His Holiness Gyalwa Karmapa is the head of Karma Kagyu tradition. He is also known as King of Yogis of Tibet.
 
 

Main events

 

Upcoming Events

 
 
Home  → Teachings  → Articles  → Buddhism in Russia  → (Russian) Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России (VII–XIII вв.)

(Russian) Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России (VII–XIII вв.)

 

Александра Третьякова
 
 

Россия на протяжении всей своей истории была полиэтническим,  многоязыковым государством, где смешивались различные культуры, народы и религии. И с ростом числа географических открытий эти тенденции только усиливались. Поэтому термин «русские» часто вызывает улыбку у наших соотечественников, которые не в состоянии определить все ингредиенты своего генетического коктейля. Дальний Восток был самым поздним из географических трофеев России. И менее изученным. Его значение всегда было сырьевым, что рождало небрежное отношение к культуре и истории этого региона. Мало кто знаком с тем фактом, что Дальний Восток России был родиной двух великих азиатских государств — Бохая и, позже, Цзинь (государства чжурчжэней), процветавших тысячелетие назад. Именно великих. Речь идет не о варварских кочевых племенах, населявших Монголию, Сибирь, Поволжье, но о высокоразвитых буддийских культурах. Существует устойчивый миф, что буддийская традиция на территории современной России началась с Тувы, Бурятии и Калмыкии (IX–XIII вв.). Однако если придерживаться версии, что Дальний Восток тоже часть России, то история отсылает нас в далекий VII век, еще до крещения Киевской Руси. Но, поскольку Дальний Восток России стал домом для славянских переселенцев всего лишь лет 200 назад, к тому времени не осталось и следа от великих культур бохайцев и чжурчжэней, пять столетий потрясавших Дальний Восток. Проблема в преемственности культуры. Итак, первые свидетельства о существовании буддизма как религиозной системы на территории современной России относятся к VII в. н. э. и связаны с государством Бохай (Цветущее). Однако имеются исторические сведения о том, что первые знакомства дальневосточных племен с буддизмом в виде отдельных артефактов приходятся на период распространения этой религии в Китае и Корее, то есть на I–IV вв. Этот факт подтверждается наличием в погребениях Корсаковского могильника на реке Амур, относящихся к I–II в. н. э., статуэтки Будды и фрагментов сосудов с изображениями цветков лотоса. Конечно, это не говорит о присутствии буддизма как религиозной системы; вероятнее всего, это следствие культурного влияния центрально-азиатского региона на территорию Приамурья во II тысячелетии. О том, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период, практически ничего не известно. Можно предположить, что это было одно из ответвлений Махаяны, получившей распространение в I–IV вв. в Китае и Корее. Государство Бохай (698–926) включало в себя территории современного Приморского края, Приамурье, Северную Корею, а так же значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурию). Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан. В отличие от ближайших соседей, Бохай был независимым от Китая государством, что свидетельствует об экономической и военной мощи королевства. Государство имело развитую административную систему. Территория делилась на 5 столиц, 15 округов, 62 префектуры, 125 уездов. Идея пяти столиц уходит корнями в дальневосточную систему гармонии пяти элементов (металл, вода, дерево, огонь, земля). Во главе государства стоял кэду (король), указы которого имели силу закона. Исполнительная власть была сосредоточена в шести министерствах. Для вступления в чин госслужащие были обязаны сдавать экзамены. В государстве имелась сильная армия, а бохайская панцирная конница не знала себе равных. К тому же Бохай обладал мощным военно-морским и торговым флотом. Крупным морским портом на территории приморского края было, например, Краскинское городище (Хасанский район). В VIII–IX вв. Бохай был сложившимся мощным государством, установившим обширные торговые и политические связи как с ближайшими соседями — Китаем, Кореей и Японией, так и с более отдаленными территориями. Для осуществления регулярных торговых связей с тюрко- и монголо-язычными народами Южной Сибири и даже ирано-язычными народами Средней Азии была создана Соболья дорога (севернее Великого шелкового пути), по всей длине которой существовали торгово-ремесленные колонии. Археологические исследования свидетельствуют о том, что это была богатая, самобытная, высокоразвитая культура со своими ремесленными традициями, наукой и искусством. Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись бохайцами на внешний рынок, в том числе в Китай и Японию. Были развиты ремесленные производства — металлургия и металлообработка, изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее, ювелирное дело. В средневековой Азии Бохай имел репутацию просвещенного королевства. Это подтверждает цитата русского востоковеда XIX в. В. Горского: «Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых». Бохай славился своими учеными, философами и поэтами. В городах строились библиотеки и университеты, в сельской местности открывались школы, где молодежь обучали грамоте. В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Это потрясающий факт, который указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы. Для сравнения, в Европе общеобразовательная система появилась десятью веками позже. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность. Культура Бохая была открыта для внедрения элементов из других культур и стран. Но, конечно, в области культурных влияний и заимствований существовала и обратная связь. В Японии и Китае высоко ценилась бохайская музыка и поэзия. Так, например, японцы переняли у бохайцев особый жанр театрального представления — «бокай гаку», который исполнялся еще в прошлом столетии. У них же японцы позаимствовали миниатюрные скульптурки нэцкэ (хотя есть версия, что это результат более позднего влияния чжурчжэней). В исторических японских записях сохранились стихотворные буддийские молитвы бохайцев. В тех же источниках содержатся описания спортивных состязаниях бохайских и японских лучников: «В 822 году прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло». Кстати, этот вид спорта был широко известен и популярен в Азии того периода. Исследования археологов свидетельствуют о том, что в VIII веке буддизм стал доминирующей  религией на территории Бохая, и произошло это при поддержке государства. Хотя в обществе сохранялись традиции шаманизма, даосизма и конфуцианства.  Как китайское влияние, буддизм в начале получил распространение среди знати и чиновников, но в дальнейшем вытеснил шаманизм, став, по сути, государственной религией. В этот период здесь активно строятся буддийские храмы и монастыри. В Приморье археологами открыты остатки пяти буддийских храмов бохайского периода: в Краскинском городище Хасанского района, а также в Уссурийском районе — Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский. При  раскопках обнаружено много целых и фрагментированных статуэток Будды  из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины. В летописях отмечено, что в начале IX в. среди подношений Бохая китайскому двору были посланы две буддийские статуи, изготовленные в Бохае из серебра и золота. По мнению японских ученых, в архитектуре бохайских храмов Приморья есть очень много общего с подобными сооружениями, встречающимися в Индии и Центральной Азии. Помимо Китая появлению буддизма в Бохае способствовали и другие соседи: Корея и кидани (государство Ляо), поэтому вероятней всего, бохайцы практиковали Махаяну, что подтверждает и анализ артефактов, найденных при раскопках храмов.

