Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

12.12.2017 - 12.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в России  → «Главная цель — реализовать самого себя»

«Главная цель — реализовать самого себя»

Интервью с Кирсаном Илюмжиновым
Кирсан Илюмжинов

Кирсан Николаевич, недавно Калмыкию посетил Семнадцатый Кармапа. Каковы ваши впечатления от этого визита?

Мы год целый готовились к этому визиту. Для нас это было очень интересно и важно, потому что сейчас в Калмыкии мы возрождаем традиционный буддизм. Десять лет назад в республике не было ни буддийских храмов, ни лам, ни учителей, ни учеников — ничего. Тогда мы начали отправлять наших ребят учиться в Индию. И, конечно, визит Его Святейшества Семнадцатого Кармапы сыграл огромную роль для популяризации буддизма в нашей республике, тем более, что он ни разу не был в России. Для меня было очень приятно и почетно, что именно Калмыкия имела честь пригласить его и принимать у нас в республике. Те обряды, которые он совершал, поучения, которые давал, — все это пошло на создание позитивной кармы для Республики Калмыкия и для ее народа.

Я предоставил Кармапе особняк и сказал: «Считайте, что здесь Ваша резиденция». В любое время он может приезжать, жить, давать поучения. В этом году он был у нас в День России — 12 июня. И я предложил ему каждый год в этот день приезжать в Россию и давать благословение России и российскому народу.

А какие ощущения остались у вас от самого Кармапы?

Мы общались с ним, он был гостем у меня дома, у моих родителей. Дом, в котором я родился и жил, уже два святейших посещало. И Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй был у нас (мама готовила булмык — национальную калмыцкую еду). И на том же стуле, на котором сидел и обедал Патриарх Московский, 1 декабря 2004 года сидел Его Святейшество XIV Далай-лама — папа даже таблички сделал. И на том же стуле сидел Его Святейшество XVII Кармапа. И приятно было просто принимать его у себя дома —  очень прогрессивного молодого человека, не по годам мудрого, очень доброго и проницательного, очень лаконичного. Действительно тот сан, который он имеет, и те поучения, которые он дает как Святейший, соответствует всему его облику и внутреннему состоянию. Он очень умный человек.

Как вы считаете, каковы перспективы буддизма в России? Насколько благоприятна нынешняя ситуация для его развития?

Ситуация улучшается. Сейчас во многих магазинах продаются книги о буддизме. Хоть и не часто, но появляются на различных телевизионных каналах передачи о буддизме. Это важно, поскольку у людей мало знаний в этом вопросе. В нынешнем году один влиятельный предприниматель подарил мне на день рождения «Будду». Говорит: «Сейчас машина придет, привезут подарок». Ну и привезли Хоттэя — это японский бог, считается, что ему нужно живот чесать для привлечения удачи. Я звоню этому бизнесмену, он меня спрашивает: «Ну, как Будда?» А я ему отвечаю: «Так это же не Будда». А он: «Как не Будда?! Я в магазине выбирал, мне сказали — Будда!» Разумеется, он хотел мне приятное сделать. А подарил китайскую игрушку. И у многих общее представление о буддизме совсем неправильное. К тому же у нас сейчас много шаманизма, кришнаитов и так далее. И понятие о буддизме у всех весьма отдаленное. Даже многие уважаемые люди не знают, кто такой Будда Шакьямуни, когда он родился и так далее. Но то, что буддизм в последнее время набирает обороты, очевидно: президент России Дмитрий Анатольевич Медведев две недели назад посетил дацан в Бурятии в Улан-Удэ, встречался с ламами. Владимир Владимирович Путин тоже посещал этот храм, встречался с ламами, долго беседовал. То есть первые лица уделяют внимание буддизму. Но для большинства в России привычнее православие и ислам. Хотя еще Елизавета II издала указ о четырех традиционных для России религиях — православие, ислам, буддизм и иудаизм.

Еонечно, визит Его Святейшества Семнадцатого Кармапы сыграл огромную роль для популяризации буддизма в нашей республике, тем более, что он ни разу не был в России. Для меня было очень приятно и почетно, что именно Калмыкия имела честь пригласить его и принимать у нас в республике.

