Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

03.02.2018 - 31.12.2018

Февраль 3: Перт (Австралия) 11: Сидней (Австралия) 56-19: Глен-Туи (Новая Зеландия) Март 2-4: Гонконг 9-11: Кейптаун (Южная Африка) 20: ...

13.08.2018 - 22.09.2019

25-28 января — Краснодар 8-10 февраля — Новосибирск 15-17 февраля — Хабаровск 23-25 февраля — ...

14.08.2018 - 22.10.2018

Конференция пройдет 19-22 октября в Санкт-Петербурге. Организаторами и учредителями выступают: - Российская ассоциация буддистов ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Эрмитаж. Буддийское искусство

Эрмитаж. Буддийское искусство

img38

В Санкт-Петербурге во всемирно известном музее «Эрмитаж» открылась постоянно действующая экспозиция «Культура и искусство Центральной Азии». В нее включено множество редчайших произведений буддийского искусства, прежде недоступных для публики: скульптуры, тханки, ступы, предметы культа. Среди экспонатов — тханка «Будда Шакьямуни», выполненная Десятым Кармапой. Именно ее показывали Семнадцатому Кармапе Тхае Дордже во время его визита в Эрмитаж в 2009 году. Всего на выставке представлено около тысячи образцов материальной культуры и искусства из различных регионов Центральной Азии — Восточного Туркестана, провинций Китая, Монголии и Тибета. Памятникам Восточного Туркестана посвящена отдельная галерея. Здесь вниманию посетителей предложены древнейшие образцы буддийского искусства из Турфанского, Карашарского и Кучарского оазисов и Хотана. Именно через эти оазисы в первом тысячелетии проходил Великий шелковый путь, связывающий западный мир и Центральную Азию с Китаем, по которому не только шли торговые караваны, но и распространялся буддизм — из Индии через Центральную Азию в Китай. Буддизм оказал огромное влияние на культуру оазисных государств, и сегодня Эрмитаж экспонирует богатое культурное наследие княжеств Восточного Туркестана во всем его многообразии.

Двухголовый Будда. XII–XIII вв. Тангутское государство Западное Ся, Хара-Хото

 

Монах, Дуньхуан, VIII в.

img42

Монах, фрагмент тханки, Хара- Хото, XII–XIII вв.

Здесь и глиняные рельефные изображения Будд и Бодхисаттв — крупная скульптура, и миниатюрные образы из Хотана, и яркие красочные тханки и росписи из пещерных буддийских монастырей Турфанского оазиса, а также росписи «Джатака о тигрице», «Бодхисаттвы и монахи из сцены проповеди», «Осада Кушинагара» — из Карашарского оазиса. В следующих двух залах экспозиции представлены подлинные артефакты буддийского искусства из пещерного монастыря Могао, находящегося неподалеку от города Дуньхуан в китайской провинции Ганьсу. Это тханки, выполненные на шелке, холсте и бумаге, лепные и расписные скульптуры, яркие настенные росписи, живописные свитки и знамена. Жемчужины экспозиции — редчайшие знамена с Бодхисаттвой Авалокитешварой (Бодхисаттва Любящие Глаза), тханки с изображением Будды Амитабхи и Чистой страны, пейзаж с сюжетом джатаки о добром сыне. Эта коллекция дает представление о развитии буддизма в пещерах тысячи Будд в окрестностях Дуньхуана.

Фрагмент тханки Хара-Хото XIII–XIV вв.

Еще два зала выставки занимают уникальные экспонаты, найденные в мертвом городе Хара-Хото на юге пустыни Гоби: памятники живописи и скульптуры тангутского государства Западное Ся. Культура и искусство тангутов занимают «промежуточное» положение между Тибетом и Китаем, для них характерно использование и синтез тибетской, китайской и тибето-китайской художественных традиций. В коллекции Эрмитажа собраны важнейшие памятники этой уникальной культуры: тханка «Встреча праведника в Чистой земле Будды Амитабхи», скульптура двухголового Будды, тханка «Будда в короне», которая резко выделяется из всей коллекции. На ней Будда изображен с монетой в опущенной правой руке. Монета китайского типа позволяет точно определить дату создания этого произведения.

Дуньхуан, VIII в., голова бодхисаттвы

Особое место на выставке занимает богатейшая коллекция буддийской серебряной скульптуры Монголии и Тибета. В этой части экспозиции представлены также великолепные образцы монгольской тханкописи. Поскольку из Монголии буддизм распространился в Бурятию и Калмыкию, выставка демонстрирует также произведения бурятского искусства.

Светлана РАГИМОВА & Юлия ЕЛИХИНА

Буддизм.ru №23 (2013)

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Обладающие доверием лучше всего узнают свой ум в зеркале, которое держит перед ними Учитель»

Лама Оле Нидал

Новости центров