. Раньше особо не задумывались ни над символикой, ни как строить,  ни как наполнять, их просто строили, как строилось. Они больше похожи на гробницы.

На самом деле, запомнилось все, где мы были. Эти впечатления будут всплывать. Особенно когда мы медитировали у дерева Бодхи, мое сознание унеслось на час или два. Пребывание в полном счастье, свете и благословении. Я не люблю так  — мистически — рассказывать про буддизм, но это было чудесное ощущение. Время пронеслось как мгновение. Еще был совершенно волшебный подарок, который могу объяснить как привет от Будды и благословение  из пространства, когда мы спускались на фуникулере с Горы грифов от ступы мира, которую построили японцы в 1969 году. Мы на каждом месте задерживались больше, чем планировали наши радушные хозяева, и в результате спускались с горы последними, в полной темноте. В Индии ночь мгновенно наступает. Южная,  тропическая.  Нас как будто бросили в пропасть, мы летели в полной пустоте, смотрели  на огромные южные звезды, на молодую луну, летающих вокруг летучих мышей и бабочек. Это такое волшебное ощущение, которое задает тон воспоминаниям обо всем путешествии.


Оригинал статьи: http://travel.vesti.ru/

Сохраненная копия статьи

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Просветление – это осознание умом своего пространства ясности-неограниченности»

Лама Оле Нидал

Новости центров