И все-таки процесс распространения буддизма идет, к нам приезжают учителя, Лама Оле Нидал, например. Вообще-то, я к религии отношусь как к части развития нашей человеческой цивилизации. Я буддист настолько же, насколько я православный или мусульманин.

Вас же в детстве, насколько я знаю, бабушка обучала буддийским обрядам?

Я в детский садик не ходил, оставался дома с бабушкой. И когда родители на работу уходили, она дверь на крючок закрывала — у нас маленький домик такой был. Думала ли тогда бабушка, что в этот дом будут заходить святейшие Патриарх Московский, Далай-лама, Кармапа… Она закрывала шторки, из сундука, пахнущего нафталином, доставала статую Будды, тханку, ставила их и начинала молиться. Она была безграмотная, но знала мантры. И я вместе с ней «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» повторял. Потом, когда чуть-чуть подрос (лет 5–6 было, уже в шахматы научился играть), она шторы закрывает, а я иду и открываю. Она говорит: «Закрой!» Я спрашиваю: «А кого бояться?» А она: «Нет, сейчас придут, накажут…» Это был семидесятые годы. Ведь в 1943 году калмыков выслали в Сибирь до 1956 года, и все буддийские храмы были уничтожены. Я когда стал президентом в 1993 году, ни одного храма не было — ни буддийского, ни православного — никакого вообще.

И как же тогда сохраняли религию?

Вот бабушки и сохраняли. Я тогда стал возмущаться — первое проявление демократии в семье — как же так, пусть люди видят, что мы молимся. Она говорит: «Нельзя. Вот вырастешь, построишь храм, и будут люди ходить туда». Она как будто вперед смотрела тогда. На той улице, где мы с бабушкой молились, я построил самый большой в Европе буддийский храм. Золотая Обитель Будды Шакьямуни — такое название дал ему Далай-лама. Мы в республике построили 45 буддийских храмов, 22 православные церкви — все за эти десять лет. На это я жертвовал свои деньги, деньги своей семьи, друзей. Мы дарили их буддийской общине, православной церкви. Бабушка вперед смотрела — действительно, храм я построил, всех святейших пригласил. Если бы она была сейчас жива, она была бы довольна.

Когда вы стали старше, вы перестали интересоваться буддизмом?

Почему же? Вот только сегодня утром я беседовал на тему буддизма с одним высокопоставленным чиновником из Кремля. Он даже попросил книги о буддизме. Еще я обещал книги одному из помощников президента России, сегодня завезу их ему.

Вообще, мне доставляет удовольствие встречаться с иерархами той или иной конфессии. На прошлой неделе я совершил двухдневное паломничество в Инкерманский монастырь под Севастополем, в Балаклаве. Я пожил там с монахами. А перед этим совершал паломничество в монастырь Святого Великомученика Пантелеймона, на греческий остров Афон. У Папы Римского был в келье, у Далай-ламы в Тибете, в Лхасе. Мне просто интересно, потому что религия — это философия. Особенно буддизм, ведь он зародился 2550 лет назад. Иногда я читаю книги и лекции — мне очень интересно.


Кармапа XVII и Кирсан Илюмжинов

Кармапа XVII и Кирсан Илюмжинов

Вы медитируете?

Периодически.

Делаете какие-то определенные практики?

Я бы не сказал, что являюсь твердым последователем какой-то школы и знаю какие-то практики. Но то, что я беру из бесед и из книг, то, что приходит по наитию, — использую.

Вы не хотели бы посетить какой-нибудь медитационный курс, с Ламой Оле Нидалом, например?

Ну конечно, он все время меня приглашает. В этом году два раза приглашал — в Германию и в Испанию. Но у меня времени нет — я через день в самолете. А так, конечно, хотел бы — две-три недели посидеть, позаниматься. Это очень здорово.

Медитация как-то помогает вам в работе, в жизни?

Безусловно. Любой человек должен сохранять душевное равновесие. Не важно, на какой должности он находится. Будь он тем же комбайнером, менеджером в банке или журналистом, министром, депутатом. Будда учил, что нельзя ни к чему привыкать, даже к собственной жизни. Когда ты действительно ощущаешь, не просто знаешь, а воспринимаешь подкоркой, что все приходящее и уходящее, тогда и решения получаются продуманные.