Бохай просуществовал всего двести лет. Это было первое государство на территории Приморья. Его существование способствовало социально-экономическому и культурному прогрессу во всем регионе. Именно государство Бохай заложило предпосылки для  возникновения Маньчжурского государства и Золотой империи чжурчжэней. В начале Х в. юго-западные соседи бохайцев — кочевники кидани — начали набирать силу и активно завоевывать соседние территории. Двадцатилетняя война ослабила бохайцев, и в 926 году кидани смогли сломить их сопротивление. На месте бохайских руин они создали свое королевство (Восточный Дань). После падения Бохая часть его населения ассимилировалась с киданями и осталась на своих территориях, а  часть объединилась с чжурчжэнями и другими тунгусо-маньчжурскими народами. Это новообразование получило название «чжурчжэни» (непокорный народ). Почти двести лет продолжалось противостояние между киданями и чжурчжэнями. В конце концов «непокорному народу» удалось не только разгромить киданей, но и отвоевать часть Китайской империи. Надо отметить, что кидани тоже были буддистами. Есть научное утверждение, что наследники бохайской культуры — чжурчжэни — переняли буддизм именно у киданей.

Литература: Аниховский С. Э. Религиоведение. 2004. № 1// Благовещенск: АмГУ, 2004.С. 104–112. Артемьева Н.Г. Культовые сооружения бохайского времени на территории Приморья// Российская археология. 1998. № 4. С. 174–191. Артемьева Н.Г. Новые эпиграфические находки в Приморье//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2003. № 1. С. 200–210. Беляков А.О. Буддизм в Приамурье: вопросы истории культуры региона//Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времен до начала 20 века): Материалы международной научной конференции (Благовещенск, 17–18 мая 2004 г.). Благовещенск: БГПУ, 2004. Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. — 1234 г.). М.: Наука, 1983. Медведев В. Е. Приамурье в конце I — начале II тысячелетия. /Новосибирск: Наука, 1986. Об авторе: Александра Третьякова. Приняла Прибежище у Ламы Оле Нидала в 1998 году в Хабаровске. Сейчас живет во Владивостоке.

Share:

 
Subscription:
«Buddhism today»
RSS
 
 

Regional news