Я читала об этой удивительной десятой статье в «Степном Уложении» Калмыкии, о том, что народ Калмыкии несет ответственность за все, происходящее в мире. Думаю, что нигде подобных государственных документов нет. Как вы считаете, это воздействует на психологию, на умы калмыков?

Да, это же откладывается на уровне подсознания, — мысль, что мы не одни здесь. Это воздействие рассчитано на подрастающее поколение. Наша конституция — единственная в мире, где есть такая конституционная норма — «ты в ответе за все, что делаешь». В конституции Франции, Америки, России — нигде вы не найдете такого. Я вписал эту статью, чтобы каждый ребенок понимал, что он является землянином — ребенком этой вселенной, которая не ограничена Россией или Европой. Что те проблемы, которые есть в Африке, или глобальное потепление, или исчезновение белых медведей — все это тоже его касается. Что он один из участников этой экосистемы. И чем больше человек думает, что он одно целое с окружающей природой, тем меньше он будет совершать вредных поступков, понимая, что может получить ответный удар. Когда человек научится это осознавать, тогда, наверное, меньше войн будет и больше порядка на земле.

Так что эта статья, десятая — это как глас вопиющего в пустыне. Раньше на нее никто не обращал внимания, я и не рассчитывал на это особо. Но сейчас все больше и больше людей, политиков обращаются ко мне насчет этой статьи. Значит, время подходит. Тем более, что планета так загрязнилась. И это выражается не только в том, что кругом так много мусора и оружия, но и в том, что человечество стало очень эгоистичным. Общество потребления…

Сейчас в России детям в школе собираются преподавать основы религии. Как в Калмыкии решен этот вопрос?

У нас религия преподается с 1993 года. По телевидению часто выступают и православные, и буддисты, и мусульмане. В прошлом году мы открыли первую национальную русскую гимназию, при университете основали буддийский факультет, школу. Достраиваем первый международный буддийский университет. Там будут преподавать религиоведение, проводить практики. Когда в следующем году приедет Лама Оле Нидал или Его Святейшество Кармапа — они смогут там выступить.

Кирсан Николаевич, вы много путешествуете, бываете в разных странах. У вас есть какие-то наблюдения по поводу того, отличаются ли страны, где буддизм является основной религией, от других?

Любой, кто был в Таиланде, заметил бы, что там спокойней… Не хочу  комментировать историю мировых религий. Однако отмечу, что человечество не знало буддийских войн. Никого на костре не сжигали, если он в Будду не верит. Конечно, буддизм накладывает определенный отпечаток на те страны, в которых его исповедуют. В Индии, например, или в Непале, конечно, между собой воюют какие-то кланы, но в общем страна не угрожает никому. Таиланд кому угрожает? Никому не угрожает. Хотя они все время премьер-министра хотят скинуть. Но в общем они никому не угрожают. А взять, например, Пакистан, Израиль, со своими ядерными бомбами. Или США?

Что вы думаете по поводу противостояния Тибета и Китая? Как будет развиваться, на ваш взгляд, эта ситуация?

Далай-лама уже провозгласил, что он за единство территории Китая. Я за диалог между властями Китая и Далай-ламой, за то, чтобы они действительно встретились и поговорили, выслушали друг друга. Я никогда не слышал, чтобы Далай-лама говорил, мол, давайте отделим Тибет. Нет. Он останется в составе Китая, но при условии культурной и религиозной автономии. Я за диалог. Пусть они сидят и договариваются. Тем более, что было время, когда Далай-лама был заместителем председателя КНР, в прямом смысле.

Вы много общаетесь с действительно высокими ламами. Что-то  в вас благодаря этому общению меняется?

Как говорят, self-made. Сделай себя сам. На меня очень трудно повлиять, но, разумеется, меня к ним тянет. И не только к высоким ламам. Например, отец Иофф — простой священник, с которым я сидел в горах под Севастополем — очень сильное впечатление произвел на меня. Каждый человек уникален сам по себе. У кого-то больше объем знаний, больше возможностей, у другого чуть меньше, но тоже есть тяга, душа. Я беседовал и с Папой Римским, и с Далай-ламой, и с Семнадцатым Кармапой — это удивительнейшие люди, таких, осененных космосом, единицы. Общение с ними приносит много пользы. Любой человек не должен останавливаться в совершенствовании ни на час.

Вы действительно очень много делаете для буддизма в России, и в регионе. Какие еще планы у вас есть?

На сегодняшний день самое главное — запустить академию. А так у нас буквально каждый месяц масса мероприятий. Сейчас вот я провожу в середине октября Первый международный форум традиционной тибетской медицины. Хотели назвать «нетрадиционной», но не стали — она же тысячелетнюю историю имеет. Приедут гости из двадцати стран: из Индии,  Тибета, Китая, Америки, Франции. Это даст большой импульс именно в этом направлении. Сейчас идет очередной буддийский семинар, устроители которого хотят построить под Элистой большой ретритный центр. В следующем году начнем возводить статую Будды Майтрейи — она будет большая, двадцать метров, с внутренними помещениями. Это будет грандиозный скульптурный комплекс. Уже макет сделан. Авторы — Алексей и Наталья Парфёновы. Мы же все ждем прихода Будды Майтрейи. Думаю, мы раньше, чем в Индии, сделаем.

Кирсан Николаевич, вы очень многого в жизни добились и многое сделали. Что вы считаете своим главным достижением?

Ну не знаю, многого добился или не многого… Главная цель — реализовать самого себя. Назад я не смотрю. Но, например, десять лет назад наша республика была  на последнем месте по количеству дорог с твердым покрытием. Сейчас мы в первой пятерке. Все районы заасфальтировали. На последнем месте по газификации находились, а сейчас уже газифицировали всю республику. Многое построили. Это материальные проявления. Десять лет назад Калмыкию считали провинцией, и немногие вообще знали, где она находится. А сейчас буддисты во многих странах, шахматисты и инвесторы хорошо нас знают. Но я назад стараюсь не смотреть. Я это сделал и пошел вперед. А впереди — сколько сможешь выжать из себя? Может быть, телепортироваться и летать я и не научусь, но вот что-то из мозгов своих выжать, реализовать самого себя хочу.

Вы чувствуете какую-то поддержку со стороны высших сил?

То, что вы утром проснулись, и голова не на тумбочке находится, руки и ноги шевелятся, солнце взошло — это уже поддержка высших сил. Если больше позитива в жизни делаешь — не обижаешь других —  то иногда и тебе помогают. Есть же Всевышний, или карма. Так что, если ты ногу поломал или еще что-то произошло, значит кого-то ты все-таки обидел — если не в этой жизни, то в прошлой. Все бумерангом возвращается. Поэтому нужно стараться все делать на позитиве. Невозможно, конечно, быть вечно на позитиве, когда ты руководитель, нужно кого-то увольнять, сажать. Но главное, чтобы был позитив в мыслях.

Как вы думаете, буддисту в политике проще или сложнее?

Сложно, очень сложно. Еще Макиавелли писал, что политика — это грязное дело, дело грязных рук. Почему я в монастыри иногда езжу? После работы мало руки помыть, в душ сходить. Нужно еще душу почистить. Буддизм учит сострадать, а в нашем деле это сложно. Надо увольнять кого-то, а ведь у него семья, дети, но он не справляется — трудно же. Но без этого никак. Ну а в стратегическом плане легче, конечно. Помогает быть более уравновешенным, спокойным. Принимать решения, исходя не из сиюминутных взглядов.

Как вы считаете, какие буддийские постулаты и воззрения могут быть полезными современной молодежи?

Во всех религиях есть эта основа — сострадание. Даже в старых учебниках марксизма-ленинизма можно найти эту идею. Кошку не мучить, наркотики не употреблять, соседа не бить по голове дубинкой, однокурсника уважать и давать ему списывать, если он не выучил урок. Сострадание и любовь ко всему — это основа буддизма. Если научишься сострадать, значит, нормальный живой человек из тебя получится.

 

Вопросы задавала

Евгения ПОЛОВНИКОВА


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Не стоит пренебрегать даже самым крохотным позитивным действием, думая, что оно не принесет никакой пользы. Ведь вода постепенно наполняет сосуд даже самых невероятных размеров»

Патрул Ринпоче, XIX век

Новости центров